Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в 2024 году на юридических лиц начисляется земельный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты
B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:
- Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
- Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
- Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
- Peлигиoзныe opгaнизaции;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
- Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
- Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
- Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
- Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).
Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.
Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?
Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.
Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:
- Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
- Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.
Самое главное про земельный налог для организаций
Подведём итоги по уплате земельного налога юридическими лицами.
- Земельный налог платят организации, если у них в собственности, в праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения есть участки, по которым определена кадастровая стоимость. За участки, находящиеся в аренде или в праве безвозмездного срочного пользования, налог не взимается.
- Ставки земельного налога устанавливаются муниципальными органами, с учётом ограничений, указанных в НК РФ: 0,3% или 1,5%.
- Сроки уплаты земельного налога зависят от того, установлены ли в муниципальном образовании отчётные периоды (1, 2, 3 квартал). Если да, то по окончании квартала надо перечислить аванс – ¼ годовой суммы. Окончательный расчёт за год производится не позже 28 февраля следующего года.
- Организация самостоятельно исчисляет сумму земельного налога и перечисляет налоговые платежи в установленные сроки. Декларации по этому налогу не сдают, но можно направить для пояснения расчётов бухгалтерскую справку.
- В срок до 1 сентября года, следующего за отчётным, ИФНС направляет налогоплательщику документ с исчисленной суммой. Он необходим для сверки с расчётами организации. Если налоговая считает, что по земельному налогу есть недоимка, надо оплатить её или предоставить свои пояснения, доказывающие, что самостоятельный расчёт земельного налога произведён корректно.
- Если до 1 сентября справка с исчисленной суммой от ИФНС не поступила, компания обязана сообщить о наличии налогооблагаемого объекта. Сообщение подаётся по форме из приказа ФНС от 10.08.2022 № ЕД-7-21/741@. Крайний срок – 31 декабря года, следующего за отчётным.
Новые сроки сдачи деклараций по налогу на имущество организаций
Закон 389-ФЗ внес изменения в п. 3 ст. 386 НК РФ, которые вступят в силу с 1 января 2024 года. Так, декларацию по налогу на имущество налогоплательщик должен подать раньше — 25 февраля. Прежде был установлен крайний срок для сдачи декларации — 25 марта. Таким образом, за 2023 год нужно отчитаться по налогу на имущество до 26 февраля 2024 года включительно, так как крайний срок сдачи — 25 число выпадает на выходной день.
Такое изменение отменяет необходимость подачи уведомления об исчисленной сумме налога по итогам года, так как срок сдачи декларации теперь наступит раньше крайнего срока уплаты налога — 28 февраля 2024 года. Об этом также сообщила налоговая служба в своем письме от 31.07.2023 № БС-4-21/9762@ (п. 3.7 приложения к письму).
Изменения в законодательстве, касающиеся уплаты земельного налога, были приняты 31.07.23 отдельными положениями из ФЗ № 389. Все они вступают в силу единовременно, начиная с 1 января.
Какие изменения были утверждены:
- налоговая база на недвижимость будет рассчитываться как доля кадастровой стоимости земельного участка по пропорции конкретной части, если последняя занята жилищным фондом или объектами из числа инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального назначения, хотя изначально не относится к их числу (п. 2 ст. 391 ФЗ № 389);
- размер налогового платежа и аванса формируется по сведениям органов, которые ведут кадастровый учет и занимаются регистрацией прав на недвижимость, а также по иной информации, предоставленной в ФНС по действующему законодательству, юридические лица при этом производят расчет самостоятельно (п. 2 ст. 396 ФЗ № 289);
- исчисление налога на землю, осуществляющееся на основании сведений, предоставленных органами по контролю земельного имущества, производится по новым порядкам (ст. 396 ФЗ № 389).
Юридических лиц также затронут и другие изменения, связанные с работой налоговой. С ними можно ознакомиться отдельно.
Земли, не подвергающиеся налогообложению
В отдельных случаях законом предусмотрена возможность не платить земельный налог. Например, в НК указано, что от уплаты освобождаются граждане и организации в том случае, если участки находятся «у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования», а также переданные им по договору аренды.
Объектами налогообложения также не считаются земельные участки, которые были изъяты из оборота или ограничены в нем в соответствии с законодательством. Как правило, к последней категории относятся земли, на которых располагаются обладающие особой ценностью объекты культурного наследия или объекты, которые включены в Список всемирного наследия, а также историко-культурные заповедники и так далее.
Помимо этого, налог не нужно платить за участки, которые относятся к землям лесного фонда или заняты объектами, которые находятся в госсобственности и включены в состав водного фонда. Участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома, также не облагаются земельным налогом. Как правило, сюда включаются не только квадратные метры, расположенные непосредственно под строением, но и прилегающая к дому территория.
Кадастровая стоимость участка
Кадастровой стоимостью любого земельного участка называется сумма, которая была получена в результате государственной оценки объекта недвижимости на основе ценообразующих факторов и на определенную дату. Данный показатель определяется на основании рыночной и другой информации, связанной с экономическими характеристиками использования данного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается экспертами, так как обычному человеку сделать это самостоятельно очень сложно (необходимо знание специальных формул и так далее).
Уточнить кадастровую стоимость интересующего участка можно при помощи онлайн-сервисов на сайте Росреестра (например, воспользовавшись публичной кадастровой картой) либо через выписку из ЕГРН, которая доступна онлайн на сайте Росреестра либо в МФЦ.
Сроки уплаты земельного налога
Срок уплаты налога на землю физическим лицам в 2024 году определяется следующим правилом:
Физическое лицо обязано платить налог на землю за 2024 год до 01.12.2019 года, при этом налоговым периодом по земельному налогу признается период равный календарному году.
Совершить оплату по квитанции можно в филиале банка России или онлайн.
КБК земельного налога для физических лиц являются важной частью совершения оплаты данного платежа. Неправильно вписав коды бюджетной классификации, налогоплательщик рискует направить свои денежные средства не туда.
Коды бюджетной классификации для оплаты ЗН указаны в таблице ниже:
НАЛОГ | КБК |
---|---|
Земельный налог, взимаемый в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербурга, Севастополь) | 182 1 06 06031 03 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах городских округов | 182 1 06 06032 04 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах городских округов с внутригородским делением | 182 1 06 06032 11 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах внутригородских районов | 182 1 06 06032 12 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах городских поселений | 182 1 06 06033 13 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах межселенных территорий | 182 1 06 06033 05 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах сельских поселений | 182 1 06 06033 10 1000 110 |
Новые ставки и порядок расчета
С 1 января 2024 года для юридических лиц в России вводятся новые ставки земельного налога. Изменения вносятся в связи с утверждением новой формулы расчета земельного налога и стремлением государства к упрощению налоговой системы.
Новые ставки земельного налога будут вычисляться исходя из учетной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости. Учетная стоимость определяется исходя из нормативной стоимости земельного участка и коэффициента площади. Кадастровая стоимость же зависит от рыночной стоимости земельного участка и индексации.
Для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, ставка земельного налога составит 0,3% от учетной стоимости. А для земельных участков, принадлежащих государству и являющихся объектами инфраструктурного и военного назначения, ставка составит 0,1% от учетной стоимости.
Также, были изменены сроки уплаты земельного налога для юридических лиц. Теперь, вместо ежеквартального платежа, налог нужно будет уплачивать ежегодно до 1 декабря.
Новые ставки и порядок расчета земельного налога для юридических лиц будут действовать с 1 января 2024 года. Эти изменения помогут предприятиям более точно оценить свои налоговые обязательства и своевременно выполнить их оплату.
Изменения в порядке оплаты земельного налога
С 2024 года юридическим лицам предстоит столкнуться с изменениями в порядке оплаты земельного налога. Новые правила вводят некоторые дополнительные обязательства для организаций, в связи с чем следует быть внимательными и готовыми к изменениям.
Одним из наиболее значимых изменений является переход на ежеквартальную систему уплаты земельного налога. Вместо единовременной оплаты в конце финансового года, компании теперь будут обязаны выплачивать налог каждые три месяца. Это требование связано с желанием государства обеспечить более стабильный поступления налоговых доходов.
Дополнительно, введено требование предоставлять отчетность о земельных площадях, на которых осуществляется деятельность организации. Для этого организации должны будут вести учет и отчитываться перед налоговыми органами о земельных участках, а также о привязке участков к определенным видам деятельности. Это позволит усовершенствовать систему контроля и пресечь возможные злоупотребления.
Как рассчитывается сумма земельного налога
Основным фактором, влияющим на расчет земельного налога, является кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость определяется органами государственной власти и учитывает такие параметры, как местоположение участка, его площадь, назначение и инфраструктура.
Помимо кадастровой стоимости, на сумму земельного налога могут влиять такие факторы, как ставка налога, установленная местными органами власти, а также налоговые льготы или снижения, предоставленные в определенных случаях. Также возможна дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий земельных участков, например, сельскохозяйственных или промышленных.
Для расчета суммы земельного налога необходимо умножить кадастровую стоимость земельного участка на установленную ставку налога. Полученная сумма может быть скорректирована при соблюдении каких-либо особых условий или налоговых льгот. Сумма земельного налога является обязательной и должна быть внесена в соответствующий бюджет в установленные сроки.
Стратегии минимизации земельного налога в 2024 году
В 2024 году юридические лица могут воспользоваться различными стратегиями, чтобы минимизировать земельный налог. Ниже представлен список потенциальных стратегий, которые могут помочь юридическим лицам снизить земельный налог:
- Оптимизация использования земельного участка — одна из стратегий по снижению земельного налога заключается в оптимизации использования земельного участка. Юридическое лицо может рассмотреть возможность реорганизации своей деятельности, чтобы получить дополнительные льготы или снизить стоимость земельного участка. Например, организация может рассмотреть возможность сдачи в аренду части земельного участка, что позволит снизить общую стоимость налога.
- Получение налоговых льгот — государство предоставляет налоговые льготы для определенных видов деятельности, которые могут быть связаны с использованием земельного участка. Юридическое лицо может изучить возможность получения таких льгот и соответствующих налоговых скидок. Например, если организация занимается производством экологически чистых продуктов или развитием альтернативной энергетики, она может быть признана квалифицированным налогоплательщиком и получить льготы по земельному налогу.
- Участие в программе земельных сертификатов — в некоторых регионах страны может быть введена программа земельных сертификатов. Участие в этой программе позволяет юридическому лицу компенсировать часть земельного налога за счет предоставления земельных сертификатов. Юридические лица могут изучить возможность участия в этой программе, чтобы снизить свои налоговые обязательства.
- Сотрудничество с государственными органами — иногда юридическим лицам удается снизить земельный налог путем сотрудничества с государственными органами. Организация может внести значительные вклады в развитие местности или создание рабочих мест, получить статус социально-экономического партнера и снизить сумму налога.
Снижение ставок налога для малого бизнеса
В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 389-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации, с 2024 года предусмотрено снижение ставок земельного налога для малого бизнеса. Это новое законодательство вносит ряд изменений и новшеств в налогообложение земельных участков.
Согласно новым правилам, для малого бизнеса устанавливаются сниженные ставки налога на землю. Размеры этих ставок определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не могут превышать установленные законодательством максимальные значения.
Малым бизнесом считается организация или индивидуальный предприниматель, налогоплательщиком по земельному налогу которого является объект недвижимости, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Для определения ставки налога для малого бизнеса учитывается календарная стоимость земельного участка, установленная в соответствии с законодательством о кадастровой оценке. При этом, если установленная кадастровая стоимость превышает стоимость земельного участка, определенную в соответствии с законодательством о кадастровой оценке, то налог на землю для малого бизнеса устанавливается на основании стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством о кадастровой оценке.
Для малого бизнеса также предусмотрено снижение налоговой базы на основании наличия земельных участков, используемых физическими лицами, иных объектов недвижимости или прав на них, если такие объекты используются субъектами малого предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности.
В случае если ставка налога на землю для малого бизнеса была установлена в судебном порядке на основании заниженной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством о кадастровой оценке, она сохраняется до истечения срока, на который была установлена судом, но не более 5 лет с момента вступления в силу решения суда.
Таким образом, с 2024 года малый бизнес сможет платить земельный налог по сниженным ставкам, установленным в соответствии с новым законодательством. Это позволит снизить налоговую нагрузку на предпринимателей и стимулировать развитие малого бизнеса в России.
Упрощение процедуры уплаты налога
Согласно изменениям, внесенным Законом № 389-ФЗ, процедура уплаты земельного налога будет значительно упрощена. Новые правила позволят субъектам РФ более эффективно осуществлять уплату данного налога и упростят взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Наиболее значимыми изменениями в процедуре уплаты земельного налога являются:
- Введение новой формы налогового декларирования. Новая форма декларации устанавливает более простые требования к заполнению и предоставлению данных, что упрощает процесс подачи декларации налогоплательщиками.
- Переход к электронному способу предоставления налоговой декларации. Теперь налогоплательщики могут подавать декларацию в электронной форме через специальные интернет-порталы и сервисы.
- Упрощение процедуры расчета и уплаты налога. Субъектам РФ будет предоставлена возможность самостоятельно рассчитывать сумму налога и осуществлять его уплату без участия налоговых органов.
- Установление единой ставки налога для всех видов земельных участков. Вместо различных ставок налога для земель сельскохозяйственного, промышленного и иного назначения будет установлена единая ставка налога, что сделает процедуру расчета и уплаты налога более прозрачной и предсказуемой для налогоплательщиков.
В целом, упрощение процедуры уплаты земельного налога позволит субъектам РФ более эффективно взаимодействовать с налоговыми органами и снизит административную нагрузку на налогоплательщиков. Это в свою очередь способствует развитию предпринимательской активности, улучшению инвестиционного климата и развитию экономики в целом.
Повышение налоговых ставок на землю
С 1 января 2024 года вступают в силу новые правила земельного налога, которые предусматривают повышение налоговых ставок на землю. Это означает, что юридические лица будут обязаны уплачивать больше налогов за использование земельных участков.
В новом Законе № 389-ФЗ установлены следующие налоговые ставки на землю различных категорий:
Категория земель | Налоговая ставка |
---|---|
Сельхозназначение | 1,5% |
Жилищное строительство | 0,3% |
Иные категории земель | 2,2% |
Повышение налоговых ставок на землю связано с изменением принципов исчисления земельного налога. Теперь налог будет исчисляться по формуле: налоговая ставка х кадастровая стоимость земли. Кадастровая стоимость земли определяется в порядке, установленном законодательством.
Однако, не все юридические лица будут платить налог по новым правилам. Упрощенная система налогообложения (УСН) применяется для некоторых категорий земельных участков. Например, для земель, на которых осуществляется сельскохозяйственное производство, налоговая база будет равна нулю, а платежи не будут производиться.
Также введены льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Например, для граждан, использующих земельные участки для садоводства или огородничества, налоговая ставка может быть снижена до 0,1%.
Программа пересмотра кадастровой стоимости земли
В 2016 году произошёл резкий скачек кадастровой стоимости земли, что повлияло и на величину налога на землю. Это было обусловлено тем, что кадастровая стоимость была слишком низкая и далекая от рыночных цен на недвижимость, соответственно, государство недополучило деньги в бюджет. Новый расчёт кадастровой стоимости, который проводили независимые организации при соблюдении государственных норматив, происходил с учетом следующих показателей:
- Рыночная стоимость земли. Достаточно субъективный показатель, так как по факту многие организации которые производили оценку стоимости пользовались доступной информации о желаемой цене продажи земли, расположенных по соседству участков, и не учитывали фактическую цену продажи после торга. Это привело к тому, что кадастровая стоимость увеличилась в разы, а люди начали судиться отстаивая свои права.
- Месторасположение участка, его удаленность от городской инфраструктуры, соседствующие территории. Важный показатель для стоимости, он отражает насколько земельный участок удобен для той или иной деятельности, жизни и т.д.
- Показатели социально-экономического характера территории, где расположен данный земельный участок.
- Наличие коммуникаций на земельном участке так как влияет на его стоимость.
По новой программе пересмотр кадастровой стоимости должен происходить регулярно в соответствии с государственным планом. Для расчета налога на землю будет браться стоимость утверждённая на 1 января текущего налогового года.