Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеры научились фиксировать непропуск «скорой»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новый закон о защите жизни и здоровья пациентов и медицинских работников подготовлен группой депутатов во главе с Ириной Яровой. Вопрос о его необходимости остро встал в начале года после громкой истории на Камчатке: путь бригаде скорой помощи перегородила упрямая автомобилистка, из-за чего медики не могли добраться до больного, и он скончался.
Когда скорая может нарушать ПДД?
Водитель скорой помощи должен четко осознавать, когда у него возникают права преимущественного движения и что является недопустимым:
- Скорая получает право преимущественного проезда, если спешит на срочный вызов или везет в больницу пациента, находящегося в критическом состоянии.
- Воспользоваться преимуществом скорая помощь может, как только водитель убедится, что ему уступают дорогу. Создание аварийных ситуаций недопустимо.
- Скорая помощь может игнорировать сигнал светофора, но не регулировщика.
- Водитель скорой помощи должен непременно включить оба сигнала, чтобы отступить от общепринятых правил ПДД. Если это условие не соблюдено, он считается нарушителем, ему будет выписан штраф.
От трех до пяти тысяч
Преимущественное право проезда на дороге дают синие проблесковые маячки вместе со специальным звуковым сигналом. В таком случае при приближении спецтранспорта другие водители должны уступить дорогу. Они должны прижаться к обочине или сдать в сторону, на другую полосу, чтобы пропустить спецтанспорт. Правда, при этом нельзя выезжать на встречную полосу. А вот скорая помощь с работающими синими мигалками может не только двигаться по противоположной части дороги, но и игнорировать сигналы светофора, правда, удостоверившись в безопасности осуществляемого маневра.
Раньше за непропуск машины со спецсигналами штраф составлял 500 рублей. Однако в 2019 году в КоАП РФ были внесены изменения, и штраф увеличился в 10 раз. Теперь статья 12.17 КоАП РФ гласит, что «непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года».
При этом, если сзади пристроилась машина не скорой помощи, не МВД и не ГИБДД в привычной расцветке, а просто с мигалкой на крыше, то штраф будет меньше. В Москве и в Санкт-Петербурге он может составлять 3 тысячи рублей.
Как уступать дорогу и чём подвох ПДД
Порядок, согласно которому автомобилист должен уступить дорогу специальной машине, то есть скорой помощи в рассматриваемой ситуации, прописан в пункте 3.2 ПДД. Когда ТС с маячком и звуковым сигналом приближается, другие водители обязуются уступить дорогу и предоставить преимущество.
Действующие правила фактически основаны на терминах, утверждённых ПДД, касающихся преимущества и понятия уступить дорогу.
Преимуществом или приоритетом называют право, обеспечивающее первоочередное движение по намеченному направлению перед другими автомобилистами и участниками дорожного движения;
Уступить дорогу или же не создавать помехи определяют как требование. Согласно ему, участники движения не должны продолжать, возобновлять или начинать двигаться и осуществлять какие-либо манёвры, если эти действия заставят машину с приоритетом (преимуществом) поменять собственное направление или же скорость.
По действующим законам, опираясь на термины ПДД, водитель обязан действовать именно таким образом. Представленная терминология актуальна при пересечении перекрёстков, поворотах, перестроениях и прочих манёврах. Но в правилах не рассматривается отдельный случай, где речь идёт о приближении сзади машин, оснащённых спецсигналами.
Штраф за невыполнение требования уступить дорогу скорой помощи установлен частью 3 статьи 12.17.
2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
При отсутсвии на транспортном средстве специальных цветогравических схем частью 1 этой же статьи 12.17
1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Отмечаем, штраф полагается только за непредоставление преимущества, то есть за невыполнение требования «уступить дорогу», за необеспечение беспрепятственного проезда штрафа нет.
Любые претензии от представителей «черных мерседесов» с мигалкам грозят штрафом максимум в 500 рублей.
Штрафы за тонировку стекол автомобиля предложили отменить в Госдуме
Статья будет предусматривать для водителя лишение свободы на срок до четырех лет в том случае, если больной умер.
Если пациенту в результате был причинен тяжкий вред здоровью, на выбор суда – штраф до 80 тысяч рублей, либо принудительные работы до двух лет, либо арест до шести месяцев, либо лишение свободы до двух лет.
Если опасности для его жизни не было, то автомобилисту будет грозить лишение водительских прав на срок до года или штраф до 5 тыс. рублей. Аналогичную меру наказания хотят ввести для тех, кто не пропускает машину любой спецслужбы с синей мигалкой.
Кодекс РФ об административных правонарушениях планируют дополнить штрафом от 4 тысяч до 5 тысяч рублей за воспрепятствование деятельности медработника по оказанию медицинской помощи.
Юридическая коллизия на примере видео
Требования обеспечения свободного проезда автомобилей скорой помощи изложены в рамках определенных Правилами терминов «Преимущество» и «Уступить дорогу».
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
То есть, водитель должен действовать только так и никак иначе. Применение этих терминов обосновано при пересечении траекторий, на перекрестках, при поворотах, перестроении и прочим маневрах. Но Правилами никак не выделен случай приближения автомобиля со спецсигналами сзади. А это наиболее частый случай, особенно при движении через пробку.
Как правильно уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине
При приближении «Скорой» водители обязаны «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
Фото: Андрей ЦЫГАНОВ
В интернете полным-полно видео, как в Европе или Японии пропускают едущую с включенными мигалками «Скорую». Дисциплинированно, синхронно, как будто это специально срежиссированная постановка. У нас же, если сзади воет сирена, часто отодвигаются как бы нехотя, соседи по потоку редко смещаются, чтобы дать место уступающим дорогу. Начнете где-нибудь прилюдно возмущаться, так сразу найдется утверждающий, будто не больной там внутри, а кто-то за деньги пробки объезжает. А пожарные, естественно, за пивом торопятся. Некрасиво звучит, гадко, ведь речь идет о спасении жизней, в таком деле каждая секунда дорога. Только не все примеряют это на себя… А ведь всегда есть куда отодвинуться, нужно только постараться.
Арифметика простая
Предположим, «Скорая» пытается протиснуться на дороге, где встречные направления разделяет барьер. Так бывает обычно на широких трассах — в три полосы и шире. Обычно автомобилист ведет машину посередине полосы, чтобы боковые интервалы были побольше. Но ширина стандартной гостовской полосы на таких дорогах 3,5 — 3,7 м. Правая полоса в городах, где ходят троллейбусы, может запросто быть и 4-метровой. Но даже если полоса в ширину всего три метра, такое бывает на нескоростных дорогах, то две полосы будут не уже шести метров. А обычно шире, даже больше семи. При этом стандартная легковушка с учетом боковых зеркал в ширину немногим превышает 2 м. Без учета зеркал обычно 1,7 — 1,8 м. Суммируем и получаем, что три машины по ширине запросто помещаются на двух полосах.
Только для того, чтобы уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине едущие в правых рядах должны осторожно сместиться по возможности правее (см. схему). Мало кто так делает, обычно едут по принципу «моя хата с краю», пусть уворачивается тот, кто мешает мигалкам. Но если включить голову и отключить безразличие, даже в самых узких местах и самых плотных заторах можно пропустить машину.
Как действовать при встрече со спецтранспортом
Как прописано в ПДД, если водитель встретил машину с включенными маяками, то он обязан перестроиться на соседнюю полосу и освободить дорогу для беспрепятственного движения спецтранспорта. Но, перестраиваться в другой ряд можно только, если это не противоречит другим правилам дорожного движения.
Что делать, если соседняя полоса занята, возможность для перестроения отсутствует? В этом случае движение напролом не допускается, даже для того, чтобы уступить особой машине дорогу. Сейчас все больше нарушений фиксируются видеокамерами, установленными в специально отведенных местах для фиксации нарушений.
Расскажем, как следует действовать при встрече со спецтранспортом, чтобы не нарушить правила дорожного движения:
- если ваш автомобиль в данный момент стоит, нужно дождаться, чтобы автомобиль с включенными маяками и сигналами проехал, лишь потом самому продолжить движение;
- в тех случаях, когда ваш автомобиль передвигался, необходимо снизить скорость, приостановиться, и пропустить особый транспорт вперед;
- при наличии по соседству свободной полосы необходимо перестроиться рядом и уступить дорогу.
Грядущие нововведения
Уже достаточно давно правительство рассматривает вопрос о необходимости повышения штрафов и наказаний для тех, кто не уступает скорой помощи, а также иным видам спецтранспорта. Они считают, что 300-500 рублей это слишком мало, и водители попросту не бояться нарушать, понимая, в какую сумму им обойдётся штраф.
В июле 2019 года были приняты поправки в Административный и Уголовный кодекс. Они касаются именно ужесточения наказаний всем тех, кто не позволяет врачам оказать медицинскую помощь пострадавшим и больным.
Поправки были приняты во втором чтении. Согласно им, в УК должна появиться новая статья под пунктом 124.1. В ней речь идёт о воспрепятствовании законной деятельности медработников. К числу тех, кто будет подвержен серьёзному наказанию, отнесли водителей, не дающих скорой проехать в узких дворах. Отказавшись пропускать спецмашину, придётся заплатить денежный штраф в размере до 80 тысяч рублей. А также есть риск оказаться в тюрьме сроком на 2 года. Это возможно при условии, что его действия повлекут за собой тяжкий ущерб здоровью человека, к которому скорая не успела вовремя доехать. Если пациент умрёт, срок увеличится до 4 лет.
Как обжаловать штраф?
Подобные технические устройства нередко приводят к злоупотреблениям водителей машин со спецсигналами, что вызывает недовольство автомобилистов. Иногда шоферы включают мигалки, даже не следуя по вызову, регистраторы срабатывают, и замешкавшимся водителям могут приходить штрафы.
В этом случае пропускать машины скорой помощи все-таки необходимо, несмотря ни на что. Однако если шофер спецтранспорта включил спецсигнал, а затем выключил и никуда не едет, а водителю все равно пришел протокол об административном правонарушении, то его можно оспорить в суде. Главное — при подаче апелляции привести доказательства своей правоты. Лучше всего в этом помогает видеорегистратор, снимающий по обе стороны машины.
В случае злоупотреблений шоферов скорой помощи к ним могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения «по статье».
На самом деле, он не новый. Его разработали ещё 2 года назад 2 депутата: Яровая и Морозов. Но проект ФЗ был отложен уже в июне 2017 года после его принятия в первом чтении. И вот в 2020 году к нему вернулись и выносят на обсуждение.
Данным законопроектом вносится изменение в Уголовный кодекс РФ, который инициаторы предлагают дополнить статьёй 1241. Эта статья будет предусматривать ответственность по нарастающей за то, что водитель гражданского автомобиля не уступит дорогу машине скорой медицинской помощи, в зависимости от последствий, к которым привело такое нарушение ПДД:
- если непропуск скорой повлёк среднюю тяжесть здоровью больному, к которому ехала машина неотложки,
- если неуступление дороги привело к смерти или тяжкому вреду здоровью больного.
Буквально текст проекта нового закона говорит о создании препятствий по доступу к больному:
Воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи путём удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному…
Посмотреть полный текст законопроекта. Также он доступен на официальном сайте Национальной медицинской палаты и Консультант Плюс.
Статьи по теме:
- Изменение ПДД: мотоциклистов обяжут надевать светоотражающую одежду– правда или нет?
- Какие поправки в ПДД вносятся в декабре 2020 года?
- Нужно ли соблюдать уменьшенные дорожные знаки по ПДД?
В каких случаях необходимо пропускать машину со спецсигналом
В ПДД перечислен ряд моментов, когда спецтранспорт имеет право использовать мигалки в качестве преимущества на дороге. Водители спецтранспорта обязаны соблюдать общие положения и общие обязанности водителей (ПДД).
Стоит рассмотреть подробнее какие автомобили могут использовать специальные знаки:
- ГИБДД — используют маячки красного и синего цвета.
- Полиция — используют маячки синего цвета.
- Скорая помощь — синий маячок.
- Пожарные — синий маячок.
- Автомобили госслужащих — проблесковые синие маячки.
- Автомобили перевозящие крупногабаритные грузы — должны быть оснащены желтыми или оранжевыми маяками.
- Транспорт, применяемый для ремонта дорог, эвакуации автомобилей и перевозящие опасные грузы (токсичные взрывоопасные вещества).
Не все автомобили, которые оснащены спецзнаками имеют привилегии на дороге. При виде автомобиля с мигалками водители автомобиля должны освободить полосу движения для свободного проезда спецтранспорта. Однако, перестроиться и пропустить автомобиль нужно исключительно по правилам. Если некоторые маневры приведут к нарушению движения других автомобилей, что собственно противоречит правилам, то уступать дорогу нельзя. Даже если спецавтомобиль настойчиво требует уступить дорогу можно спокойно доказать, что в такой ситуации предоставить преимущество было невозможно.
Езда без прав после лишения. О езде по трамвайным путям встречного направления узнайте тут.
На сколько лишают прав за оставление места ДТП читайте по ссылке:
Уступать дорогу нужно таким автомобилям оборудованным световым маяком:
- скорая помощь;
- пожарная служба;
- полиция;
- ГИБДД;
- автомобилям государственных структур.
За непропуск скорой помощи будут сажать на 4 года
Новый закон о защите жизни и здоровья пациентов и медицинских работников подготовлен группой депутатов во главе с Ириной Яровой. Вопрос о его необходимости остро встал в начале года после громкой истории на Камчатке: путь бригаде скорой помощи перегородила упрямая автомобилистка, из-за чего медики не могли добраться до больного, и он скончался.
Законотворцы предусмотрели ответственность в том числе за такие тяжкие последствия упрямства и предлагают дополнить УК РФ статьей 1241 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Если помеха привела к причинению пациенту вреда здоровью средней тяжести, то создателю помехи грозит штраф в размере до 40 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до 4 месяцев.
В случае, если пациент умер или его здоровью нанесен тяжкий вред, то создателю помехи светят принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы сроком до 4 лет. Виновный может быть также лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Новая статья (6.21) с аналогичным названием появится и в КоАП РФ, она предусматривает ответственность за сам факт воспрепятствования законной деятельности медицинского работника: штраф в размере от 4000 до 5000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. В статье 12.17 появится пункт 3, в котором говорится о том, что если водитель не уступил дорогу скорой и она из-за этого не успела вовремя оказать помощь больному, то создавшему помеху грозит штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
В сообщении на официальном сайте Госдумы, кроме того, обозначено намерение депутатов повысить уголовную ответственность за угрозу убийством и за причинение вреда здоровью в отношении лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей. Вот как комментирует его Ирина Яровая:
«Мы повышаем данную ответственность, прежде всего, для того, чтобы каждый понимал, что любые насильственные действия в отношении врача, в том числе и причинение легкого вреда здоровью и сам факт угрозы убийством, будут нести серьезную повышенную уголовную ответственность: за угрозу убийством — до 5 лет лишения свободы, за причинение легкого вреда здоровью — до 2 лет лишения свободы».
Возможно, ко второму и третьему чтению новые законы еще как-то поменяют, но общий их вектор уже ясен и сомнению не подлежит.
- На этой неделе стало известно о том, что МВД с подачи депутатов Госдумы планирует ужесточить ответственность для пешеходов, нарушающих ПДД. Инициатива исходила от единоросса Александра Сидякина, того самого, который первым в январе этого года предложил сажать водителей в тюрьму за непропуск скорой.
Какая будет ответственность?
До принятия законопроекта правонарушитель подпадает под 12.17 статью КоАП. Согласно законопроекту водителю грозит минимальный штраф или лишение прав.
Когда больной пострадал вследствие непропуска спецсредства, штраф увеличивается либо заменяется принудительными работами.
Обновленный проект предполагает повышенную ответственность. Штраф увеличивается до 40 тыс. рублей. Заменителем штрафа станет заработная плата правонарушителя за 3 месяца. Альтернативный вариант – принудительные работы до 360 часов. Исправительные работы до года будут применяться, если больной сильно пострадал.
Если пострадавший в результате пробки или непропуска умер, наказание будет увеличено. Исправительные работы будут составлять минимум 400 часов.
Правонарушитель будет уволен, лишен определенного профессионального статуса – перечень должностей также прописывается в новом законопроекте. Похожее наказание грозит нарушителю, если больной выжил, но его здоровью был причинен большой ущерб.
Автохамы, не пропускающие скорую помощь, сядут в тюрьму
Четыре года тюрьмы, если в скорой, которой вы не уступили дорогу, скончался пациент. С сегодняшнего дня в России вступил закон, ужесточающий наказание для хамов на дороге. Для нарушителей в разы увеличили штраф и срок лишения прав.
Видео таких «дорожных игр» в Интернете десятки, если не сотни. Иногда пререкания водителей машин с бригадами скорой помощи разрешаются за пару минут, в других случаях – на сторону врачей встают даже сторонние автомобилисты.
Только вот более серьезного наказания раньше для лихачей добиться было практически невозможно. За непропуск кареты скорой помощи предусматривалось лишение прав на срок до трех месяцев или штраф в пятьсот рублей. Что не останавливало дорожных хамов. Теперь же штраф увеличивается до пяти тысяч рублей, а срок лишения нарушителей водительских прав —до года.
«Речь идет об осознанном, намеренном воспрепятствовании проезду скорой. Эти случаи, которые мы обсуждали на протяжении последних двух лет, никогда не касались того, что кто-то вовремя не перестроился в другой ряд. Даже одна весть об этом законе должна играть профилактическую роль. У врачей и фельдшеров появилась фраза, которой они будут пользоваться: «отойдите, не мешайте, иначе ответите по закону», — «, — заявил Дмитрий Морозов, глава думского комитета по охране здоровья.