Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчётность для субъектов МСП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Форма 2-ТП (воздух) — специализированный статистический отчет, в котором отражаются сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В него включены таблицы, в которых фиксируется не только список загрязняющих веществ, но также их объемы.
Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:
- сбрасывают сточные воды;
- осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
- имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Кто должен сдавать форму 2-ТП (воздух)
Статистическую форму подают юрлица и ИП, которые имеют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. При этом не имеет значения, имеются ли на них очистные установки или же нет.
Информация в отчете подается по юрлицу или ИП в зависимости от объема выбрасываемых загрязняющих веществ:
- с объемом разрешенного выброса больше 10 тонн в год;
- с объемом разрешенного выброса 5–10 тонн в год включительно (когда в выбросах имеются загрязняющие вещества 1 или 2 класса опасности).
-
Готовую к передаче в Росприроднадзор документацию
Наши специалисты подготовят отчет формы 2-ТП (воздух) в электронном виде, внесут все данные в личный кабинет Госуслуг – от вас потребуется только подписать и направить форму в контролирующий орган.
-
Инвентаризация стационарных источников загрязнения
Мы проведем все необходимые исследования и проанализируем уже имеющиеся документы для заполнения формы 2-ТП.
-
Защищенность от штрафов
Передача заполнение формы нам гарантирует, что отчет будет готов своевременно и без ошибок.
Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (для объектов III категории) в 2021 году
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”.
Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом. Посмотрим требования закона:
- Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления” Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами;
- Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;
- Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
- При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
- Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Заказать ДВОС
Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории, плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится, так как уточнения к Критериям определения категории объекта все еще не внесены, и многие объекты оказываются в правовом вакууме.
Стоит иметь в виду, что действующий приказ Минприроды № 1029 от 28.09.2015 г., определяющий критерии определения категории объектов, попал в «регуляторную гильотину» (Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496) и с 2021 года прекратит свое действие, соответственно, следует ожидать заменяющего его НПА. За размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы.
Как заполнить 2 тп воздух: способы
Существует три способа заполнения статистической отчетности по воздуху. Каждый человек в зависимости от своих возможностей может выбрать оптимальный способ заполнения.
- Интернет-ресурс ФС Госстатистика предоставляет модуль для рассчета и заполнения формуляров статистической отчетности. Этот модуль требует некоторой подготовки для работы с ним.
- Воспользоваться специализированной программы для создания отчета по экологическим показателям. Используя данный способ, следует быть предельно внимательным и осторожным, так как программы, распространяемые бесплатно, часто несут вместе с собой вирусы.
- Оформление статотчетности можно произвести и при наличии стандартного программного обеспечения Microsoft, с программами Word и Excel.
Подробная информация о заполнении отчета 2 ТП воздух находится в приказе Росстата № 387 и доступна для скачивания, как и стандартизированная форма отчета.
- Первая страница содержит информацию о промышленной инициативе.
- Вторая страница или Первый Раздел должен содержать информацию о соединениях, содержащихся в выбросах, с классификацией по степеням опасности, а также суммарное количество выбросов.
- Раздел Второй или третья страница должна содержать информацию о нетривиальных или уникальных загрязняющих соединениях.
- Раздел Третий содержит информацию о стационарных загрязняющих источниках и их состоянии.
- Четвертый Раздел содержит отчеты о проводимых на промышленном объекте мероприятиях, направленных на сокращение выбросов.
Для наглядности статистический отчет разрешается снабдить сводными таблицами, графиками, диаграммами и фотографиями.
Приказ экологического ведомства в 2021 году ввел некоторые изменения в рассматриваемую отчетность. Ранее применялась такая ее форма, как срочная. Предназначалась для юридических лиц, которые обязаны были подавать ее каждое полугодие. Затем ее отменили.
На данный момент, после того, как Роспотребнадзор выдал Приказ от 04.08.2016 № 387 и Приказ от 08.11.2018 № 661, утверждена новая форма рассматриваемого отчета. Других видов не предусмотрено.
Подавать документ необходимо один раз в год. Крайний срок – 22.01. того года, который следует за отчетным. То есть, за 2021 год нужно направить отчет не позднее 22 января 2021 года. Это утверждение справедливо для крупного бизнеса.
Предприятия малого и среднего бизнеса обязаны направлять указанную отчетность один раз в течение 5 лет. Срок подачи аналогичен, как и для крупного бизнеса. Утверждение справедливо, если субъект включен в систему сплошного наблюдения. Но если по отношению к нему проводится выборочное наблюдение, отчет подается с периодичностью, установленной контролирующим ведомством.
Нарушение порядка предоставления первичных статистических данных или несвоевременное предоставление этих данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет ответственность предусмотренную:
- статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. На должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридическое лицо — от 20 000 до 70 000 рублей.
- статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 N 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Организации возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.
В каких случаях форму 2-ТП (воздух) не заполняют?
Отчет 2-ТП сдают по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на атмосферный воздух (ОНВ).
ОНВ — капитальный объект, производственная площадка, либо их совокупность, объединенная единым технологическим процессом, назначением и (или) связанная физически, с источниками загрязнения атмосферы.
Предприятия и ИП не заполняют отчет по приказу № 661 в трех случаях:
- Предприниматель в течение года не вел хозяйственную деятельность, и загрязнения окружающей среды не было.
- Объем разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляет менее 5 тонн в год.
- Объем разрешенных выбросов ЗВ по ОНВ составляет от 5 до 10 тонн в год, но среди них нет веществ 1 и 2 классов опасности. Смотрите таблицу 1.1 СанПиН 1.2.3685-21.
В каком законе отчет 2тп воздух кто сдает
ИП потребуется заполнить только раздел 1 и графу 1 из раздела 3. В учет не берутся также вещества, используемые в дальнейшем в технологических производственных процессах, которые выделяются вместе с газами. Примером служат техпроцессы по извлечению оксида углерода, выделяемого с доменным газом в черной металлургии.
Это вещество впоследствии используется в качестве топлива. То есть учитываются только те выбросы, которые не были уловлены специальными адсорбирующими установками из-за особенностей технологического процесса или негерметичности оборудования. Если в отчетный период произошла реорганизация либо другое изменение структуры организации-респондента, данная информация в обязательном порядке отражается в пояснении, которое прикладывается в форме отчетности.
По строке «Почтовый адрес» указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом; если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес). Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом.
В графе 18 приводится количество отходов, накопленных на объектах, эксплуатируемых респондентом, на конец отчетного года. Этот показатель определяется как сумма количества отходов, накопленных на начало отчетного года, образовавшихся и поступивших в течение отчетного года от других хозяйствующих субъектов, за вычетом количества обработанных, утилизированных и обезвреженных в течение отчетного года отходов, а также переданных другим хозяйствующим субъектам и размещенных на эксплуатируемых респондентом объектах захоронения отходов в течение отчетного года.
Штраф за отсутствие отчета
При выявлении факта не предоставления отчета МСП или предоставления позже установленного срока, на организацию может быть наложен штраф в соответствие со ст. 8.2 КоАП РФ. При наложении штрафа на должностное лицо, сумма штрафа составит от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридическое лицо – от 100 тыс. до 250 тыс. рублей, либо может быть вынесено решение о приостановки деятельности организации до 90 суток.
Не стоит забывать, что помимо ведения необходимой документации и внесения платежей, организация должна выполнять и другие природоохранные требования, если таковые к ней предъявляются. Так природопользователь несет ответственность в случае, если не была пройдена обязательная государственная экспертиза, либо осуществляемая деятельность не соответствует ГЭЭ, нарушения водоохранного режима, несанкционированных выбросов в атмосферный воздух, незаконной добыче полезных ископаемых, загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водоемов, несвоевременного прохождения процедуры постановки на учет объекта негативного воздействия.
Необходимо отметить, что может возникнуть и уголовная ответственность в соответствие УК РФ Глава 26 Экологические преступления, если в процессе деятельности организации не соблюдались правила:
- охраны окружающей среды при производстве работ;
- обращения экологически опасных веществ и отходов;
- безопасности при обращении с микробиологическими либо другими
- биологическими агентами или токсинами;
- охраны и использования недр;
- охраны рыбных запасов.
Согласно п. 1 ст. 16.1 7-ФЗ, плату за НВОС обязаны вносить юрлица и ИП, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду. Их относят к определённым категориям, которые указаны в ПП РФ № 2398 от 31.12.2020 года. Сдавать декларацию НВОС обязаны организации, которым присвоена I, II и III категория. Документы предоставляют не позднее 10 марта года, который следует за отчётным периодом. Расчёт, порядок предоставления отчётности и её форма закреплены приказом Минприроды России №1043 от 10.12.2020 года. Если в документе допущена ошибка, отправитель может подать уточнённую декларацию в течение трёх лет.
Если негативное влияние вызвано ТКО, то оплату за НВОС вносят региональные операторы или операторы по обращению с ТКО.
За негативное воздействие, вызванное твёрдыми коммунальными отходами, платят региональные операторы по обращению (размещению) с ТКО.
Фирмам, которым присвоена категория, освобождены как от оплаты за НВОС, так и от сдачи декларации.
Куда представлять отчет
Респонденты представляют заполненную форму в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Если у организации есть обособленные подразделения, то отчет нужно заполнить как по каждому обособленному подразделению, так и по головной организации.
Временно неработающие организации, на которых в отчетном периоде осуществлялось производство товаров и оказание услуг, представляют форму на общих основаниях. При этом в отчете нужно указать, с какого времени они не работают.
При реорганизации юрлица в форме преобразования правопреемник представляет отчетность (включая данные о предшественнике) за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация.
Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, также должны представить сведения по указанной форме.
Кроме этого, отчитаться должны филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций.
Помощь в составлении отчетности
Для пользователей сайта нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций в крупных (и не только) городах России, которые составляют отчеты 2-ТП (отходы) для предприятий:
Москва
Санкт-Петербург
Астрахань Барнаул Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Ижевск Иркутск
Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Липецк Махачкала Набережные Челны Нижний Новгород
Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Саратов
Тольятти Томск Тула Тюмень Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
Штраф за несдачу 2 тп отходы в 2021
В случае если отчетность представлена в неполном объеме, или в ней содержатся недостоверные сведения, то в отношении должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 3000 до 6000 руб., в отношении ИП – в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.
- ст. 6.35 КоАП РФ (о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами);
- ст. 8.2 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами);
- ст. 8.2.3 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).