Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система нормативного регулирования бухгалтерского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.
Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:
- Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
- Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
- Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
- Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.
В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.
Первый (высший) уровень – законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, состоящее из Федерального закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ. Законодательство обеспечивает единообразное ведение учета имущества, обязательств, хозяйственных операций в организациях, а также своевременное предоставление пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходах и расходах.
Второй уровень – положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) или стандарты, устанавливающие принципы, методы и способы ведения учета отдельных объектов хозяйственной деятельности. Стандарты (ПБУ) разрабатываются Минфином РФ на основе действующего законодательства. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» вопросами регулирования бухгалтерского учета, его методологией занимается Правительство РФ, которое эти полномочия делегировало Министерству финансов Российской Федерации. Минфин РФ осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулировать бухгалтерский учет, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.
Третий уровень – инструкции и методические указания Минфина РФ, разрабатываемые к ПБУ (стандартам), а также письма Минфина РФ.
Четвертый уровень – документы, разрабатываемые организацией самостоятельно на основе нормативных актов первых трех уровней, называемые локальными нормативными актами. Примерами таких документов являются коллективный договор, где оговариваются все отношения между работниками и работодателем; положение об оплате труда в организации; должностные инструкции работников и т.д.
Организации имеют право формировать свою учетную политику. Возможность и необходимость разработки организацией политики в области бухгалтерского учета предопределяется многовариантностью решения задач бухгалтерского учета, предусмотренной в бухгалтерских стандартах (ПБУ) и документах третьего уровня.
Бухгалтерские стандарты (положения) по бухгалтерскому учету
Учетный стандарт (ПБУ) – свод основных правил, устанавливающий порядок учета определенного объекта или их совокупности.
Цель стандартов состоит в обеспечении единообразного подхода к учету, исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности и особенностей формирования национальной системы бухгалтерского учета.
Стандарты (ПБУ):
-
определяют основы учета на соответствующих участках (учета основных средств, учета материалов, учета денежных средств, учета финансовых вложений и т.д.);
-
дают основные понятия, необходимые для их единого толкования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
-
определяют подходы к решению вопросов и возможные варианты их решения, т.е. предусматривают многовариантность решения учетных проблем.
В стандартах не содержится конкретного механизма применения бухгалтерских приемов. Они излагаются в методических рекомендациях, указаниях, письмах Минфина РФ, т. е. в документах третьего уровня. Основным и главным национальным бухгалтерским стандартом является единый План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Кроме того, утверждены и действуют 20 национальных учетных стандартов:
-
ПБУ № 1/2008 «Учетная политика организации» утв. приказом Минфина РФ № 106н от 06.10.2008 г.
-
ПБУ № 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина РФ № 116н от 24.10.2008 г.
-
ПБУ № 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв.приказом Минфина РФ № 154н от 27.11.2006 г.
-
ПБУ № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утв. приказом Минфина РФ № 43н от 06.07.99 г.
-
ПБУ № 5/2001 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 г.
-
ПБУ № 6/2001 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ № 26н от 30.03.2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ № 7/98 «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина РФ № 56н от 25.11.98 г.
-
ПБУ № 8/2001 «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 96н от 28.11.2001 г.
-
ПБУ № 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина № 33н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
-
ПБУ № 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. приказом Минфина РФ № 48н от 29.04.2008 г.
-
ПБУ № 12/2000 «Информация по сегментам», утв. приказом Минфина РФ № 11н от 27.01.2000 г
-
ПБУ № 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000 г.
-
ПБУ № 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина РФ № 153н от 27.12.2007 г.
-
ПБУ № 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина РФ № 107н от 06.10.2008 г.
-
ПБУ № 16/2002 «Информация о прекращаемой деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 66н от 02.07.2002 г.
-
ПБУ № 17/2002 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утв. приказом Минфина РФ № 115н от 19.11.2002 г.
-
ПБУ № 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации», утв. приказом Минфина РФ № 114н от 19.11.2002 г.
-
ПБУ № 19/2002 «Учет финансовых вложений», утв. приказом Минфина РФ № 126н от 10.12.2002 г.
-
ПБУ № 20/2003 «Информация об участии в совместной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 105н от 24.11.2003 г.
-
ПБУ № 21/2008 «Изменение оценочных значений», утв. приказом Минфина РФ №106н от 06.10.2008 г.
Уровень нормативного регулирования бухучета
Нормативное регулирование бухучета в Российской Федерации сформировано в типе четырех уровней в системе:
Уровни | Справки, документы | Службы, которые принимают решения |
1 уровень — закон | Государственные законы, указы, постановления кодексы | Правительство РФ, Государственная Дума, Президент РФ |
2 уровень — нормативный | Положения (стандарты) по бухучету | Министерство финансов России |
3 уровень — методический | Методические указания, письма, инструкции | Министерство финансов России, консультационные компании, федеральные органы исполнительной власти, и др. |
4 уровень — организационный | Организационная распорядительная документация (распоряжения, приказы и т. п.) | Компании,
Фирмы, Учреждения, |
По принципу непротиворечивости нормами бланков системы регулирования бух учета, на практике (для исключения противоречивых требований нор) нужных использовать три юридических правила.
Функции органов, регулирующих учет
Федеральная структура в согласовании с правами наделена следующими возможностями:
- Утверждением программы установления стандартов.
- Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
- Установлением норм оформления программ.
- Участием в работе над международными нормами.
Функции Центробанка России:
- Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
- Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
- Участие в работе над международными стандартами.
- Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законодательствам.
Также система бухгалтерского учета формируется и силами негосударственных структур. Например, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными службами. То есть система регулирования формируется вместе.
Федеральный закон РФ о бухгалтерском учете
Основным законодательным актом регулирующим ведения бухгалтерского учета является федеральный закон «О бухгалтерском учете», N 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
- Определяет объекты и основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- Раскрывает основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
- Устанавливает права и обязанности должностных лиц предприятия, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
- Определяет основные задачи бухгалтерского учета, требования к оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
- Устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятия;
- Устанавливает сроки, общие требования и порядок представления бухгалтерской отчетности;
Положение о бухгалтерском учете и отчетности РФ
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. устанавливает порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности юридическими лицами. Оно разработано на основе закона «О бухгалтерском учете» и уточняет применение отдельных требований закона. Положение имеет вторичный характер по отношению к закону «О бухгалтерском учете» и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых министерством финансов РФ. Положение устанавливает возможности выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, предприятие может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, способы начисления амортизации объектов основных средств и объектов нематериальных активов и т.д. Для того, чтобы бухгалтерский учет на предприятие соответствовал требованиям положения необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы.
Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
- 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
- 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).
Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.
- 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.
- 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.
Четвертый уровень. Рабочие документы организации
Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.
Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.
Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии.
Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета.
Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards).
В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.
Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции
Основным законодательным актом регулирующим ведения бухгалтерского учета является федеральный закон «О бухгалтерском учете», N 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
- Определяет объекты и основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- Раскрывает основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
- Устанавливает права и обязанности должностных лиц предприятия, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
- Определяет основные задачи бухгалтерского учета, требования к оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
- Устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятия;
- Устанавливает сроки, общие требования и порядок представления бухгалтерской отчетности;
Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2021, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.
В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:
-
государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;
-
избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.
Это касается услуг по:
-
предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;
-
передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;
-
мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».
Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.
Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии
Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.
План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:
Номер ПБУ |
Наименование ПБУ |
Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ |
1/2008 |
«Учетная политика организации» |
От 06.10.2008 № 106н |
2/2008 |
«Учет договоров строительного подряда» |
От 24.10.2008 № 116н |
3/2006 |
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
От 27.11.2006 № 154н |
4/99 |
«Бухгалтерская отчетность организации» |
От 06.07.1999 № 43н |
5/01 |
«Учет материально-производственных запасов» |
От 09.06.2001 № 44н |
6/01 |
«Учет основных средств» |
От 30.03.2001 № 26н |
7/98 |
«События после отчетной даты» |
От 25.11.1998 № 56н |
8/2010 |
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» |
От 13.12.2010 № 167н |
9/99 |
«Доходы организации» |
От 06.05.1999 № 32н |
10/99 |
«Расходы организации» |
От 06.05.1999 № 33н |
11/2008 |
«Информация о связанных сторонах» |
От 29.04.2008 № 48н |
12/2010 |
«Информация по сегментам» |
От 08.11.2010 № 143н |
13/2000 |
«Государственная помощь» |
От 16.10.2000 № 92н |
14/2007 |
«Нематериальные активы» |
От 27.12.2007 № 153н |
15/2008 |
«Расходы по займам и кредитам» |
От 06.10.2008 № 107н |
16/02 |
«Информация по прекращаемой деятельности» |
От 02.07.2002 № 66н |
17/02 |
«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» |
От 19.11.2002 № 115н |
18/02 |
«Расчеты по налогу на прибыль организаций» |
От 19.11.2002 № 114н |
19/02 |
«Финансовые вложения» |
От 10.12.2002 № 126н |
20/03 |
«Информация об участии в совместной деятельности» |
От 24.11.2003 № 105н |
21/2008 |
«Изменения оценочных значений» |
От 06.10.2008 № 106н |
22/2010 |
«Исправление ошибок в бухучете и отчетности» |
От 28.06.2010 № 63н |
23/2011 |
«Отчет о движении денежных средств» |
От 02.02.2011 № 11н |
24/2011 |
«Затраты на освоение природных ресурсов» |
От 06.10.2011 № 125н |
Следует отдельно отметить, насколько предлагаемые ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, правила учета аренды значимо меняют возможности заинтересованных пользователей отчетности по оценке степени зависимости организаций-арендаторов от внешних источников финансирования. Признание арендованного имущества в качестве актива требует отражения в пассиве баланса и связанных с этим обязательств компании — «обязательств по аренде» (п. 10 ФСБУ 25/2018). Таким образом, в отличие от ситуации, когда в пассиве в составе краткосрочных обязательств фигурировала только текущая задолженность компании-арендатора по арендной плате, теперь в отчетности будет виден реальный объем финансирования деятельности компаний-арендаторов со стороны арендодателя.
Если с позиций гражданского законодательства приобретение имущества в собственность и получение его в аренду представляют собой совершенно различные сделки, с экономической точки зрения они сопоставимы. Так, компания, например, получив кредит, может купить основные средства, а может взять их в финансовую аренду. В этом случае, если с позиций временной ценности денег платежи по кредиту (или единовременно уплачиваемая цена основных средств) сопоставимы с арендными платежами, эти сделки можно рассматривать как альтернативные. И здесь важно понимать, что у арендодателя при реализации договора аренды формируется такая же степень зависимости от привлеченных источников средств, как и в случае получения им кредита. Ведь арендодатель вкладывает деньги в соответствующее имущество и обеспечивает им арендатора, избавляя его от данных расходов за соответствующую плату. Более того, как у собственника имущества у арендодателя возможности лишить арендатора данного источника финансирования даже превышают соответствующие полномочия заимодавца (см. ст. 619 ГК РФ).
Таким образом, отражение в пассиве баланса организации-арендатора его обязательств по договорам аренды в полном объеме обеспечивает возможность оценки подлинных масштабов зависимости деятельности такой компании от внешних источников финансирования.
Новые стандарты учёта материально-производственных запасов в 2021 году
Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н.
Устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации о запасах организаций.
Стандарт разработан на основе МСФО (IAS) 2 «Запасы», введенного в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н.
Все те нормативные документы, которыми мы пользуемся сегодня, отражая данные по запасам на счетах бухгалтерского учета и в отчетности, с нового года прекратят свое действие. Это следующие документы:
- ПБУ 5/01 «Запасы»,
- Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119,
- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и спецодежды, утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н,
- Отраслевые нормативные документы по учету запасов, основанные на ПБУ 5/01 и методических указаниях (МУ) № 119 и 135н.
Если Вы пока не готовы подробно изучать новый стандарт, а хотите лишь получить общее представление о грядущих изменениях – можно ознакомиться, например, с информационным сообщением Минфина РФ от 10 апреля 2020 г. № ИС-учет-27 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
- Изменится подход к квалификации активов. Определение запасов в стандарте следующее: «Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев».
Для осознания изменившегося подхода к квалификации приобретенного актива рассмотрим пример.
В январе 2021 года консалтинговая компания приобрела МФУ (принтер, копир, сканер) для осуществления обычной деятельности, связанной с оказанием соответствующих услуг. Предположим, операционный цикл организации – 5 дней, аналогичное оборудование ранее использовалось на протяжении от 3 до 5 лет. Стоимость МФУ без НДС –35 тыс. рублей. В составе каких активов бухгалтеру следует учесть МФУ?
Еще сегодня, до начала эксплуатации оборудования, бухгалтер отражает покупку на счете 10.09 (в отчетности — в составе запасов).
Но с 2021 года, следуя букве ФСБУ 5/2019 так делать нельзя.
Какие в таком случае у бухгалтера есть варианты?
Вариант 1 – учесть МФУ в составе основных средств (ОС) и затем начислять амортизацию.
Вариант 2 – руководствуясь принципами рациональности и существенности (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») не тратить ресурсы на оформление ОС и начисление амортизации, а сразу отразить приобретенный МФУ в составе расходов.
Подобный вариант прямо предусмотрен в новом федеральном стандарте только для запасов для управленческих нужд. Напомним, что перечень таких управленческих затрат должен быть определен в учетной политике.
Любому бухгалтеру уже сейчас необходимо определиться. Самостоятельно принять решение, как с 2021 года он будет отражать подобные активы, и прописать свое решение в учетной политике.
- Изменится система калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. Ведь новый ФСБУ распространяется и на остатки незавершенного производства. Поэтому действующий на момент написания статьи порядок калькулирования себестоимости уйдет в историю.
Учитывая, что в общем случае управленческие расходы по новому стандарту не включаются в себестоимость продукции (п. 18 ФСБУ 5/2019), полная производственная себестоимость также уйдет в историю. Готовая продукция будет учитываться по сокращенной производственной себестоимости.
- Станет другим и подход к отражению запасов, оставшихся после разбора ОС. Сейчас бухгалтер списывает остаточную стоимость ОС, а «годные остатки» признает в качестве, например, материальных запасов, отражая одновременно их стоимость в прочих доходах (по рыночной стоимости). В отчете о финансовых результатах (ОФР) по этой операции фиксируются как прочие расходы, так и прочие доходы.
По новым правилам принимаемые к учету полезные остатки нужно оценивать по наименьшей из 2-х величин:
1) стоимости, по которой обычно приобретаются аналогичные запасы,
2) сумме балансовой стоимости списываемых активов и затрат на демонтаж и разборку ОС, извлечение полезных остатков и доведения их до состояния, в котором их можно использовать или продать.
Если у организации нет возможности определить первую стоимость (нет таких объектов), то используется только вторая величина.
При этом остаточная стоимость ОС распределяется между «полезными остатками», формируя их себестоимость. Также в себестоимость включаются затраты на демонтаж и доведение новых активов до состояния, пригодного к использованию. При этом никаких данных в ОФР не отражается.
- Бухгалтеру придется работать с оценочными обязательствами. Ведь согласно п. 11 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов включается и «величина возникшего в связи с приобретением (созданием) запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды».
Вновь рассмотрим на примере.
Предположим, что организация в конце 2021 года приобретает лакокрасочные материалы, используемые для окраски продукции. Для их хранения используются специальные емкости, которые берутся в аренду на 2 года. Емкости через 2 года необходимо вернуть в чистом виде.
В таком случае бухгалтер должен сформировать оценочное обязательство по доведению емкостей до требуемого состояния в конце срока эксплуатации их в организации.
Предположим, стоимость ориентировочная стоимость работ по очистке емкостей – 30 тыс. рублей, срок исполнения оценочного обязательства – 24 месяца после отчетной даты. Обязательство в таком случае нужно формировать по приведенной стоимости (п. 20 ПБУ 8/2010).
Ставку дисконтирования определим в 10%. Организация может определить размер ставки самостоятельно, обосновав ее значение. В нашем примере ставка сложилась из ставки рефинансирования (ключевой ставки банка России) на дату признания оценочного обязательства. Это условная ставка 5%. Вторая составляющая ставки дисконтирования – рисковая премия, размер которой был предложен финансовым менеджером компании также в размере 5%.
Главным актом в стране, закрепляющим за государством права и функции по разработке нормативов и контролю их исполнения во всех сферах жизнедеятельности общества, выступает Конституция РФ. Не является исключением и порядок формирования бухгалтерских норм, правил и документов. Совокупность нормативов, регулирующих бухучет, формируют определенную систему. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это свод норм и правил, утвержденных правительством РФ с целью регламентирования ведения и отражения различных финансово-хозяйственных операций в учете.
Всестороннее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета выполняется правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение требований правительства РФ является обязанностью всех экономических субъектов, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.
Координация принципов, норм и правил бухучета в Российской Федерации представляет собой четырехуровневую систему. Вот уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в 2020 году:
- Нормативно-правовой — федеральные законы, постановления правительства, указы президента. На этом этапе определяются единые нормативы законодательства.
- Стандартизационный. На этом уровне фиксируются унифицированные общие правила по формированию финансово-хозяйственных операций. Регистры — положения по бухучету, утверждаемые органами федеральной исполнительной власти.
- Методологический — закрепляет инструкции, указания и методологические рекомендации, вводимые министерствами и иными органами государственной исполнительной власти.
- Организационный. На этом этапе формируются требования, позволяющие решать детальные вопросы по ведению бухгалтерии в разрезе различных финансово-хозяйственных операций отдельно взятых организаций.
На этих же уровнях ведется нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности. Это необходимо для стандартизации правил, по которым все экономические субъекты осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и периодически отчитываются о совершенных операциях.
- В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.
- 1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;
- 2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
- 3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;
- 4 – й уровень – рабочие документы организации.
Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций.
Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством.
Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву.
В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.
Задачи закона «О бухгалтерском учете»
- Формирование полной, достоверной информации о деятельности предприятий, имущественном положении, для внутренних и внешних пользователей.
- Учет и отчетность должны обеспечивать информацией необходимую для контроля за соблюдением Законодательства РФ при осуществлении деятельности, целесообразность, эффективность деятельности, наличие и движение имущества.
- Предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление резервов внутри предприятия.
Понятие и особенности системы регулирования
Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:
- ФЗ «О бухучете».
- Положение по осуществлению бухучета.
- План счетов бухучета, Положение о документообороте.
- Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.
Какой статус и порядок применения положений и отраслевых стандартов бухгалтерского учета?
Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:
- Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
- Основание адекватных стандартов.
- Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
- Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
- Приведение законов в соответствии с нормами.
Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.
Рекомендательный (методологический) уровень
К данному уровню относятся нормативно-правовые документы, носящие рекомендательный характер по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета.
Например:
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению от 31 октября 2000 года №94н, в последней редакции от 8 ноября 2010 года – предусматривают синтетические счета и рекомендации по соответствию каждого типа имущества или обязательства конкретному счету;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13 июня 1996 года №49, в последней редакции от 8 ноября 2010 года – содержат требования к организации и проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года №119н, в последней редакции от 24 октября 2021 года – регулируют общие вопросы бухгалтерского учета данного вида имущества (задачи учета и основные требования, предъявляемые к нему, способы оценки, порядок инвентаризаций, учет недостач и порчи).
Организационный (локальный) уровень
К данному уровню относятся нормативные рабочие документы самих организаций, которые разрабатываются на основе нормативно-правовых актов предыдущих уровней и не могут их умалять.
К таковым локальным рабочим документам организации, затрагивающим вопросы бухучета, относятся: учетная политика, рабочий план счетов, положения и инструкции системы внутреннего регулирования финансово-хозяйственной деятельности организации и т.п.
Вообще, бухгалтерский учет тесно связан с налоговым учетом в части исчисления налогооблагаемой базы и налогов, признания доходов и расходов, применения методов амортизации и т.п. Кроме того, его регулирование, в зависимости от специфики деятельности каждой конкретной организации, может охватывать множество сфер, например, земельные отношения, природопользование, благотворительная деятельность и т.п. И даже организационно-правовая форма и тип собственности организаций вносит специфику в учетный процесс. Поэтому нормативно-правовая база регулирования бухгалтерского учета, в этом смысле, намного шире на каждом уровне. Здесь представлены только ключевые нормативно-правовые акты, которые касаются минимальных условий постановки бухгалтерского учета в организации.
Организация бухгалтерского учета на п/п. Государственное регулирование бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского учета — это комплекс мер по упорядочению учетной работы, при которых обеспечивается формирование информации о деятельности организации, а также контроль за рациональным использованием всех ресурсов при минимальных затратах труда.
Процесс организации бухгалтерского учета включает следующие основные элементы: 1.Выбор лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета.2.Определение прав, обязанностей и порядка работы бухгалтерии.3.Выбор степени централизации учета.Определяется порядок обработки документации.4.Определение материальной ответственности работников.5.Определение объектов, порядка и сроков проведения инвентаризаций.6.Выбор формы бухгалтерского учета.7.Разработка рабочего плана счетов и перечня объектов аналитического учета.8.Разделение учетных и хозяйственных функций. 9.Утверждение форм первичной документации. 10.Утверждение форм бухгалтерской отчетности.
В настоящее время можно говорить о начале нового этапа развития бухгалтерского учета, связанного с: 1.Использованием компьютерных технологий. 2.Международных стандартов учета и отчетности.