Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейное обучение: что это и зачем это нужно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку.
Кому и для чего нужны альтернативные формы обучения
Семейное обучение подойдет:
- одаренным детям, добившимся высоких достижений в музыке, танцах, спорте, цирковом искусстве;
- детям, чьи родители по роду работы вынуждены часто менять место жительства;
- учащимся с особенностями развития, если посещение школы связано с трудностями на бытовом уровне;
- детям, не переносящим большое скопление людей;
- ученикам, стремящимся к углубленному изучению некоторых предметов;
- творческим личностям, неприемлемым строгую дисциплину, но с радостью занимающимся самостоятельно.
Официально дети числятся в школе, по факту – приходят в школу только для сдачи СОР и СОЧ
В семье Кузиных из Павлодара шестеро детей, трое из них школьного возраста. Радомира окончила 5 класс, Вера – 4-й, Лучезара – 1-й. Радомира и Лучезара не ходят в школу. Когда-то они сидели за партами, но им не понравилось. Родители не настаивали на традиционном образовании, а стали учить их на дому.
Вера в отличие от сестёр с удовольствием учится в школе и родители это тоже приветствуют.
«Радомира и Лучезара ходят в школу только для того, чтобы сдавать СОЧ и СОР. Остальное время у них расписано по часам. Старшая посещает две спортивные школы (акробатика на батуте и стрельба из лука), авиамоделирование, художественную и музыкальную школы по классу скрипки и саксофона. Недавно стала посещать кружок «Кукла с нуля» и клуб юного краеведа. Несколько месяцев занималась в театральном кружке. Такой разносторонний ребёнок растёт в нашей семье. А в табеле у неё только «4» и «5», – не скрывая гордости, рассказывает глава семейства Юрий Кузин.
В семье подрастают ещё два мальчика и одна девочка: Льву 5 лет, Добромиру 4 года и Яромиле всего 6 месяцев. Будут ли они ходить в школу – тоже зависит от них, как в случае со старшими сёстрами.
Кому не подойдет семейное образование
Семейное образование, как правило, требует активного вовлечения родителей в образование детей, особенно в начальной школе. Руководитель центра «Кайманчик» Виктория Гласко отмечает, что семейное образование не подходит тревожным родителям. Если у родителей есть тревоги относительно образования ребенка, лучше сначала разобраться, чего вы опасаетесь и о чем тревожитесь. Очень важно, чтобы отношения в семье не стали жертвой семейного образования. В «Кайманчике», например, много внимания уделяется именно поддержке родителя: проводятся вебинары, встречи, курсы очно и онлайн.
Виктория ГласкоРуководитель Центра содействия семейному образованию «Кайманчик» Мы не продвигаем семейное образование как необходимость. У нас есть друзья, которые ходят на наши мероприятия — в походы, на театральные фестивали — у которых дети ходят в школу. Это уверенные взрослые, которые знают, что школа — это путь их семьи. Чаще всего это связано с тем, что родители имеют свои любимые области самореализации, которые никак не сочетаются с семейным образованием. Они не готовы сами заниматься образованием своих детей и выбирают ребенку подходящую школу.
Отличия семейного образования от школы
Семейное образование, по мнению Виктории Гласко, это прежде всего возможность давать индивидуальное образование каждому человеку. Так как у всех потребности разные, плюсы семейного образования тоже будут разными. Мы поговорили с родителями, практикующими семейное образование, и выделили следующие особенности:
- комфортный формат обучения;
- соответствие ценностям семьи;
- естественный режим дня;
- свобода выбора занятий для ребенка;
- свобода выбора пособий для родителя или учителя;
- отсутствие оценок;
- адекватная образовательная нагрузка;
- вовлеченность родителя;
- социализация через семью;
- могут потребоваться существенные финансовые вложения;
- неопределенность образовательного маршрута.
Преимущества и недостатки семейного класса
Обучение в семейном классе имеет ряд плюсов по сравнению как с общеобразовательной школой, так и с домашним обучением.
- Возможность подобрать учебную программу по своему усмотрению. Семьи могут сделать упор на определенные предметы, на решение задач олимпиадного уровня или на внедрение в обучение культурной программы — походов, посещений музеев и т.д.
- Удобный режим занятий. Родители могут договориться между собой проводить занятия по определенным дням недели, перевести их в режим онлайн или ограничить объем домашних заданий.
- Активное участие родителей в образовании детей. В общеобразовательной школе родители, как правило, не имеют права голоса, в таком же типе обучения именно семья играет главную роль, принимает ключевые решения.
- Дети могут общаться между собой. Подросток обучается не индивидуально, а потому он социализируется в группе сверстников.
Единственный выход — честность
Аттестация становится серьезной проблемой не только из-за того, что ее сложно получить, но из-за принципиального несовпадения требований государства со взглядами прогрессивных «семейников». Времена меняются, меняются и представления родителей о том, чему именно стоит учиться их детям, и часто они никак не коррелируют с программой общеобразовательных школ. При этом аттестация обязательна. Как тут быть?
Выход один: обучать по индивидуальной программе и параллельно подстраиваться под государственные требования. Дети сами отлично видят разницу между увлекательным процессом получения знаний на СО и методичным натаскиванием на прохождение формальных тестов. Поэтому, убеждена Светлана Марзеева, идею о разграничении понятий образования и аттестации нужно доносить до них со всей честностью.
Младшеклассникам это объяснить сложнее. Ребята постарше сами понимают необходимость адаптации к системе. Но есть кейсы, когда учащиеся сознательно отказываются от промежуточной аттестации и окончания 11 классов: сдают экстерном девять классов, и на этом останавливаются. Это правомерный вариант, а в случае изменения решения закон предусматривает право вновь прикрепиться к школе и сдать ЕГЭ.
«Все это возможно, и родителям не нужно изменять своим идеалам и интересам», — заключает Светлана Марзеева.
Чтобы глубже погрузиться в тему семейного образования, почитать мнения экспертов, истории успеха, поразмыслить о возникающих проблемах и пообщаться с «семейниками», мы сделали подборку тематических ресурсов. Все они содержат полезную практическую информацию, а их «отцы-основатели» открыты для общения.
Плюсы семейного образования
- Уникальный план занятий. Родители, контролирующие обучение ребенка на дому, самостоятельно определяют его расписание. Кроме того, учитываются его способности запоминать информацию, на основании чего подбираются индивидуальные методики изучения материала.
- Отсутствует негативное влияние сверстников и давление со стороны учителей.
- Возможность заниматься в подходящее время. Некоторые дети по природе «совы», и раннее утро – не лучшее время для умственной деятельности. Дома есть возможность поглощать новые знания тогда, когда мозг наиболее активен.
- Участие родителей, которые хорошо знают все особенности и таланты своего ребенка. Их помощь и поддержка способствуют раскрытию его способностей, которые пригодятся в дальнейшем.
Не стоит изначально разрабатывать подход, главной чертой которого было бы максимальное отличие от школы. Конечно, безусловно, необходима дисциплина и систематичность в работе. Существуют важнейшие принципы обучения – это связь теории с практикой, воспитание личным примером, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, построение изучаемого материала от легкого к сложному – то есть всякий материал, который ребенку предстоит изучать, должен быть основан и встраиваться внутрь того материала, который им уже изучен.
Есть наиболее удобное время для познавательной деятельности и активности ребёнка. Есть время, когда его деятельность должна быть более хаотичной, творческой. Это нужно учесть заранее, спланировать и рассчитать по времени. Даже если на какое-то занятие или отдельную работу нужно 15-20 минут, их надо выделить и зафиксировать.
Семейное обучение не должно быть кружком по интересам или некой формой досуга. Это должна быть сознательная целенаправленная деятельность, в ходе которой важно выполнить свою работу добросовестно. При этом ребенку нужна поддержка близкого человека и внимание с его стороны.
Крайне травмирующий эффект оказывает на ребёнка ситуация, при которой ему необходимо соответствовать ожиданиям учителей и подстраиваться под систему оценки знаний. Но ребёнок не должен чувствовать, что его оценивают в соответствии лишь с его отметками, не должен испытывать страха разочаровать родителей или вызвать недовольство учителей. В первую очередь, важно установить близкие доверительные отношения со своим ребенком. Семейное образование учит ребенка добывать знания самостоятельно в атмосфере безусловной любви и уважения, укрепляет взаимопонимание и доверие между родителями и детьми, которое так важно на протяжении всей жизни.
Критика семейной формы получения образования
Есть люди, которые критикуют семейное образование, а есть те, кто не доволен общеобразовательной школой. И вторых с каждым годом становится все больше. Дело в том, что учителя, при всем уважении, отстают в развитии от детей.
Это стоит объяснить подробнее:
- они перестали заниматься своим образованием (школа, как известно, не имеет с ним ничего общего);
- прямолинейно подходят ко всем ученикам, не учитывая способности каждого;
- занижают или завышают оценки, что вызывает недовольство и отказ от учебы;
- сначала отбивают желание получать знания, а затем пытаются решить эту проблему наказанием.
Особенности домашнего обучения: школа на дому
Домашнее обучение – форма образования, предполагающая, что учителя школы, за которой ребенок закреплен, будут посещать школьника на дому, либо ребенок будет посещать школу по индивидуальному расписанию.
Подчеркнем, данная форма обучения доступна не каждому. Ее применяют преимущественно к ученикам, имеющим серьезные проблемы со здоровьем (либо другие уважительные причины, по которым ребенок не может посещать уроки в школе). Основанием для перевода ребенка на домашнее обучение являются документы, подтверждающие невозможность посещения образовательной организации.
Обучение на дому или индивидуальное обучение имеет общие черты, как с очным, так и с семейным образованием. Ребенок числится в определенном классе, получает школьные учебники, делает домашнее задание и сдает контрольные работы в одинаковый с остальными школьниками период. То есть, по сути школьник живет по обычному школьному расписанию за одним исключением — он не ходит в школу. За ребенком закрепляются определенные учителя, которые в отведенное время по согласованному расписанию приходят к ученику домой, и проводят с подопечным индивидуальные занятия, объясняя новые темы с соблюдением установленной школьной программы обучения.
Домашнее обучение имеет нечто общее с репетиторством. Однако работа учителей-«репетиторов» оплачивается из средств государственного бюджета и все оценки ученика заносятся в журнал успеваемости (чего не может сделать обычный репетитор).
Еще одной отличительной особенностью домашнего обучения является отсутствие необходимости в прохождении программы по необязательным предметам. То есть, если учебным планом отведено определенное количество часов на точные и гуманитарные науки (физика, химия, математика, языки и литература, биология и т.д.), то школьник обязан пройти их полностью. Но изучать второстепенные предметы, такие как музыка, физическая культура, рисование и т.д., ему не нужно. Родители или ребенок могут также самостоятельно выбрать желаемый формат обучения: посещение ребенком школы в установленное время или посещение учителем ребенка на дому.
Домашнее обучение хорошо подходит для школьников, чье физическое или психологическое состояние не позволяет выдерживать полную нагрузку в школе. Благодаря исключению дополнительных предметов у них появляется возможность уделять больше времени отдыху и изучению основных предметов.
Кроме того, родители могут быть абсолютно уверенными, что их ребенок занимается с квалифицированным педагогом, знающим свой предмет и умеющим донести эти знания до ребенка. Индивидуальное обучение также значительно улучшает подготовку, так как в этом случае учитель находится наедине с ребенком, и ему не нужно уделять внимание еще 30 школьникам. А это означает, что им удастся изучить больше материала за один урок и при необходимости остановиться на сложных темах.
Другими словами, домашнее обучение – такая же ответственность школы за образование ребенка и такой же уровень подготовки, как и при очном обучении, но в более облегченной форме.
Что нужно знать про семейное образование
- Выбрать эту форму получения знаний – право учащегося и его родителей. Причем этим правом они могут воспользоваться на любом этапе обучения. Ученики любого класса в любое время (даже в течение учебного года) могут перейти на семейную форму образования. Не может быть ситуации, что «школа не отпустит», «создадут всяческие препятствия», «не возьмут обратно» и т. д.
- Ребёнок даже на семейном обучении учтён в государственной системе. Родители должны обратиться в администрацию района (города) по месту жительства, в отдел образования, и написать заявление в свободной форме. Если выбирается школа, к которой прикрепляется ребенок для прохождения аттестаций, то в заявлении следует указать это учреждение. Но делать выбор не обязательно во время подачи документов. В ответ на заявление администрация направляет письмо в адрес родителя с извещением, что информация принята, ребенок учтен и прикреплен к выбранной школе.
- Ученики на семейном образовании не должны сдавать аттестации по окончании каждого учебного года. Для получения документов достаточно пройти государственную итоговую аттестацию в школе с аккредитацией. Остальные аттестации и тестирования – добровольные, по желанию родителей и ученика. Также есть право на аттестации экстерном. Это означает, что если родители забрали ребенка на семейное обучение, допустим, во втором классе, то для получения итоговых документов ребенок должен пройти тестирование в 9 классе. Обязанности сдавать экзамены ранее 9 класса не предусмотрено.
После прикрепления ребёнка к конкретной школе у родителей и у образовательной организации возникают определенные обязательства. Закон предусматривает, что школа должна:
- бесплатно предоставить учебники и необходимую литературу, которая есть в школьной библиотеке;
- консультировать и оказывать помощь в обучении;
- предоставить возможность пройти добровольные и обязательные государственные аттестации и выдать по итогам успешного прохождения документы государственного образца.
В свою очередь родители должны создать все условия для обучения ребенка и для подготовки его к тестированию.
Что нужно, чтобы ребенок учился дома
Не спешите. Первое, что вам нужно сделать — погрузиться в сообщество родителей, которые уже обучают детей таким образом. Найдите в социальных сетях их группы, сходите на несколько конференций, пообщайтесь с конкретными семьями и узнайте об их опыте. Только так вы поймете, подходит ли вам такой формат обучения.
Вот лишь несколько проблем, которые вам придется разруливать, если вы хотите, чтобы ребенок учился дома:
- по какой программе будет учиться ваш ребенок: школьной, какой-то другой?
- какие предметы он будет изучать, а какие — нет, и почему?
- какую методику обучения вы выбираете?
- где вы будете подбирать учебники и какие именно?
- как вы организуете учебный день ребенка?
- кто будет преподавать: вы или репетиторы?
- сможете ли вы обеспечить ему достаточное общение со сверстниками?
Учить ребенка дома – не сахар
«Ну как, твоей дочери стало легче учиться?» «Мой ребенок смотрит на вас и завидует, тоже просится на семейное образование». «Я бы не смогла сама учить своего, нервы точно не выдержали бы!» «Подумай о себе, у тебя же все время уходит на детей!» Такие совершенно разные вопросы и реплики встречаю я в общении с приятельницами – мамами одноклассников моей дочери.
Я не хочу улыбаться и делать вид, что обучение шестиклассника дома – сплошное удовольствие для мамы. Мне не нравится быть учителем и это не мое призвание. Мне хочется больше времени посвятить более интересным делам, и меня совсем не привлекает перспектива вникания в школьные предметы, которые становятся все сложнее и которых становится все больше.
Однако, если верить полководцу, тяжело в учении – легко в бою. Для меня основная и самая большая трудность в семейном образовании – это необходимость работы над собой. Это сродни учению, после которого однозначно будет легче: мне нужно постоянно перестраивать свой мозг, чтобы расставлять приоритеты, я должна работать над собой, чтобы спокойно и без нервов объяснять дочери материал, мне необходимо вместе с ней изучать сложные предметы, чтобы самой понимать их. Все эти моменты – обуза, и одновременно – возможность.