Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку опасных грузов без разрешения на провоз». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отвечая на вопрос, каковы риски при перевозке опасных грузов автотранспортом, прежде всего нужно рассказать об административной ответственности, которая грозит любому перевозчику за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Штраф за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом
Нарушения правил перевозки опасных грузов по автомобильным дорогам, за которые полагается штраф, перечислены в статье 12.21.2 КоАП РФ.
Чтобы выяснить, что именно вы нарушили, и какая ответственность за это наступает, надо сначала обратиться к части 1 этой статьи. В ней перечислены конкретные нарушения, за которые полагаются самые большие штрафы, а также задержание транспортного средства, которое везет опасный груз. Если ваше нарушение обозначено в части 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ, ответственность за него смотрите в этой же части.
Если допущенное нарушение, касающееся перевозки опасных грузов, не указано в части 1 данной нормы, ответственность за него смотрите в части 2 той же статьи.
Опасными называются вещества, утечка которых при транспортировке и хранении связана с опасностью для человека или экологии. Классификацию таких материалов устанавливает (исходя из характера воздействия) европейское соглашение – ДОПОГ.
Перечисленные материалы делят на классы (с подклассами), указанные в таблице.
Класс или подкласс | К каким веществам относят |
1 | Взрывоопасным |
2 | Газам в сжиженном или сжатом состоянии с транспортировкой в кислородных и других газовых баллонах, специальных емкостях (газовозами и прочим транспортом) |
3 | Жидкостям с опасностью воспламенения (бензовозами, автоцистернами) |
4.1 | Легковоспламеняющимся твердым компонентам, самореактивным и твердым десенсибилизирующим взрывоопасным материалам |
4.2 | Склонным к самовозгоранию |
4.3 | Выделяющим пожароопасные газы при взаимодействии с водой |
5.1 | С окисляющими свойствами |
5.2 | Пероксидам органического происхождения |
6.1 | Токсичным компонентам |
6.2 | Инфекционной опасности |
7 | С радиоактивным излучением |
8 | Коррозионным материалам |
9 | Прочим компонентам, не отнесенным ни к одному из перечисленных классов |
Изменения к ДОПОГ 2020 года
В июле 2020 года вступили в силу поправки, изменившие некоторые положения ДОПОГ. Коррективы коснулись таких положений:
- список опасных грузов дополнен полимеризующимися веществами (с дополнительным подклассом 4 класса);
- разрешено перевозить данную категорию веществ в мягких упаковках при соблюдении установленных стандартов;
- изменен формат большей части международной сопроводительной документации указанных транспортных операций;
- разрешено пересекать тоннели автомобилям с опасными веществами под номерами ООН 3077; 3082;
- ужесточен регламент к транспорту;
- усовершенствован порядок аттестации водителей и консультантов;
- откорректирована маркировка опасных компонентов;
- установлена необходимость оснащения авто, перевозящего более 3,5 т ОГ, антиблокировкой тормозов.
Ранее (с 2018 года) был утвержден новый регламент МВД о допуске транспорта к опасным грузоперевозкам с внесением таких коррективов:
- по перечню оформляемой документации;
- административному оформлению транспортной операции с изменением сроков согласования;
- по ужесточению государственного контроля;
- вводом ситуаций, при которых невозможно оформить документы через «Госуслуги».
Перевозка грузов повышенной опасности требует неукоснительного соблюдения установленного законодательством регламента. Последствия нештатных ситуаций при таких грузоперевозках могут оказаться намного серьезней, чем предусмотренное наказание за нарушение предписанных требований.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
Грузовому транспорту непросто уйти от ответственности, поскольку для его проезда должны соблюдаться особые условия. Для передвижения водителям грузовиков приходится выбирать дороги, которые выбраны надзирающими органами в качестве допустимых. На большинстве этих дорог установлены камеры, которые зафиксируют все нарушения ПДД.
При оформлении документации неверно с каждой бумаги снимаются копии, которые служат достаточным доказательством нарушения правил перевозки грузов в виде опасных веществ. Видео- и фотоматериалы выступают в качестве дополняющих. Коме того, при необходимости предоставляются и показания свидетелей.
Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.
Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).
Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.
Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.
Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.
Что важно знать:
- Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
- Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
- Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
- Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
- Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
- Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.
Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:
- Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Пример 1: отсутствие нужных огнетушителей
В мае 2021 года в Первом кассационном суде общей юрисдикции рассматривали жалобу нижегородского ООО «ТракАльянс». Компанию признали виновной в нарушении ч.1 ст.12.21.2 КоАП и наложили штраф в 400 000 рублей. «ТракАльянс» с решением был не согласен и дважды его обжаловал, но долгой судебной волокитой добился только снижения штрафа до 200 000 рублей.
За что же, собственно, оштрафовали предприятие? Летом 2019 года машина «ТракАльянса» перевозила перекись водорода, то есть опасный груз. И всё было в порядке, за исключением одного: при такой перевозке необходимо было иметь в машине пломбированные огнетушители минимальной емкостью 12 килограммов, а по факту имелся огнетушитель массой всего 6 килограммов и без пломбы. Только за это предприятию выписали огромный штраф.
Кассационный суд, тщательно рассмотрев дело, окончательно признал «ТракАльянс» виновным в нарушении правил перевозки опасных грузов. Несмотря на то, что компания судилась почти 2 года, штраф придется выплатить. (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 г. по делу N 16-377/2021.)
КоАП РФ Статья 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов
1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
При перевозке опасных материалов водителю нельзя:
- нарушать установленный маршрут (любые отклонения нужно в обязательном порядке согласовывать);
- нарушать скоростной режим;
- совершать опасные маневры, например, резко тормозить;
- курить в салоне или возле ТС (курить можно только на расстоянии не меньше 50 метров);
- обгонять машины и другие ТС, движущиеся со скоростью > 50 км/ч;
- брать в поездку посторонних лиц (в салоне ТС может быть только второй водитель или лицо, сопровождающее груз);
- буксировать автомобиль;
- оставлять ТС без присмотра, например, на неохраняемой парковке.
При возникновении аварии и других ЧП водителю нужно строго следовать инструкции и как можно скорее проинформировать спасательные службы о характере опасного груза.
В каких случаях можно перевозить опасные грузы без разрешений?
Правила ДОПОГ действуют не всегда и не для всех. Вот ряд ситуаций, когда для перевозки ОГ не нужно получать разрешения:
- Груз перевозит частное лицо для собственных нужд или для последующей продажи в розницу;
- Перевозится машина и механизм, содержащий ОГ в их внутреннем оборудовании;
- Транзит ОГ выполняют аварийно-спасательные службы;
- Происходит срочная транспортировка ОГ при возникновении ЧС;
- Происходит перевозка газов, содержащихся в топливных баках или баллонах ТС, необходимых для работы холодильного оборудования, обеспечения тяги и т.п.
Сущность правонарушения по ст. 12.21.2 КоАП РФ
У этой статьи имеется специальный объект — это связанные с источником повышенной опасности общественные отношения. Объективная сторона разделена на две части.
Первая предусматривает наказание за отсутствие у водителя специальных документов, которые в обязательном порядке должны присутствовать не во всех случаях, а только при перевозке опасных грузов. Под отсутствием в данном случае понимается не следствие обычной невнимательности, а нарушения в организации перевозки. К числу документов относятся свидетельство о подготовке водителя и о допуске ТС, а так же специальное разрешение.
Вторая часть предусматривает наказание непосредственно за нарушение правил перевозки опасных грузов, кроме всего того, что относится к ч. 1 данной статьи. Речь идёт в первую очередь о п. 23.5 ПДД, который содержит предписание того, что перевозка осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Правила перевозки любых грузов определяют, что перевозка опасных осуществляется в соответствии с требованиями, определяемыми приложениями А и В ДОПОГ.
Субъектами правонарушения могут быть водители, должностные лица и юридические, осуществляющие перевозки. При этом ИП несут такую же ответственность, как и юридические лица.
Что делать, если хотят оштрафовать?
Контроль за выполнением правил ДОПОГ возложен на подразделения ГИБДД. В отношении нарушителей предусмотрены достаточно жесткие санкции. Для перемещения автотранспорта с опасным грузом дорожными знаками указываются специальные маршруты. На них установлены камеры, фиксирующие все передвижения. Сотрудники ГИБДД оформляют протокол о нарушении, дополнением к которому выступают видео- или фотоматериалы.
В делах, связанных с организацией ДОПОГ, есть свои тонкости. Нарушения могут возникнуть как со стороны организатора перевозок, так и исполнителя. Возможны и процессуальные ошибки, допущенные сотрудниками ГИБДД или судьями. Законодательство позволяет оспорить правомерность взыскания. Производство по делу может быть прекращено благодаря грамотным действиям опытного юриста.
Но если нарушение имело место, проще оплатить штраф. Это позволит сэкономить время и средства на долгие хождения по судебным инстанциям.
По результатам анализа правоприменительной практики Госавтодорнадзора прошлого и текущего года видно, что сумма наложенных штрафов по нарушениям перевозки опасных грузов увеличилась в 2,5 раза.
Это связано в первую очередь с тем, что инспектора Госавтодорнадзора стали чаще выявлять нарушения. Это стало возможным после внедрения Ространснадзором в программный комплекс СКАТ-ТК электронного помощника ДОПОГ — подсистему СКАТ-ОГ, в которой каждый инспектор, задав параметры перевозки, видит все требования нормативных документов к перевозке опасного груза.
Подсистема СКАТ-ОГ выполнена на информационной базе программного продукта «Эксперт ОГ» (откроется в новом окне), и имеет один набор требований. Следование рекомендациям программы «Эксперт ОГ» при организации перевозки опасных грузов с большой долей вероятности избавит вас от штрафов на дороге, а также при прохождении плановых и внеплановых проверок.
Покупайте программу «Эксперт ОГ» и у вас будет инструмент, который поможет вам ответить на все вопросы по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.
Перевозка грузов автотранспортом
Перевозка – одна из многогранных и плохо систематизированных тем в судебной практике. Сложно прогнозировать исход спора из договора перевозки, потому что подходы судов далеки от единообразия, а участники отношений порой подписывают документы, которым сложно дать правовую оценку (правильно квалифицировать договор, передаточный документ, установить полномочия лица и др.).
В статье я поверхностно затрону основные проблемы перевозочного процесса, дам рекомендации, как избежать очевидных ошибок. Текст опирается не законодательство и судебную практику на сентябрь 2018 года, в т.ч. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. №26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”, Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.
Транспортный регламент уделяет особое внимание веществам и предметам, свойства которых несут угрозу для человеческой жизни и здоровья, экологической обстановки и окружающей среды, а также различного рода материальных объектов. В перечень входят разные виды топлива и кислот, лакокрасочные материалы и растворители, химикаты и медицинские препараты — общее количество наименований, утвержденных европейским и международным сообществом, насчитывает около трех с половиной тысяч.
Очевидно, что ДОПОГ на дорожные перевозки опасных грузов — это в первую очередь такой норматив, задачей которого выступает профилактика возможных негативных последствий. Сам по себе факт существования потенциального риска еще не означает, что он обязательно воплотится в жизнь в виде условного пожара, взрыва, распространения токсичных отходов или радиации. Однако при совпадении определенных факторов, обусловленном игнорированием мер безопасности, вероятность подобного исхода может заметно возрасти.
Количественные изъятия
Определить, применяется ли данное положение ДОПОГ, позволяет колонка 15, в которой приведено соотношение возможных веществ и транспортных типов. После этого остается только уточнить предельно допустимое количество с помощью раздела 1.1.3.6.3.
Категория | Лимит на единицу транспорта |
1 | 20 |
2 | 333 |
3 | 1000 |
4 | неограниченно |