Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила проезда кругового движения 2024 со светофором». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наиболее опасными элементами дорог общего пользования считаются пересечения дорог на одном уровне. Если говорить проще, то речь идет о стандартных перекрестках. Именно на них возникают дорожно-транспортные происшествия и заторы. Часто водители забывают как себя нужно вести на нерегулируемых перекрестках. Светофоры также не улучшают обстановку, поскольку снижают пропускную способность дорог. Реальным спасением оказывается дорожное кольцо.
Траектория движения на круговом перекрестке
Отдельного внимания заслуживает вопрос выбора оптимальной траектории движения на круговом перекрестке. В пределах перекрестка водитель должен двигаться по выбранной полосе. Если он хочет перестроиться ближе к центру перекрестка, то он должен включить соответствующий сигнал поворота, а также уступить дорогу попутным автомобилям:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
То же самое касается и перестроения к внешней стороне перекрестка. Следует включить сигнал правого поворота, а также уступить дорогу попутным автомобилям.
Чем для водителей опасно кольцо?
По логике вещей кольцо должно быть максимально безопасным участком. Обычно кольца дорожного движения располагаются на пересечении оживленных многополосных шоссе. Водителю остается всего-ничего — выучить несколько знаков и проехать несколько десятков метров. Но это получается далеко не всегда. Уже на этапе обучения в автошколе кольцевое пересечение начинает вызывать панические атаки у учеников. Хитрые инструкторы или инспекторы просят наивных учеников припарковать машину внутри кольца или развернуться по круговому движению на кольце. При этом маневры нужно корректно обозначать поворотниками. Но обо всем по порядку.
Водитель с любым опытом может столкнуться с такими трудностями, возникающими при проезде кругового движения:
- если говорить откровенно, то такие перекрестки привлекают подкованных автоподставщиков, которые выискивают жертв-новобранцев;
- водители с отличным знанием ПДД также уверенно проезжают такие участки, но их пути пересекаются с новичками, которые провоцируют серьезные аварии;
- зачастую водители не знают, как правильно производить выезд с кольца, в каких случаях можно остановиться на кольце и в каком порядке нужно включать поворотники;
- при въезде на кольцо водители не соблюдают дистанцию и бьют впереди стоящие машины.
Регулируемый перекресток на круге
Такой перекресток представляет собой единый объект, как правило, небольшого размера. Обычно он хорошо просматривается со всех сторон, а светофоры устанавливаются на каждом въезде. Пересекать его нужно с учетом следующих правил:
- Если на перекрестке есть светофор, ориентируйтесь на его сигнал. Он является в приоритете у дорожных знаков. Об этом сказано в пункте 6.15 ПДД.
- Если перекресток регулируемый, то приоритетом пользуются автомобили, которые уже находятся на круге. Об этом говорится в пункте 13.8 ПДД.
- Если светофоры установлены не только на въезде, но и на выезде с перекрестка, останавливаться нужно перед каждым из них, а также руководствоваться дорожными знаками внутри перекрестка. Об этом можно прочитать в пункте 13.7 ПДД.
Штрафы за нарушение правил кругового движения
Размер взыскания за езду по кругу не по правилам будет зависеть от того, какое именно предписание ПДД проигнорировал водитель.
Так, непропустивший движущуюся по кругу машину, обладающую преимуществом, будет наказан согласно статье 12.13 КоАП взысканием в 1 000 рублей.
Если водитель не исполнил предписание знаков или разметки, то по статье 12.16 КоАП ему вынесут письменное предупреждение или выпишут 500 рублей штрафа. Например, при перестроении не из крайнего правого ряда или через сплошную, разделяющую полосы одного направления, автомобилисту будет вменено это наказание.
Езда по часовой стрелке приравнивается к езде по встречке, и за нее придется заплатить 5 000 рублей штрафа или остаться без прав на четыре-шесть месяцев по статье 12.15 КоАП.
Также читайте: В России продлили срок действия водительских прав: на кого это распространяется
Виды дорожных знаков на круговом перекрестке
Перед въездом на кольцевую развязку обязательно устанавливаются дорожные знаки, указывающие преимущества для каждой дороги и порядок проезда.
Такими признаками могут быть:
- «Круговой перекресток» — синий круг с 3 белыми стрелками. Сигнализирует о приближении к кольцевой развязке.
- «Главная дорога» — Желтый бриллиант с широкой белой полосой по краю. Предоставляет приоритет транспортному средству при проезде через круговое движение.
- «Дорогу» — Треугольник с белым фоном и красной рамкой. Предупреждает о необходимости отдавать предпочтение транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
- «Остановка запрещена» — красный восьмиугольник (октагон) с белым знаком STOP. Вы должны остановиться перед дальнейшими действиями.
- «Пешеходный переход» — Синий квадрат с белым треугольником внутри, на котором нарисован черный схематичный человечек. Это означает, что при появлении пешеходов вы должны пропустить их, а затем продолжить движение.
Круг с синим фоном и тремя белыми стрелками — это знак кругового движения.
В дополнение к указателям перед PAC могут стоять знаки, указывающие, какие дороги являются главными.
Чтобы мотивировать автолюбителей, за проезд кругового перекрестка не по инструкции положен штраф, сумма которого зависит от тяжести нарушения. Возможны разные варианты (суммы штрафов, кстати, со временем могут возрасти):
- Въехал на круг, хотя видел запрещающий сигнал светофора, – 1000 рублей (ст. 12.12 КоAП). За повторное нарушение – 5000 рублей либо лишение прав на 4–6 месяцев (по суду).
- Не уступил дорогу при въезде тем, кто уже ехал по кольцу, – 1000 рублей (ст. 12.13).
- Организовал стоянку не там, где позволено (за 5 метров до границы), – 500 рублей (ст. 12.19).
- Неправильно перестроился или не соблюдал требования знаков, игнорировал разметку – предупреждение или 500 рублей.
- Поехал «по часовой» – 5000 рублей или лишение прав как за езду по встречке.
Каким бы правым вы себя по новым правилам ни считали, учитывайте, что 50% водителей могут и не знать про нововведения. Поэтому двигаясь по равнозначному кольцу перекрестка, будьте готовы к любому неадекватному поведению въезжающих. Это убережет и нервы, и имущество.
ГИБДД в четвертый раз за 12 лет переписывает правила проезда по круговым перекресткам. Последняя редакция ПДД сделала кольцо всегда главным, то есть водитель обязан уступить дорогу тем, кто уже движется «по кругу».
«При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку», — так теперь прописан пункт ПДД.
Автоэксперт Алексей Шумский отметил, что правило осталось тем же, но раскритиковал сложную формулировку. «Круг всегда главный, если знаки приоритета не говорят об обратном», — так, по его мнению, мог бы звучать пункт ПДД.
«Видите знак 4.3 — круг главный, вы уступаете на въезде. Если над ним есть знак приоритета, ориентируйтесь на этот знак», — дал совет Шумский.
«Когда у автомобилиста установлен знак «Главная дорога», он уступать круговому движению не обязан. В то же время в ПДД указано, что движение по кругу является главным. В результате получается такая ситуация, что, если водитель уже едет по перекрестку с круговым движением и на него въезжает автомобиль по знаку «Главная дорога», ни один из них не обязан уступать дорогу», — увидел противоречие координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, комментируя нововведение на «Ъ FM».
По его мнению, аварии на кольцах будут происходить довольно часто, потому что все будут правы. Чтобы решить проблему, надо устанавливать знаки приоритета непосредственно на перекрестке с круговым движением или снова корректировать ПДД.
Какую полосу нужно занимать при въезде на круг
Круговая развязка начинается с въезда на нее. Именно здесь новички получают больше всего вопросов. Почему? Потому что в большинстве автошкол преподавательский состав имеет водительский стаж еще со времен СССР.
Старые правила проезда перекрестков с круговым движением предписывали водителям оставаться в левой полосе при въезде на перекресток с круговым движением. Правильные учителя учат будущих водителей делать то же самое. Но правила давно изменились.
В современных правилах дорожного движения есть пункт 8.5, который требует от водителей при повороте направо или налево, а также при повороте налево занимать крайнее левое положение на дороге с учетом стороны поворота. Единственное исключение — проезд перекрестка с круговым движением. Другими словами, сегодня водитель имеет право въезжать на круговое движение по любой полосе.
Однако автомобилист не должен забывать, что если он въезжает на круговое движение с правой полосы, ему следует переместиться на правую полосу кругового движения. При въезде с левой полосы занимайте внутреннюю левую полосу.
При выборе полосы для въезда на кольцо также стоит помнить о полосе выезда. Возьмем в качестве примера классическую трехполосную кольцевую развязку. Когда водителю нужно выехать первым, разумно выбрать правую полосу. Если необходим второй выезд, лучше выбрать среднюю полосу. Для третьего выезда сверните на левую полосу на кольцевой развязке.
Такой выбор въездных полос на кольцевой развязке уменьшает заторы. Однако ничто не мешает водителю использовать любую из полос движения.
Вывод таков:
- вы можете стартовать по кругу на обеих полосах;
- полоса, используемая для въезда на круговое движение, должна быть такой же, как и полоса, используемая для въезда на круговое движение;
- выбор должен быть сделан с учетом того, какой выход вы хотите сделать.
Согласно принятым правилам проезда перекрестков, имеющих круговое движение, въезд на него может осуществлять как из правого, так и из левого рядов, т.к. разрешается сделать данный маневр с любого. Что касается съезда с круга, то это можно сделать только из крайнего правого. Приоритет каждого из направления определяется либо знаками, либо правилом «правой руки». Следует не забывать и про правила проезда на самом круговом движении — при совершении любого перестроения, рекомендуется включить левый или правый сигнал поворота.
Также нужно иметь ввиду, что за любое нарушение правил проезда на круговом перекрестке, предусмотрен штраф в 1000 рублей, а в случае повторного его совершения нужно будет выложить 5000 рублей.
Кто же теперь должен уступать на круге?
С 1 марта 2023 года возможны три варианта проезда круговых развязок. При подъезде к ним необходимо смотреть на знаки приоритета. В зависимости от их наличия возможны следующие действия водителей:
- если перед кругом нет знаков приоритета, то водители обязаны уступить дорогу тем автомобилям, которые уже находятся на круговом движении;
- если перед перекрестком стоят знаки 4.3. «Круговое движение» и 2.4. «Уступи дорогу», то водителям необходимо пропускать транспорт на круге;
- если перед круговым движением стоят знаки 4.3. «Круговое движение» и 2.1. «Главная дорога», то водители могут проезжать перекресток без задержек, потому как имеют приоритет.
Штрафные санкции за нарушение ПДД
Административная ответственность водителя за нарушение ПДД при нарушении правил дорожного движения отсутствует. Он состоит из штрафов за нарушение требований других разделов правил дорожного движения:
- Ответственность за непредоставление приоритета приоритетным участникам дорожного движения на любом перекрестке (штраф в размере 1000 рублей — п. 2 ст. 12.13 КоАП РФ);
- Нарушение правил маневрирования (штраф 500 рублей — п. 1.1 ст. 125.14 КоАП РФ);
- Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части (п.1 ст. 12.15 КоАП РФ).
Поэтому есть особенности движения по ДОК, но они касаются двух моментов:
- на этот перекресток можно попасть с любой полосы проезжей части.
- Когда передается эквивалентная ДОК, правило «правой руки» заменяется приоритетом правила, которое движется по кругу.
Остальные требования правил дорожного движения классические и традиционные для всех перекрестков.
Правила проезда кругового движения 2024
В соответствии с новыми требованиями, водители должны соблюдать следующие правила:
1. Въезд на кольцо. Водитель, собирающийся въехать на круговое движение, должен уступить дорогу всем автомобилям, уже находящимся на кольце. Для этого нужно снизить скорость и пропустить проезжающие транспортные средства.
2. Правило обгона. Запрещается обгонять другие автомобили на круговом движении. Если водитель решил сменить полосу, он должен поменять ее только после проезда выхода, где высокий уровень безопасности позволяет выполнить маневр.
3. Использование указателей поворота. При проезде кругового движения водитель должен использовать указатель поворота в том направлении, в котором он собирается выехать. Это позволит другим участникам дорожного движения адекватно реагировать и принимать правильные решения.
4. Безопасность пешеходов. Водители также несут ответственность за безопасность пешеходов на круговом движении. При подъезде к пешеходному переходу водитель должен снизить скорость и уступить дорогу пешеходам, готовым начать переход.
Соблюдение этих правил является обязательным для всех водителей. Нарушение может привести к штрафам и потере баллов водительского удостоверения. Вместе мы можем сделать наши дороги безопаснее и комфортнее для всех.
Нужно ли включать повороты при въезде
Хотя в новой редакции ПДД об этом ничего не говорится, поскольку круговой участок перекрёстка по умолчанию считается главной дорогой, маневрирования перед въездом никто не отменял. Поэтому важно знать, как правильно включать поворотники при круговом движении. Здесь всё зависит от рядности движения: при наличии одной полосы можно смело включать правый поворот, поскольку в любом случае вы будете съезжать с круга, поворачивая направо. Так как полоса одна, все транспортные средства движутся друг за другом, не создавая помех. При наличии двух и более полос, если вы не планируете покинуть перекрёсток на первом же съезде, желательно начинать манёвр со средней или левой полосы, включив левый поворотник – в этом случае у вас будет достаточно времени, чтобы оценить ситуацию и перестроиться в нужный момент уже непосредственно на перекрёстке. При многорядном движении важно включать сигналы поворота непосредственно перед перестроением и выключать их после завершения, чтобы не вводить в заблуждение других водителей. При этом вам следует учитывать световые сигналы других автомобилей, и в случае необходимости пропускать их, чтобы не создавать заторы.
Правила съезда с круга
Заключительная стадия проезда кругового перекрёстка тоже важна, и чтобы не создавать аварийных ситуаций, нужно придерживаться следующих правил:
- съезжать на примыкающую дорогу в любом случае нужно с правой полосы, поэтому при наличии многорядного движения следует заранее подумать о перестроении. Отметим, что риск занять правую полосу преждевременно оправдан, поскольку помех другим ТС вы при этом создавать не будете. Речь будет идти только о замедлении скорости движения из-за увеличения количества машин в правом ряду;
- если вы намерены покинуть круговой перекрёсток на последнем съезде либо вообще развернуться, то есть выехать на ту же дорогу, с которой въехали, лучшим решением будет занятие вашим авто левой полосы, причём сделать это желательно загодя. Это правило не нужно соблюдать только на однополосных дорогах. При трёх полосах для съезда придется выполнять перестроение вправо дважды. Именно по этой причине внутренние полосы обычно загружены очень слабо;
- при перестроении на кругу всегда включайте соответствующие сигналы поворотов, в противном случае аварийные ситуации неизбежны. Точно так же следует внимательно наблюдать за соседними машинами, движущимися и слева, и справа – они тоже могут подавать предупредительные сигналы о начале выполнения манёвра;
- обгон на перекрёстках запрещён, однако это не касается опережения. Если полос на «кольце» много, пространство для манёвра имеется, а впереди едущее авто двигается слишком медленно, никто не возбраняет перестроиться влево (чаще всего именно эта полоса свободна) или вправо. Делать это нужно максимально аккуратно и осторожно;
- поскольку в соответствии с новой редакцией ПДД, главный на круговом движении – водитель, движущийся по перекрёстку, вам нужно будет уступить дорогу, въезжая на него. Останавливаться при этом нужно на расстоянии минимум пяти метров от перекрёстка.
Помните, что даже если вы лично соблюдаете все пункты правил и рекомендации, касающиеся проезда круговых перекрёстков (а нюансов здесь более чем достаточно), всегда следует быть начеку. Не факт, что для других водителей при проезде такого сложного объекта всё будет ясно так же, как вам. Минимизируйте по возможности количество перестроений и двигайтесь с максимально возможной скоростью, но с учётом того, что ситуация может измениться буквально за секунду. Главное в таких ситуациях – учитывать, кто при круговом движении имеет преимущество, а кому следует уступать. Сориентироваться в этом не так уж сложно, особенно при небольшом количестве регулирующих движение знаков.
Новые ПДД при движении по кольцу в 2022
- Правила проезда по кольцу регламентирует постановление Правительства РФ от 26.10.2017 года №1300. В основном свод принципов определяет очерёдность проезда следующих по окружности машин – въезжающих и съезжающих.
- До 2022 года движение по кругу предполагало, что следующие по дороге автомобили уступают место въезжающему транспорту. Это создавало путаницу при проезде, особенно на перекрёстках с двухполосным движением.
- С 2022 года приоритет у едущих по кольцу машин. Теперь въезжающие автомобили в любом случае уступают очередь проезда транспорту, уже едущему по окружной. Такой порядок предупреждает создание заторов на главной улице. Бояться пробок на въездах не стоит: количество машин здесь в любом случае ниже.