Срок полезного использования автомобиля легкового в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок полезного использования автомобиля легкового в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для машин с объемом двигателя более 3,5 л срок полезной работы составляет до 10 лет включительно (коды амортизации – 15 3410130–15 3410141). Для остальных автомобилей – срок от 3 до 5 лет включительно (код – 15 3410010).

Часто задаваемые вопросы об амортизации автомобиля

  1. Как рассчитывается амортизация при покупке б/у автомобиля?

Нужно учитывать нюансы эксплуатации транспортного средства предшествующими владельцами, если он приобретался не новым. Необходимые данные можно взять из ПТС авто.

  1. Какой метод расчета амортизации автомобиля выбрать?

Сделать выбор можно в пользу любой из представленных выше методик. Однако следует помнить, что впоследствии изменить способ расчета будет невозможно (даже при помощи внесения изменений в учетную политику).

  1. Когда начинается начисление амортизации автомобиля?

Расчет и начисление амортизации купленного авто должны стартовать с первого числа месяца, который следует за месяцем постановки его на баланс предприятия (в соответствии с п. 21 ПБУ 6/01).

Для целей налогового учета начисление производится с первого месяца, после которого ТС вводится в эксплуатацию (в соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ). Годовая амортизация осуществляется линейным способом на основании:

  • изначальной стоимости объектов основных средств;
  • нормы амортизации, которая определяется, исходя из срока полезного использования основных средств.

Амортизационные группы по автотранспортным средствам легкового назначения. Таблица

В процессе отнесения конкретной модели авто к амортизационной группе нужно ориентироваться на объем двигателя транспорта, тип и категорию ТС. Дополнительно следует принимать во внимание общую стоимость машины, так как вряд ли получится отнести к одной амортизационной группе Ладу Ларгус и, к примеру, Lexus представительского класса.

Таблица амортизационных групп для легкового автотранспорта – по данным 2017 г.

Группа

СПИ (лет)

Действующий ОКОФ

Класс авто

Третья

3-5

310.29.10.2

Легковой автотранспорт, объем двигателя по новому Классификатору не уточняется.

Четвертая

5-7

310.29.10.24

Легковой автотранспорт, предназначенный для перевозки инвалидов (малый класс), объем двигателя не уточнен.

Пятая

7-10

310.29.10.24

Легковой автотранспорт большого, а также высшего классов, с объемом двигателя более 3,5 л.

Амортизационные группы

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.2 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Третья группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства

Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.

Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.

Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.

От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.

Читайте также:  Можно ли оспорить дарственную на дом при жизни дарителя самим дарителем

Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто

Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.

Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:

  • в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности,
  • в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Какие объекты не подлежат амортизации

К объектам, не подлежащим амортизации, относят земельные участки, а также другие виды природопользования. Например, вода, недра и другие виды полезных ископаемых. Кроме того, амортизации не подлежат материально-производственные запасы, продукция, незавершенные объекты капстроительства, ценные бумаги. Также амортизации не подлежат следующие виды имущества:

  • приобретенное на бюджетные средства целевого назначения;
  • относящееся к внешнему благоустройству (например, объекты лесного и дорожного хозяйства, для возведения которых привлекались средства бюджетного и аналогичного финансирования);
  • продуктивный скот (буйволы, волы, олени и др. виды диких животных, за исключением рабочего скота);
  • изданий (книги, брошюры);
  • основной капитал;
  • права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты данной собственности (если в соответствии с соглашением оплата осуществляется регулярными платежами в течение срока действия договора).

Нормы амортизации основных средств по группам

Существует 2 типа износа:

  • Физический износ (уменьшение потребительской стоимости в результате снашивания деталей, отрицательного влияния агрессивной среды, природы и др.),
  • Моральный износ (уменьшение стоимости вне зависимости от физического износа).

Для лучшего понимания формулы амортизации необходимо различать моральный износ двух родов:

  • Первого рода, который представляет собой утрату первоначальной стоимости по причине роста производительности труда в отрасли изготовления основных средств,
  • Второго рода, который происходит по причине разработки более прогрессивной или экономичной техники. По причине морального износа второго рода уменьшается относительная полезность устаревших основных фондов.

Считайте амортизацию правильно: новый классификатор основных средств

Мультимедийный проектор относится к Третьей амортизационной группе основных средств. Соответственно, срок полезного использования проектора может быть установлен в интервале от свыше 3 лет, до 5 лет. Код ОКОФ 330.26.70.16.

Ранее Мультимедийный проектор относился к Пятой амортизационной группе.

К Третьей амортизационной группе основных средств относятся (Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы): 330.26.70 — Приборы оптические и фотографическое оборудование. Мультимедийный проектор относится к коду ОКОФ 330.26.70.16 Кинопроекторы; проекторы для слайдов; прочие проекторы изображений.

Для целей бухгалтерского и налогового учета, следует учитывать лимит стоимости основных средств.

В связи с тем, что ОКОФ — это полный регулярно обновляемый классификатор основных средств, он необходим для бухгалтерского учета и налогообложения. На его основе создана Классификация основных средств, которые включаются в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ N 1).

ОКОФ — это более детальный и подробный справочник по сравнению с Классификацией основных средств, которые включаются в амортизационные группы.

В свою очередь, в соответствии с Классификацией приборы бытовые (код 16 2930000) относятся к третьей группе амортизируемого имущества со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно.

Учитывая изложенное, считаем, что сплит-система может быть отнесена к третьей амортизационной со сроком полезного использования свыше 3 до 5 лет включительно.

В 2021 году встал вопрос о сроке амортизации.

Либо относить к «кондиционерам бытовым» со сроком от 3 до 5 лет, либо к «14 2919020 Оборудование для кондиционирования воздуха и оборудование холодильное (кроме бытового)», которое ранее относилось к группе от 5 до 7.

Бытовой кондиционер относится к Третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).

Соответственно, срок полезного использования Бытового кондиционера устанавливается в интервале от 3 лет и 1 месяца и до 5 лет.

Код ОКОФ 330.28.29 — Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки (дизель и дизель-генераторы с цилиндром диаметром свыше 120 — 160 мм включительно (дизель и дизель-генераторы буровые); приборы бытовые).

Читайте также:  Регистрация сделки с недвижимостью в МФЦ сроки при ипотеке

Бытовой кондиционер относится к приборам бытовым.

Код ОКОФ 16 2930000 «Приборы бытовые».

Третья амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Амортизационная — объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Согласно обновленной системе, распределение объектов, исходя из периода их полезного пользования, производится по следующим десяти блокам:

Амортизационная группа СПИ, лет Имущественные объекты
1 От 1 до 2 Машины, оборудование
2 От 2 до 3 Машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, многолетние насаждения
3 От 3 до 5 Сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь
4 От 5 до 7 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, рабочий скот, многолетние насаждения
5 От 7 до 10 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, ОС, не вошедшие в другие группы
6 От 10 до 15 Сооружения, передаточные устройства, жилища, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, многолетние насаждения
7 От 15 до 20 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, многолетние насаждения, ОС, не вошедшие в другие группы
8 От 20 до 25 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь
9 От 25 до 30 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства
10 Более 30 Здания, сооружения, передаточные устройства, жилища, машины, оборудование, транспортные средства, многолетние насаждения

Специалисту не составит труда найти нужную информацию в перечне амортизационных групп. Все коды основных средств перечислены в регистре ОК 013-2014 (утв. Приказом Росстандарта № 2020-ст от 12.12.2014). В классификационной таблице групп есть три колонки — ОКОФ, наименование, примечание.

Для определения группы необходимо в первой колонке найти нужный ОКОФ. По полученным данным устанавливается амортизационная группа и срок полезного использования основного средства.

Порядок применения новой редакции Классификатора ОС

Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2021 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2021 г., не требуется.

К примеру, в июне 2021 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.

Линейный способ, как самый распространенный

Линейный способ наиболее понятен для бухгалтера и универсален. Основное преимущество состоит в простоте и возможности его применения в бухгалтерском и налоговом учете.

Норму износа исчисляют делением единицы на срок полезного использования и умножением результата на 100. Чтобы рассчитать величину износа за месяц, умножают месячную норму на первоначальную стоимость автотранспорта.

Например, предприятием приобретен грузовик стоимостью 500000 рублей. Расходы по оформлению этого транспортного средства составили 500 рублей. Срок полезного использования грузового автомобиля равен 60 месяцам. Первоначальная стоимость сложится по-разному:

  • Бухгалтерский учет – 500000 +500;
  • Налоговый учет – 500000.

Пример способа по сумме чисел срока полезного использования

Расчет суммы налогов, связанных с амортизацией легкового автомобиля в 2024 году, осуществляется по бухгалтерскому учету. Для этого определяем группу амортизации, в которую входит авто, и рассчитываем амортизационную группу.

В данном примере рассмотрим группу амортизации для грузовых автомобилей. Предположим, что срок полезного использования для авто этой группы составляет 5 лет.

Для расчета амортизации по сумме чисел срока полезного использования применяется линейный способ. То есть, каждый год уменьшаем стоимость автомобиля на равную сумму. Начальную стоимость авто необходимо разделить на срок полезного использования, чтобы определить размер амортизации на каждый год.

Читайте также:  Обязанности нотариуса при оформлении наследства по закону и завещанию, необходимые документы, место открытия наследства

Пример:

  • Стоимость грузового автомобиля: 1 000 000 руб.
  • Срок полезного использования: 5 лет

Амортизацию на каждый год определяем по формуле: амортизация = стоимость авто / срок полезного использования.

Оплата амортизации личного автомобиля

Часто в производственных целях используется личный автотранспорт, так как деятельность некоторых сотрудников сопряжена с частыми разъездами. Ст. 188 ТК РФ предусматривается выплата компенсации за использование личного ТС (износ) и расходов, связанных с его использованием (ГСМ). Нормативной базы, регулирующей расчет компенсации, не существует. Поэтому компаниями практикуется возврат топлива по маршрутным картам, навигационному оборудованию и пробегу, а амортизацию начисляют принятым в организации способом. Проще и удобнее применять линейный метод амортизации.

Размер возмещения оформляют отдельным соглашением или приложением к трудовому договору. Усложняет расчет тот факт, что автомобиль используется и в личных целях, и в работе. Для расчета износа следует принимать во внимание такие факторы, как стоимость приобретения, амортизация машины и доля, падающая на эксплуатацию в производстве. Этот вопрос обсуждается отдельно, ориентиром служит специфика работы и интенсивность поездок. Часто, для установления наиболее точных сумм, руководство требует ведения документации по служебным разъездам, например, путевых листов . В каждой фирме обычно разработан собственный порядок возмещения подобных расходов. Предлагаем примерный расчет амортизации линейным способом:

Допустим, цена автомобиля 500 000 руб. Средний СПИ – 5 лет (60 мес.).

НА = 1/60 х 100 = 1,67

500 000 х 1,67 = 8350 руб.

Амортизация легкового автомобиля в месяц составит 8350 руб. Бухгалтеру на основе путевых листов, предстоит рассчитать, какую долю из общего пробега делает автомашина сотрудника непосредственно в производственных целях.

Например, если из общего пробега в 1200 км за месяц 600 км падает на рабочие поездки, то амортизация авто работника составит 4175 руб. (8350 руб. / 2).

Расходы по возмещению сотрудникам этих расходов собираются на счетах производства и издержек – 20, 26, 44, а выплаты компенсации не облагаются НДФЛ.

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.

Амортизационные группы основных средств: как определять в 2020 году

  • амортизационная группа, к которой относится актив. Все амортизируемые активы объединены в 10 амортизационных групп в зависимости от срока полезного использования имущества (п. 3 ст. 258 Налогового кодекса РФ). Группы амортизации также важны при определении суммы амортизационной премии, которая может применяться к конкретному активу;
  • срок полезного использования должен быть в пределах, установленных для каждой амортизационной группы (Письмо Минфина России от 06.07.2020 № 03-05-05-01 / 39563). Выбирайте любой период в рамках SPI, например, самый маленький, чтобы быстро амортизировать стоимость основных средств на расходы (Письмо Минфина РФ от 06.07.2020 № 03-05-05-01 / 39563).

Российский классификатор основных средств (ОКОФ), определяющий амортизационную группу основных средств, остался без изменений. С 1 января 2020 года ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденное Постановлением Россстандарта от 12.12.2014 п. 2020-ст. Такой же классификатор будет действовать в 2021 году.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...