Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды реорганизации юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.
Особенности реорганизации юридических лиц
Важные нюансы:
- К правопреемнику переходят все права, обязанности и долги (полностью или частично, в зависимости от вида процедуры).
- Реорганизовать юрлицо можно только в организационно-правовую форму, разрешенную законом. Например, нельзя реорганизовать ООО в товарищество, а коммерческую структуру в некоммерческую.
- Если реорганизация принудительная, а компания не соблюдает законные требования и сроки, то управление делами передадут арбитражному управляющему.
Порядок действий при реорганизации
Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении.
Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:
-
налоговый орган по месту нахождения организации. Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации. Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации — к ним долги предшественника по налогам не переходят;
-
внебюджетные фонды. Уведомление можно подать в произвольной форме. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов;
-
кредиторов. О реорганизации уведомляются все кредиторы. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Реорганизация в форме присоединения
Присоединение – включение одной или нескольких фирм в единое новое общество с последующей ликвидацией присоединенных организаций. Цель – укрупнение бизнеса или присоединение дочерних компаний, перевод активов к присоединяемой компании. Реорганизация в форме присоединения влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу – к последнему при этом переходят все права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Реорганизация фирмы в форме присоединения может ошибочно считаться одним из способов ликвидации предприятия. Однако при ликвидации компания прекращает свою деятельность, никому не передавая свои права и обязанности. А при реорганизации в форме присоединения правопреемство переходит к другому юридическому лицу на основании передаточного акта.
Услуги юристов КГ ЭТАЛОН по реорганизации юридического лица
Реорганизация предприятия – это достаточно сложный процесс, для реализации которого требуются специальные знания в правовой области. Если Вам предстоит данная процедура, юридическую поддержку предоставит Консалтинговая Группа ЭТАЛОН. Мы больше 20 лет оказываем услуги бизнесу, решаем правовые вопросы. Нашими услугами на постоянной основе пользуются свыше 200 компаний. В штате ЭТАЛОН работают юристы-выпускники лучших юридических вузов с многолетней успешной практикой. Реорганизацию Вашей фирмы проведут специалисты, постоянно занимающиеся именно этим направлением.
Юристы КГ ЭТАЛОН предоставят консультацию на основании анализа Ваших учредительных документов. Вы можете прислать их на адрес по электронной почты. После детального изучения ситуации мы разработаем последовательность действий и определим стоимость услуг по реорганизации предприятия. Она не претерпит изменений до окончания сотрудничества между КГ ЭТАЛОН и Доверителем, которое осуществляется по Договору.
Мы сопровождаем Доверителя на всех этапах процедуры. Поручив проведение реорганизации Вашего предприятия специалистам Консалтинговой Группы ЭТАЛОН, будьте уверены в том, что она будет проведена в максимально сжатые сроки, качественно и в полном соответствии с действующим законодательством РФ.
Порядок и способы реорганизации
Рассмотрим алгоритм реорганизации юридического лица. В зависимости от формы собственности он может отличаться, однако основной порядок реорганизации обычно один и тот же. Он включает в себя следующие действия:
- Принятия решения реорганизации предприятия. Чаще всего оно принимается учредителями компании. В случае государственной формы собственности речь может идти об органе юридического лица, которое уполномочено вести деятельность данной компании;
- Уведомление государственного регистратора о принятом собственниками решение. Это необходимо сделать в течении 3 рабочих дней (в обязательном порядке выдерживая данные сроки);.
- В текущей компании создается специальная комиссии для проведения и контроля всех организационных мероприятий;
- Обязательная публикации информации о реорганизации компании в местных СМИ. Публикацию необходимо осуществить дважды в течение одного календарного месяца.;
- Составление передаточного акта;
- Передача документов о реорганизации вашему государственному регистратору.
Одним из ключевых способов реорганизации компании является преобразование юридического лица. В ходе этого процесса меняется его как организационная, так и правовая формы.
К основным видам реорганизации компании относятся следующие:
- Преобразование организации. В процессе преобразования может изменяться форма собственности компании. Итогом преобразования является совершенно новая организация.
- Присоединение к уже существующей компании. В данном случае юридическое лицо, поддающаяся реорганизации присоединяется к работающей компании. К ней могут присоединиться несколько юридических лиц.
- Выделение. Данный вид реорганизации отличается уходом одной или нескольких компаний из основной компании (юридического лица).
- Слияние организаций. В данном случае несколько компаний меняют организационную форму и становятся одной-единственной компанией.
- Разделение юридических лиц.
Российское законодательство выделяет пять видов реорганизации:
1) Слияние — эта реорганизация направлена на объединение нескольких юридических лиц в одно. В результате несколько организаций (например, «А» и «B») перестают существовать путем образования новой организации «С». При этом организации «С» переходят все права и обязанности организаций «А» и «B».
2) Присоединение — это процесс, в соответствии с которым присоединяемая организация «А» перестает существовать, а все права и обязанности переходят организации «B», к которой она присоединилась.
3) Разделение — этот вид реорганизации подразумевает, что организация «А» перестает существовать в связи с разделением на несколько других организаций (например, «B» и «С»). Причем организациям «B» и «С» передаются права и обязанности организации «А».
4) Выделение — эта форма реорганизации юридических лиц, по окончанию которой организация «А» не прекращает свое существование, а частично передает свои права и обязанности выделившимся организациям (например, «B» и «С»).
5) Преобразование — это процесс, в соответствии с которым изменяется организационно-правовая форма организации «А». В результате чего она прекращает свое существование, а все права и обязанности переходят вновь создаваемой организации «B».
Особенности документации
В случае преобразования, выделения, слияния и разделения в регистрирующий орган предоставляется такой перечень документов:
- Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подписанное заявителем;
- Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- Решение о реорганизации юридического лица;
- Договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- Передаточный акт или разделительный баланс;
- Квитанция об уплате государственной пошлины;
- Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, предусмотренных пенсионным законодательством РФ.
- В случае присоединения регистратор должен получить такие документы как:
- Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003, утвержденной Постановлением № 439;
- Решение о реорганизации юридического лица;
- Договор о присоединении;
- Передаточный акт.
Юридическая сторона вопроса
Процесс реорганизации компании регламентируется частью первой Гражданского кодекса РФ. В частности, ст. 57 ГК РФ определяет ее виды, рассмотренные нами ранее.
- Статья 58 ГК РФ определяет правопреемство при реорганизации юридических лиц.
- В Статье 59 ГК РФ речь идет об передаточном акте.
- А Статья 60 ГК РФ обеспечивает гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Также необходимо изучить:
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью» и
- Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ (в последней редакции).
В том случае, если речь идет о государственном предприятии, процессом реорганизации руководит Правительство РФ, то есть уполномоченные на данную деятельность федеральные органы исполнительной власти. Данный процесс они производят в обязательно порядке согласовывают свою деятельность с Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития), Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития) и Министерством финансов РФ (Минфин России) на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 “О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений”.
Процесс реорганизации также регулируется п. 2 Письма Минфина России от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176 “О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражении указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений”.
Процесс государственной регистрации, в частности перечень документов, предоставляемых регистратору, регулируется ст. 8 Закона № 129-ФЗ.
Способы реорганизации ООО
На сегодняшний день выделяются следующие виды реорганизации:
- слияние;
- разделение;
- выделение;
- присоединение;
- преобразование.
Также может применяться так называемая комбинированная форма реорганизации – данная форма представляет собой процесс с использованием разных видов реорганизации. В данной статье будут разобраны такие виды реорганизации как слияние, разделение, выделение, и присоединение. В первую очередь будет разобрано что из себя представляет каждая из данных форм, а после будет поэтапно рассмотрено, как провести процедуру реорганизации в данных формах. Слияние — процесс, при котором несколько отдельных компаний преобразовываются в одно новое юридическое лицо. В результате данной реорганизации все участники сделки прекращают свое существование, а все права и обязанности, участвующих в данной процедуре организаций, передаются новому юридическому лицу. Ограничений по количеству компаний, участвующих в данной сделки нет. Необходимо как минимум два юридических лица. Используют данную процедуру, например, с целью укрупнения бизнеса, для расширения сферы деятельности. Разделение — процесс, который предполагает под собой прекращение деятельности реорганизуемого общества и образование как минимум двух новых организаций, наделенных своими правами и обязанностями. Данная процедура применяется в случаях, когда дальнейшее ведение деятельности организацией является затруднительной или невозможной. Выделение — процесс, при котором образуется новое юридическое лицо, к которому переходит часть прав и обязанностей от реорганизуемого общества. В отличие от реорганизации в форме разделения реорганизуемое общество продолжает существовать. Данная процедура позволяет разделить профильные и вспомогательные направления в бизнесе по разным юридическим лицам. Присоединение — данный вид реорганизации представляет собой объединение нескольких юридических лиц с существующей организацией. Данная форма применяется при поглощении крупной организацией более мелких. Права и обязанности присоединяемых организаций передаются работающей компании. Данная процедура, как и процедура слияния может быть использована для расширения сферы деятельности, а также, например, для увеличения конкурентоспособности. Все данные формы реорганизации подразумевают под собой процедуру государственной регистрации в установленном законом порядке. Процесс реорганизации вне зависимости от выбранной формы проходит в несколько этапов, к таким этапам можно отнести:
- принятие решения о реорганизации.
- информирование регистрирующего органа о данной процедуре.
- уведомление кредиторов.
- государственная регистрация.
- завершение процесса реорганизации.
Чтобы предприятие было реорганизовано в соответствии с действующим законодательством, сведения об этом должны быть внесены в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо подать пакет документов в регистрирующий орган.
Чтобы внести сведения о предприятии в реестр, регистрирующий орган должен иметь следующую информацию о юрлице:
- полное и сокращённое название, как в учредительных документах;
- юридический адрес. Если он будет меняться, то сведения о новом адресе;
- сведения о руководителе – копия его паспорта или другого удостоверения личности;
- документы об уставном капитале;
- сведения о постановке на учёт во внебюджетных фондах;
- сведения о банковском счёте;
- сведения о распределении долей уставного капитала; данные о каждом участнике – копии их паспортов или других удостоверений личности.
Если у юридического один собственник, то необходимо указать все сведения о нём.
Если же это ИП, то нужно указывать:
- данные физлица, которое зарегистрировано в качестве ИП;
- адрес регистрации;
- ИНН;
- свидетельство ЕГРЮЛ;
- свидетельство о госрегисрации.
Процедура и порядок реорганизации
Реорганизация юридического лица имеет ряд стадий, «ступеней», последовательных действий.
Это связано с тем, что процесс продолжителен по времени; нужно соблюсти установленную государством процедуру; само решение и момент реорганизации связан с реализацией прав и обязанностей, как самого предприятия, так и иных субъектов.
Условия, предписанные законодательно лицу, которое пребывает на стадии реорганизации, обязательно должны быть выполнены:
Действие № 1:
Принятие решения о реорганизации учредителем(лями) или участниками. Оговариваются и документируются важные моменты такого процесса: сроки инвентаризации, аудит, способы оценки активов и пассивов.
Действие № 2:
Письменное извещение органа, который проводит государственную регистрацию, о своем решении. После внесения соответствующих сведений о начале данной процедуры существует необходимость дать два объявления с периодичностью в месяц в специализированные СМИ о начале процесса реорганизации, а также уведомление каждого кредитора в письменной форме. Предъявленные требования кредитором, рамки которых обозначены законодательно, должны быть удовлетворены до момента окончания реорганизации. Кроме того, извещается налоговый орган по месту регистрации.
Действие № 3
Проведение инвентаризации на предприятиях, которые реорганизуются.
Действие № 4
Формируется передаточный акт. Проводится оценка активов, определяется объем прав и обязанностей, которые передаются от одного лица ко второму.
Действие № 5
Формируется заключительная отчетность, разрабатываются и принимаются уставные документы создающегося предприятия и регистрируется новый субъект. Одновременно с этим может произойти ликвидация реорганизуемого, но не обязательно (см. Формы реорганизации).
Данные действия, этапы и порядок вполне могут дополняться иными, поскольку здесь указаны только основные вехи, которые, естественно, подлежат корректировке, в том числе в зависимости от выбранной формы реорганизации.
Проблемы, возникающие в процессе, решаются в строгом соответствии с законодательством.
Когда необходима реорганизация юридического лица?
Проведение данного мероприятия в добровольном прядке может быть обусловлено различными факторами. Например, наличием крупной кредиторской или налоговой задолженности, модернизацией производственного процесса, приобретением нового оборудования (если у реорганизуемого субъекта не хватает на это собственных средств), расширением бизнеса, когда одна компания увеличивается за счет слияния с другой.
Реорганизация лица в форме разделения или выделения может происходить тогда, когда дальнейшее сотрудничество нескольких соучредителей становится невозможным и т.п.
В каждом конкретном случае изменение коммерческой структуры имеет разные мотивы. Однако практически всегда учредители, инициировавшие ее, стремятся к повышению прибыльности бизнеса и укреплению позиций на рынке.
Принудительная реорганизация более всего распространена в антимонопольном праве, ее инициатором является Федеральная антимонопольная служба.
Сроки реорганизации
После того, как организация подаст пакет документов на реорганизацию, госорган по месту нахождения компании занимается их регистрацией. Срок регистрации реорганизации компании рег. органом (для Москвы – МИФНС № 46) – 7 рабочих дней.
Всего же реорганизация организации может длиться от 2-х до 3-х и более месяцев. Сроки устанавливаются в решении Общества о реорганизации. При этом, если решение о реорганизации было принято госорганом и Общество не уложилось в установленные сроки, то по суду может быть утвержден управляющий компанией, осуществляющий реорганизацию (ст. 57 ГК РФ).
Как видите, процесс реорганизации юридического лица – это довольно сложная процедура, которая требует как большой работы внутри компании, так и взаимодействия с госорганами и иными организациями, и службами. Также это небыстрый процесс, который требует жесткого соблюдения всех процедур и правил. Поэтому будьте внимательны, проводя реорганизацию предприятия или сразу нескольких.
Комментарий к статье 57 ГК РФ
1. Реорганизация является специфическим способом образования новых и прекращения действующих юридических лиц. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних. Присоединением юридического лица считается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому ранее созданному юридическому лицу. Под разделением юридического лица понимается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам. Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Преобразование юридического лица состоит в его прекращении и образовании на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы.
Положения ГК не препятствуют проведению реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) юридических лиц одного вида (одной организационно-правовой формы), в которой участвуют или в результате которой образуются юридические лица иного вида.
Допустимость такой реорганизации зависит от того, в какие организационно-правовые формы могут быть в соответствии с законом преобразованы соответствующие организации. Например, если закон разрешает преобразование общества с ограниченной ответственностью в АО или в производственный кооператив, то в результате разделения ООО могут быть образованы одновременно и ООО, и АО, и производственный кооператив.
Так, в системе коммерческих организаций ГК предусматривает: взаимное преобразование АО, ООО и производственного кооператива; взаимное преобразование производственного кооператива и хозяйственного товарищества; преобразование хозяйственного товарищества в АО, ООО (см. ст. ст. 68, 81, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104, п. 2 ст. 112 ГК).
Следует также учитывать положения ст. 2 Федерального закона от 19.07.1998 N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (в ред. от 21.03.2002) . Народное предприятие может быть создано только путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и ОАО, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611.
Поэтому является невозможным, в частности, любой вид реорганизации хозяйственного общества, в результате которого создается хозяйственное товарищество, унитарное предприятие или некоммерческая организация. Единственное исключение предусматривается п. 2 ст. 104 ГК: АО вправе преобразоваться в некоммерческую организацию в соответствии с законом (см. коммент. к ст. 104).
В отношении преобразования некоммерческих организаций в коммерческие существует возможность преобразования объединения юридических лиц (ассоциации, союза) в хозяйственное общество или товарищество (см. ст. 121 ГК), а учреждения и некоммерческого партнерства в хозяйственное общество (см. ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). При этом преобразование государственных или муниципальных учреждений в хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые должны быть установлены законом.
Вопросы преобразования в системе некоммерческих организаций регулируются Законом о некоммерческих организациях.
Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию.
Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.
Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение) либо в фонд.
Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.
2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи решение вопроса о реорганизации юридического лица относится к компетенции его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
При этом имеются в виду, в частности, собственник имущества унитарного предприятия или учреждения, члены ассоциации (союза), съезд (конференция) общественного объединения, общее собрание участников хозяйственного общества и т.д. При принятии коллегиальным органом решения о реорганизации требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов или единогласие. Так, единогласное решение необходимо для реорганизации общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 92 ГК), для преобразования производственного кооператива (п. 2 ст. 112 ГК).
3. В случаях, специально установленных законом, допускается принудительная реорганизация юридического лица по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Согласно п. 2 комментируемой статьи такая реорганизация юридического лица проводится только в форме разделения юридического лица или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц.
Нормы о принудительной реорганизации основываются на ст. 10 ГК, не допускающей использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Так, в соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности. При этом под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение 3 лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности.
Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации выдается при наличии совокупности следующих условий: если это ведет к развитию конкуренции; возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений; отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг)); возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном предписании, и в определенный в нем срок, который не может быть менее 6 месяцев.
Предписание о принудительной реорганизации может быть обжаловано в суд.
Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает правовой механизм осуществления принудительной реорганизации юридического лица по решению уполномоченных государственных органов, включающий право соответствующего государственного органа на обращение с иском в суд. Если юридическое лицо не будет реорганизовано в срок, определенный в решении уполномоченного органа, суд по иску последнего назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему произвести реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.