Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «13. Опека и попечительство. Патронаж». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Вопросы опеки и попечительства над детьми является одной из важных тем в российском законодательстве. Разрешение опеки и попечительства над ребенком получают с учетом его мнения, назначить опекуна над несовершеннолетним ребенком в возрасте свыше 10 лет можно только с его согласия. В соответствии с п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун/попечитель может быть назначен только с письменного согласия гражданина. Передача несовершеннолетних детей, являющихся близкими родственниками (сестры и братья), не может быть осуществлена разным лицам (исключения составляют случаи, когда такая передача возможна в целях защиты интересов детей).
Опекун/попечитель, который был назначен временно исполняющим обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка, обладает всеми правами и обязанностями опекуна/попечителя, однако он не имеет права распоряжаться имуществом подопечного от его имени, в том числе, давать согласие на совершение каких-либо сделок с имуществом самим подопечным.
Патронаж не является особой формой попечительства, как об этом говорится в действующей редакции ст. 41 ГК РФ. Патронаж — самостоятельный институт гражданского права, нуждающийся в отдельном правовом регулировании.
Проблемы опеки и попечительства
Министерство социального развития опеки и попечительства существует уже не первый десяток лет, однако многие имеющиеся в данной сфере проблемы были и несколько лет назад:
- первая, и самая ощутимая для потенциальных опекунов – это несоизмеримость бюрократической волокиты и возможностей большинства лиц, выразивших желание стать ответственными за жизнь ребенка или недееспособного человека;
- существующие правила подбора, учета и подготовки потенциальных опекунов требуют значительной доработки;
- задачи органов опеки и попечительства вполне понятны, но на практике в полном объеме они реализуются крайне редко. Обычно подобный подход обусловлен недобросовестностью и некомпетентностью сотрудников ведомства;
- социальная опека и попечительство в России развиты не столь широко, как в странах зарубежья. Тем не менее, были утверждены дополнительные ограничения для граждан США путем введения так называемого закона Димы Яковлева, что явно не способствует соблюдению интересов лиц, нуждающихся в поддержке;
- чтобы надлежащим образом исполнять возложенные обязанности, опекуну недостаточно одного желания. Нужны навыки, знания, ресурсы. К сожалению, далеко не все лица, выразившие желание, соответствуют данным позициям;
- требуют уточнения права и обязанности органов опеки и попечительства, которые не всегда соответствуют текущим требованиям социума и уровню его развитости.
Итак, ввиду значимости бюрократической составляющей в процедуре оформления опеки и попечительства и во избежание затягивания сроков рассмотрения в связи с отсутствием должного опыта взаимодействия с представителями государственных ведомств, рекомендуется воспользоваться консультационной поддержкой юриста. Наличие представителя со специфическими знаниями и навыками, подкрепленными опытом, могут значительно упростить процесс оформления.
Какие документы необходимо подготовить для оформления опекунства
Для того, чтобы подтвердить свое желание стать опекуном, необходимо предоставить в орган опеки и попечительства такие документы:
- Заявление.
- Автобиографию.
- Паспорт либо другой документ, подтверждающий личность.
- Медицинская справка о состоянии здоровья.
- Справка с места работы либо иной документ, отражающий уровень доходов.
- Справка об отсутствии судимости.
- Справка от нарколога.
- Документ, подтверждающий наличие жилплощади.
- Согласие лиц, проживающих с заявителем на одной жилплощади.
- Заключение МСЭК о присвоении группы инвалидности.
- Решение суда о признании лица недееспособным.
Это общий пакет документов. Следует учесть, что в каждом конкретном случае заявителю могут понадобиться дополнительные справки.
Существует несколько видов такого рода патронажа в зависимости от возраста и состояния человека, нуждающегося в помощи. По этой же причине будут различаться и услуги, предоставляемые патронажной службой.
Различают следующие типы:
- патронаж до рождения ребенка либо наблюдение за беременной женщиной. Основная задача в этом случае заключается в регулярном контроле состояния здоровья будущей мамы при вынашивании плода. Такой тип ухода предполагается в женских консультациях;
- уход за новорожденным;
- детский патронаж;
- уход за людьми пожилого возраста;
- помощь людям с ограниченными возможностями;
- наблюдение за психически больными пациентами;
- соц. помощь для людей, оказавшихся в тяжелой ситуации.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.
Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.
Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.
Понятие опеки и попечительства
Опека и попечительство — это комплексный раздел семейного и
гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами. которые
нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту
их личных и имущественных прав. Данный правовой институт охватывает широкий
круг вопросов, связанных как с семейным, так и гражданским законодательством.
Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих
случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы,
регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же
законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные
органы — опеки и попечительства. Общим для этих институтов является и порядок
выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.
Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин,
должен обладать правосубъектностью . Она складывается из двух составляющих:
правоспособности и дееспособности. Правоспособность — это способность
индивида иметь права и нести обязанности. Дееспособность — это способность
своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и
исполнять их. Дееспособным гражданин признается по достижении определенного
возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин, достигший этого
возраста вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав и обязанностей,
закрепленный в законе. Существует также понятие частичной дееспособности.
Частично дееспособными признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет.
Дееспособность гражданина, достигшего 18-ти лет, может быть
ограничена решением суда. Причиной этому может послужить злоупотребление
гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами. в том случае,
если из-за подобных действий в тяжелое материальное положение ставится его
семья. Над ним устанавливается попечительство. Такой гражданин вправе
самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком
и другими доходами он может лишь с согласия попечителя. Если основания,
способствовавшие ограничению дееспособности отпали. суд признает гражданина
полностью дееспособным, попечительство отменяется.
Частично дееспособный гражданин в соответствии с ГК РФ
вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком или другими доходами.
совершать мелкие бытовые сделки, вносить вклады в кредитные учреждения и
распоряжаться ими, а также осуществлять другие действия, предусмотренные
законом. Более серьезные сделки они могут совершать с согласия своих законных
представителей, к которым относятся родители, усыновители и попечители. Лица,
не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными.
Гражданский закон выделяет в данном периоде два промежутках с рождения до 6-ти
лет и с 6-ти до 14-ти лет. Дети, чей возраст соответствует первому промежутку,
признаются полностью недееспособными. Малолетние в возрасте от 6-ти до 14-ти
лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки и распоряжаться
средствами, предоставленными его законными представителями.
Достижение гражданином 18-ти лет не является единственным
условием признания его дееспособным. Для того, чтобы максимально полно
реализовывать свои права и исполнять обязанности гражданин должен быть
психически вменяем. Отсутствие этого фактора ведет к признанию гражданина
недееспособным решением суда и к установлению над ним опеки. Все сделки от лица
гражданина. признанного недееспособным осуществляют его опекуны. Возможна также
ситуация, когда гражданин, будучи полностью дееспособным, тем не менее не в
состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состоянию
здоровья. В этом случае по просьбе гражданина над ним может быть установлено
попечительство в форме патронажа.
Что такое патронаж и его виды
Понятие патронаж раскрывается законодателем в ст. 41 ГК РФ. Оно подразумевает оказание условно бесплатной бытовой помощи дееспособным гражданам, которые в силу возраста или особенностей здоровья не могут самостоятельно решить текущие личные вопросы, отстоять права и исполнить обязанности.
Стороны вправе заключить договор поручения без вознаграждения. Но в большинстве случаев такая помощь безусловно носит материальную подоплеку, так как законодательством не запрещено заключать договоры, в условиях которых предусматривается вознаграждение помощника в имущественном или денежном эквиваленте.
Чтобы получить социального помощника, нуждающийся в уходе человек вправе обратиться в органы соцзащиты. Заявление рассматривается в десятидневный срок. При положительном решении, в течение месяца государство обязано найти помощника для заявителя.
Этот вид патронажных отношений подразумевает безвозмездность со стороны государства. На практике определение понятия шире, так как существуют коммерческие формы патронажных взаимоотношений. Например, получив отказ соцзащиты, гражданин вправе заключить договор с патронажной службой, оказывающей те же услуги за деньги.
Кроме того, данное понятие используется в служебных инструкциях для медицинского персонала. По распоряжению Минздрава, поликлиники обязаны помогать беременным женщинам и новорожденным детям, контролируя условия жизни этих лиц.
Таким образом, патронаж бывает:
- Социальный.
- Коммерческий.
- Медицинский.
Существует несколько основных видов или направления социального патронажа:
- К первому направлению можно отнести действия патронажной службы по отношению к семьям или детям, которые находятся в зоне риска. К этому направлению можно отнести следующие виды социального патронажа:
- Медицинский- социальный патронаж, основной задачей которого является обслуживание патронируемого, что по состоянию здоровья не может сам это сделать. Социальный работник должен помочь патронируемому человеку доставить лекарства, помочь их принять, провести гигиенические процедуры, позаботиться о питании, восстановлении патронируемого и уборке помещении, где он пребывает.
- Социально — психологический патронаж проводится над семьями в виде оказания психологической и социальной помощи. Во время проведения социально — психологического патронажа, специалист должен уметь вместе с патронируемым человеком искать пути решения и выхода с конфликтных ситуаций, быть посредником в решении проблем и взаимодействии патронируемого и его окружения, направить свои действия на снижения тревожности человека находящегося под патронажем.
- Социальный патронаж направлен на изучение сложившейся ситуации, учитывая социальный и психологический настрой патронируемого человека.
- Социально — педагогический патронаж базируется на предоставлении помощи нуждающимся семьям, используя силы специалистов социальных служб.
- Основой второго направления является характеристика патронируемых объектов, которые можно классифицировать:
- Согласно возрасту (ребенок, подросток, пожилой человек).
- Принадлежности по половым признакам (мужчина, женщина, мальчик, девочка).
- Исходя с медицинских показателей потенциальных патронируемых (инвалид, беременная).
- Социальным статусом (безнадзорный ребенок, жертва насилия).
- Характером проблем сложившихся в данной семье (неблагополучная семья, семьи в которых есть зависимые).
Особенности гражданского патронажа
Гражданский патронаж представляет собой оказание систематической помощи больным и престарелым людям, не способным обслуживать себя самостоятельно. Такие услуги могут предоставляться бесплатно или за деньги.
В первом случае, помощника должно найти государство. Это может быть любой человек, например, родственник нуждающегося в уходе, прошедший процедуру проверки органами опеки.
ВНИМАНИЕ! Помощник нуждающегося гражданина не приобретает материальных прав в отношении него. Он обязан действовать в интересах подопечного, но может распоряжаться его деньгами и имуществом только на основании заключенного договора.
В случае отказа органов опеки, гражданин или его родственники могут обратиться в частную коммерческую организацию. Например, осуществлением ухода на дому занимается патронажная служба. Кроме того, существует множество частных пансионатов для больных и престарелых.
Опека и попечительство патронаж: важная информация
Патронаж – это особая форма обеспечения интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут полностью осуществлять и защищать свои права и обязанности.
Под патронаж попадают различные больные, не имеющие возможности свободно передвигаться и себя обслуживать, престарелые, инвалиды и т.д. Патронаж тоже устанавливается органами опеки и попечительства.
В качестве опекунов и попечителей могут выступать только совершеннолетний дееспособный гражданин, который не ограничен ни в каких правах судом. Также лица, лишенные родительских прав, не могут быть опекунами или попечителями.
10 Сен 2021 jurist7sib 106
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Документы Для Обновления Детского Пособия
- Можно Ли В Браке Разделить Маткапитал Между Детьми
- Как узнать где пенсионные накопления через интернет
- Транспортный Налог Башкортостан Льготы
Установление и отмена опеки
С целью заботы о благоприятном взрослении детей, которые оказались в ситуации лишения родительского попечения, а также с целью защиты гражданских прав совершеннолетних недееспособных людей государство предусматривает возможность установления опеки и попечительства над этими гражданами, которое принимается по решению органов опеки.
Регулирование работы органов опеки и попечительства происходит на основании разноотраслевых норм права:
- нормы административного права регулируют деятельность органов опеки и попечительства; на основании этих норм соответствующие органы принимают решение о назначении опекунов и попечителей;
- нормы семейного права призваны регулировать отношения между опекунами, попечителями и подопечными;
- нормы Гражданского кодекса определяют опеку и попечительство независимый самостоятельный гражданско-правовой институт, а также устанавливают статус опекунов и попечителей и определяют характер участия опекунов в имущественных гражданско-правовых отношениях, которые непосредственно касаются подопечных.
Основания для установления патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином
Не все лица могут рассчитывать на патронаж, так как для этого необходимы серьезные основания. Ими может быть состояние здоровья, которое не позволяет гражданину вставать на защиту своих прав. Это инвалидность, серьезные хронические заболевания и т. д. У гражданина должны быть доказательства того, что он не в силах самостоятельно себя защищать и обслуживать.
Но при этом гражданин должен сохранить ясность ума и быть абсолютно дееспособным, то есть иметь возможность управлять своим имуществом и заключать сделки. В этом случае никто не может отказать гражданину в его законном праве на дополнительную помощь.
Попечительство могут установить:
- лицам, перенесшим тяжелое заболевание или травму, и страдающим от последствий;
- лицам с физическими недостатками, которые не позволяют им вести нормальный образ жизни;
- лица пенсионного возраста, признанные беспомощными по состоянию здоровья.
Порядок прекращения патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином
Цель социального патронажа – это помощь дееспособному лицу при совершении им любых юридических действий, которые он не может совершить самостоятельно.
Тем не менее, патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами прекращается по разным причинам.
Основания для прекращения социального патронажа содержит Гражданский кодекс РФ. Чаще всего это происходит из-за того, что заканчивается тот или иной договор, заключенный между сторонами, так как цель попечительства исчезает. Или патронаж прекращает сам гражданин по своим личным причинам. Автоматически прекращение происходит из-за смерти подопечного.
Существует установленный порядок прекращения социального патронажа. Муниципалитет в этом случае обязан осуществить оформление постановления. Его обязательно подшивают к наблюдательному делу. Но постановление не нужно оформлять, если патронаж прекратился из-за смерти гражданина, который в нем нуждался. В этой ситуации патронаж аннулируется в течение 3 дней.
Патронаж – это отличный способ помочь людям, которые не могут самостоятельно защищать своим права и способности, оставаясь при этом дееспособными. Государство идет навстречу тем, кто собирается взять под такую опеку граждан.