Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аспирантура магистратура бакалавриат разница что лучше». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Считается следующим, более высоким уровнем высшего образования, хотя поступить в него, как и в бакалавриат, можно сразу после школы. От бакалавриата он отличается тем, что по ФГОС его программы ориентированы на более глубокую практическую подготовку в определенной отрасли. В дипломах выпускников в графе «квалификация» записывают не просто «специалист», как у бакалавров – «бакалавр», обозначая уровень полученного образования, а указывают конкретную профессию: например, «инженер-судоводитель», «врач-кибернетик», «режиссер цирка», «юрист», «математик, механик, преподаватель».
Специалитет – это своего рода ускоренный курс «бакалавриат + магистратура», который проходят не за шесть, а за пять лет. Именно поэтому сразу после специалитета можно поступать в аспирантуру, а после бакалавриата – нет: для углубленных занятий наукой бакалавр не может перепрыгнуть ступеньку магистратуры, а специалист – да. Больше того, если выпускник специалитета соберется поступать в магистратуру, для него она будет считаться вторым высшим образованием, поэтому не может быть бесплатной. Эта норма содержится в законе об образовании, по которому повторное обучение по программам одного и того же уровня допускается только на платной основе.
Уровни образования и даны в карате
Всему, что написано выше, легко можно возразить аргументом о том, что уровни образования отжили свое. Не пора ли совсем от них отказаться? Ведь можно заменить их на микростепени: получаешь компетенцию и добавляешь в виртуальное портфолио, как победную отметку на борту самолета. К тому же, в общественном сознании уровни привязаны к жизненным этапам: поступать в бакалавриат следует в 18 лет, в магистратуру в 22, а в аспирантуру в 24. Не поможет ли отказ от них переходу к обучению на протяжении всей жизни?
Но дело в том, что у уровней есть ряд значимых функций, которые нечем заменить. Во-первых, они предполагают целостность. Между уровнем и отдельной компетенцией та же разница, что между владением одной техникой и даном в карате. Во-вторых, они являются символом того, что выпускник не только получил образовательный опыт, но и разделяет ценности и принципы университета. Именно поэтому топовые вузы считают «своими» только выпускников, которые закончили бакалавриат, магистратуру или PhD, а не всех, кто закончил пару курсов. Отсюда и мировые кейсы лишения степеней тех, кто больше не соответствует стандартам своих университетов.
Проблемы с уровнями образования лежат не только в слое принципов, но и в слое реализации. Так, для того, чтобы наличие диплома бакалавра, магистра или ученой степени отражало созвучность ценностей университета и выпускника, первому сначала необходимо определиться со своими ценностями. А это нечастое явление в российском высшем образовании.
Далее, университеты должны работать над тем, чтобы состав студентов стал более разнообразным, и обучаться в магистратуре в 40 лет было бы настолько же социально-приемлемо, как и в 25. Это, конечно, означает, что образовательный процесс должен измениться, стать более гибким и адаптироваться под цели реальных студентов, а не условных. Однако такая работа возможна исключительно при условии общего консенсуса о том, какие задачи разные уровни должны выполнять.
Где можно получить высшее образование
По статистическим данным профессионалы с высшим образованием чаще получают престижные должности в топовых международных компаниях.
Перечень доступных учебных заведений:
- Институт – характеризуется научно-практической направленностью деятельности и подготовкой профессионалов, владеющих широким спектром компетенций, но ограниченным количеством направлений второй ступени высшего образования;
- Академия – отличается меньшим количеством учащихся в группах и специализированной направленностью обучения (например, медицинская юридическая, военная);
- Университет – универсальная учебная организация, объединяющая глубокое изучение теоретических и практических дисциплин, с возможностью поступления и обучения в магистратуре и аспирантуре по многим специальностям.
Преимущества получения высшего образования:
- Востребованность на рынке труда;
- Престижность диплома;
- Конкурентное преимущество при трудоустройстве;
- Работа в иностранных компаниях;
- Освоение сложных специальностей;
- Готовность к проектной деятельности;
- Развитие креативных способностей и общей эрудированности;
- Перспектива карьерного роста;
- Получение высокооплачиваемой должности без опыта;
- Участие в профильных стажировках;
- Глубокие знания в определенной сфере;
- Накопление навыков Soft skills;
- Развитие самостоятельности и ответственности;
- Готовность открыть свое дело;
- Наработка полезных деловых контактов;
- Развитие умения планировать и прогнозировать деятельность;
- Освоение ПО.
Кто может претендовать на поступление?
Как уже отмечалось выше, чтобы поступить в магистратуру, требуется пройти обучение на уровне бакалавриата. Чтобы стать аспирантом, студент должен завершить магистратуру или быть выпускником специалитета. Также требуется успешно сдать экзамены и предоставить свои публикации в научных вестниках.
Аспирантура требует глубокого интереса к научной работе и стремления сделать вклад в академическое сообщество. Мотивация играет ключевую роль в упорстве и настойчивости в процессе исследований. Помимо этого для обучения в магистратуре и аспирантуре требуется следующее:
- высокая академическая успеваемость;
- исследовательский опыт, для чего требуется участие в проектах, публикациях, конференциях;
- рекомендации от опытных научных руководителей или профессоров, что может положительно повлиять на решение комиссии по приему;
- индивидуальный исследовательский проект;
- способность к анализу и критическому мышлению, поскольку для написания работы требуется уметь анализировать литературу, проводить оценку исследований и разрабатывать новые идеи.
Следует помнить, что критерии поступления могут различаться в зависимости от учебного заведения и выбранной программы. Поэтому рекомендуется внимательно изучить требования конкретного университета или института, в который вы планируете поступить, и готовиться соответствующим образом.
Продолжительность обучения в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре
В бакалавриате продолжительность обучения обычно составляет 4 года. За это время студенты изучают общекультурные и специализированные дисциплины, получают базовые знания и навыки в своей предметной области. На последнем курсе студенты могут выбирать из нескольких вариантов направления подготовки и специализироваться.
В магистратуре обучение занимает обычно 2 года. В этот период студенты углубляют свои знания и навыки в выбранной предметной области, проходят специализированные курсы, проводят научно-исследовательскую работу и пишут магистерскую диссертацию.
Аспирантура является следующим уровнем образования после магистратуры. Обучение в аспирантуре может занимать от 3 до 6 лет, в зависимости от выбранной научной области и времени, затраченного на подготовку и защиту диссертации. Аспиранты проводят научно-исследовательскую работу, публикуют научные статьи и занимаются преподавательской деятельностью.
Кому всё-таки стоит стать аспирантом
- Если не собираетесь работать по специальности или просто не хотите идти в углубленное изучение дисциплин — смело выходите из университета после бакалавриата и идите работать. Этого уровня образования хватит для успешной карьеры (особенно в сферах, где диплом не так важен, как умения и портфолио).
- Если собираетесь получить более узконаправленную специальность, или работать в сложной научной сфере, или продолжать обучение и получить учёную степень — поступайте в магистратуру. Если же вы учитесь на специалитете, становиться магистром для продолжения образования не обязательно.
- Если мечтаете заниматься научной деятельностью, преподавать у студентов, стать профессором и издавать образовательную литературу, то аспирантура — ваш выбор. Кроме того, звание кандидата наук иногда требуют для получения более высокой должности, управления командой и организации собственных проектов.
Магистратура и аспирантура – какая разница и что выбрать
Получить высшее образование можно несколькими путями. Но что лучше аспирантура или магистратура, в чем отличия разберем ниже.
Магистратура – это третий уровень образования, до нее идет специалитет и бакалавриат. О том стоит ли поступать на магистра и стоит ли это того спор идет уже очень давно. Сначала разберемся в сроках. Обучение длится всего лишь два года и за это время магистрант сможет сильно углубить свои знания в выбранной сфере.
В магистратуру поступают для работы в научных сферах, а также, если студент решил посвятить себя академической карьере. Сейчас появилось множество различных программ образования и будущим магистрам предоставляется огромный выбор.
Если специалист хочет продолжить свою дальнейшую деятельность в сферу преподавания, то ему просто жизненно необходимо поступить в аспирантуру и получить научную степень кандидата. Обучение длится три года: включает в себя множество различных лекций, семинаров и дает дополнительные встречи с научными руководителями. Этого времени аспирантам достаточно для подготовки диссертационной работы и сдачи ГИА.
Разница между аспирантурой и магистратурой заключается в следующем:
- Срок обучения в аспирантуре от трех до пяти лет, магистратура потребует всего лишь два года.
- После аспирантуры можно стать не только кандидатом наук, но и преподавать в высших учебных заведениях.
- После магистратуры поступление в докторантуру невозможно.
Отличия аспирантуры от магистратуры
Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах.
Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу.
Продолжают учиться лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.
Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. В ходе обучения студент получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.
Чем отличается бакалавриат от специалитета? Основным отличием данных форм является длительность обучения. Также довольно важным аспектом является аспирантура. Бакалавриат не подразумевает возможностей поступления туда, в отличие от специалитета. Немаловажным фактором для тех, кто смотрит на более широкие перспективы, является распространение за рубежом.
Средний срок обучения — 4 года. Однако в некоторых вузах (а иногда в конкретных случаях – например, после получения младшего специалиста) длительность может быть изменена в меньшую или большую сторону.
После окончания имеется возможность поступления в магистратуру. Однако можно и сразу устраиваться на работу в заведения, требующие высшего образования. Бакалавр при желании способен защитить кандидатскую.
Но это довольно трудно сделать без прохождения аспирантуры. В нее берут по окончании магистратуры.
Магистратура – система подготовки в вузах специалистов наивысшего уровня. Во время подготовки, такие специалисты работают по обязательным программам обучения, имея право выбора общего образовательного направления и углубленного изучения отдельных дисциплин из сферы специализации.
Человек, получивший диплом магистра (срок обучения – 2 года) имеет право заняться практической работой, если та соответствует полученной им специальности. Кроме того, магистр может осуществлять преподавательскую работу в средних учебных заведениях. Кроме того, магистры имеют право претендовать на обучение в аспирантуре.
Магистратура – это система по выпуску профессионалов высокого уровня в ВУЗах. При прохождении подготовки студенты должны проработать по методикам и программам обучения, также имеют возможность выбрать дисциплины из области специализации для более углубленного изучения их.
Рекомендуем прочесть: Фз о въезде и выезде иностранных граждан
Студенту, получающему после двух лет обучения диплом магистра, разрешено практиковаться в работе, но она должна соответствовать той специализации, которую он получил в высшем учебном заведении. Также магистр может читать лекции в средних общеобразовательных школах и продолжить свой путь в аспирантуре.
Система высшего образования в большинстве европейских стран в соответствии с Болонским процессом имеет два уровня подготовки специалистов, осваивающих обязательные образовательные программы.
Первый уровень подготовки – бакалаврат. Диплом бакалавра дает право продолжить образование по общим программам второго уровня и получить квалификацию специалиста. По специальным программам вузы готовят магистров.
Аспирантура является следующей образовательной ступенью.
Магистратура – система подготовки профессионалов высокого уровня в высших учебных заведениях, работающих по обязательным программам обучения студентов с правом выбора общего направления образования и углубленного изучения отдельных дисциплин по специальности.
Магистратура и аспирантура: стоит ли учиться дальше? Нужна ли магистратура после бакалавриата в России?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, каких целей хочется достигнуть в результате обучения. Для того чтобы устроиться на работу, вполне хватит и уровня бакалавра. Но есть некоторые специальности, карьерный рост в которых невозможен без получения статуса магистра. В частности судьей может стать только выпускник магистратуры или специалитета, защитивший работу по юриспруденции. Каждому, кто осваивает ту или иную профессию, заранее известно о подобных нюансах.
Начав обучение с первой ступени образования, невозможно сразу перескочить на третью. Иными словами – без магистратуры бакалавр не сможет стать аспирантом. Магистратура помогает также в том случае, если после ее окончания есть желание уехать из страны, например, в страны Европы. Найти работу, имея статус магистра, будет гораздо проще.
У каждого существуют свои цели, мотивы и возможности, поэтому обучение в магистратуре является сугубо индивидуальным вопросом, который решается самостоятельно. Две абсолютно разных ступени образования, магистратура и аспирантура, отличаются не только статусом их выпускников, но и уровнем полученных знаний, умений и навыков. Принимать решение о том, нужно ли продолжать дальнейшее обучение необходимо со всей ответственностью. Ни в коем случае нельзя относиться к своей работе над получением статуса магистра или кандидата наук спустя рукава (да и вряд ли это получится). Страна должна иметь только высококвалифицированных специалистов, каждый из которых соответствует полученному статусу.
Какую аспирантуру лучше выбрать, где проходить обучение — в России или за рубежом, вы узнаете из интересного видео.
В чем различия магистратуры и аспирантуры?
Различия между этими ступенями обучения наглядно отражены в следующей таблице.
Магистратура |
Аспирантура |
|
Кто может поступать? |
|
|
Сколько длится обучение? |
2 года |
От 3 до 5 лет |
Нужно ли сдавать экзамены при поступлении? |
Да |
Да |
Выпускная работа |
Магистерская диссертация |
Кандидатская диссертация |
Предусмотрены ли бюджетные места для поступающих? |
Да |
Да |
Выплачивается ли стипендия на очных бюджетных формах обучения? |
Да |
Да |
Кого готовят в процессе обучения? |
|
|
Какая степень присваивается после защиты научной работы? |
Магистр |
Кандидат наук* |
Можно ли после успешного обучения претендовать на поступление в докторантуру? |
Нет |
Да |
Что выбрать: магистратуру или аспирантуру? Отличия между ними
Многие часто путают магистратуру и аспирантуру, считая, что это синонимичные понятия. Однако это совсем не так. Вот основные отличия между этими уровнями:
- магистратура – это только второй из трех высших уровней образования в России, тогда как аспирантура – третий, более высокий, заключительный этап;
- магистратура способствует получению более широкого и глубокого спектра знаний, по сравнению с бакалавриатом. Выпускники магистратуры имеют право вести преподавательскую деятельность по специальности в средне-профессиональных учебных заведениях. Но только выпускники аспирантуры могут преподавать в вузах;
- магистратура относится только к вузовской системе обучения, аспирантура, в свою очередь, может быть прикреплена к НИИ или какой-любой другой организации исследовательской направленности;
- в магистратуру могут поступать выпускники бакалавриата либо специалитета. В аспирантуру можно поступать только после получения диплома специалиста или магистра, т.е. после успешного завершения второй ступени обучения;
- по окончании аспирантуры выпускнику присваивается ученая степень кандидата наук.
Аспирантура и магистратура – две ступени высшего образования, которые практически не имеют ничего общего.
Аспирантура дает более обширные знания, позволяет углубленно работать над определенной темой. Внутренний экзамен при поступлении в аспирантуру имеет более высокий уровень сложности.
Какую ступень образования выбрать, какие между ними различия, вы узнаете, посмотрев видео.
Второй этап получения образования. Программа предлагает углубленное изучение предметов, с уклоном на профильную деятельность. Учеба занимает – 2 года:
- Поступление. Подача заявления делается на базе диплома бакалавра или специалитета. Студент проходит собеседование, сдает экзамены (тест, сдача портфолио, написание научной работы);
- Учеба – углублённое изучение предметов, с написанием научной работы. Программа предусматривает: семинары, лекции, самостоятельные работы, написание магистерской работы;
- Окончание ВУЗа. После завершения учебы, выпускник получает диплом, подтверждающий получение знаний;