Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли водного фонда правовой режим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого.
Водные объекты и их классификация
Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.
Водные объекты можно выделить в две группы исходя из особенностей правового режима, физико-географических и ряда других признаков. Они подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные.
Поверхностные водные объекты – это воды, которые покрывают поверхность земли, к ним также относится и береговая линия. Они делятся на:
- моря и все составляющие их части, такие как проливы, заливы, бухты, лиманы;
- проточные воды, такие как реки, ручьи, каналы;
- водоемы и водохранилища;
- болота;
- природные родники и гейзеры;
- ледники, снежники.
Береговая линия, как предел водного объекта, в свою очередь тоже делиться на отдельные виды, такие как рубеж:
- моря. Его измерения происходят относительно постоянного уровня воды. Если уровень меняется, то измеряют по линии максимального отлива;
- реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера. Предел в этом случае измеряется в то время, когда объекты не покрыты льдом, а сами замеры ведутся согласно среднемноголетнему уровню вод;
- пруда, водохранилища. Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;
- болота. Замеры ведут по границе залежей торфа на нулевой глубине.
Подземные водные объекты представляют собой локализацию вод, находящихся в недрах земли и имеющих границы, объем и черты водного режима.
Границы этих объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
К подземным водным объектам относятся:
- бассейны подземных вод;
- водоносные горизонты.
Как говорилось выше, земли водного фонда представляют собой земельные участки, занятые поверхностными водами, специальными конструкциями или участками, которыми пользуются в качестве полос отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Исходя из этого, земли водного фонда делятся на две группы:
- земельные участки, которые покрыты водой;
- земельные участки, которые прилегают к водоемам и рассчитаны для использования и охраны водных объектов.
На прилегающих к водоемам землях располагаются строения, которые обеспечивают
жителей питьевой водой, сооружения для бытовых, оздоровительных, водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других потребностей населения и общества в целом. Помимо этого, в перечень объектов также входят строения, которые отвечают за охрану природы и производственных водных объектов, нуждающихся в особенной санитарной защите, сооружения ограждающие население от отрицательного влияния промышленных, транспортных и другого вида объектов. В последних случаях законодательство вводит санитарные зоны, на территории которых вступает в силу особый правовой режим использования земель.
Береговая полоса также относится к землям водного фонда, представляя собой объект общего и безвозмездного пользования. Ее ширина составляет 20 метров и берет свое начало от кромки воды, причем расчет ведется исходя из среднемноголетнего уровня воды на свободных реках. В отношении искусственно созданных внутренних водных путей при нормальном уровне воды их береговая полоса составляет 5 м.
Так как береговая полоса является общедоступным объектом, ей могут пользоваться все граждане как для передвижения, так и для пребывания. Не запрещается причаливать, заниматься любительской и спортивной рыбалкой. Что касается приватизации близлежащих земель и земель граничащих с прудами и обводненными карьерами, то в этом случае она не допустима.
Доступными для общественного пользования, также являются и поверхностные водные объекты. Существует ряд правовых норм, которые регулируют эксплуатацию водных объектов общего пользования, согласно правилам охраны жизни людей. Эти нормы устанавливает Правительство Российской Федерации. Относительно водных объектов для личных, а также бытовых нужд населения, правила эксплуатации устанавливают органы местного самоуправления.
Однако, к компетенции ВК РФ относиться только область эксплуатации и охраны водных объектов. Что касается вод окружающей среды не находящихся в их пределах, то они не относятся к области регулирования водного кодекса.
Водное законодательство регламентирует также отношения связанные с землей, лесами, недрами флоры и фауны и атмосферным воздухом, которые возникают в связи с использованием и охраной водных объектов.
Регулировать такого рода отношения необходимо для гарантии соблюдения ряда прав населения:
- относительно чистой воды и благоприятной среды поддержания условий ее использования;
- сохранения поверхностных и подземных вод в качественном состоянии по санитарным и экологическим критериям;
- охраны водных объектов от возможного загрязнения, засорения или истощения;
- устранения негативного влияния вод и поддержания биологического разнообразия водных экосистем.
Что касается имущественных отношений, то в случае с реализацией водных объектов они будут регулироваться гражданским кодексом РФ.
Любая охрана включает в себя систему особых мероприятий, направленных на регулирование, сохранение и восстановление объекта охраны. Отношения, связанные с регулированием земель водного фонда складываются из предоставленных прав и наложенных обязанностей на участников таких отношений.
Три основных направления охранной деятельности:
- регламентированные требования к использованию (только по назначению, недопустимость неправомерного использования);
- санкции за нарушения норм водного и земельного законодательства в отношении земель водного фонда;
- действия, направленные на восстановление водных ресурсов и прилегающих земель.
Главными задачами особого охранного режима являются контроль над загрязнением вод и земель, установление правил строительства, эксплуатации и сноса строений, а также санитарных зон около источников воды.
Надзор за соблюдением законодательных актов и регламента охраны земель водного фонда осуществляют уполномоченные должностные лица – государственные инспекторы в области использования и охраны объектов природы. Водное, земельное, гражданское, уголовное законодательство и соответствующие Федеральные Законы регулируют отдельные положения правового режима земель, включая ответственность за нарушения.
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ. В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Правила перевода и изъятиягидроучастков из фонда
Правовой режим участков земли, которые относятся к водному фонду, устанавливается с обязательным учетом того, чтобы максимальное количество объектов находилось в собственности у государства. Это значит, что частные лица, организации и муниципалитет могут получать во владение только небольшую часть водоема или пруд, соответственно, с прилегающей к нему территорией. Это должно быть подтверждено документально. Законом РФ в настоящее время предусмотрена возможность отчуждения объекта воды в принудительном порядке, например, когда прибрежные участки земли, находясь во владении у разных лиц, существовать отдельно друг от друга не могут.
В соответствии с ФЗ №172, участок земли, документально находящийся во владении у негосударственных субъектов, может быть законным путем изъят и переведен в другую категорию собственности. Например, если земля официально не была отнесена к водному фонду, то она может быть на законных основаниях причислена к нему и изъята по первому требованию государства. Естественно, для тех собственников, у которых изымаются земли, предусмотрена денежная компенсация. Перед принятием решения владельцу поступит официальное уведомление согласно ФЗ.
Принципы смены категории участков водного фонда
При рассмотрении основных моментов правового режима, важно учитывать и смену категорий участков земли водного фонда. ЗК РФ позволяет властям, как местного, так и федерального уровней приступать к строительству и созданию искусственных водоемов, не отбирая при этом землю у ее собственников. Делается это путем ее реквизиции во временное использование до момента окончания всех работ
Однако законодательством РФ не предусмотрены конкретные сроки на эти работы, поэтому временные рамки могут быть установлены в пределах от 2 до 20 лет. Это зависит от того, кем является собственник участка, и каким будет основное назначение гидроучастка, а также масштабность планируемых работ
ЗК РФ позволяет властям, как местного, так и федерального уровней приступать к строительству и созданию искусственных водоемов, не отбирая при этом землю у ее собственников. Делается это путем ее реквизиции во временное использование до момента окончания всех работ. Однако законодательством РФ не предусмотрены конкретные сроки на эти работы, поэтому временные рамки могут быть установлены в пределах от 2 до 20 лет. Это зависит от того, кем является собственник участка, и каким будет основное назначение гидроучастка, а также масштабность планируемых работ.
Состав земель водного фонда
Территории, относимые к землям водного фонда, делятся на 2 большие группы:
- Естественные водоемы и заполненные водой площади.
- Участки, прилегающие к водным объектам и используемые физическими и юридическими лицами для обслуживания.
Территории второй группы, свою очередь, делятся на мелкие подгруппы в зависимости от своего наделенного функционала. Они могут:
- обеспечивать население питьевой водой;
- использоваться для оздоровительных нужд;
- применяться для добывания технической воды для сфер промышленности и сельского хозяйства;
- использоваться энергетическими компаниями;
- служить в роли рыболовных комплексов.
Защита данных земель от нерационального использования и несоблюдения норм экологической безопасности осуществляется природоохранными службами. Особенный охранный режим устанавливается на территориях федеральными и муниципальными законодательными актами.
Охрана территорий водного фонда
Для обеспечения щадящего и рационального использования природных ресурсов на землях осуществляются охранные мероприятия, особенности которых подробно прописаны в ВК РФ. Помимо соблюдения мер по контролю за оборотом и пользованием территорий, входящих в данную категорию, государство требует от собственников и руководителей соблюдения мер по защите имеющихся ресурсов.
Законодательством определены элементы, требующие особенных мер по защите: это береговая линия и природоохранные зоны, прилегающие непосредственно к водным объектам. Охраной данных земель занимаются Министерство природных ресурсов и экологии, подчиненные ему федеральные ведомства, муниципалитеты, а также собственники. При фиксировании нарушений санитарных и природоохранных норм, следует ограничить эксплуатацию водного объекта и прилегающих к нему участков.
Нормы перехода из категорий
Стоит учесть и прочие особенности правового режима земель водного фонда. Так, например, перевести в иную категорию можно и те земли, которые ныне имеют статус общепринятого водного фонда. Это более чем возможно, если территория утратила статус, в соответствии с действующими сегодня нормативно-правовыми актами.
Земельный кодекс Российской Федерации предоставляет право местным органам самоуправления и федеральным органам власти строить и создавать искусственные водоёмы и водохранилища, не изымая землю у её владельцев. Делают они это, реквизируя её во временное использование до окончания всех необходимых работ. Однако российское законодательство не устанавливает чётких сроков временной реквизиции территорий, ставя временные рамки от двух до двадцати лет. Эти сроки зависят непосредственно от того, кто выступает владельцем недвижимости, каково назначение планируемого водного объекта и насколько масштабны работы.
Направление деятельности охраны участков
Охранная деятельность содержит в себе особые мероприятия с направленностью на регулирование, восстановление и сохранение охранного объекта. Отношения, связанные с регулированием земли водного фонда состоят из зафиксированных прав и обязательств, наложенных на каждого участника.
Основные направления деятельности охраны:
- Соблюдение регламентированных требований к эксплуатации в соответствии с целью и категорией;
- Введение санкций нарушителям норм земельного и водного действующего законодательства;
- Осуществление действий, направленных на работу по восстановлению водного ресурса и прилегающей к нему земли.
Перевод земель из категории в категорию
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Перевод земель из одной категории в другую может осуществляться в отношении следующих земель следующими органами:
- земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;
- земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
- земель, находящихся в частной собственности:
- земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путём установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ. В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Управление и мониторинг
Управление и мониторинг земель водного фонда осуществляется органами власти согласно правовой положение. Охрана земель водного фонда является важной задачей в рамках управления такими территориями. Для эффективного управления необходимо знать характеристики и особенности каждой категории земель, а также определить разрешенные виды использования и запрещенные действия.
Водные объекты, включая береговую линию, являются объектами государственной собственности и подлежат особому режиму использования. Общая понятие водного фонда включает в себя водные объекты, их земли и воздушное пространство над ними. Перевод земель водного фонда в другие категории или их изъятие из фонда осуществляется только по особым условиям и процедурам.
Для эффективного управления землями водного фонда необходимо осуществлять мониторинг и контроль, чтобы предотвращать нарушения и сохранять природные ресурсы. Мониторинг включает в себя сбор данных о состоянии и использовании водных объектов, их экосистеме и биоразнообразии. Также осуществляется контроль за соблюдением правил использования земель водного фонда и защитой их от незаконной застройки или иного неправомерного использования.
Органы власти, которые отвечают за управление и мониторинг земель водного фонда, определяют разрешенные виды использования в соответствии с их категорией. Например, на землях береговой линии могут быть разрешены такие виды использования, как общедоступное присоединение к воде, организация отдыха и рекреации.
Важным аспектом управления землями лесного фонда является правовое обеспечение. Необходимо разработать и применять законодательные и нормативно-правовые акты, которые характеризуют разрешенные и запрещенные виды использования таких территорий.
Правовой режим и положение
Для понимания правового режима и положения земельных участков, относящихся к водному фонду, важно знать их характеристики и определение. Виды таких территорий могут быть различными: это водные объекты и их береговая линия, которые относятся к этой категории земельного фонда.
Земли водного фонда являются общей собственностью, и их правовой режим определяется законодательством. Виды разрешенного использования таких земельных участков могут быть разнообразными, включая строительство, эксплуатацию, охрану и восстановление водных объектов.
Это вызывает вопросы о положении собственников такой земли и их правах. Имеют ли они право на использование этих земельных участков или должны соблюдать определенные ограничения? Важно учитывать, что доступ и использование земли водного фонда могут быть ограничены, в том числе из-за необходимости охраны и сохранения водных ресурсов.
Кто является собственником таких участков и каково их положение? Ответ на этот вопрос зависит от конкретного случая и законодательства, регулирующего использование земельного фонда. Однако, общая характеристика территорий, относящихся к водному фонду, является их перевод в собственность государства или муниципального образования. Это означает, что собственником таких земельных участков обычно является государство или муниципалитет.
Запрещенное использование земель лесного фонда также связано с их правовым режимом и положением. Охрана лесов и лесных ресурсов имеет важное значение, и поэтому есть ограничения на использование такой земли.
Понятие водного фонда
В состав территории этого назначения входят:
- дно водных объектов: озёр, рек, морей, протоков;
- береговая линия;
- прибрежная территория, размер которой определяется на законодательном уровне и зависит от типа водного объекта и его экологической и экономической ценности.
По закону водным объектом признаётся территория:
- постоянно содержащая воду. Временные образования, возникшие в результате дождей или подтоплений, не учитываются;
- зависящая от окружающей среды: естественно пополняется реками или подземными источниками. Бассейны и рукотворные озёра, о пополнении которых заботится только человек, не учитываются;
- находящаяся на поверхности. Подземные источники, реки и озёра могут располагаться на землях других категорий, в том числе, промзоны.