Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация ано в 2024 году по решению суда через минюст». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главная особенность АНО образуется в связи с закрепленной в ст. 10 ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях» нормой права. В ней говорится, что все имущество, переданное ее учредителями, является собственностью АНО. Учредители не сохраняют прав на переданное ими имущество. Это значит, что в случае, если организации было передано в собственность имущество, то после ликвидации учредители не смогут вернуть себе его. Данное имущество направляется на погашение обязательств (кредитов), имеющихся у ликвидируемой АНО или, если такие обязательства отсутствуют, на достижение целей организации, которые закреплены в ее учредительных документах (уставе). При этом необходимо отметить, что АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам АНО.
Ликвидатор Автономной некоммерческой организации
Ликвидатор АНО назначается высшим органом управления АНО, данные о ликвидаторе вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. После этого руководитель АНО вправе покинуть свою должность, ведь он освобождается от всех возложенных на него в связи с занимаемой должностью обязательств. С момента назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению делами организации.
Клиенты часто задают нам вопросы о том, кто может быть ликвидатором, необходимо ли для этого иметь какое-то специальное образование? Может ли быть ликвидатором сам руководитель организации? Или это должно быть обязательно третье лицо? Вправе ли учредитель выступать ликвидатором АНО? Может ли ликвидатор получать заработную плату?
- Назначить ликвидатором АНО можно любого дееспособного гражданина, достигшего 18 летнего возраста. Для исполнения полномочий ликвидатор, не требуется специального образования.
Учредитель или руководитель организации, так же может стать ликвидатором АНО, не существует законодательных ограничений, которые накладывали бы запрет, на выполнения ими такой обязанности.
Чаще всего в роли ликвидатор, выступает именно руководитель АНО, так как ему лучше всего знакома текущая деятельность организации и нет необходимости вводить третьего человека в дела организации, в случае ее добровольной ликвидации. При этом ликвидатор вправе получать денежное вознаграждение (заработную плату) за свою работу. Или исполнять обязанности ликвидатора безвозмездно, на добровольных началах, аналогично руководителю некоммерческой организации.
- Если ликвидации происходит по принуждению через суд, то в этом случае ликвидатор также обязан выступать в суде от имени Автономной некоммерческой организации.
- При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
- Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
- В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
- Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
- Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.
Этапы ликвидации НКО: пошаговая инструкция
Общая последовательность действий при прекращении деятельности некоммерческих организаций выглядит таким образом:
- Принять решение о вступлении некоммерческой организации в процесс ликвидации. Оно должно быть правомочным, фиксироваться в протоколе.
- Назначить ликвидатора и / или ликвидационную комиссию. Это те субъекты, которые будут непосредственно заниматься вопросами прекращения деятельности НК и взаимодействия с государственными органами.
- Уведомить Министерство юстиции. Используется форма форме Р15016. Заявление о ликвидации вместе с протоколами (решениями) подается в центральный аппарат Минюста или в его территориальные органы. Дождаться, чтобы Минюст принял решение и направил документы в ФНС.
- Разместить публикации в «Вестнике госрегистрации» и «Федресурсе». Затем необходимо начать работать с кредиторами и их претензиями. На основе дебиторской / кредиторской задолженности, очередности работы с требованиями кредиторов различных очередей и т.д. создается промежуточный баланс. Его в некоторых случаях необходимо подавать в Минюст (та же форма Р15016).
- Подать в Министерство юстиции промежуточный ликвидационный баланс — ПЛБ.
- Выполнить все обязательства и составить ОЛБ.
- Дождаться госрегистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией. Срок — до 10 рабочих дней.
По сути, пошаговая инструкция ликвидации НКО подразумевает три основных шага:
- решение о закрытии + уведомление всех государственных органов;
- погашение кредиторской задолженности, промежуточный ликвидационный баланс;
- расчеты с сотрудниками, контрагентами, составление окончательного ЛБ и прекращение деятельности НКО.
Указанная инструкция является общей. Естественно, в процессе закрытия некоммерческой организации появляются дополнительные проблемы и вопросы:
- когда подавать отчеты в фонды (ФСС, ПФ, и ФОМС);
- как погасить задолженности, если достаточно / недостаточно имущества;
- в какое отделение Министерства юстиции направлять заявления;
- сколько длится проверка в фондах;
- что делать с имуществом после ликвидации некоммерческой организации;
- как оформить протоколы для ликвидации;
- могут ли закрыть некоммерческую организацию с долгами;
- что делать при проблемах с банком / финансовой организацией, где обслуживали расчетный счет (р/с);
- какие закрывающие документы могут потребовать дополнительно и так далее.
Чтобы не возникало проблем, связанных с закрытием некоммерческой организации в Москве, Санкт-Петербурге или других городах Российской Федерации, лучше обратиться к опытным юристам, которые ведут процедуру под ключ.
Таким образом, пошаговая инструкцию по закрытию некоммерческой организации практически такая же, как и при закрытии ООО без долгов.
Критерий сравнения |
Ликвидация ООО (бизнеса) |
Закрытие НКО (некоммерческой организации) |
Возможность быстрой ликвидации в упрощенном порядке |
Да, с 1 июля 2023 года |
Нет |
Государственный орган |
ФНС — налоговая занимается основными вопросами, связанными с закрытием бизнеса |
Министерство юстиции |
Кто может инициировать принудительную ликвидацию |
ФНС (в основном) |
Прокурор, Министерство юстиции и иные государственные органы |
Сколько по срокам занимает ликвидация |
От 3 месяцев |
От 6 месяцев и более |
Нормы законодательного регулирования |
Гражданский кодекс (ст. 61) и иные акты | Гражданский кодекс (ст. 61);
ФЗ «О НКО» (ст. 32); Закон «Об общественных объединениях» (ст. 44). |
Ликвидация через суд |
В случае банкротства | Грубейшие нарушения законодательства, а также банкротство. |
Как распределяется имущество после погашения требований кредиторов |
Делится между учредителями / собственниками | Благотворительность, доход государства, направление на зафиксированные в уставе цели |
Риски при самостоятельной ликвидации НКО
Чтобы закрыть некоммерческую организацию, необходимо:
- иметь опыт взаимодействия с государственными инстанциями;
- знать законодательство о деятельности некоммерческих организаций;
- разбираться в деталях бухгалтерского и налогового учета, кадрового делопроизводства и так далее.
В таблице-обзоре ниже разберем основные риски и к чему они приводят.
Риски |
Последствия, к чему приводят |
Неправомочность собрания (решения / протокола о ликвидации) |
НКО не имеет права вступить в процесс ликвидации. Решение о закрытии неправомочное, поэтому придется снова собирать учредителей / участников и запускать процедуру. |
Проблемы с персоналом и увольнением |
Не все работники захотят «уйти по собственному желанию». В связи с сокращением штата необходимо выплачивать дополнительные компенсации + в некоторых случаях уведомлять службу занятости. Работники могут пойти в суд за защитой прав и законных интересов |
Неуплата / недоплата налогов и обязательных взносов |
Пени из-за просрочек, штрафы руководителю и самой организации, проблемы со сдачей отчетности, необходимость подавать уточненные документы |
Нарушение процедуры и обязательных требований законодательства |
К примеру, штраф 50 000 рублей грозит за то, что не направили уведомление о ликвидации НКО в Федресурс |
Проблемы с бухгалтерией (не вели, потеряли, вели без соответствующих знаний и навыков) |
Невозможность составить промежуточный / окончательный ликвидационный баланс. Непонимание, хватит ли средств рассчитаться с долгами и так далее. |
Когда нет понимания, как проходит процедура ликвидации, какие документы когда и куда подавать, увеличиваются риски совершить ошибку. Кроме того, представители некоммерческой организации тратят время и силы (а зачастую — и нервы) на проведение процедуры.
Пошаговая инструкция закрытия АНО
Процесс закрытия автономной некоммерческой организации ни чем не отличается от процедуры закрытия любого другого юридического лица. Обязательно нужно соблюдать требования к оформлению документов. Наличие ошибок или каких-то недочетов может затянуть процесс закрытия АНО, а так же повышенное внимание со стороны государственных органов, которые производят надзор за изменением статуса АНО. И так рассмотрим пошаговую инструкции закрытия АНО:
- Учредители собирают собрание. Составляется протокол, в котором фиксируются все присутствующие на собрании участники, решающие вопросы, итоги голосования и т.д. Протокол заверяется всеми участниками. После этого протокол передается в Министерство юстиции.
- Затем создается комиссия, которая будет проверять финансово-хозяйственную деятельность организации, а так же надзор за оформлением отчетных бухгалтерских документов. На данном этапе так же назначается и ликвидатор, который будет отвечать за сопровождение всего процесса закрытия АНО;
- Направляется уведомление в средства массовой информации о закрытии АНО. С момента официальной публикации в СМИ информации о закрытии АНО, организация может в течение двух месяцев принимать претензии от дебиторов и кредиторов;
- Главным бухгалтером юридического лица проводится проверка финансовых показателей, сводные данные служат для формирования промежуточного баланса;
- Имеющиеся активы в организации будут направлены на погашение кредиторской задолженности в порядке установленной очереди;
- После того, как пройдет два месяца с момента опубликования объявления в СМИ информации о закрытии АНО, необходимо в налоговую инспекцию предоставить заявление о закрытии АНО. Все документы, которые предоставляются вместе с заявлением, проверяются очень внимательно налоговым инспектором, и только после этого принимается решение.
Иллюстративный материал
Матрица решений по корректировке компонентов балансовой стоимости основных средств некоммерческой организации при переходе на ФСБУ 6/2020 на дату начала отчетного периода, начиная с отчетности за который применяется Стандарт
Порядок перехода |
Первоначальная стоимость |
Накопленная амортизация |
Накопленное обесценение |
Накопленный за балансом износ |
Ретроспективный (п.48 ФСБУ 6) |
Корректируется ретроспективно |
Признается ретроспективно |
Признается ретроспективно |
Списывается |
Ограниченно ретроспективный (п.49 ФСБУ 6) |
Не изменяется |
Признается исходя из новых элементов амортизации |
Не признается |
Списывается |
Перспективный (п.51 ФСБУ 6) |
Не изменяется |
Переклассифицируется из учтенного за балансом износа |
Не признается |
Переклассифицируется в накопленную амортизацию |
Стоимость услуг по видам НКО
Виды НКО | «Только документы» | «Под ключ» | «VIP» |
АНО, Общественные организации (в т. ч. региональные и межрегиональные), ТСЖ, ТСН, СНТ, ЖСК, ГСК (срок от 6 мес.) | 15 000p | 50 000p | 75 000p |
Фонды (общественные, благотворительные, социальные, культурные).
Ликвидация через суд! |
25 000p | 70 000p (2 заседание включено) | 95 000p |
Кто занимается ликвидацией НКО?
Высший орган управления НКО принимает решение о прекращении деятельности некоммерческой организации. Также орган назначает ликвидационную комиссию или ликвидатора, утверждается ликвидационная комиссия. Утверждается составом комиссии промежуточный и ликвидационный баланс:
- В общественных организациях утверждается общим собранием
- В АНО представлено Советом или Президиумом
- В Фонде прекращение деятельности возможно только через суд
Согласно решению вся процедура возлагается на комиссию или конкретного человека — ликвидатора, который и будет заниматься процедурой закрытия всех дел.
На Ликвидатора возлагаются следующие обязанности:
- Необходимо подать документу (по перечню представленные выше) в Минюст
- Уведомить кредиторов о том, что НКО ликвидируется
- Сделать публикацию в вестнике
- Общаться с представителем Минюста, при необходимости исправлять документы в соответствии с требованиями по данной организации
Бухгалтер активно принимает участие в закрытии НКО :
- Сверка с налоговой и фондами
- Сверка с кредиторами
- Получение справок об отсутствии задолженности
- Подготовка и подача промежуточного ликвидационного баланса
Важно помнить следующие моменты при ликвидации НКО
- После принятия решения о ликвидации НКО назначается ликвидатор и вам дается 3 дня, чтобы уведомить государственный орган о начале процедуры закрытия НКО.
- Для кредиторы уведомляются о начале процедуры ликвидации
- После начала процедуры ликвидации проходит два месяца, бухгалтер формирует промежуточный, а затем и ликвидационный баланс. Все документы подаются не в налоговую, как при обычной ликвидации в фирме, а в Минюст.
Ликвидация НКО занимает по срокам не менее 6 месяцев, дольше чем закрывать обычную компанию в налоговой.
Приведем неполный, но наиболее вероятный перечень проблем, который может повлиять на приостановку процедуры:
- Если юридический адрес НКО был в списке массовых адресов и не подтверждён собственником.
- Сдана не вся отчетность, есть задолженность по отчетности
- Ликвидатор был дисквалифицирован в госреестре. Необходимо будет его вывести из состава дисквалифицированных лиц.
- Ликвидация не была согласована с другими участниками НКО и по решению суда процедура была отменена.
Начальный ликвидационный этап
Для прекращения существования НКО ее участники (учредители) и принявший ликвидационное решение властный орган организуют специальную ликвидационную комиссию. Ими же регламентируются сроки, порядок последующих процедур на основании законодательных положений.
Когда идет ликвидация автономной некоммерческой организации, остающееся после возмещения кредиторских претензий имущество (если другое не устанавливается федеральным законодательством), согласно учредительной документации НКО, направляется на учредительные либо гуманитарные цели. Если же имущество прекращающей существование НКО нельзя в дальнейшем эксплуатировать согласно с положениями, прописанными в ее учредительной документации — оно передается в пользу государства. Исключением будет являться ликвидация АНО (учреждений) некоммерческих форм партнерств.
Цена и срок предоставления услуги
Указаны цены для Москвы. Стоимость ликвидации в области рассчитывается индивидуально.
Наименование услуги |
Срок оказания услуги |
Цена под ключ, руб. |
Ликвидация НКО |
5 месяцев |
45 000 |
Ликвидация НКО через суд
Как говорилось ранее, решение о том, стоит или нет ликвидировать некоммерческую организацию принимать могут участники, регистрирующий орган, суд. Последние два случая связаны с принудительной ликвидацией. Если суд вынес решение о прекращении любых действий, то это обязательно к выполнению.
Этапы и порядок ликвидации регулирует гражданское законодательство, а решение о дальнейшей деятельности принимают исключительно учредители.
В случае, когда были установлены нарушения закона, либо юридическое лицо не в состоянии погасить задолженность, судьбу НКО решает государство, а именно суд.
Необходимо направить иск, дабы уведомить суд, когда необходимо его решение. Это не хозяйственный спор, поэтому исходить иск должен от специально уполномоченного лица. При нарушении права этим лицом становятся госорганы власти и муниципалитет. Если нарушены права кредиторов — следует . И в том, и в другом случае юридическое лицо является ответчиком и должно предоставить факты, доказательства в качестве опровержения позиции истца. После рассмотрения всех материалов дела суд выносит решение.
При выяснении нарушений со стороны НКО по отношению к кредитору, суд может принять одно из двух решений:
- принудительно ликвидировать организацию;
- применить первую процедуру банкротства;
Ликвидирование некоммерческой организации судом регулируется нормами материального и процессуального законодательства. Для того, чтобы узнать основания принудительной ликвидации, нужно обратиться к Гражданскому кодексу.
Последствия ликвидации некоммерческой организации
Главное последствие — прекращение любой деятельности некоммерческой организации. Если процедура происходила добровольно, то это напрямую соответствует желаниям участников о закрытии организации.
Еще одно последствие — потеря имущества. Как говорилось ранее, это произойдет только в том случае, если капитала НКО недостаточно для погашения задолженностей и кредитов. В том случае, если ликвидация произошла на основании прокурорского постановления, НКО потеряет средства и цели создания не будут достигнуты.
Итогом для всех форм ликвидации станет исключение организации из государственного реестра юридических лиц.
Ликвидация НКО — пошаговая инструкция в 2018-2019 году, приведенная в этой статье, позволяет официально прекратить деятельность объединения и освободить его участников от занимаемых должностей, а также сопутствующих прав и обязанностей. Читатель найдет далее информацию о том, как осуществляется ликвидация НКО через Минюст, какие документы для этого требуются, а также ознакомится с образцом составления протокола собрания учредителей, на котором принимается решение об упразднении объединения.
Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)
Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.
Полномочие |
Срок осуществления |
|
Уведомление Минюста об избрании ликвидатора |
После ее создания |
П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ |
Публикация объявления о начале процедуры |
После направления уведомления о ликвидации |
П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ |
Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде |
В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве |
П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ |
Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке |
По истечении 2 месяцев после публикации |
|
Получение дебиторской задолженности |
П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ |
|
Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст |
Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ |
П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ |
Проведение расчетов с кредиторами |
П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ |
|
Исполнение налоговых обязательств |
П. 1 ст. 49 НК РФ |
|
Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве |
При недостаточности имущества |
Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ |
Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст |
П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@ |
В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.
Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги
Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:
- Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
- В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
- Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
- Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.
Особенности ликвидации отдельных видов НКО
Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:
- Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
- нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
- невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
- осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
- Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
- ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
- непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
- несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.
Пошаговая инструкция выхода учредителя из НКО в 2024 году
1) Учредитель пожелавший выйти из состава учредителей НКО, должен уведомить об этом остальных учредителей, направив на имя руководителя соответствующего юридического лица письмо в произвольной форме о своем намерении. Данное письмо носит исключительно уведомительный характер, так как согласия учредителей не требуется.
2) Далее он в течение 3 дней, со дня принятия решения о выходе должен направить заявление по форме P-13014 заверенное у Нотариуса в территориальный орган МИНЮСТА РФ, через 5 рабочих дней, сведения о нем в выписке ЕГРЮЛ должны быть исключены.
Важно: Заявителем в данном случае является именно учредитель, а не руководитель Организации, согласно п. 2.2. ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц. И уставных документов Организации при себе иметь не требуется, так как в данном случае учредитель выступает как физическое лицо, а не как юридическое.
Если учредитель является единственным в Организации, то перед тем как выйти из НКО, необходимо возложить свои полномочия на другого учредителя. Т. е. ввести нового учредителя в Организацию, так как юридическое лицо без учредителя оставлять нельзя.
Ввод нового учредителя в НКО не отличается от процедуры выхода. Также необходимо написать заявление в организации о намерении стать учредителем НКО на имя руководителя, а затем следует уведомить об этом Минюст.
Для данной процедуры в Минюст необходимо подать следующий пакет документов:
- решение о вводе нового учредителя;
- заявление нового учредителя о намерении войти в состав учредителей;
- заверенное у нотариуса заявление по форме P- 13014.