Какая дистанция должна быть между автомобилями?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая дистанция должна быть между автомобилями?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.

Значения безопасной дистанции

В исходных условиях легковой автомобиль (105 л.с.) с летней резиной 14 дюймов. Скорость составляет 95 км/ч. В серии тестов показаны значения тормозного пути – от 32 до 38 метров. Берется среднее значение в 35 метров. Дополнительно проводятся тесты на дорогах с гладким асфальтом, где тормозной путь в среднем увеличился на 5 метров (итого 40 метров). Добавляем также те 2 секунды, за которые водитель должен понять, что надвигается экстренная ситуация и надо тормозить. При скорости 95 км/ч – это 49 метров. Финальная цифра для заданных условий – это 89 метров (безопасная дистанция).

В таблице представлены результаты тестов для других условий дорожного покрытия:

Скорость движения автомобиля, км/ч
Условия на дороге 35 км/ч 65 км/ч 85 км/ч 105 км/ч
Авто на летних шинах едет по сухой дороге 30,7 57,0 74,5 92,0
Авто едет на летних шинах по мокрой дороге 29,3 54,4 71,2 88,0
Авто едет на «липучке» по сухой дороге 31,5 58,4 76,4 94,4
Авто едет на «липучке» по мокрой дороге 28,7 53,4 69,8 86,2
Авто едет на «липучке» по снегу или льду 24,6 45,7 59,8 73,9
Авто с шипованной резиной едет по сухой дороге 31,1 57,7 75,5 93,3
Авто на шипованной резине едет по мокрой дороге 27,5 51,1 66,8 82,5
Авто на шипованной резине едет в снег или лед 31,8 59,0 77,2 95,4

Учтите, что это теоретические расчеты, которые могут не учитывать, например, степень износа тормозной системы вашего автомобиля. Да и соблюдать дистанции по 95 метров в реальности будет проблематично – некий спешащий человек, обязательно попробует вклиниться в образовавшееся место.

Таблица: эффективная скорость на трассах при разных обстоятельствах

Эффективное значение Описание Дополнения
2 секунды Хорошая погода, ясно, сухой асфальт. Нет препятствий, отсутствуют ремонтные участки, нет грязи.
3 секунды На трассе глиняное покрытие. Проезд в темное время суток, в ясный день с некоторыми препятствиями (ветки, ямы), которые легко проехать).
4 секунды Дорога мокрая, недавно выпал снег Иней, снег в светлое время суток.
5 секунд На дороге снег, наступило темное время суток. Опасность гололеда, прошел мокрый снег.
5 секунд Дорога покрыта снегом. Снег укатан.
6 секунд Дорога сильно заснежена. Заметна тонкая водяная плёнка.
7 секунд Эффективное расстояние, которое рассчитано для новичков Касается водителей, недавно освоивших правила ПДД (без практического опыта).

Соблюдения дистанции в законодательстве США

На этом можно было бы и закончить, но автор не может отказать себе в удовольствии прогуляться в ещё одну страну — США. Не потому что там есть что-либо особо значимое в рамках темы, а по причинам, если можно так выразиться, эстетического свойства.

Дело в том, что система подготовки водителей в США существенно отличается от таковой в России и даже в Германии. В частности, так называемую «теорию» там учат не по ПДД, написанным явно не для обыкновенных людей, а по учебникам. Эти учебники разные в каждом штате, но их объединяет одно: они написаны простым языком, понятным любому, и содержат не бесчисленные запреты и, не побоюсь этого слова, угрозы, а советы и рекомендации. То есть написаны примерно так, как опытный и доброжелательный водитель учил бы новичка: вот так делай, а вот так — делать не надо. И не потому что за это накажут, а потому что это небезопасно.

Поэтому посмотрим, что же там сказано по теме статьи. В качестве примера возьмём руководство для водителей штата Калифорния. Оно примечательно тем, что доступно аж на девяти языках, включая русский, и поэтому не требует перевода. Итак, в главе под названием «Визуальный контроль» написано:

Не висите на хвосте! Многие водители держатся слишком близко к впереди идущему автомобилю (висят на хвосте) и поэтому не в состоянии обеспечить необходимый обзор перед собой, поскольку движущееся перед ними транспортное средство закрывает его.

Чем больше дистанция между вами и транспортным средством впереди вас, тем больше у вас времени для того, чтобы распознать возможную опасность и избежать ее.

Если транспортное средство пытается влиться в поток прямо перед вами, уберите ногу с педали газа. Это сохранит достаточную дистанцию между вами и транспортным средством впереди вас и избавит от необходимости резко тормозить или сворачивать на другую полосу движения.

Причина большинства столкновений, приходящихся на заднюю часть автомобиля, — движение впритык. Чтобы избежать этого, используйте правило 3 секунд. Когда транспортное средство впереди вас проедет определенную точку, например, дорожный знак, отсчитайте: «одна тысяча один, одна тысяча два, одна тысяча три». Проговаривание этих чисел занимает примерно 3 секунды. Если вы проедете тот же объект, не закончив отсчет, значит вы находитесь слишком близко.

Необходимо иметь запас в 4 секунды или больше в следующих случаях.

Автомобиль позади вас движется впритык к вам. Сохраняйте дополнительную дистанцию впереди, не останавливайтесь резко. Снижайте скорость постепенно или перестройтесь в другую полосу движения, чтобы избежать столкновения с транспортным средством, движущимся впритык к вам!

Вы едете по скользкой дороге.

Вы движетесь позади мотоциклистов или велосипедистов по мокрой или оледенелой дороге, по металлическим покрытиям (например, по мосту, железнодорожному полотну и т. п.) или гравию. Мотоциклисты и велосипедисты могут легко потерять контроль над своим транспортным средством именно на таких дорожных покрытиях.

Водитель транспортного средства, находящегося позади, хочет обогнать вас. Предоставьте ему место для обгона перед вашим транспортным средством.

Вы буксируете трейлер или перевозите тяжелый груз. Дополнительный вес не позволяет быстро остановиться.

Вы движетесь позади больших транспортных средств, которые закрывают обзор впереди вас. Дополнительное пространство позволит вам видеть происходящее вокруг транспортного средства.

Рядом с железнодорожным переездом вы увидели автобус, школьный автобус или транспортное средство, снабженное специальной табличкой. Эти транспортные средства обязаны остановиться у железнодорожного переезда.

Вы въезжаете на скоростную автомагистраль.

В таком же стиле даются рекомендации относительно бокового интервала, например:

Предположим, вы движетесь по двухполосной дороге, навстречу вам приближается транспортное средство, а впереди справа от вас движется велосипедист. Вместо того чтобы лавировать между транспортным средством и велосипедистом, примите меры в отношении одной опасной ситуации. Сначала снизьте скорость и дайте возможность приближающемуся транспортному средству проехать мимо вас. Затем, когда это будет безопасно, переместитесь влево, чтобы при обгоне велосипедиста между ним и автомобилем осталось достаточно места — не менее 3 футов (1 м).

Ну и в заключение, как вести себя тому водителю, которому уже «сели на хвост»:

Часто проверяйте движение транспорта позади вас, чтобы знать, не висит ли кто-то у вас на хвосте (следует за вами слишком близко). Если за вами движутся впритык, будьте осторожны! Медленно тормозите перед тем, как остановиться. Несколько раз слегка нажмите на педаль тормоза для того, чтобы предупредить водителя, висящего на хвосте, о том, что вы снижаете скорость.

Оторвитесь от него как можно быстрее. Смените полосу и дайте ему возможность обогнать вас или замедлите движение, чтобы обеспечить достаточную дистанцию между вами и движущимся впереди автомобилем. Если это не помогает, выполните съезд с дороги, когда это будет безопасно, и дайте водителю, чье транспортное средство движется впритык к вашему, возможность обогнать вас.

Личный опыт автора говорит, что нажимать на педаль тормоза, включать аварийную сигнализацию или каким-либо иным способом пытаться воздействовать на такого «истребителя» совершенно бесполезно, потому что это, как правило, только раззадоривает его и эффект может оказаться обратный: он в ответ ещё более сократит дистанцию.

Читайте также:  Генеральная доверенность на право подписи

Если уж государство, как мы видим, не считает это правонарушением, то с какой стати этот водитель будет слушать другого? И делает он это, очевидно, не по неосторожности, а умышленно, поэтому в данном случае, к великому сожалению, водителю не остаётся делать ничего другого, как применить пресловутое российское «правило трёх Д»: Дай Дорогу Дураку.

И ежели мы действительно хотим не просто предотвращать правонарушения, а именно обеспечивать безопасность дорожного движения, то есть над чем поработать и законодателю, и Правительству.

Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.

Таблица: вырезки из правил ПДД

Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Пункт 9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м, должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
Пункт 10.1. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять все возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства.
Пункт 10.5. Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Чтобы разобраться в особенностях касаемо соблюдения дистанции, достаточно ознакомиться с практическими примерами:

Пример 1: штраф за несоблюдение выписывается.

Автомобиль «Лексус» начал притормаживать перед пешеходным переходом, чтобы пропустить человека, и в него сзади врезалась «Тойота», водитель которой не оценил дорожную обстановку, не рассчитал свою скорость допустил столкновение. Свидетели происшествия есть, поэтому доказать вину владельца «Тойоты» не составит и труда.

Пример 2: штраф не выписывается.

Автомобиль «Форд» двигался в правом ряду с невысокой скоростью. Уходя от столкновения с другим транспортным средством, едущим на запрещающий сигнал светофора, водитель «Форда» решил резко перестроиться в левый ряд, в результате чего в него врезался двигавшийся по нему «Дэу Матиз».

Читайте также:  Как оформить дарение недвижимости близкому родственнику

Водителя, проигнорировавшего сигнал светофора, здесь можно привлечь только за это нарушение, несмотря на то, что он спровоцировал ДТП.

Водителя автомобиля «Форд» привлекли по ч.3 ст. 12.14 КоАП РФ за непредоставление преимущества в движении при перестроении и обязали выплатить штраф – 500 руб.

Водитель «Дэу Матиза» невиновен, несмотря на то, что в момент ДТП врезался «Форду» в задний бампер.

Как определить виновника ДТП

Если на одной полосе столкнулось две машины, которые двигались при этом в одном направлении, то практически всегда является виновником водитель второго автомобиля.

Как правильно измерить безопасную дистанцию? Советы для автолюбителей в этом видео:

Именно он не смог обеспечить оптимальную безопасную дистанцию с другим авто. При этом неважно, по какой причине впереди движущийся автомобиль резко затормозил.

Нередкими являются ситуации, когда виновниками признаются оба автомобилиста, но определить это можно после проведения расследования, так как практически всегда оба участника аварии пытаются оградить себя от обвинений.

Важно! Для определения виновника оценивается тормозной путь, погодные условия, полученный урон машинами, наличие знаков и разметки, а также множество других факторов, позволяющих выявить виновника.

Правила требуют, чтобы между автомобилями было достаточно места не только спереди и сзади, но и по бокам. Безопасное расстояние между бортами во время движения в населенных пунктах составит 1-1,5 метра. При движении по магистрали на высокой скорости — половина ширины машины, но не менее 1,5 метров.

Вообще, чем это расстояние больше, тем безопасней. Оптимально двигаться строго по центру своей полосы и помнить, что может встретиться не только 4-колесное транспортное средство, но даже мотоциклист или велосипедист. Они нередко ездят между рядами, в связи с чем большое межбортное расстояние понизит риск ДТП.

Зачем соблюдать расстояния? Помимо требований ПДД о соблюдении дистанции между бампером и бортом, стоит помнить о банальной безопасности при движении по дорогам.

Какая дистанция должна быть между транспортными средствами?

Несоблюдение дистанции является частой причиной столкновения транспортных средств. Дистанция определяется расстоянием между автомобилями, следующими друг за другом. Чем выше скорость движения, тем она должна быть больше.

Предлагаем ознакомиться: Договор на перевозку легкового автомобиля

Средний тормозной путь легковой машины, которая едет по сухому ровному покрытию со скоростью 60 км/час, равен 15 м. Однако в городских условиях выдерживать эту дистанцию невозможно.

Плотный поток машин стартует сразу после зеленого сигнала светофора, при этом расстояние составляет меньше 2 метров. Каждый водитель рассчитывает, что идущая перед ним машина не затормозит. Чтобы не надеяться на случай, нужно знать безопасное расстояние до следующего автомобиля.

В ПДД не указано количество метров, которые водители обязаны соблюдать. Принято считать, что безопасная дистанция — это половина величины скорости автомобиля, который двигается в потоке машин с одинаковой скоростью.

Например, при движении 40 км/час дистанция должна составлять 20 м. На практике нет величины дистанции, раз и навсегда устанавливающей расстояние для определенной скорости и дорожных условий.

В ПДД существует понятие эффективного расстояния — это безопасная дистанция между машинами. Согласно ПДД, эффективное расстояние следует увеличить, если:

  • автомобили едут по трассе с некачественным дорожным покрытием;
  • за рулем машины находится новичок;
  • дождь сменился снегом, на трассе появились препятствия и обзор стал хуже;
  • водитель резко увеличивает скорость;
  • водитель перестроился в конец автомобильной очереди, в которой больше 5 транспортных средств.

Дистанцию требуется увеличить еще сильнее, если водитель едет:

  • по мокрому асфальтобетонному покрытию;
  • по обледенелой дороге;
  • по мокрой грунтовой дороге;
  • по заснеженной дороге.

Правила дорожного движения придумали не вчера, но неужели за такое время их творцы так и не смогли определить безопасное расстояние между двумя автомобилями, которые движутся в одном направлении в метрах? Огромное количество редакций ПДД не приводит и намека на конкретные метры, а говорит о том, что правильная дистанция — это такое расстояние, при котором водитель может предотвратить ДТП. А это значит, что на определение дистанции должны влиять как минимум:

  • состояние дорожного покрытия;
  • скорость движения автомобиля, и одного, и второго;
  • опыт и возможности, время реакции водителя;
  • техническое состояние автомобиля;
  • условия освещенности дорожного полотна;
  • дождь, туман, пыль, голуби, кошки и прочие факторы, которые предусмотреть сложно.

Понятие безопасной дистанции и бокового интервала

Два этих термина очень важны при вождении автомобиля по автомагистрали либо в черте города. Они отражены в ПДД и за их игнорирование, предусмотрена административная ответственность.

Человек, находящийся за рулем, обязан соблюдать безопасную дистанцию, которая бы дала возможность ему избежать столкновения – п. 9.10 правил дорожного движения.

Научная литература еще трактует это понятие как определенное расстояние до ближайшего автомобиля, позволяющее экстренно остановить транспортное средство, не создавая угрозу столкновения.

Пункт 9.10 ПДД также предписывает придерживаться определенной дистанции с автотранспортом, двигающимся рядом, т. е. так называемый, боковой интервал. Дословно – это расстояние до рядом едущей машины, которое позволяет беспрепятственно совершать на трассе любые маневры, не повышая риск возникновение аварий.

Таким образом, в случае перестроения или обгона, сбоку должен быть безопасный зазор для манипуляций по снижению угрозы столкновения.

Рекомендуется обратить внимание на еще один фактор – скорость. В соответствии с п.10.1 ПДД управлять автомобилем его владелец, должен в скоростном режиме, с учетом установленных Правилами ограничений

Читайте также:  Кубанские семьи смогут улучшить жилищные условия с помощью государства

При управлении автомобилем учитывается:

  • плотность потока автомобилей и динамика их передвижения;
  • состояние асфальтового или грунтового покрытия;
  • видимость и погодные условия;
  • масса перевозимого груза.

Проанализировав все эти факторы, водитель обязан обеспечить полный контроль над складывающейся ситуацией на дороге, выполнить указания, предписанные ПДД, и не допустить возникновения аварии.

Можно сделать вывод, что ехать по магистрали нужно в таком режиме, чтобы была возможность экстренно затормозить, либо без проблем сделать маневр, уйдя от предполагаемого столкновения.

Поэтому когда один водитель въехал в машину сзади – это происходит из-за несоблюдения скоростного режима либо дистанции.

Дистанция и боковой интервал во время движения на автомобиле

Безопасность во время движения зависит в том числе и от того, какую дистанцию привыкли соблюдать водители. Некоторые опасаются приближаться к другим машинам и стараются держать большой интервал, а другие порой дышат в затылок и ощущают себя вполне комфортно. Данный вопрос регулируется пунктом 9.10 ПДД. При этом, правильная дистанция должна соблюдаться не на цифрах, а при обстановке на дороге. Если автомобилист не стал участником ДТП, значит она была безопасная.

Дистанция не соблюдается. Но как тогда водителям расценивать обстановку, если другой автомобилист сильно прижимается, но аварии не происходит. Получается, что он ничего и не нарушает? И означает ли это то, что при столкновении виновником всегда будет задний автомобиль? В большинстве случаев, так оно и происходит. Но в любом правиле есть исключения, которые рассмотрим ниже. Один из таких случаев связывается с пунктом 10.1 ПДД, когда автомобилист обязан выбирать такую скорость, чтобы можно было произвести быструю остановку при необходимости.

Если автомобиль впереди не движется. Данная ситуация расценивается по пункту 10.1 ПДД. Если водитель не заметил автомобиль впереди и не смог вовремя остановиться, то сотрудник ГИБДД будет оформлять протокол. И именно здесь будет указано, что водители ехали с такой скоростью, которая не позволила произвести экстренную остановку.

Боковой интервал. На некоторых сайтах можно увидеть «точные» данные о боковом интервале во время движения. Однако, в ПДД этой информации нет. Здесь указано только то, что боковое расстояние должно обеспечивать безопасность во время движения. Определять такой интервал нужно с учетом многих факторов. В запасе всегда должно быть расстояние на случай, если возникнут следующие факторы:

увод автомобиля во время замедления;

увод в сторону из-за дефектов дорожного полотна;

внезапный поток ветра.

Итог. Интервал во время движения влияет на безопасность. Несмотря на то, что в ПДД не указано точных цифр, определить данный параметр можно и самостоятельно.

Допустимое расстояние между авто

Плотное движение автомобилей приводит к следующему:

  • нет возможности совершить обгон машины, которая внезапно решила остановиться. При этом сдать также не осуществимо, так как автомобиль подпирают другие;
  • нет хорошего обзора дороги;
  • недостаточно места для совершения экстренного торможения;
  • невыполнимо большинство манёвров.

Предлагаем ознакомиться: Апелляционный суд по уголовному делу

Поэтому дистанция между автомобиля по ПДД в метрах позволяет совершить необходимую остановку, маневр, избежав столкновения с другим транспортным средством. При разных ситуациях должны применяться особые условия по дистанции.

Чаще всего аварии происходят в черте города. Дело в том, что в городских условиях рекомендованное расстояние сложно соблюсти из-за пробок, необходимости быстро перестроиться.

Водители-новички обычно стараются держать дистанцию в более 5 м., что является ошибкой. Так, между автомобилями в городе большая дистанция также может приводить к аварийным ситуациям. Эксперты рекомендуют придерживаться расстояния около две трети длины транспортного средства, обычно это 3-4 м. Водители с большим стажем могут сокращать эту цифру до 2 м., так как обладают более быстрой реакцией.

На трассе допустим большой скоростной режим, это в свою очередь является причиной увеличения расстояния между автомобилями. Дистанция определяется состоянием дороги, поэтому водители для преодоления дистанции до впереди шедшего авто должны иметь:

  • 2 секунды – при отсутствии препятствий на дороге, загрязнений, ремонта;
  • 3 секунды – при езде на качественном дорожном покрытии ночью, или после атмосферных осадков, при наличии незначительных препятствий, опавших веток, небольших ям, которые легко поддаются объезду;
  • 4 секунды – когда на дорожном покрытии имеет снег, иней, а движение осуществляется днём;
  • 5 секунды – во время езды на ночной заснеженной дороге, при наличии льда, плотно укатанного снега;
  • 6 секунды – при гололёде, заснеженной дороге, наличии тонкой водной плёнки, после мокрого снега.

Безопасная дистанция в потоке машин

  • 2 секунды, если асфальтовая дорога не содержит никаких препятствий, ремонтных работ или загрязненных участков;
  • 3 секунды, если водитель едет по качественному дорожному покрытию в темное время суток;
  • 3 секунды, если на дороге небольшие препятствия, недавно прошел дождь или снег, попадаются опавшие ветки и ямы, которые легко объехать;
  • 4 секунды, если дорога покрыта инеем или снегом, а водитель едет в светлое время суток;
  • 5 секунд, если водитель едет по заснеженной дороге в темноте;
  • 5 секунд, если на дороге попадается плотно укатанный снег или она покрыта льдом;
  • 6 секунд, если на дороге гололед, она сильно заснежена, прошел мокрый снег, на дорожном покрытии тонкая пленка воды.

На светофоре В ПДД установлено, что водители обязаны соблюдать дистанцию, которая не позволит аварии случиться.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...