Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы списания бензина в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для работы транспортного средства необходимо топливо. Каждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — норму расхода топлива по маркам автомобилей (Распоряжение № АМ-23-р от 14.03.2008). Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ |
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. |
Транспортная НЗТ |
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. |
Эксплуатационная НЗТ |
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации). |
Расчет для грузовиков
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:
Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
- S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
- Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.
Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:
Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,
где:
- Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
- Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
- Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
- Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
- W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
- D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Фактическое значение пробега определяйте по путевому листу.
Поправочные коэффициенты к норме расхода топлива
В зависимости от условий эксплуатации к базовым нормам расхода топлива могут применяться определённые коэффициенты:
Норма расхода может повысится:
Условие | Коэффициент % |
---|---|
Работа в зимнее время года | до 5-20 |
Работа в горной местности | до 5-20 |
Работа за городом на дорогах со сложным планом | до 30 |
Работа в городской среде | до 5-35 |
Работа с частыми остановками | до 10 |
Работа на пониженной скорости движения | до 15-35 |
Обкатка новых автомобилей или после кап.ремонта | до 10 |
Перегон автомоблия своим ходом | до 10-20 |
Для автомобилей с возрастом более 5 лет или с пробегом более 100 т.км | до 5-10 |
Для грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов | до 10 |
При работе в качестве технологического транспорта | до 20 |
При работе специальных автомобилей (патнульная, пожарная, скорая, автовышка и т.д.) | до 20 |
При работе в карьерах | до 20-40 |
При работе в чрезвычайных климатических или тяжелых дорожных условиях | до 35-50 |
При учебной езде | до 20-40 |
При использовании концидионера или климат-контроля | до 7 |
Термин «перерасход» (или «пережог») топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.
Базовый документ для установления его смысла – Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, далее – Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.
Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.
Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым «движком» 4,8 литра – почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.
Кроме того, в Методических рекомендациях установлены различные поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. К ним, например, относятся:
- зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
- повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.
Сначала организация должна документально подтвердить, что никаких технических причин для перерасхода нет. Для этого необходимо проверить узлы и агрегаты, работа которых влияет на расход ГСМ. Если на предприятии существует своя ремонтная база или в штате имеются соответствующие специалисты, то провести обследование и оформить заключение смогут они. В противном случае целесообразно обратиться в автосервис, который также может документально подтвердить отсутствие на автомобиле неисправностей и конструктивных особенностей, влияющих на расход топлива. Если будет установлено, что «пережог» мог быть вызван техническими причинами, привлекать к ответственности водителя, разумеется, нельзя.
Далее. Если автомобиль исправен, необходимо проверить, не является ли перерасход результатом конкретных дорожных условий его эксплуатации. Особенно это актуально для автомобилей, находящихся в интенсивной эксплуатации, и «возрастного» транспорта (например, автомобили специальных служб, общественный транспорт, транспорт экспедиционных компаний и т.д.). Как правило, их расход ввиду изношенности всех систем редко соответствует нормативному. Поэтому здесь никак не обойтись без так называемого «контрольного заезда (замера)». Для его проведения за управление автомобилем либо рядом с водителем садится незаинтересованное лицо, замеряются данные спидометра и уровень топлива в баке. Затем автомобиль выезжает и в течение 3-4 часов эксплуатируется в дорожных условиях (они должны быть аналогичны тем, в которых он используется обычно). После этого данные спидометра и топливного бака измеряются вновь и фактический расход сравнивается с нормативным.
В результате может оказаться, что конкретный автомобиль действительно расходует топлива больше, чем это предусмотрено нормативом. В таком случае предприятию придется либо увеличить нормативы, либо принять факт перерасхода как данность, на которую повлиять невозможно. Из необходимости проведения проверки обоснованности норм расхода исходит и существующая судебная практика (решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19.12.2011 по делу № 2-503/11).
Экологические аспекты регулирования норм списания ГСМ
С целью снижения негативного воздействия на окружающую среду, регулирование норм списания ГСМ становится все более строгим и экоориентированным. Ведущие страны мира активно работают над установлением эффективных стандартов, которые максимально сократят выбросы вредных веществ и позволят сохранить экосистему.
В РФ в 2024 году комбайн зерноуборочный, как один из основных потребителей ГСМ в сельскохозяйственной сфере, должен соответствовать строгим нормам списания. Сельскохозяйственные организации и предприятия должны активно работать над внедрением энергоэффективных и экологически чистых технологий для улучшения качества работы комбайнов в целом, а также для уменьшения потребления ГСМ и снижения выбросов.
Важным аспектом регулирования норм списания ГСМ является контроль и мониторинг органов, ответственных за соблюдение правил и нормативных актов в сфере использования ГСМ. Необходима система адекватных штрафных санкций, которые будут способствовать соблюдению установленных норм и мотивировать сельскохозяйственные предприятия к экологически ответственному подходу к использованию ГСМ.
Таким образом, экологические аспекты регулирования норм списания ГСМ являются важным элементом обеспечения устойчивого развития и сохранения экосистемы. В 2024 году Россия должна продолжить работу над совершенствованием норм и правил, а также повысить контроль и мониторинг для достижения максимальной эффективности и снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Экологические аспекты использования Дэу Нексия с пробегом и нормы списания ГСМ
Использование автомобиля Дэу Нексия с пробегом может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на окружающую среду. Важно учесть экологические аспекты при выборе этого транспортного средства и принять во внимание нормы списания горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Экологические аспекты использования Дэу Нексия:
- Высокая топливная эффективность: Дэу Нексия с пробегом имеет небольшой расход топлива, что способствует уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу.
- Старое транспортное средство: Использование автомобиля с пробегом может быть экологически выгодным, так как это повышает эффективное использование уже произведенных ресурсов и сокращает потребность в создании новых автомобилей, что влечет за собой снижение выбросов углекислого газа и других вредных веществ.
- Необходимость в обслуживании: Дэу Нексия с пробегом требует регулярного обслуживания и замены деталей, что может привести к увеличению потребления ресурсов и генерации отходов.
Правила учета ГСМ: проводки
Бухгалтерский учет купленных горюче-смазочных материалов будет зависеть от того, каким способом их приобретали:
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Покупка ГСМ по топливным картам и талонам | ||
Отражение денежных средства, перечисленных за карты/талоны, в качестве выданного аванса | 60, субсчет «авансы выданные» | 51 |
Принятие к вычету НДС с выданного аванса | 68, субсчет «расчеты по НДС» | 76 |
Принятие к учету горюче-смазочных материалов, отпущенных по талом или картам (на основании отчета компании-эмитента талонов или карта, либо корешков талонов от водителей). | 10 | 60 |
Отражение НДС по ГСМ | 19 | 60 |
Принятие к вычету НДС по ГСМ | 68, субсчет «расчеты по НДС» | 19 |
Восстановление НДС, принятого к вычету с перечисленного аванса | 76 | 68, субсчет «расчеты по НДС» |
Покупка ГСМ за наличные | ||
Выдача денег под отчет на покупку ГСМ | 71 | 50 |
Оприходование ГСМ на основании авансового отчета от водителя | 10 | 71 |
Отражение НДС по приобретенным ГСМ | 19 | 71 |
Принятие к вычету «входного» НДС по ГСМ | 68, субсчет «расчеты по НДС» | 19 |
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.
Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.
Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).
Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)
- Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
- Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
- S – километраж, пройденный данным авто;
- К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
Летние нормы расхода топлива
С 1 июня 2024 года вступят в силу новые летние нормы расхода топлива. Данные нормы были утверждены с целью уменьшения загрязнения окружающей среды и снижения выбросов вредных веществ в атмосферу.
По новым нормам расхода топлива, воздушное судно должно соответствовать определенным требованиям, которые были установлены Международной ассоциацией авиационных перевозчиков (IATA). Эти требования учитывают различные факторы, такие как тип воздушного судна, его вес, погодные условия и множество других факторов.
Тип воздушного судна | Норма расхода топлива (л/100 км) |
---|---|
Узкийфюзеляжный самолет | 4.5 |
Широкофюзеляжный самолет | 5.0 |
Грузовой самолет | 6.0 |
Перевозчики обязаны следить за тем, чтобы их воздушные суда соответствовали установленным нормам и соблюдали правила эксплуатации. В случае несоблюдения норм расхода топлива, могут быть применены штрафы и санкции со стороны государственных и международных организаций.
Новые летние нормы расхода топлива направлены на улучшение экологической ситуации и уменьшение негативного воздействия авиации на окружающую среду. Обратите внимание, что данные нормы установлены только на летний период и не охватывают зимний сезон.
Выгоды для потребителей
Изменение летних норм расхода топлива, начиная с 1 июня 2024 года, принесет ряд выгод для потребителей:
1. Снижение затрат на топливо: Новые нормы расхода топлива позволят потребителям сэкономить на расходах на топливо. Уменьшение потребления топлива поможет сократить затраты на заправку транспортных средств и экономить деньги.
2. Более длительное время езды: Сокращение расхода топлива означает, что автомобиль сможет проехать большее расстояние на одном баке. Это повышает эффективность транспортного средства и позволяет производить более дальние поездки без необходимости заправлять топливо.
3. Снижение воздействия на окружающую среду: Меньший расход топлива также означает меньшее количество выхлопных газов, выбрасываемых в атмосферу. Это приносит пользу окружающей среде, помогая снизить загрязнение воздуха и улучшить качество окружающей среды.
4. Безопасность: Сокращение расхода топлива означает меньшую зависимость от постоянной заправки. Это может быть особенно полезно во время дальних поездок или в случае, когда заправочная станция находится на значительном удалении. Более длительное время езды без необходимости остановиться для заправки повышает безопасность на дороге.
В целом, новые летние нормы расхода топлива с 1 июня 2024 года принесут значительные выгоды для потребителей, включая снижение затрат на топливо, более длительное время езды, снижение воздействия на окружающую среду и повышение безопасности на дорогах.
Автоматизированный учет путевых листов и ГСМ: от сложного к простому
С расширением автопарка компании увеличивается объем информации, необходимой для обработки, и усложняются задачи. Вести учет путевых листов и ГСМ вручную сложно — многое бухгалтеру и диспетчеру приходится держать в голове. Порой возникает путаница, которая затрудняет работу компании и приводит к закономерным финансовым потерям.
При ручном ведении путевых листов и учете расхода ГСМ высока вероятность не заметить ошибки, допущенные при заполнении определенных частей документа, или, например, забыть о сроке прохождения очередного техосмотра. Бумажные документы следует заполнять с особой внимательностью: указывать назначение поездки, маршрут, километраж, расход топлива и другие данные. Такая работа отнимает время и требует терпения, чего диспетчерам и водителям хватает не всегда.
Cписание ГСМ по путевым листам
Фактическое количество израсходованного топлива – это разница между показаниями спидометра на момент выезда и возвращения, то есть исходя из километража. Если форма ПЛ разработана на предприятии, нормативный объём израсходованных материалов рассчитывается также с помощью методики, установленной Минтрансом в распоряжении АМ-23-р.
Им установлены нормы по расходованию топлива автотранспортом различных марок и моделей.
То есть, для списания с целью включения в первичный учёт в качестве затрат периода, за который составляется отчёт, используются два метода расчёта количества использованного топлива:
- фактический;
- нормативный.
Исключение составляет использование для заправки специализированной техники (бензопил, мотоблоков, и пр.).
В этом случае вместо путевого листа составляется акт на списание.