Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетная смета: как составить смету в бюджетной организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда возникает необходимость изменений ЛБО, следовательно, и сметных значений. В Приказе № 26н указано, как казенные учреждения вносят изменения в бюджетную смету: необходимо заполнить документальное изменение показателей. Организация направляет распорядителю средств государственного бюджета (РБС) предложение о перераспределении доведенных лимитов по кодам бюджетной классификации (КБК). Изменения составляются в унифицированной форме (форма ОКУД 0501013), но с обоснованием и учетом расчетов. Без подтверждающих обоснований ГРБС (РБС) не утвердит изменения.
Дополнительные особенности
Бюджетная смета утверждается управленцем казенного субъекта. Это стандартный порядок. Однако возможен и иной порядок. Он реализуется тогда, когда есть соответствующий регламент от вышестоящего органа. Если бланк согласуется с учредителем, нужно прописать должность и ФИО в шапке бумаги. Там же нужно зафиксировать дату согласования.
Учредитель может установить вспомогательную детализацию. В этом случае графа «Код аналитического значения» оформляется на базе утвержденных требований. Важно обосновать все цели трат. Обоснованием считаются расчеты, подтверждающие необходимость предстоящих расходов.
Перед утверждением сметы нужно отдать обоснования по тратам учредителю. С ним согласуются представленные расчеты. Если не согласовать расчеты, документ может быть признан недействительным. В этом случае расходы по БС признаются нецелевыми расходами.
Дополнительные особенности
Бюджетная смета утверждается управленцем казенного субъекта. Это стандартный порядок. Однако возможен и иной порядок. Он реализуется тогда, когда есть соответствующий регламент от вышестоящего органа. Если бланк согласуется с учредителем, нужно прописать должность и ФИО в шапке бумаги. Там же нужно зафиксировать дату согласования.
Учредитель может установить вспомогательную детализацию. В этом случае графа «Код аналитического значения» оформляется на базе утвержденных требований. Важно обосновать все цели трат. Обоснованием считаются расчеты, подтверждающие необходимость предстоящих расходов.
Перед утверждением сметы нужно отдать обоснования по тратам учредителю. С ним согласуются представленные расчеты. Если не согласовать расчеты, документ может быть признан недействительным. В этом случае расходы по БС признаются нецелевыми расходами.
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы
Руководствуясь Общими требованиями, главные распорядители должны разработать и утвердить для подведомственных казенных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения смет (далее — Порядок), который будет учитывать специфику деятельности данного ведомства.
В настоящее время каждый главный распорядитель бюджетных средств разработал и утвердил такой Порядок. Например, для учреждений, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, действует Порядок, утвержденный Приказом агентства от 25.12.2007 N 2847.
Руководствуясь Законом N 83-ФЗ и Приказом N 84н, главные распорядители могут выбрать любой вариант действий: как внести поправки в существующий нормативный акт, касающийся порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, так и издать новый нормативный акт. Главное, чтобы Порядок соответствовал действующим законодательным и другим нормативным правовым актам.
Порядок утверждение сметы
Порядок утверждения бюджетной сметы определяет ГРБС (пп. 8п. 1ст. 158 БК РФ). По общему правилу смета, в которой нет сведений, составляющих гостайну, утверждается не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ЛБО, а в которой такие сведения имеются – не позднее 20 рабочих дней.
Утверждает смету руководитель учреждения или иное уполномоченное им лицо. Смета обособленного подразделения без прав юридического лица наделенного полномочиями по ведению бюджетного учета, утверждается руководителем учреждения, в составе которого оно создано. При этом обоснования к ней утверждает руководитель этого подразделения.
Утвержденная смета с обоснованиями ГРБС (РБС) направляется РБС или учреждением не позднее одного рабочего дня после ее утверждения.
Бюджетный процесс и смета
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения является основным документом, определяющим объем и целевое направление бюджетных средств. Она содержит расчетные данные по каждому направлению на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Смета доходов и расходов утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств.
Установленный Бюджетным кодексом порядок формирования бюджета на практике выполняется лишь в части ужесточения требований к расходам бюджетных учреждений. Причем эти нарушения повсеместны и имеют место не только на уровне муниципальных образований и регионов, но и на федеральном.
В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, как правило орган управления образованием, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, а также на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет в соответствии с Кодексом.
Бюджетный кодекс детально регламентирует процедуру планирования бюджетных средств (читатели могут самостоятельно сравнить требования закона с выполнением их на практике).
Смета и самостоятельность образовательных учреждений
Несмотря на то что доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности считаются неналоговыми доходами бюджета, их по-прежнему трактуют как внебюджетные средства. При этом большое значение имеет п. 6 ст. 161 БК РФ, согласно которому бюджетное учреждение вправе самостоятельно расходовать средства, полученные из внебюджетных источников. В условиях казначейского исполнения бюджета самостоятельность учреждений в расходовании внебюджетных средств на практике весьма невелика, однако в 2006 г. появились весьма интересные судебные решения по данному вопросу.
Так, в Определении ВС РФ от 26.07.2006 N 91-Г06-6 был сделан вывод о том, что доходы, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы, относятся к внебюджетным источникам, при данных обстоятельствах дела и в силу прямого указания в абз. 2 п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на то, что бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, в связи с чем доходы, учитываемые на отдельном балансе, не могут быть изъяты у учреждений по решениям муниципальных органов, даже если они используются не по целевому назначению.
Существенные последствия может повлечь и следующее заключение: довод кассационной жалобы о том, что самостоятельность бюджетного учреждения может быть применена только при исполнении сметы расходов и доходов, а не при ее формировании, был предметом исследования в суде первой инстанции и не нашел подтверждения.
Смета и изменение тарифов
В той ситуации, когда товарищество собственников жилья через своих непосредственных представителей заключает договора с ресурсоснабжающими организациями в сфере ЖКХ, в смету могут включаться и расходы на выплаты им.
Тарифы на коммунальные платежи изменяются очень часто, как правило, один раз в год. Иногда за год тарифы могут изменяться неоднократно. Именно поэтому в смету приходится вносить периодические изменения. Некоторые товарищества предполагаемое увеличение тарифов включают в графу «риски». Поэтому в их сметах расходы предполагают отдельные пункты, которые вступают в действие при увеличении тарифов по той или иной услуге.
Бывают ситуации, когда Правительство РФ заранее объявляет об увеличении тарифов и размере такого увеличения. В этой ситуации в документ заранее вносятся цифры, которые будут введены в действие определенного периода времени. Исправить или внести изменения в смету правильно нужно путем проведения собрания между собственниками, входящими в состав ТСЖ. Это собрание также протоколируется. По результатам проведенных обсуждений, правление ТСЖ вносит изменения путем издания отдельного акта, в котором указываются новые положения и признаются утратившими силу предыдущие пункты расходной части.
Нужно отметить, что расходы по коммунальным услугам включаются только тогда, когда они направлены на обеспечение деятельности самого многоквартирного дома и его общего имущества. Траты на коммунальные услуги каждого отдельного собственника не включаются.
В лидерах – расходы на национальную оборону
Крупнейшей расходной статьей, как и прежде, является общегосударственная деятельность: на данные цели будет выделено 17 887,5 млн руб., что составляет более половины всех расходов бюджета. По сравнению с текущим годом в 2023 г. расходы по данной позиции вырастут на 15,4%.
Сюда входят выплаты на обслуживание государственного долга (4075,7 млн руб., +15,7%), межбюджетные трансферты местным бюджетам (7619,5 млн руб., +27,8%) и внебюджетным фондам (1934 млн руб., +11,3%), деятельность госорганов общего назначения (1050 млн руб., +19,5%), международная деятельность (348,6 млн руб., –0,6%), пополнение и поддержание государственного материального резерва (238,2 млн руб., –10,9%), финансирование фундаментальных и прикладных исследований (363,6 млн руб., +19,3%).
Сокращено финансирование, направляемое в резервный фонд Президента: если в 2022 г. на эти цели выделялось 1169,1 млн руб., то в 2023 г. – 664,1 млн руб. Ранее мы отмечали, что данный фонд все больше приобретает функции оперативного резерва. В соответствии с законодательством данные средства могут быть использованы для дополнительного повышения зарплаты государственным служащим и работникам бюджетных организаций, пенсионного обеспечения военнослужащих, финансирования расходов, связанных со строительством (реконструкцией) объектов, включенных в региональные инвестиционные программы, а также автомобильных дорог.
Резко возросли расходы на национальную оборону – с 1811,8 млн руб. в 2022 г. до 2772,3 млн руб. в 2023 г. (+53%), судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – с 3114,2 млн руб. в 2022 г. до 2772,3 млн руб. и 4069,1 млн руб. в 2023 г. (+30,6%). Если в текущем году эти направления суммарно стоили бюджету 4955,2 млн руб. (16,2% расходов бюджета), то в следующем – 6868,4 млн руб. (18,8% расходов бюджета). Таким образом, по сравнению с 2022 г. финансирование, выделяемое по данным статьям бюджета, увеличено на 1913,2 млн руб.
Приморское городское поселение
Опубликовано 23.05.2023 в рубрике Cкачать: Наименование:ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 мая 2023 года № 423 Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений муниципального образования «» Выборгского района Ленинградской областиДата:23.05.2019АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИМОРСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 23 мая 2023 года № 423 Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений муниципального образования «» Выборгского района Ленинградской области В соответствии со статьями 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина России от 14.02.2018 № 26н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений», руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ПОСТАНОВЛЯЕТ: Утвердить Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений муниципального образования «» Выборгского района Ленинградской области (далее – МО «») согласно Приложению 1. Настоящее постановление применяется при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет, начиная с составления, утверждения и ведения бюджетных смет на 2023 год и плановый период 2023 и 2023 годов в соответствии с требованиями Приказа Минфина России от 14.02.2018 № 26н
«Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»
.
О пересмотре порядка пересчета сметной прибыли
«Сметная прибыль считается от ФОТ. Нормативный ФОТ вырос примерно на 30%. Мы хотим в следующем году фундаментально пересмотреть подход: прорабатываем механизм привязки СП и НР не только к оплате труда, а ко всем прямым затратам без стоимости материалов».
Зам.министра строительства Сергей Музыченко:
«Не ценообразование проблема, а управление стоимостью. Мы должны научиться управлять стоимостью, уйти от вопросов: «как же так, у меня не хватает средств на реализацию проекта. взял НЦС и ошибся или не ошибся, но все равно считаю, что не хватает денег». Мы постоянно упираемся в эту нехватку денег, превышение лимитов, возвраты назад, к корректировке проектов, удешевлению, удорожанию. Самое главное не просто работать над ценообразованием, а работать над управлением стоимостью».
Зам.руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе:
«Строительство – одна из наиболее рискоемких отраслей, за прошлые годы наблюдался существенный рост цен на строительные ресурсы, при этом принималось большое количество поправок в нормативные акты, позволяющих увеличивать цену контрактов, в связи с чем требуется выработать механизм формирования достоверного и прозрачного ценообразования».
Под ведением сметы подразумевается внесение изменений в ее показатели в пределах, доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке ЛБО. Изменения показателей сметы оформляются учреждением.
При внесении изменений в смету суммы увеличения объемов сметных назначений отражаются в соответствующей форме со знаком плюс, а уменьшения – со знаком минус.
Согласно Общим требованиям корректировка сметы осуществляется путем утверждения поправок показателей:
-
изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенных учреждению в установленном законодательством РФ порядке ЛБО;
-
изменяющих распределение сметных назначений по кодам КРБ, требующих либо не требующих изменения показателей бюджетной росписи ГРБС (РБС) и ЛБО;
-
изменяющих объемы сметных назначений, приводящих к перераспределению их между разделами сметы;
-
изменяющих иные показатели, предусмотренные порядком ведения сметы.
Дополнительные особенности
Бюджетная смета утверждается управленцем казенного субъекта. Это стандартный порядок. Однако возможен и иной порядок. Он реализуется тогда, когда есть соответствующий регламент от вышестоящего органа. Если бланк согласуется с учредителем, нужно прописать должность и ФИО в шапке бумаги. Там же нужно зафиксировать дату согласования.
Учредитель может установить вспомогательную детализацию. В этом случае графа «Код аналитического значения» оформляется на базе утвержденных требований. Важно обосновать все цели трат. Обоснованием считаются расчеты, подтверждающие необходимость предстоящих расходов.
Перед утверждением сметы нужно отдать обоснования по тратам учредителю. С ним согласуются представленные расчеты. Если не согласовать расчеты, документ может быть признан недействительным. В этом случае расходы по БС признаются нецелевыми расходами.
Инструкция по заполнению бюджетной сметы госзаказчика
Выделяют следующие этапы составления сметного расчета:
- Планирование показателей на финансовый год и плановые периоды.
- Разработка сметного документа и обоснований расчетов.
- Согласование и утверждение с вышестоящими органами.
В методических рекомендациях по заполнению регистра определено, в какой срок утверждают смету без гостайны, — утверждайте сметный регистр в течение 10 рабочих дней после доведения ЛБО. Смету расходов подписывает руководитель или иное уполномоченное лицо.
ВАЖНО!
А вот в какой срок утверждают смету при наличии гостайны — 20 рабочих дней с даты доведения лимитов.
Некоторые учреждения обязаны согласовывать сметные документы с вышестоящими организациями или учредителями. Если предусмотрено согласование, заполните раздел «Согласовано». Напишите Ф. И. О. ответственного лица и оставьте место для его подписи. Утвержденный документ передают ГРБС на следующий день после подписания, но не позже.
У действующего сметного расчета такая структура:
- в разделе 1 указывают только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
- в разделе 2 расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе на оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.;
- раздел 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов государственного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантии и по резервным расходам;
- в разделе 4 раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
- в разделе 5 указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
- раздел 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация.
Сметный расчет согласовывает вышестоящий или главный распорядитель бюджетных средств. Документ утверждают в течение 10 рабочих дней с момента, когда были доведены лимиты бюджетных обязательств до казенного учреждения.
Если деятельность госучреждения сопряжена с государственной тайной, то применяются иные требования. БС с гостайной утверждаются не позднее 20 рабочих дней с момента доведения ЛБО.
Утверждает БС либо сам руководитель, либо иное лицо, которое уполномочено на совершение таких действий. ГРБС вправе предусмотреть эти полномочия для иного лица. Документ, который утвержден по установленным правилам, необходимо направить ГРБС не позднее дня, следующего за днем, в котором утвердили смету.
Планируем расходы на 2022 год: новая таблица соответствия КВР и КОСГУ
Постановление Правительства РФ от 26.06.
2015 N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания). Обратите внимание! К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы (п.
6 Общих требований).
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа. (см. текст в предыдущей редакции) Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. (см. текст в предыдущей редакции) В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.
Бюджетная смета – это документ, в котором прописывается объем финансирования организации и устанавливаются лимиты расходов. Правила ведения такой сметы установлены Бюджетным Кодексом России. Согласно поправкам в законодательстве 2016 года все показатели, прописанные в документе, детализируются по кодам типов расходов и статей (КОСГУ).
В бюджетной смете учитываются следующие типы расходов:
- Оплата труда сотрудников предприятия.
- Перечисление средств поставщикам, предоставившим товары или оказавшим услуги в рамках государственных заказов.
- Уплата налоговых сборов, пошлин и иных обязательных платежей в федеральный бюджет.
- Возмещение вреда, причиненного третьим лицам в процессе осуществления деятельности.
Работа по формированию документа начинается организацией тогда, когда она получает уведомление о размере ассигнований из бюджета.
К смете в обязательном порядке прикладываются расчеты, в которых обосновывается каждая статья расходов.
К примеру, определение затрат на оплату труда сотрудников проводится, исходя из количества ставок и среднего размера оплаты труда по ставке на каждой конкретной должности.
Каждое казенное учреждение формирует свою бюджетную смету. Главный распорядитель казенных средств собирает документы со всех подведомственных организаций и составляет сводную смету. Она в последующем передается на рассмотрение органу, контролирующему процесс распределения бюджетных средств. Таким образом, осуществляется сметный процесс.
Порядок формирования и ведения сметы устанавливается Министерством финансов России. Общие требования утверждены приказом Минфина за номером 112н от 20 ноября 2007 года.
Составление и последующее ведение бюджетной сметы преследует за собой следующие цели:
-
Сделать информацию о финансовой деятельности компаний и их активах более доступной.
-
Создать инструменты, облегчающие взаимосвязь между стратегическим и бюджетным планированием, мониторинг исполнения государственных программ различных уровней, а также анализ эффективности внепрограммных мероприятий.
-
Обеспечить открытый доступ к информации, касающейся запланированных и фактических показателей предприятия.
-
Интегрировать операции по планированию и исполнению статей расходов и доходов, бухгалтерского учета и прочих аналитических сведений.
-
Усилить связь между процессами бюджетирования и планирования закупок товаров и услуг.
Лимиты средств, распределение которых проводится в бюджетной смете, выделяются организациям на основании составленного ими плана закупок. При составлении сметы по согласованию с главным распорядителем казенных средств могут вноситься изменения в планы закупок.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2011 г. изменяет правовой статус существующих бюджетных учреждений и вводит новый тип государственных (муниципальных) учреждений — казенные учреждения.
Согласно изменениям, внесенным Законом N 83-ФЗ (ст. 13) в Бюджетный кодекс РФ, казенные учреждения с 1 января 2011 г. будут финансироваться на основании бюджетной сметы.
Бюджетное управление и его особенности
Грамотно построенное бюджетирование позволяет добиться сразу нескольких целей:
- регулярно планировать деятельность в зависимости от показателей;
- утверждать планы, которые помогают экономить и разумно расходовать финансы;
- изучить основы инвестиций, внедрить их, как дополнительный источник дохода, оптимизировать имеющиеся каналы инвестирования;
- оценка текущего состояния для оперативного принятия мер по улучшению;
- проверка необходимости запуска запланированных проектов в зависимости от полученной прибыли;
- эффективно использовать ресурсный потенциал;
- укрепить финансовую позицию и дисциплинированность;
- улучшить мотивацию молодых специалистов и их стремление к достижению высоких результатов;
- отработка системы постановки и выполнения задач;
- проверка следования законодательству и договорным обязательствам.
В перечне мы указали только основные цели, которые позволяет достичь правильно спланированное бюджетирование. Этот процесс играет важную роль.