Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронные торговые площадки: определение, виды площадок, функции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как вы уже успели понять, площадок для проведения торгов очень и очень много. Каждая такая площадка имеет свою специфику работы, порядок аккредитации, тарифные планы и т.д. Поэтому каждый заказчик и поставщик сам вправе выбирать на какой площадке ему работать. Соответственно и набор таких площадок у каждого может быть свой.
Преимущества работы на электронной торговой площадке для заказчика
Каждая организация заинтересована в том, чтобы быстро найти хорошего поставщика товара, работ или услуг, который предложит самые выгодные условия поставки.
Преимущества работы на электронной торговой площадке для заказчика в решении этого вопроса заключаются в следующем:
-
Прозрачность и открытость процесса закупок в связи со снижением влияния человеческого фактора;
-
Честная конкуренция;
-
Экономия денежных средств на организации и проведении закупок;
-
Значительная экономия рабочего времени, так как проведение электронных процедур значительно проще;
-
Доступность для представителей любого поставщика;
-
Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса.
Электронные торговые площадки позволяют размещать информацию о продуктах и услугах, проводить электронные торги и осуществлять сделки купли-продажи между предприятиями. Увеличивается прозрачность и открытость процесса закупки, минимизируются коррупционные риски. При этом электронные торговые площадки способствуют упрощению работы как для заказчиков, так и для поставщиков.
Работая на электронной торговой площадке:
-
заказчики могут минимизировать свои издержки на проведение закупочных процедур и найти поставщика с наиболее выгодными условиями;
-
поставщики могут расширить клиентскую базу и увеличить продажи компании.
Преимущества открытых операторов электронных торгов и выгоды собственной ЭТП
Независимо от типа стандартных электронных торговых площадок их преимущества очевидны.
- Автоматизируют и сокращают цикл закупок (минимум в два раза), при этом затраты на их проведение снижаются от 3-5 %. Производительность компании повышается за счет автоматического плана закупок всех подразделений компании.
- Все этапы закупки проходят электронно – экономится время и ресурсы, снижается влияние человеческого фактора. Контакт между заказчиками и поставщиками минимальный.
- Поставщики быстро и легко могут выйти на заказчика и расширить рынок сбыта своей продукции. Заказчики получают возможность выбрать оптимальный вариант по выгодным ценам, тем самым сэкономить.
- Выбор поставщика объективен. Единые правила и требования к участникам закупок обеспечивают честную конкуренцию между поставщиками, благодаря которой цены снижаются на 10-15%.
- Все сделки юридически значимы, никакой бумажной волокиты благодаря электронному документообороту.
- Закупки открыты и публичны, а значит, максимально прозрачны.
- Способствуют привлечению новых клиентов, увеличению заявок и покупок, обеспечивают дополнительный канал продаж.
- Сокращают трансакционные издержки.
ЭТП выполняют такие функции:
- торговая — заказчики и поставщики могут осуществлять полный комплекс торговых операций;
- информационная — на ресурсе создается перечень организаций, представленных на ЭТП, и размещается информация по каждой из них;
- рекламная — информационная база поставщиков, предлагаемых товаров, работ и услуг, заказов покупателей находится в едином информационном поле;
- аналитическая — предоставлена возможность в процессе выбора контрагента для выполнения поставок сравнивать показатели деятельности нескольких потенциальных поставщиков;
- маркетинговая — осуществляется поиск потенциальных покупателей и информации об их потребностях, предложений товаров, работ и услуг других компаний;
- защита информации — обеспечение безопасного электронного документооборота с использованием сертифицированных средств криптографической защиты.
ЭТП дают возможность участникам торгов выполнить такие действия:
- размещать информацию о заказах по закупкам;
- искать информацию о размещенных заказах, отбирая их по различным критериям;
- ознакамливаться с информацией организаций, которые зарегистрированы на ЭТП;
- просматривать документы по каждой закупке;
- вести собственный счет на ЭТП;
- управлять движением средств на личном счете;
- участвовать в электронных закупочных процедурах (аукционах, конкурсах, запросах предложений и прочих);
- подавать запросы, подписывать договора;
- анализировать деятельность организаций на основании их показателей;
- защищать информацию при помощи ЭЦП.
Самая общая классификация профильных ресурсов делит их на коммерческие и федеральные торговые площадки электронных торгов.
Федеральные торговые площадки относятся к категории B2G. Иначе говоря, на этих сайтах заказчиками являются ГОСы. Второй тип – коммерческие ЭТП – имеет дело с остальными (коммерческими) организациями. Иначе их называют B2B.
Также существуют и более узкие, а потому и немногочисленные ресурсы:
- Поддерживаемые потребителями – когда крупная организация создает собственную ЭТП для закупок;
- Поддерживаемые поставщиками – создаются отдельными компаниями-продавцами, чтобы поддержать спрос на собственные продукты.
Если говорить о частных лицах, то стоит упомянуть еще две разновидности площадок:
- C2C;
- B2C.
Как выбрать площадку для работы
Чтобы выбрать ЭТП для работы, надо определить цель вашего участия в конкурсах. Если вы собираетесь участвовать только в закупках, относящихся к сфере госзаказа, то объектом вашего внимания должны стать федеральные ЭТП. Оформленный ключ подписи работает на каждой из них, при необходимости вы можете регистрироваться и работать во всех пяти системах.
При выборе площадки следует учесть и то, где работают интересующие вас заказчики. Если вы, например, нацелены на работу с заказчиками в разных отраслях экономики, то можно попробовать свои силы на B2B-center, если вас интересуют заказчики Группы Газпром — ЭТП Газпромбанка. Не стоит стремиться работать на всех площадках сразу, особенно, если вы предлагаете специфический продукт – выберете ту ЭТП, где работают ваши потенциальные заказчики, которым ваш продукт или услуги действительно нужны.
Выбирая площадку, оцените удобство работы с ней и финансовые затраты, которые вы понесете в случае регистрации на коммерческой ЭТП. Сейчас на коммерческих площадках действует несколько вариантов оплаты за предоставление услуг доступа к работе с электронными конкурсами:
- Абонентская плата за год – дифференцируется по количеству конкурсов, в которых вы намерены принять участие, или по сумме конкурсов, на которые вы собираетесь подать заявки: чем больше суммы конкурсов, в которых вы хотите участвовать, тем больше плата за работу на площадке;
- Плата за каждый конкурс – абонентская плата на год отсутствует, но взимается плата за каждую поданную заявку: некоторые площадки берет плату со всех участников, подавших заявку, другие – только с победителя, а остальным возвращают заблокированные деньги.
Существуют и другие варианты оплаты услуг ЭТП, перед регистрацией и началом работы на любой из них рекомендуется ознакомиться с финансовым регламентом.
Электронные торговые площадки
- Первый вид — это государственные торговые площадки. Распоряжением Правительства от 12.07. 2018 г. № 1447-р был установлен список площадок, на которых будут проводить закупки для обеспечения нужд муниципальных и федеральных учреждений. Также на этих ЭТП будут осуществляться закупки у субъектов СМП в рамках 223-ФЗ.
Список операторов ЭТП находится ниже, с указанием официального сайта. Только на этих порталах участники могут принимать участие в торгах по 44-ФЗ на госзаказы. Для того, чтобы стать участником государственных торгов не надо оплачивать никаких взносов или комиссий на ЭТП, достаточно пройти регистрацию в ЕИС и получить автоматическую регистрацию на электронных площадках. Операторы госплощадок уполномочены взимать плату с победителя закупки. - Второй вид — коммерческие тендерные площадки. Список данных ЭТП очень широк и постоянно меняется. Такие ресурсы чаще всего являются региональными, либо отраслевыми и ведут свою деятельность в рамках 223-ФЗ. Заказы, размещаемые на них, относятся к коммерческой деятельности различных организаций, которым необходимо получить товар, услуги или работу по выгодной цене. Также на таких ЭТП проводятся закупки по банкротству, реализация арестованного имущества и т.д.
Такие электронные площадки взимают определенную плату за размещение тендеров с заказчиков и за возможность участвовать в закупке с поставщиков. На этих порталах необходимо пройти аккредитацию, предоставив запрашиваемые документы и получить ЭЦП.
Статистика торгов по площадкам
На торговую площадку Сбербанк-АСТ приходится 43,17% госзакупок по 44-ФЗ (по количеству лотов). За 2018 год на электронной площадке было размещено 847 тыс. лотов на 1,46 трлн. рублей (25,13% в денежном выражении).
На электронной площадке РТС-тендер было размещено 593 тыс. лотов на 1,79 трлн. руб., что составило 30,27% извещений. По объемам размещенных тендеров в 2018 году далее торговые площадки идут в следующем порядке:
- Росэлторг – 387 тыс. лотов на 1,54 трлн. рублей (19,75%)
- НЭП – 83 тыс. лотов на 710,31 млрд. рублей (4,24%)
- Заказ РФ – 51 тыс. лотов на 159,1 млрд. рублей (2,55%)
- Российский аукционный дом 167,2 млрд. рублей.
Преимущества тендерных площадок
Преимуществом для Заказчика является реализация его права на выбор лучшего поставщика из списка участников закупок, что в свою очередь позволяет более эффективно расходовать денежные средства. После размещения плана закупок Заказчик при помощи ТП поэтапно осуществляет закупки. Также ТП позволяет экономить время и ресурсы Заказчика на поиск потенциальных поставщиков. Поставщики же могут быстро и оперативно получать информацию обо всех новых процедурах закупок. Участие в электронных торгах позволяет поставщикам снизить издержки на подготовку своих заявок и участвовать в торгах удаленно из любой точки России.
Также информация, размещенная на ТП, помогает участникам эффективно проводить анализ конкурентной среды, изучать востребованность аналогов своей продукции или услуг. Что в свою очередь позволяет реализовать лучшую маркетинговую компанию и повышает рейтинг среди конкурентов. Поставщики, заключая и выполняя успешно контракты, создают себе имя и положительную деловую репутацию. При этом затраты на такую рекламу минимальны, достаточно подать заявку, выиграть тендер и успешно выполнить условия контракта. Так же многие ТП предоставляют возможность поставщикам прорекламировать свой товар или услугу на самой площадке, где Заказчики могут напрямую связаться с ними для получения коммерческих предложений.
Электронные торговые площадки
Порядок участия в электронной торговой площадке
Введение
В условиях становления правового государства, развития рыночных отношений одной из основных функций публичной власти как государственной, так и муниципальной, является предоставление населению социально значимых товаров и услуг, разработка и внедрение новых методов государственного и муниципального управления. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения территории и использует средства бюджетов соответствующих уровней.
Не только публичный характер власти и специфика расходования бюджетных средств подталкивают к необходимости ведения конкурсных механизмов размещения государственного и муниципального заказов. Подобные механизмы позволяют за счет использования конкурсных рычагов достичь существенной экономии бюджетных средств, улучшить качество предоставляемых населению услуг, укрепить дисциплину исполнения заключаемых в рамках соответствующих процедур контрактов на поставку товаров, оказания услуг и выполнения работ для государственных и муниципальных нужд.
Одним из методов, позволяющих наиболее эффективно распоряжаться бюджетными средствами, является муниципальный заказ, позволяющий внедрить конкурсные начала в процесс осуществления расходов муниципальных образований. В то же время ключевой проблемой применения муниципального заказа становится его правовое обеспечение.
Несмотря на то, что различными учеными предлагаются различные подходы и видение проблематики муниципального заказа, наиболее полным списком его принципов является: эффективность, экономичность, равенство и справедливость, открытость и прозрачность, ответственность.
Актуальность вопроса о формировании и размещении муниципального заказа обусловлена целым рядом обстоятельств. Важнейшими из них являются особый характер средств, получаемых для оплаты размещаемых заказов, и, вследствие этого необходимость их экономного и контролируемого расходования, соблюдения принципа свободной конкуренции между предпринимателями как основного условия рыночной экономики. Этот принцип, закрепленный в Конституции Российской Федерации, [3] других законах и подзаконных актах, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны реализовывать в своей практической деятельности.
Контроль за размещением муниципального заказа занимает одно из важнейших мест в системе муниципального заказа, так как цель этой системы должна состоять в своевременном выявлении обстоятельств, ведущих к срыву выполнения муниципального заказа, и устранения их. Отсутствие надлежащего контроля порождает различного рода злоупотребления со стороны должностных лиц, бюджетные средства начинают расходоваться в личных целях. Как указало Правительство РФ, нарушения законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов не только снижают эффективность, но и дискредитируют саму систему размещения заказов.
Во всем мире основным способом реализации сервисных функций публичной власти является формирование и размещение государственного и муниципального заказов. [4]
При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами. Весь процесс является прозрачным и предполагает возможность доступа любого хозяйствующего субъекта к получению такого заказа. Одним из способов размещения государственного и муниципального заказа является способ запроса котировок.
1. Общая характеристика и особенности ЭТП
.1 Общие положения.
С учетом всех принятых Правительством и Государственной Думой мер объем госзаказа РФ в 2009 году составил 4 трлн рублей. Размер государственного заказа РФ в 2010 году, вместе с гособоронзаказом, составляет 5 трлн рублей. Согласно заявлению заместителя министра экономического развития Анны Поповой, с 2010 года вступают в силу поправки в федеральное законодательство, согласно которым более 70% заказов будут размещаться на утвержденных Правительством РФ Электронных Торговых Площадках.
В свете развития информационных технологий и совершенствования законодательства РФ (в сфере снижения затрат на государственные закупки и борьбы с коррупцией) Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный Закон №94, который регулирует область размещения государственных заказов на Электронных Торговых Площадках. Кроме этого закона сферу госзаказов на торговых площадках регулируют различные распоряжения, постановления и законы Правительства Российской Федерации.
В целях повышения эффективности размещения государственного заказа, а также для противодействия коррупции в сфере государственного финансирования Правительством Российской Федерации был принят ряд федеральных законов. В частности: федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г.; Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. №179 о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме.
С 1 января 2010 года, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд для товаров, работ и услуг, указанных в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. №236-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 25.03.2010 №427-р), должно производиться путем проведения открытых аукционов в электронной форме.
При проведении открытого аукциона в электронной форме в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ извещение о проведении соответствующего аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.
С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона не будет известно, кто участвует в торгах, что в значительной степени обеспечивает конкуренцию, уменьшает возможность коррупции.
Преимущества электронных аукционов
Каждый специалист в области государственных закупок знает, какие сложности возникают при проведении конкурсов и аукционов по стандартным схемам — большой расход рабочего времени, средств и многое другое. По сравнению с обычными аукционами и конкурсами электронные имеют ряд преимуществ:
1.Короткие сроки проведения процедур;
2.Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
.Прозрачность и открытость процесса закупок;
.Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
.Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
.Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
.Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
.Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
Помимо достижения экономии бюджетных средств и снижения коррупционной составляющей, реализация правительственных мер обеспечивает широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, тем самым расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. Это особенно важно для преодоления экономикой России последствий экономического кризиса. В качестве примера можно отметить, что только в течение января 2010 года на одной лишь Единой Электронной Торговой Площадке (г. Москва) было зарегистрировано более 550 заказчиков, а объем торгов за январь 2010 г. составил около 1 млрд рублей.
Порядок проведения процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения открытых аукционов в электронной форме (далее — ОАЭФ) с использованием электронной торговой площадки (далее — ЭТП).
Как разместить предложение
Перед тем как откликнуться на размещенный запрос, исполнитель может просмотреть все заявки. На главной странице в строке поиска ввести наименование товара/услуги. Ниже можно выбрать: закупки, контракты, планы и прочее.
Внутри каждой карточки указаны сведения, предъявляемые к поставщику, адрес электронной площадки, где проводится закупка. Для корректной подачи заявки:
изучите все требования заказчика к документам;
обратите внимание на пункты: лицензия, опыт;
изучите техзадание (сроки исполнения, обеспечение, штрафы).
Если вы выбрали своего заказчика, подавайте полный пакет документов в соответствии с его требованиями
Обращайте внимание на сроки предоставления документов
Если заявка с обеспечением, его необходимо перечислить оператору площадки или заказчику.
Определение и суть электронной торговой площадки
Электронная торговая площадка (ЭТП) – это интернет-ресурс, дающий возможность взаимодействия сторон при осуществлении торговых операций.
Сущность работы этого ресурса – в предоставлении организационных, технических, информационных возможностей для заключения сделок в электронном виде, то есть определенный сервис, благодаря которому эффективность торговой деятельности резко возрастает.
Если в результате использования интернет-сайта была заключена сделка между продавцом и покупателем, поставщиком и заказчиком, значит, можно говорить об использовании ЭТП.
Существуют специально оптимизированные сайты, ставшие удобными и популярными для такого рода деятельности. Чаще всего посредством ЭТП проводятся такие торговые операции:
Как стать участником тендера
Найти закупку и просто нажать кнопку «Участвовать» не получится: к тендерам нужно готовиться. У каждой электронной торговой площадки (ЭТП) свои правила, но общий принцип участия такой:
Сначала нужно получить квалифицированную электронную подпись (КЭП). Это можно сделать в любом аккредитованном центре. Найдите ближайший в своём городе на сайте Минсвязи или оформите КЭП на сайте торговой площадки ЕЭТП или Сбербанка.
Выбрать тендер, подготовить нужную документацию. Универсальный совет: будьте внимательны, проверяйте технические требования и рассчитывайте свои силы.
В зависимости от вида торгов для участия в тендере может потребоваться обеспечительный платёж: придётся перечислить на счёт ЭТП деньги, которые «заморозятся» на время торгов. В закупках для малого и среднего бизнеса плату берут только с победителя закупки — 1 % от начальной максимальной стоимости закупки, всем остальным участникам деньги возвращают.
Могут также понадобиться:
Как стать участником тендера
В закупках участвуют юридические и физические лица, ИП, самозанятые. Все зависит от условий, которые выставляет организатор тендера. Если речь идет о крупных партиях для федеральной компании, то обычный «физик», конечно, не справится.
Для большинства закупок есть и общие требования:
Дальше нужно выбрать подходящую ЭТП и пройти регистрацию. Для этого оформляют электронную подпись и готовят пакет документов. Обычно это стандартный набор: ЕГРЮЛ, ИНН и прочее. Заказчики, в свою очередь, имеют право требовать дополнительные документы. Например, лицензию или бухгалтерский баланс.
Затем на электронной торговой площадке подбирают тендер и подают заявку на участие. После этого ждут результатов закупки и если победили, то заключают контракт.
Регламенты работы торговых секций электронной площадки Росэлторг
- Регламент по организации и проведению электронных аукционов по 44-ФЗ
- Регламент процесса размещения заказов и предложений по 223-ФЗ
- Регламент размещения процедур по продаже и аренде государственного и муниципального имущества
- Регламент процесса размещения закупок Государственной корпорации по атомной энергии Росатом
Достоинства и недостатки ЭТП
Возможности технического прогресса позволили переместить часть торговых процессов в сеть Интернет. Это упростило и самые сложные операции, такие как поиск поставщиков, оптимальных ценовых условий, доставку и другие.
Выгода для покупателя:
- сокращение времени на поиск подходящего поставщика;
- экономия средств в связи с тем, что существует право выбора наиболее выгодных предложений;
- прозрачность процедуры;
- соревновательный момент;
- возможность участия в торгах из любой точки;
- приемлемость для всех категорий пользователей.
Выгода для продавца:
- быстрый поиск ресурса для сбыта продукции;
- реклама при отсутствии лишних затрат;
- прозрачность процесса;
- сокращение до минимума возможностей для незаконных схем;
- равные права с другими поставщиками;
- возможность дистанционного участия из любой точки.
Существующие риски:
- нет возможности проверки покупаемого товара заранее, что является общим риском для всей интернет-торговли;
- возможное несоответствие сроков доставки и гарантии на продукцию;
- возникающие сложности подписания соглашений, когда участники процесса значительно удалены друг от друга;
- негативное отношение к электронным платежам некоторых организаций, что делает невозможным их участие;
- иные трудности, возникающие в связи с безопасностью в интернете;
- высокий уровень конкуренции.
Перед многими предпринимателями рано или поздно возникают вопросы: как выбрать тендер, чтобы одержать победу и на каких ЭТП лучше принять участие?
Случается так, что некоторые предприниматели заходят на первую попавшуюся ЭТП, сразу же подают запрос на участие, а со временем понимают, что условия на данном ресурсе являются далеко не выгодными для них.
Как начать работу с электронными закупками
Прежде чем начать пользоваться преимуществами электронных торгов, необходимо выполнить ряд шагов:
1. Получите ЭЦП. Регистрация во всех сервисах происходит удаленно и без электронной цифровой подписи ее выполнить невозможно. Обратитесь в УЦ «Инитпро», менеджеры компании подберут сертификат, который подойдет для работы на интересных вам сайтах.
2. Зарегистрируйтесь на ЭТП. Сначала текущего года чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ на всех официальных площадках, достаточно пройти регистрацию только в Единой информационной системе. На основе информации ЕИС формируется общий реестр участников торгов. Операторы федеральных ЭТП не вправе запрашивать дополнительную информацию у участников, они пользуются теми сведениями, которые участник передал в ЕИС и регистрируют поставщика в течение одного рабочего дня. Чтобы работать на корпоративных и коммерческих площадках нужно пройти аккредитацию на каждой из них.
После того, как оператор подтвердит, что аккредитация на электронных торговых площадках выполнена, можно начинать работу.