Режим труда и отдыха по тахографу — законы, правила, распорядок дня — Тахокарт

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим труда и отдыха по тахографу — законы, правила, распорядок дня — Тахокарт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.

Сравним сходства и различия российских и европейских норм труда водителей ТС

Стоит заметить, что водительский график труда и отдыха в трудовом Кодексе РФ лишь по некоторым пунктам разнится с правилами ЕСТР.

Сходства

В обоих случаях ежедневная продолжительность управления ТС весом от 3.5 тонн составляет не более 9 часов в сутки с интервалом на 45 минутный отдых.

Общее время вождения в обоих случаях одинаково:
— 56 часов в неделю,
— 90 часов за две недели.

Различия

Интервалы между остановками на 45 минутный отдых должны совершаться через каждые:
— 4,5 часа непрерывной работы — для международных рейсов согласно ЕСТР,
— 4 часа движения — для междугородних поездок в пределах страны по российскому Трудовому Кодексу. При этом длительность отдыха после четырехчасового вождения в начале пути может быть сокращена до 15 минут, но при условии, что далее регулярно будут соблюдаться пятнадцатиминутные перерывы через каждые 2 часа непрерывной езды.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха
— 45 часов — по ЕСТР,
— 42 часа — по российским нормам.

Вывод

Стоит обратить внимание на то, что отечественное трудовое законодательство строже отнеслось к нормо-часам. Значит, если отправиться в междугороднюю командировку по России, нужно быть готовым к тому, что транспортная трудовая инспекция может привлечь командированное лицо к ответственности, если из распечатки средства контроля движения ТС обнаружится, что первая остановка на отдых состоялась позднее чем через 4 часа непрерывного движения. В случае отклонений от норм нужно будет заранее запастись вескими аргументами.

По всем остальным пунктам, в том числе и в требованиях к перевозчику, европейское соглашение совпадает с российским законодательством. Так, например, в нашей стране, как и во всех остальных странах Евросоюза, организация — перевозчик несет ответственность за оснащение ТС тахографом и за формирование графика движения ТС по заданному маршруту.

Как контролируется соблюдение норм водителями в 2021 году

Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:

  • автобусы;
  • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.

За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:

  • для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
  • для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы

Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.

Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.

Перерывы между длительными сменами в режиме труда

Обеспечить восстановление водителя после управления ТС призваны не только перерывы в ходе самой смены. Важно соблюдать также продолжительность периодов отдыха между длительными интервалами вождения.

При ежедневном учете рабочего времени минимальная продолжительность такого периода должна быть в 2 раза больше продолжительности самой смены. В это время включается также время обеда. При стандартном 8-чаосвом рабочем режиме это дает возможность начинать смену каждый день в одно и то же время, не нарушая требования законодательства.

Читайте также:  Больничный лист по уходу за ребенком до 7 лет

Для суммированного учета рабочего времени действуют другие правила:

  • 12 часов — минимальная стандартная продолжительность перерыва между рабочими сменами.
  • 9 часов — минимум для регулярных городских/пригородных маршрутов. Сокращение перерыва до 9 часов возможно только тогда, если после второй смены продолжительность отдыха составит не менее 2 суток.
  • 11 часов (не чаще 3 раз в неделю до деваете часов) на междугородных маршрутах. При сокращении периодов междусменного отдыха на следующей неделе водителю обязательно предоставляется перерыв для потерянного времени.
  • Возможно деление времени междусменного отдыха на части (минимальная продолжительность одной из частей — 8 часов).

В течение недели водителю также предоставляется непрерывный отдых, составляющий минимум 42 часа + время на междусменный отдых. Количество выходных не должно быть меньше, чем число недель в месяце, потому в течение недели сотрудник должен получать минимум один выходной день.

Как и перерывы в ходе самого рейса, длительные интервалы, в течение которых водитель отдыхая, тоже фиксируются тахографом.

Виды карт, используемых с тахографом

Личная карта водителя – это своеобразный ключ к устройству мониторинга и фиксации данных о скоростном режиме и РТО. Различают 2 типа водительских карт: работающие с тахографами СКЗИ (их ставят на авто, выполняющие внутренние коммерческие рейсы) и карты ЕСТР, совместимые с приборами европейского образца, которыми оборудуются машины для поездок заграницу. Независимо от типа карточки, внутри неё стоит электронный чип, на котором дублируется информация, фиксируемая самописцем, а также хранятся персональные данные водителя.

Кроме водительских карт существует еще несколько разновидностей карточек, используемых с тахографом:

  • для контролёров – нужны при проверках;
  • карты сервис. центров. Они позволяют на законных основаниях вмешиваться в работу прибора – выполнять ремонт, калибровку и т.д.;
  • карты предприятия – открывают доступ к данным, хранящимся в памяти тахографа, их анализа и дешифровки.

Основные документы, регулирующие режим работы водителя:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации;

  2. Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» Приказа за № 15 Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. в соответствии с коррективами Приказа № 170 от 03.05.18 г.

Нормативные акты определяют порядок работы:

  • автопредприятий по коммерческим рейсам (грузовым и пассажирским);
  • водителей по трудовому договору на транспортных средствах любой формы собственности.

Также необходимо составление ряда регулирующих документов:

  • график работы водителя;
  • правила внутреннего распорядка на предприятии;
  • трудовой договор.

Оснащение тахографами, порядок работы и остальные нормы работы ТС и их водителей регулируются целым рядом документов:

  • ТР Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ и поправки Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ);
  • Кодекс административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
  • Постановление правительства РФ «о требованиях к тахографам» от 23 ноября 2012 г. № 1213;
  • Приказ Минтранса РФ «Об утверждении требований к тахографам» от 13 февраля 2013 г. № 36;
  • Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21 августа 2013 года №273;
  • Требования ЕСТР.

Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе

Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.

О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.

Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).

Ограничения для ненормированного рабочего дня

Внедрение на предприятии ненормированного рабочего дня не означает, что водитель может превышать установленные законодательно промежутки времени для работы/отдыха. При ненормированном режиме работы:

  • Обязательно согласие работника.
  • Общий объем рабочего времени не должен превышать 40 часов в неделю.

Перерыв между сменами

Между сменами и рейсами в обязательном порядке устанавливается 8-12 часовой перерыв, в который водитель должен бездействовать и не заниматься непосредственной трудовой деятельности. Такой режим устанавливается в отношении всех категорий служащих на грузовых автомобилях. Информация о режиме сна и бездействии также передается посредством тахографа в головное управление компании.

Читайте также:  Как оформить дарственную на дом?

Обратите внимание! Обязанность предоставления такого перерыва также устанавливается отраслевым законодательством и подлежит обязательному исполнению как со стороны сотрудника, так и его непосредственного руководителя.

Когда прибор принял карту, водитель может приступать к его использованию. До начала движения обязательно указывается, чем он занимался ранее: отдыхом или другой работой. Это нужно для контроля соблюдения режима труба и отдыха, потому без выбора соответствующей опции в тахографе движение не допускается.

Также стоит иметь в виду, что функционал разных моделей может отличаться. В некоторых тахографах допускается выбор дополнительного режима «готовность», в других водитель обязательно подтверждает «ручной ввод», чтобы избежать ошибочного срабатывания. Поэтому нужно знать не только как вставлять карту водителя, но и как работать с прибором, установленным на автомобиле.

Далее данные фиксируются прибором в полуавтоматическом режиме:

  • При включении зажигания большинство моделей автоматически фиксируют режим «Работа».
  • При начале движения данные, поступающие с датчика скорости, приводят к включению режима «Вождение», который нельзя включить/отключить вручную.
  • Режим «отдых» обычно выставляется водителем вручную после завершения движения и остановки двигателя. Некоторые модели тахографов могут фиксировать «отдых» автоматически.

После того как управление автомобилем будет завершено, водитель извлекает карту из гнезда с помощью соответствующей кнопки. Делать это нужно только при отключенном двигателе.

Приказ регламентирует, что минимальное время для приема пищи, перерыва не может быть меньше получаса и больше 120 минут.

Каждодневный отдых, включающий периоды на перерывы в течение смены, дня представляют собой: двойную продолжительность времени отработанного периода, который предшествует отдыху. То есть при суммированном учете рабочего времени водителя ежедневное время не за рулем должно составить не меньше 11 часов. Законодатель разрешает его сократить до 9 ч, но не чаще 3 раз за период между сменами.

Допустимо разделение ежедневного отдыха на 2 или больше частей:

  • Первая — до 3 ч;
  • Вторая — максиму 9 ч.

Время работы при суммированном учёте

Норма смены при суммированном учёте – не более 10 часов. Однако допускается её увеличение до 12 часов в следующих случаях (пункты №10-12 «Положения о режиме труда и отдыха водителей»):

  • междугородние перевозки (когда есть необходимость завершить полный маршрут и/или добраться до ближайшего места отдыха); если же маршрут невозможно завершить за 12 часов, то работодатель обязан назначить на рейс сменщика (второго водителя);
  • для регулярных пригородных/городских маршрутов (согласованно с представителем сотрудников);
  • а также для водителей, занятых в перевозках для здравоохранительных и других муниципальных учреждений (аварийных служб, коммунальных организаций, служб телеграфной, телефонной, почтовой связи), а также в технологических перевозках (внутризаводских, внутрикарьерных и внутриобъектных), без выезда на дороги общего пользования, и для водителей легковых авто (органов государственной и муниципальной власти, других руководителей)

Правила режима труда и отдыха водителей

Правила.

1.Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели.

2. Еженедельная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 56 часов.

3. Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух последовательных недель не должна превышать 90 часов.

4. После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.

5. Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут. В течение этих перерывов водитель не выполняет никакой другой работы.

6. Перерывы, соблюдаемые на основании пунктов 4 и 5 настоящих Правил, не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.

7. Ежедневная продолжительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна превышать 13 часов. Продолжительность общей работы может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не более трех рабочих дней продлённых до 15 часов общей работы между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.

8. Максимальная продолжительность непрерывной другой работы (молотки) и управления транспортным средством не должна превышать шести часов, после чего водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.

9. Водитель использует ежедневные и еженедельные периоды отдыха.

10. В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет, как минимум, 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха. Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и автотранспортное средство находится на стоянке.

Читайте также:  Как общаться с судебными приставами: отстаиваем свои права грамотно

11. В отступление от пункта 8 настоящих Правил в течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, имеет новый ежедневный период отдыха продолжительностью, не менее 9 часов.

12. Ежедневный период отдыха может быть увеличен до нормального еженедельного периода отдыха или сокращенного еженедельного периода отдыха.

13. Водитель может иметь не более трех сокращенных ежедневных периодов отдыха между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.

14. В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте приписки автотранспортного средства или в месте приписки водителя, или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха целиком до конца третьей недели. Еженедельный период отдыха начинается не позднее, чем по окончании шести 24-часовых периодов, начинающихся после завершения предыдущего еженедельного периода отдыха.

15. Отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, присоединяется к другому периоду отдыха продолжительностью не менее девяти часов.

16. По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.

17. Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, имеют нормальный еженедельный период отдыха, не менее 45 часов каждую неделю. Этот период может быть сокращен не менее чем до 24 часов (сокращенный еженедельный период отдыха). Однако каждое сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, если он используется целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.

18. Еженедельный период отдыха, попадающий на две недели, может быть отнесен к любой из этих недель, но не к обеим сразу.

19. В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, он должен располагать спальным местом, и его нормальный ежедневный отдых может прерываться не более двух раз. Этот перерыв не должен превышать одного часа до погрузки или после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке.

20. Для того, чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель указывает характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листе, диаграммном диске или на распечатке контрольного устройства не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.

21. Перевозчик организовывает автомобильные перевозки и инструктирует членов экипажа таким образом, чтобы они могли соблюдать положения настоящих Правил.

22. Перевозчик постоянно контролирует время управления, часы другой работы и время отдыха, используя личные контрольные книжки. В случае обнаружения нарушений настоящих Правил он устраняет их и принимает меры к недопущению их в будущем.

23. Перевозчик обеспечивает, чтобы при составлении согласованных договорных графиков перевозки соблюдались положения настоящих Правил.

24. Водители автотранспортных средств обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, своевременное включение и переключение тахографа на соответствующие режимы работы.

25. В том случае, когда водитель находился в отпуске по болезни или в ежегодном отпуске или если он управлял транспортным средством, не подпадающим под действие положений настоящих Правил он предоставляет бланк подтверждения деятельности по форме согласно приложению.

Какой тахограф нужно ставить

Обеспечение транспорта контролирующими приборами является обязанностью его собственника. Цель их установки – исполнение законодательных норм, касающихся управления машиной. Требования к прибору определены в приказе Минтранса:

Список моделей тахографов, которые можно устанавливать на машину или автобус, определены Министерством транспорта. Оно выпустило перечень устройств, разрешенных к использованию на территории России. Перед покупкой прибора обязательно следует проверить его наличие в реестре. Наличие прибора, не имеющего разрешения на эксплуатацию, может привести к административному наказанию. Также без тахографа невозможно пройти технический осмотр.

Каждый прибор привязан к конкретному водителю, который должен оформить специальную карту. Она является идентификатором, по которому отслеживается время в пути. Техническое состояние тахографа проверяется перед началом смены. Все затраты, связанные с оформлением карточки водителя и обслуживанием прибора несет владелец транспортного средства.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...