Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила техосмотра 2022: кому нужно проходить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Новое в законодательстве
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Стоимость и сроки проведения техосмотра
Проводятся диагностические осмотры ТС коммерческими организациями – частными автотехцентрами. Поэтому, эта услуга оплачивается собственником авто по тарифу, устанавливаемому правительственным постановлением. Операторы вправе изменять его в определённом ценовом диапазоне. Непосредственное влияние на цену процедуры оказывает тип ТС.
Диагностика легкового авто обойдётся от 300 до 700 рублей, а грузовика – от 600 рублей до 1 тысячи.
Сроки техосмотра на автомобиль зависят типа машины и года выпуска. Также на периодичность осмотра влияют и особенности использования транспорта. Грузовики, перевозящие опасные грузы, или для коммерческих перевозок пассажиров, проходят техосмотр чаще прочих ТС.
Ответы на популярные вопросы
Не всем автолюбителям понятно, как проходить техосмотр в 2022 году. Частые вопросы водителей:
- С какой даты считать возраст машины? Его определяют не с числа прохождения регистрации, а с даты выпуска. Так, если машина «вышла» с завода 01.10.2017, то с этого момента считается ее возраст. Следовательно, ТО нужно пройти после 01.10.2022.
- Сколько времени занимает процедура? Обычно на прохождение технического осмотра уходит 20-30 минут. Процедура может занять больше времени, в зависимости от профессионализма эксперта, других моментов.
- Какая стоимость ТО? Цена процедуры зависит от региона, политики оператора. Размер ТО составляет от 700 р.
- Сколько действует диагностическая карта? Все зависит от возраста авто. Срок действия документа составляет два года, 12, 6 месяцев.
- Как найти оператора? Сведения об организациях, оказывающих соответствующие услуги, представлены на сайте РСА. Здесь приведена карта с адресами компаний.
- Можно ли пройти ТО заранее? Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона №170-ФЗ от 01.07.2011 с внесенными изменениями 01.04.2022, водитель вправе проходить ТО раньше установленного срока.
Когда и зачем нужна диагностическая карта
С 2003 г. нельзя эксплуатировать транспортное средство на дорогах общего пользования без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Но, чтобы оформить договор автострахования, владельцу необходимо сначала сделать диагностическую карту на автомобиль. Номер ДК заносится в базу РСА и открывает доступ страховым компаниям для оформления полиса. Таким образом, страховщик предоставляет услуги ОСАГО на технически исправное транспортное средство, и в случае ДТП покроет убытки.
Если виновник ДТП совершил происшествие с действующим полисом ОСАГО, но истекшим техосмотром, то страховая компания возместит ущерб потерпевшей стороне, а понесенные расходы взыщет с виновника в регрессном порядке, через суд.
Чтобы найти необходимую информацию на вопрос где посмотреть номер диагностической карты для ОСАГО онлайн следует перейти на соответствующий сайт и заполнить исходные данные на автомобиль. После этого на экране появится необходимая комбинация цифр ДК по которой можно узнать когда был проведен техосмотр авто и в каком месяце нужно провести следующий.
Полезно знать: Как проверить есть ли полис ОСАГО по номеру автомобиля?
Также используя данный номер можно узнать о техническом состоянии авто за весь период его использования а также проверить состояние автостраховки. Онлайн способ достаточно прост и не занимает много времени.
Правила проведения технического осмотра транспортных средств
Правила проведения технического осмотра транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008) вступает в силу с 1 января 2012 г.
- I. Общие положения
- II. Порядок оказания услуг по проведению технического осмотра
- Приложение № 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств
- Приложение № 2 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств
- Приложение № 3 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008 “О проведении технического осмотра транспортных средств”.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1Утвердить прилагаемые Правила проведения технического осмотра транспортных средств.
2Признать утратившими силу:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 32, ст. 3916).
- Раздел III изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. № 67 «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1029).
- Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 6, ст. 586).
- Пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 265 «О внесении изменений и дополнений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 20, ст. 1899).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 862 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 2, ст. 225).
- Пункт 2 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 106 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 8, ст. 971).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2010 г. № 908 «О внесении изменений в Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 47, ст. 6131).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 г. № 832 «О внесении изменения в Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 42, ст. 5930).
3Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин.
Законодательная основа
Сроки проведения технического осмотра различных технических средств регулируются Федеральным законом от 01 июля 2011 г. N 170-ФЗ. Существуют определенные сроки проведения техосмотра, в зависимости от сроков выпуска автомобиля или другого транспортного средства:
Срок эксплуатации (года) | Срок действия карты |
0-3 | Оформлять карту не надо |
3-8 | 2 года |
Более 8 | 1 год |
А если срок истечет после покупки полиса?
Действие диагностической карты не влияет на действие страхового полиса – закон Об ОСАГО такой привязки не предусматривает. А это значит, что страховка будет действовать независимо от того, как давно водитель прошел техосмотр. Более того, не повлияет просроченная карта и на возмещение по ОСАГО.
Если потерпевший в ДТП водитель на момент столкновения не будет иметь действительной диагностической карты, это не может считаться причиной для невыплаты страховки или проведения восстановительного ремонта авто. Исчерпывающий список документов, которые нужны водителю для получения страховки, определен пунктом 3.10 Правил ОСАГО, и в их числе диагностической карты на сегодня нет.
А вот для виновника ДТП ситуация не столь радужная. Для него страховка ОСАГО без техосмотра тоже будет работать, страховщик не откажет в покрытии причиненного им вреда в отношении всех потерпевших.
Документ для новых автомобилей
Изменение формы документа не исключило важности техосмотра. Проводить диагностику машины по-прежнему нужно в установленный нормативами срок, данные карты вносят в базу ЕАИСТО. После выпуска от производителя 3 года можно не проводить профилактику в СТО при условии, что не было поломок и автовладелец следит за необходимыми жидкостями, сам способен обслуживать ТС:
- мотоцикл;
- легковой автомобиль;
- грузовую машину, если масса не превышает 3.5 т.;
- прицеп и полуприцеп.
Для нового транспорта не существует никаких технических талонов, об их состоянии свидетельствует год выпуска. Не число, когда совершена покупка транспорта в автосалоне, а дата производства средства передвижения. Этот период отражают во всех сопровождающих документах – ПТС, регистрационном свидетельстве. В техническом паспорте указывают переход имущества от одного лица к другому, при этом отдельной строкой вписан год выпуска. С этого времени идет отсчет принадлежности машины к новой. По истечению 3 лет она переходит в другой статус, применяются другие требования к проверке деталей. Особое внимание нужно обратить на учет времени, где берется год выпуска, а не месяц. Если машину купили и зарегистрировали:
- в ноябре 2016 года;
- в этом же году она выехала за пределы завода изготовителя, о чем подтверждает документ;
- в январе 2019 нужно оформить первую диагностическую карту.
Когда машина простояла год или 2 в автосалоне, ориентируются на год выпуска, но не на дату реализации.
Что такое диагностическая карта для ОСАГО
Если вы до сих пор ищете ответ на вопрос «диагностическая карта для осаго нужна или нет?», то ответ прост – она необходима! Диагностическая карта представляет собой регламентированный формуляр, который отражает техническое состояние автомобиля и выдается по результатам пройденного осмотра, она гарантирует страховой компании, что автотранспорт без каких-либо проблем может передвигаться по дорогам.
Где взять диагностическую карту? Государственная инспекция безопасности дорожного движения не проводит экспертизу и не контролирует технический осмотр, теперь данную процедуру можно осуществить, обратившись к страховой компании (если у нее есть лицензия) или к сотрудникам специализированного центра. После прохождения экспертизы автолюбитель получает регламентированный документ, предоставляющий всю необходимую информацию о его транспортном средстве.
Формуляр диагностики содержит:
- идентификационный номер;
- экспертное заключение о состоянии транспортного средства;
- подробные сведения о состоянии узлов и агрегатов ТС;
- информацию о водителе и автотранспорте;
- дату получения бланка;
- дату окончания действия бланка.
Идентификационный номер, содержащий двадцать один символ, обязательно присваивается всем диагностическим картам. Такой номер вносят в особый каталог, который доступен и сотрудникам госинспекции и организациям, выдающим данные документы. Только после того, как идентификатор был внесен в реестр, карта считается действительной. В случае утери документа, его можно будет восстановить, благодаря этому номеру. Данные о формулярах граждан хранятся в ведомостях примерно пять лет, а в архивах организаций, которые выдают карты, примерно три года.
Подводя итоги статьи, мы обращаем Ваше внимание на следующую информацию:
- Диагностическая карта – это бланк с высокой степенью защиты и с уникальным идентификационным номером, который подтверждает факт нормального состояния авто, она необходима для заключения контракта с ОСАГО.
- Получить заключение экспертов можно в специальном центре или у страховщика, который имеет лицензию на проведение подобных процедур.
- Ездить без полиса нежелательно, ведь это карается штрафами.
- В специальном каталоге, который доступен ГИБДД и организации, выдававшей бланк осмотра, содержится информация о действующих картах.
- Срок действия определен законом и зависит от категории машины, ее возраста и сферы применения.
Данная информация актуальна на 2021 года, все изменения, касающиеся этой темы, мы будем своевременно предоставлять на сайте. Следите за обновлениями!
Новые правила прохождения ТО
Осмотр автомобиля проводится техническим экспертом, работающим у выбранного оператора. Он выдает диагностические карты с допуском/запретом к эксплуатации ТС. С 4 мая 2020 года талон получат все автомобилисты и в случае успешности процедуре и при имеющихся несоответствиях с обязательными требованиями безопасности, но в данном случае, в дигностическую карту поставят отметку и впишут имеющиеся неисправности.
Порядок процедуры оценки безопасности:
- Инструментальная диагностика.
- Нормативные проверки относительно номерных знаков, огнетушителя и аптечки.
- Оценка системы торможения.
- Оценка светотехнических характеристик и оборудования.
- Оценка люфта руля и подвески.
- Оценка токсичности выхлопных газов.
- Диагностика запорных механизмов.
- Нормативная проверка техжидкостей.
ТС из категории N 1-2 и M 1-3 проверяются на работоспособность системы оповещения экстренной оперативной службы. Но поскольку еще не все авто оснащены подобными кнопками, правило распространяется только на те, в которых они есть с конвейера.