Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завершение обгона через сплошную линию чем грозит в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.
Завершение обгона по сплошной – спорная ситуация, которая требует дополнительного анализа и внимания. Подобные случаи возникают на практике достаточно часто, и почти всегда суды не на стороне граждан.
Полагается, что водитель должен заранее предусмотреть, когда закончится прерывистая и учесть действие знаков, собственную скорость, скорость прочих транспортных средств и иные факторы.
На практике возникает множество нюансов, на которые необходимо обратить внимание:
- Водитель должен учитывать, в первую очередь, разметку – чем длиннее линии прерывистой, тем ближе сплошная.
- Если возврату на свою полосу мешает препятствие, то нужно пытаться изменить квалификацию с части 4 на часть 3 статьи 12.15.
- В качестве доказательств идеально подходят записи с видеорегистраторов, однако, суд будет оценивать все факторы в совокупности.
- Сотрудники ГИБДД чаще всего попытаются квалифицировать деяние по части 4. В протоколе необходимо указать на своё несогласие с формулировкой. Далее, оспаривание производится в судебном порядке.
- Оспорить судебное постановление можно в апелляционном порядке. Первичное решение выносится через мировой суд, а обжалование – городской или районный.
Практика по подобным делам достаточно разнообразна. Однако, чаще всего суды встают на сторону ГИБДД. Поэтому строго не рекомендуется начинать манёвр, если есть вероятность не вернуться на свою полосу движения до окончания прерывистой линии. Пресечение сплошной – это всегда нарушение, отличаться может лишь часть статьи, по которой производится квалификация.
Если мысленно представить себе обычный перекресток и соединить углы прямой линией, то получится квадрат. Внутри этого квадрата одна проезжая часть пересекается с другой проезжей частью. Водитель, въехавший на такой квадрат, должен выехать из него таким образом, чтобы не задеть полосу встречного движения. Так ситуацию объясняет Орест Мацала.
«В противном случае такой, пусть даже частичный, то есть одним колесом, выезд будет считаться выездом на полосу встречного движения в нарушение ПДД, что, в свою очередь, наказывается штрафом 5000 рублей либо лишением прав на 4-6 месяцев. Суды не видят разницы в том, как был осуществлен этот выезд, всем ли автомобилем либо же только одним колесом. Выбирая траекторию для поворота, водителям следует быть предельно внимательными», — пояснил эксперт.
Такого же мнения придерживается автоюрист Михаил Никитин. «Если водители пересекают сплошную, отделяющую потоки встречного направления, то на мой взгляд лишение прав законно, так как согласно п. 8.6. ПДД «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения», — считает юрист.
- В Ставропольском крае водитель стал обжаловать лишение прав за обгон на сплошной, начатый на прерывистой. Он предъявлял доказательства, что не важно, где закончен обгон, главное, что его начало было в разрешенном месте. Суд отклонил такую жалобу, но смягчил меру с лишения прав до 5000 рублей штрафа.
- Похожее дело рассматривалось, когда водитель в суде просил снизить наказание из-за того, что не заметил знак «Обгон запрещен».
- В Московской области водитель просил уменьшить наказание, мотивировав суд — малолетним сыном. Он указал, что автомобиль для него является средством заработка. Судья смягчил наказание с лишения до штрафа.
- В Симферополе водитель подал жалобу на постановление о лишении прав. Он сообщил, что автомобиль, который он обгонял, стал повышать скорость, и препятствовал завершению маневра. Но суд жалобу отклонил.
- Саратовский суд из-за отсутствия состава нарушения прекратил дело по причине несоответствия длины разметки. Она была меньше 50 метров, что не соответствует ГОСТу.
Когда самостоятельно обжаловать протокол не удается, лучше обратиться за помощью к адвокатам. Предварительно можно ознакомиться с мнением опытных предстателей закона:
Юрий Тимкин: «В отличие от штрафа, наложение которого можно оспорить, лишение прав – более серьезное для водителя наказание. В свою защиту есть возможность ссылаться только на одно обстоятельство: ошибка дорожных или коммунальных служб в нанесении разметки или расстановки знаков, которые помогают ориентироваться на дороге. Поэтому если сплошная разметка начинается сразу после окончания пунктирной, закон будет на стороне того, кто был за рулем в момент совершения обгона».
Сергей Фесенко: «Бывают ситуации, когда при обгоне фуры сплошной разметки и расположенного дальше моста не видно, и обход транспорта приходится на мост. Это фиксируется работниками ГИБДД, а в протоколе указывается обгон с выходом на встречную полосу. Обжаловать это будет очень сложно. Можно попробовать сделать фото местности и обратиться в суд с доказательствами. Лишение водительских прав вероятно, так как правила не соблюдаются не вследствие предотвращения ДТП, а только по вине водителя».
Если необходимость выполнения рассматриваемого маневра обусловлена ситуацией, а не желанием проехать быстрее, поставив под угрозу безопасность нескольких участников движения, штраф и лишение ВУ незаконно и подлежит оспариванию, особенно при наличии доказательств.
Аргументация к рассмотрению в случае завершения обгона через сплошную линию разметки
Попавшиеся на таком правонарушении водители готовы приводить следующие факты и аргументы во время своей апологии перед инспектором, а после и перед судом, —
фактически совершался обгон ТС, при котором был совершен выезд на полосу встречного движения, а когда началась сплошная линия то:
— во-первых, машина уже была на полосе встречного движения, а не выезжала на нее;
— во-вторых, ПДД требуют вернуться в свою полосу после обгона.
То есть вроде как все шито-крыто. Однако здесь надо сказать, что выездом на встречную полосу в нарушение ПДД можно считать и случай с прямолинейным движением по той же самой полосе, когда меняется разметка со штриховой на сплошную, а смены полосы движения нет. В общем здесь игра слов, игра разума, амбиций и желаний. В статье 12.15 КоАП РФ сказано о выезде на встречную полосу, а не о пересечении какой-либо разметки.
Однако более полезным будет знать то, как к этому отнесутся в суде. Так Конституционный суд трактует такую ситуацию следующим образом.
Заканчивается прерывистая разметка – что делать
Если водитель начал обгонять впереди идущий транспорт, но заметил появление сплошной разметки, лучше затормозить и вернуться на свою полосу. Водителям нужно учесть, что сплошная разметка не начинается сразу. Сначала после обычной прерывистой следует длинная прерывающаяся разметка, длина которой по ГОСТу должна составлять не меньше 50 м. Только потом начинается сплошная.
Если при попытке обгона водитель увидел разметку с длинными штрихами, то у него есть шанс отказаться от завершения маневра, чтобы не нарушить ПДД.
У водителей всегда имеется выбор:
- завершить маневр вразрез требований ПДД;
- отказаться от обгона, притормозить и вернуться на свою полосу.
Но и тут возможны сложные ситуации, требующие нарушения правил. К примеру, водитель пересек прерывистую линию для обгона, но увидел, что не успевает завершить маневр. Но вместе с ним на обгон пошла еще одна машина, идущая следом.
В подобной ситуации торможение чревато столкновением, ведь водитель вол втором авто не ожидает торможения. Первому водителю лучше завершить маневр, нарушая правила. Даже если в итоге все закончится штрафом, либо лишением прав, этот исход лучше, чем ДТП.
Штраф за пересечение сплошной линии
Прерывистая линия (1.5), которая разделяет транспортные потоки, никогда не переходит в сплошную внезапно. Чтобы водитель понял о приближении к соответствующей запрещающей разметке, Правила дорожного движения предусматривают нанесение на полотно линии 1.6. Она представляет собой длинные «штрихи» с небольшими промежутками между ними. Согласно действующим в 2019 году стандартам, ее протяженность не может быть менее 50 метров. Это значит, что у водителя, соблюдающего скоростной режим, всегда есть время, чтобы рассчитать свои действия.
Законодатели позаботились о предупреждении автомобилистов, поэтому теоретически никакого смягчения административной ответственности при завершении обгона через сплошную линию быть не может. Санкции за проступок установлены частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. На сегодняшний день водителю будет грозить штраф в размере 5000 рублей. В худшем случае автомобилист лишится своих прав на 4-6 месяцев. Дело вправе рассмотреть либо начальник ГИБДД, либо судья.
Оспаривание постановления
Если после обгона ТС останавливает сотрудник ДПС, объясняя свои действие нарушением правил дорожного движения, то доказать невиновность можно несколькими способами:
- ошибки в разметке ее может не быть вовсе или нанесена она неправильно (нет предупредительной линии). Помимо этого, часто разметка испачкана грязью или стерта, поэтому ее не видно и предугадать появление сплошной невозможно;
- нарушение не было зафиксировано на камеру в суде устное свидетельство запрещенного приема не пройдет. Помимо этого, если инспектор ГИБДД утверждает, что он заснял пересечение сплошной линии, но не показывает материал, то водитель имеет право подписать протокол и указать в нем, что он не согласен с выдвинутым обвинением.
На обжалование постановления есть 10 дней. Основания для этого следующие:
- постановление ошибочно. На фото другое авто или не видно факта нарушения ПДД;
- за рулем не владелец ТС;
- водитель не согласен с вынесенным решением.
Для этого стоит обратиться в районный суд или отделение ГИБДД, выписавшее постановление. Если жалоба будет отклонена, то придется уплатить штраф.
Чтобы не лишится ВУ или своих денег, необходимо правильно совершать обгон. Но иногда, по независящим от водителя причинам, нарушить правила все же приходится. В таких случаях нужно знать свои права и отстаивать их.
Спорные ситуации на дороге при пересечении двойной сплошной
Помимо разрешенных маневров, пересечение двойной сплошной может быть спорным – когда двойная сплошная пересекается вроде оправдано, но правила все равно нарушает. Выписывается штраф, но человек понимает его несправедливость и обращается в суд. Чтобы не потратить свое время и усилия впустую, нужно разбираться, в каких ситуациях водитель действительно имеет все шансы доказать свою правоту.
Чаще всего спорные ситуации возникают, если на дороге разметка давно не обновлялась и стала почти незаметной. Если дорога незнакома, водитель просто мог не увидеть, что он нарушает при развороте или пересечении, и получит наказание не по своей вине. Подтвердить свою правоту можно не только с помощью дорожных камер, но и с помощью собственного видеорегистратора. Когда линии не отвечают стандарту ГОСТ Р 51256-2011, штраф могут полностью снять.
Сделайте все, чтобы исключить фальсификацию документов. Стоит снять саму дорогу, свою машину и машину ДТС. На камере нужно выставить время и дату, когда составляется протокол. Но помните, обжалование возможно только за 10 суток после получения штрафа или лишения прав – позже документы не примут. Кстати, не соглашайтесь на более слабую меру наказания, поскольку так признаете себя виноватым.
В любом случае постарайтесь не нарушать запрет на пересечение двойной сплошной. Тогда не придется думать, как обжаловать дело в суде, доказать свою невиновность и сесть за руль снова.
Получить юридическую помощь по вопросу двойной сплошной разметки можно на нашем сайте.
В каких случаях обгон возможен
Опережение впереди едущего транспорта возможно без совершения правонарушения в следующих случаях:
- Возникла крайняя необходимость. Этот вопрос освещает статья 2.7 КоАП РФ. Согласно данному документу, административным правонарушением не является деяние, совершенное для устранения опасности при невозможности ее избежать другим путем и в том случае, если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Так, если водитель обгоняет впереди едущую машину с пересечением сплошной линии, чтобы избежать аварии и т.д., то это не считается неправомерными действиями.
- Объезд стоящего автомобиля. Если машина сломалась, припаркована так, что мешает движению, разрешается ее обгон. В такой ситуации маневр разрешен, если нельзя его совершить по правой стороне. При этом запрещено объезжать пассажирский автобус, другой общественный транспорт, если он остановился с целью высадки людей.
- Некачественная разметка. Водитель вправе выполнить переезд через сплошную линию, если черта стерлась, нанесена на дорожное полотно не по ГОСТу.
В таких ситуациях сотрудник ГИБДД не вправе наказывать водителя. При неправомерном назначении штрафа решение инспектора можно обжаловать в суде.
Разумеется, при движении всегда следует руководствоваться утвержденными ПДД и обязательно выполнять их. Нарушение любого из перечисленных пунктов может повлечь наказание. Особенно, если по вине нарушителя произошло ДТП. Однако, не во всех случаях всё так просто. Не всегда ситуация с нарушением однозначно карается штрафом или лишением прав.
Смягчить ответственность или доказать собственную невиновность при нарушении сплошной дорожной разметки в некоторых случаях всё же можно:
- водитель может пересечь сплошную, если такой манёвр был связан с необходимостью спасения жизни человека;
- те же действия, продиктованные необходимостью доставки пострадавшего в медицинский пункт;
- конечно, самым обычным «разрешением» безнаказанно пересечь сплошную линию будет обычное для наших дорог отсутствие разметки либо её повреждение.
Имеются также исключения, позволяющие обгонять тихоходные транспортные средства. К тихоходным ТС относится, в основном, дорожная техника. По действующим правилам она должна быть оборудована специальными заводскими знаками «Тихоходное транспортное средство» или специальной наклейкой, имеющей аналогичное значение. Но даже в случае обгона тихохода ни в коем случае нельзя пересекать дорожную разметку: сплошную или двойную сплошную линию.
В подавляющем большинстве случаев за такое нарушение ПДД водителю грозит лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. Что касается штрафа, то он может достигать размера 5000 рублей. Убедить судью назначить его вместо лишения — не простая задача даже для опытного автоюриста.
Решение о лишении водительских прав в каждом случае принимает суд. Отягчающими обстоятельствами при принятии решения о наказании водителю могут считаться наличие аналогичного нарушения в прошлом, а также множественные штрафы за нарушение ПДД.