Заявительный порядок возмещения НДС 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявительный порядок возмещения НДС 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ускоренный режим возврата НДС не отменяет камеральных проверок налоговой. ФНС всё равно будет сверять расчёты и может запросить данные у компании и контрагентов. Просто сделает это уже после возврата НДС.

Комментарий к ст. 176.1 НК РФ

Введенной Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» (далее — Закон N 318-ФЗ) статьей 176.1 НК РФ установлены особенности порядка применения заявительного порядка возмещения НДС.

Внимание!

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.

Внимание!

Поскольку в подпункте 2 пункта 2 статьи 176.1 НК РФ (в ред. Закона N 318-ФЗ), в отличие от подпункта 1 пункта 2 статьи 176.1 НК РФ, не указано, что право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют только налогоплательщики-организации, можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога, если они представили вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, уплачивающий НДС, вправе в связи со вступлением в силу Закона N 318-ФЗ применительно к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды начиная с I квартала 2010 г., вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС в порядке, предусмотренном статьей 176.1 НК РФ.

Важно!

Подпункт 3 пункта 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 380-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Согласно новой редакции данной нормы права не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии (заключения договора поручительства), банк (управляющая компания) уведомляет налоговый орган по месту учета налогоплательщика о факте выдачи банковской гарантии (заключения договора поручительства) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Внимание!

Банк, признаваясь плательщиком НДС, вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС.

На основании статьи 368 Гражданского кодекса РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Таким образом, банки вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС в соответствии со статьей 176.1 НК РФ, однако, если банк не отвечает требованиям подпункта 1 пункта 2 статьи 176.1 НК РФ, он обязан представить банковскую гарантию, выданную другим банком.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 27.06.2014 N 03-07-15/30990 рассмотрен вопрос о количестве банковских гарантий, представляемых налоговому органу для возмещения НДС в заявительном порядке. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации право на применение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость имеют налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, будет отменено полностью или частично. При этом количество банковских гарантий, по которым могут быть удовлетворены требования налогового органа, Кодексом не ограничено.

В то же время пунктом 4 статьи 176.1 НК РФ установлены требования к банковской гарантии, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган в целях применения заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость.

Так, согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 176.1 НК РФ сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на основании положений пункта 8 статьи 176.1 НК РФ налоговый орган принимает одно решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, налогоплательщик может реализовать право на применение заявительного порядка возмещения налога при условии представления в налоговый орган одной банковской гарантии, выданной на сумму налога, заявленную к возмещению.

Внимание!

Как вернуть НДС до окончания камеральной проверки

Получить НДС из бюджета можно и за 11-15 дней в так называемом заявительном порядке. Но пойти по этому пути вправе далеко не все категории бизнеса. В основном это крупные налогоплательщики. На заявительный порядок могут рассчитывать компании, которые работают на рынке от трех лет и перечислили в бюджет за последние три года в целом от 2 млрд рублей налогов — НДС, НДПИ, акцизов, налога на прибыль без учета ранее возмещенного НДС.

Кроме того, возместить НДС вышеприведенным способом может и налогоплательщик, располагающий гарантией банка или поручительством какой-либо организации, соответствующей ряду критериев: она должна работать на рынке от трех лет, заплатить за период последних трех лет от 2 млрд рублей налогов, не быть должником бюджета, не банкротиться, не ликвидироваться и не реорганизовываться. При этом размер поручительства не может превышать половины чистых активов такой организации. Также заявительный порядок доступен резидентам территории опережающего экономического развития или свободного порта Владивосток. Гарантом здесь выступает управляющая компания.

Процедура начинается с того, что налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию НДС-декларацию. После этого в течение пяти дней подает заявление о применении заявительного порядка и, если необходимо, гарантию или договор поручительства. Налоговый инспектор, в свою очередь, рассматривает документы, принимает решение и сообщает его организации. И если ИФНС дает добро на возврат НДС, она на следующий день поручает казначейству перечислить на счет налогоплательщика деньги. Но камеральная проверка все равно проводится. И если по ее окончанию выясняется, что налог возмещен без законных на то оснований, налогоплательщику придется вернуть деньги.

Сроки, отведенные на пошаговые действия по возмещению из бюджета налога тем или иным способом, представлены в таблице.

Читайте также:  Возврат товара в Казахстане по Закону «О защите прав потребителей»

Действия

Допустимый срок,
если нет нарушений

Допустимый срок,
если есть нарушения

Камеральная проверка

2 месяца

3 месяца

Оформление акта
и передача налогоплательщику

15 дней

Возражения налогоплательщика по акту

1 месяц

Решение по результатам проверки

7 дней

10 дней

Перечисление денег

5 дней

5 дней

Общий срок по процедуре

2 месяца/11-15 дней

5 месяцев

Нюансы возмещения: особенности возврата НДС при экспорте из России

Ситуация, когда требуется возврат НДС в рамках разницы уплаченного и принятого НДС, обычно заботит предпринимателей-экспортеров. По п. 1 ст. 164 и ст. 165 Кодекса, такой бизнес применяет ставку 0% при продаже товаров за границу. И, следовательно, по декларации «цепочка» НДС у них не будет совпадать. Сумма вычетов будет превышать сумму начисленного НДС каждый квартал.

При этом факт разницы между вычетами и самим НДС – это не гарантия того, что НДС примут к возмещению. Есть практически 100% вероятность камеральной проверки, когда надо доказывать, что бизнес действительно отправил товар на экспорт. Ее суть – ФНС запрашивает большой объем документов, которые доказывают:

  • возможность применять пониженную ставку НДС при реализации;
  • размер «входящего» НДС.

Любопытно, что при возмещении НДС ИП или ООО на ОСНО, которые торгуют внутри своей страны, проверка проходит проще. Придется только предъявить документы, доказывающие «минусовую» разницу между суммой налога и вычетами, которые можно получить из бюджета.

Кто вправе использовать ускоренный порядок возмещения НДС

По общим правилам возмещение НДС осуществляется налоговой инспекцией только после окончания камеральной проверки декларации по НДС, в которой налогоплательщик заявил налоговый вычет (ст. 176 НК). На этот возврат зачастую уходит очень много времени, с учетом того, что камеральная проверка декларации может быть несколько месяцев.

При этом некоторые налогоплательщики вправе использовать ускоренный (заявительный) возврат НДС до завершения камеральной проверки. В такой ситуации для возврата НДС нужно заявление налогоплательщика, а сам возврат производится «авансом» без проверки указанной в декларации информации. Возврат НДС в этом случае производится в течение 8-10 дней с момента подачи этого заявления.

Воспользоваться ускоренным возвратом НДС могут (п. 2 ст. 176.1 НК):

  • компании, у которых общий размер уплаченных за 3 года налогов — не меньше 2 млрд. руб.;
  • налогоплательщики, которые предоставили вместе с декларацией действующую банковскую гарантию;
  • резиденты территории опережающего социально-экономического развития, которые предоставили вместе с декларацией договор поручительства управляющей компании;
  • резиденты свободного порта Владивосток, которые предоставили вместе с декларацией договор поручительства управляющей компании;
  • налогоплательщики, обязанность которых по уплате НДС обеспечена поручительством;
  • участники налогового мониторинга;
  • компании, осуществляющие производство вакцины для профилактики COVID-19, и сведения о них должны содержаться в регистрационном удостоверении этой вакцины.

Ограничения на заявительное возмещение НДС

Налогоплательщики, которые получили в 2022 году право ускоренно возвращать НДС, смогут реализовать его, однако с учетом некоторых ограничений.

Такие ограничения установлены по сумме налога, возместить которую разрешено в заявительной форме до завершения камеральной проверки декларации. Вернуть налог в данном случае можно только в сумме, которая не превышает общую сумму налогов и страхвзносов налогоплательщика (исключение — налоги, которые уплачены при перемещении таможенной границы РФ или в качестве налогового агента), уплаченную за предшествующий год.

Когда в заявлении на возмещение размер НДС больше указанной суммы налогов и страхвзносов за прошедший год, то налогоплательщик подает дополнительно банковскую гарантию или договор поручительства

(п. 2.2 ст. 176.1 НК).

Кроме того, ограничения установлены для неблагонадежных налогоплательщиков по НДС, в отношении которых у налоговиков есть сомнения в их добросовестности.

По новой схеме, если у ИФНС есть информация, которая указывает на несоблюдение налогоплательщиком правила расчета и уплаты НДС, ему будет отказано в ускоренном возмещении налога (абз. 2 п. 8 ст. 176.1 НК). Однако не уточняется, какие именно нарушения могут стать причиной отказа, но ими можно считать:

  • необоснованное получение вычетов по налогу за прошлые периоды;
  • занижение налогооблагаемой базы по НДС;
  • несвоевременную уплату НДС;
  • работу с компаниями-однодневками и др.

Заявительный порядок возмещения НДС.

Введён заявительный порядок возмещения НДС, которым можно воспользоваться при следующих условиях:

1-ое условие – факт того, что со дня регистрации компании и до дня подачи декларации прошло не меньше 3 лет;

2-ое условие — совокупная сумма акцизов, НДПИ, налога на прибыль и НДС, которая уплачена за предшествующие 3 календарных года, должна быть не меньше 10 млрд. рублей. В эту сумму не включаются налоги, которые уплачены в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Подается налоговая декларация налогоплательщиком, в ней он должен заявить право на возмещение налога, и вместе с декларацией он должен предоставить банковскую гарантию, согласно которой банк берёт обязательства по уплате в бюджет сумм налога, полученные излишне налогоплательщиком в результате возмещения налога в заявительном порядке; налогоплательщик в течении пяти дней со дня подачи налоговой декларации подаёт в налоговую службу заявление для реализации права на возврат НДС, в котором нужно указать:

  • реквизиты счета в банке для перечисления денежной суммы;
  • обязательство вернуть излишне полученные им в заявительном порядке суммы НДС в бюджет и определенные проценты в той ситуации, если решение о возмещение суммы налога в заявительном порядке будет отменено частично или же полностью.

Как определяется совокупная сумма налогов

Налоговики указали, что в совокупную сумму налогов для целей применения заявительного порядка включаются поступления денежных средств в уплату по НДС, акцизам, НДФЛ (с доходов ИП и лиц, занимающихся частной практикой), налогу на прибыль, НДПИ, водному налогу, налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, налогу на имущество организаций, налогу на игорный бизнес, транспортному налогу, земельному налогу, ЕСХН, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, страховым взносам.

В расчет берутся платежи по расчетным документам, в которых показатель «Дата списания со счета плательщика» относится к календарному году, предшествующему году подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения, и которые зачислены на соответствующие счета Федерального казначейства. Данные поступления учитываются независимо от того, относится ли уплаченный налог к категории излишне уплаченных либо излишне взысканных.

В совокупную сумму также включаются и суммы НДС и акцизов, зачтенные в порядке, предусмотренном ст. 176, 176.1, 203, 203.1 НК РФ, в счет уплаты вышеуказанных налогов и страховых взносов, по которым дата принятия решения о зачете приходится на календарный год, предшествующий году, в котором подано заявление о применении заявительного порядка.

Кроме того, учитывается сумма уплаченного организацией — участником КГН налога на прибыль, определяемая исходя из суммы уплаченного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в целом по КГН в конкретном календарном году и показателя доли налоговой базы (в %) участника КГН, который применяется при распределении налоговой базы между участниками КГН и их обособленными подразделениями в налоговой декларации за этот налоговый период (календарный год). Если организация — участник КГН имеет обособленные подразделения, то доли их суммируются.

Совокупная сумма налогов уменьшается на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и взносов, в отношении которых в календарном году, предшествующем году, в котором подано заявление о возмещении, налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78, 79 НК РФ, принято решение о возврате.

В расчете совокупной суммы налогов не участвуют суммы НДС и акцизов, подлежащие возмещению, в отношении которых налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 176, 176.1, 203, 203.1 НК РФ, принято решение о возврате.

При проведении расчета уплаченных, зачтенных, возвращенных налогов и взносов используются также сведения по обособленным подразделениям.

…только при соблюдении условий

Президиум ВАС согласился с налоговой инспекцией в том, что положения ст. 176.1 Налогового кодекса не предусматривают возможности частичной отмены решения о возмещении НДС в ускоренном порядке в случае подачи налогоплательщиком до завершения камеральной проверки уточненной декларации.

Читайте также:  «Энциклопедия мирового вооружения»

Так, ст. 176.1 Кодекса предусматривает два основания отмены решения о возмещении налога в заявительном порядке: по результатам камеральной проверки (п. 15) и в случае подачи уточненной декларации (п. 24). В частности, согласно п. 24 ст. 176.1 НК если «уточненка» подана до принятия решения о возмещении суммы налога в заявительном порядке, то такое решение по ранее поданной декларации не принимается. Если же уточненная декларация представлена после принятия такого решения, но до завершения «камералки», то принятое решение по ранее сданной декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи «уточненки». При этом о возможности частичной отмены решения о возмещении НДС в заявительном порядке в данной норме не упоминается. Такое решение, подчеркнули представители Президиума ВАС, подлежит отмене в полном объеме, что, в частности, согласуется и с положениями п. 9.1 ст. 88 Налогового кодекса. Напомним, что согласно данной норме, если до окончания камеральной проверки налогоплательщиком представлена уточненная декларация, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая «камералка» на основе «уточненки». При этом прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налоговой инспекции в отношении ранее поданной декларации.

Частичная же отмена решения о возмещении суммы налога в заявительном порядке, по мнению высших судей, возможна только уже по результатам камеральной проверки декларации (п. п. 11 — 15 ст. 176.1 НК).

Вместе с тем представители ВАС также отметили, что налогоплательщик не лишен права при подаче «уточненки» также заявить о применении ускоренного порядка возмещения налога. А это означает, что возврату в бюджет (в связи с отменой решения о возмещении налога в заявительном порядке по первичной декларации) подлежит только разница между суммами НДС, заявленными к возмещению в первичной и уточненной декларациях.

Кроме того, по мнению судей, в подобных ситуациях следует учитывать, что налогоплательщик, который сам выявил ошибку в декларации и представил в налоговый орган «уточненку», не может быть поставлен в худшее положение, чем тот, который об обнаруженных неточностях промолчал. Соответственно, если «уточненное» право на возмещение НДС в ходе «камералки» будет подтверждено, то уплате в бюджет подлежат проценты, начисленные только на сумму разницы между суммами налога, заявленными к возмещению в первичной и уточненной налоговых декларациях. Остальная часть процентов в случае их взыскания на основании п. 24 ст. 176.1 Кодекса подлежит возврату налогоплательщику.

Порядок возмещения налога на добавочную стоимость следующий:

  • составление и подача декларации по НДС в орган ФНС, к которой прилагается заявление и требуемый пакет документов;
  • камеральная проверка налоговиками обоснованности выдвигаемого требования. Этот этап занимает до 3-х месяцев с возможностью запроса дополнительной документации;
  • оформление акта по итогам камеральной проверки и уведомление заявителя о принятом решении. Время, отведенное на данные действия, составляет 7 дней после проверки;
  • перечисление денег на расчетный счет заявителя из бюджета в случае положительного решения.

Пакет необходимых документов

Минимальный список документов для подачи:

  • заявление (лучше по форме конкретной инстанции ИНФС);
  • налоговая декларация;
  • счета-фактуры;
  • документы, которые подтверждают уплату налога при ввозе товаров в РФ или территории российской юрисдикции;
  • документы, которые подтверждают удержание налога налоговым агентом.

Приведенный список не является полным – инспектор может потребовать на свое усмотрение любые документы или отчетность, чтобы принять решение, например, копия устава или бухгалтерская отчетность.

При экспорте товаров потребуются следующие документы:

  • контракт на экспорт;
  • заявление на ввоз товара и уплате косвенных налогов;
  • транспортные документы на перевозку товара;
  • выписки из банка о поступлении оплат от иностранного покупателя.

Заявительный порядок и досудебное обжалование

Отдельный порядок досудебного обжалования для решений инспекции, принятых по заявительному порядку возмещения НДС, Налоговым кодексом не предусмотрен. Нередко отказ в возмещении налога обжалуется напрямую в суд, минуя налоговый орган, однако налогоплательщикам следует быть готовыми к тому, что суд такой иск не примет именно из-за игнорирования процедуры досудебного обжалования.

Президиум ВАС РФ уже создал прецедент, рассмотрев именно такой спор (постановление от 24.05.2011 № 18421/10 по делу № А64-1616/2010). Суть конфликта заключалась в следующем. По итогам камеральной проверки уточненной декларации по НДС инспекция приняла три решения: о частичном отказе в возмещении заявленного НДС из бюджета, о возмещении оставшейся суммы и об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности. Организация не согласилась с решением инспекции о частичном отказе в возмещении НДС и обратилась в суд. Но суд не стал рассматривать это заявление, так как компания предварительно не обжаловала решение инспекции в вышестоящем налоговом органе.

Организация обратилась в арбитражный апелляционный суд, который принял ее сторону. По мнению суда, обязательный досудебный порядок обжалования решения об отказе в возмещении НДС налоговым законодательством не введен. Порядок возмещения налога установлен ст. 176 НК РФ, и про досудебное рассмотрение дела в данной норме ничего не сказано.

Налоговый орган в свою очередь обжаловал решение апелляции в вышестоящем суде. ФАС Центрального округа отменил решение апелляционной инстанции. Тогда налогоплательщик обратился за защитой своих прав в Президиум ВАС РФ.

Президиум ВАС РФ поддержал суд первой инстанции и кассацию, придя к выводу, что решение о частичном отказе в возмещении НДС должно быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе. Суд напомнил, что согласно п. 1 ст. 176 НК РФ инспекция проводит камеральную проверку декларации, в которой НДС заявлен к возмещению. В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки (ст. 100 НК РФ). Затем акт и другие материалы проверки, а также возражения налогоплательщика рассматривает руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции. На основании этих документов принимается решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности (ст. 101 НК РФ). Одновременно с этим налоговый орган также принимает одно из следующих решений (п. 3 ст. 176 НК РФ):

  • об отказе в возмещении заявленного налога полностью или частично;
  • о возмещении НДС в полном объеме или частично.

Как указал Президиум ВАС РФ, п. 5 ст. 101.2 и п. 1 ст. 138 НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. Поскольку решение об отказе (полностью или частично) в возмещении НДС основано на установленных в ходе проверки обстоятельствах, обжаловать его в суде можно только после того, как жалобу налогоплательщика рассмотрит вышестоящий налоговый орган.

Следует отметить, что суды и ранее приходили к аналогичным выводам (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2011 по делу № А53-8534/2010, ФАС Центрального округа от 18.02.2011 по делу № А54-1771/2010). Однако некоторые суды занимали противоположную позицию, согласно которой к решениям об отказе в возмещении НДС обязательная досудебная процедура урегулирования спора не применяется (постановления ФАС Московского округа от 14.02.2011 № КА-А40/125-11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2011 по делу № А33-8736/2010).

Однако после появления упомянутого постановления Президиума ВАС РФ арбитражные суды при рассмотрении аналогичных дел должны руководствоваться его толкованием при рассмотрении правовых норм по аналогичному вопросу (см., например, определение ВАС РФ от 04.08.2011 по делу № ВАС-9678/11 по делу № А33-8736/2010).

Иные проблемы и грядущие изменения

В практике применения заявительного порядка можно выявить еще массу мелких проблем. К примеру, положения письма Минфина России от 01.04.2010 № 03-07-08/84, в соответствии с которым если организация, применяющая заявительный порядок возмещения НДС и получившая деньги на свой счет, до завершения камеральной проверки подает уточненную декларацию, то она должна быть готова вернуть полученные деньги вместе с процентами.

Обусловлено это, по мнению ведомства, тем, что не позднее дня, следующего за днем подачи «уточненки», инспекторы отменяют решение о возмещении НДС по ранее поданной декларации и направляют организации требование возвратить в бюджет полученную сумму НДС и уплатить проценты за пользование бюджетными средствами. Причем проценты начисляются исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ. И при этом не имеет значения, какая сумма налога отражена в уточненной декларации к возмещению: большая или меньшая по сравнению с суммой налога, указанной в ранее поданной декларации. Таким образом, те налогоплательщики, которые представляют уточненную декларацию с большей суммой налога к возмещению, оказываются без вины виноватыми. Вроде и наказать их не за что (ведь вернуть им должны больше, чем уже вернули или зачли), а штраф все равно начисляют.

Читайте также:  Подводные камни групповых исков

Такие нормы, позволяющие двоякое толкование либо влекущие откровенно нелогичные последствия в случае их скрупулезного применения, конечно, не редкость. И стоит признать, что, обнаружив их на практике, законодатели вносят соответствующие поправки в нормативную базу. Однако пока ни по одной из описанных в данной статье проблем никаких улучшений не планируется, хотя со следующего года вступят в силу некоторые новшества.

В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» в ст. 176.1 НК РФ с 01.01.2012 внесены следующие изменения:

  1. подп. 2 п. 4 признается утратившим силу, т.е. для включения в перечень банков, имеющих право выдавать банковские гарантии для применения налогоплательщиками заявительного порядка возмещения НДС, требование о наличии зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб. перестанет быть обязательным;
  2. в ст. 176.1 НК РФ вводится п. 6.1, согласно которому банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее срока, предусмотренного п. 7 названной статьи для подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога (т.е. не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации). Таким образом, налогоплательщики вне зависимости от способа представления декларации должны будут обеспечить поступление в налоговый орган оригинала соответствующей банковской гарантии до подачи заявления или одновременно с заявлением;
  3. п. 12 ст. 176.1 НК РФ дополняется абзацем, в соответствии с которым проверив банковскую гарантию и не обнаружив в ней нарушений, налоговый орган не позднее следующего дня обязан направить в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой гарантии.

Возврат НДС для юридических лиц

Актуально на: 23 ноября 2018 г.

Рассчитывать на возврат НДС из бюджета можно в следующих ситуациях.

Ситуация 1. Вы перечислили в бюджет сумму НДС больше, чем были должны. К примеру, по данным декларации сумма НДС к уплате составила 1000 руб., а вы пополнили бюджет (допустим, из-за ошибки в платежке) на 1500 руб. Тогда 500 руб. – переплата, которую можно вернуть из бюджета.

Ситуация 2. Сумма входного НДС, принятого в конкретном квартале к вычету, превышает сумму начисленного налога за этот же период (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Допустим, НДС, отраженный по строке 118 Раздела 3 Декларации (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@), составил 2000 руб., а НДС по строке 190 Раздела 3 — 3000 руб. Соответственно, 1000 руб.

вы можете вернуть из бюджета.

Ситуация 3. Вы реализовали товары на экспорт и смогли подтвердить нулевую ставку налога (п. 1 ст. 164, п. 1, 9 ст. 165 НК РФ). Поскольку в этом случае НДС, исчисленный по ставке 0%, равен 0, то весь входной НДС, относящийся к экспортной операции, можно будет принять к вычету и заявить к возмещению из бюджета (п. 1 ст. 176 НК РФ).

Что такое заявительный порядок возврата НДС?

Заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость (ст. 176.1 НК РФ) означает, что организация обращается за компенсацией НДС до окончания камеральной проверки.

Обычно после подачи декларации по НДС в течение 2–3 месяцев налоговая служба проводит проверку предоставленных сведений. После этого принимает решение о возврате НДС, зачете или отказе. Крупным налогоплательщикам нет необходимости ждать завершения налогового аудита. Они могут вернуть НДС досрочно.

Налогоплательщик должен соответствовать некоторым критериям, чтобы иметь право на досрочное возмещение налога на добавленную стоимость. Важным условием является время существования бизнеса — не менее 3-х лет.

За последние 3 года до подачи заявления на компенсацию НДС налогоплательщик должен заплатить налоговых сборов не менее чем на 2 млрд. рублей. При этом возвращенный НДС учитывать нельзя.

Также могут воспользоваться заявительной процедурой компенсации НДС резиденты особых экономических зон и свободного порта Владивосток.

Кроме этого, претендент на возврат НДС должен предоставить банковскую гарантию или поручительство другой организации-крупного налогоплательщика.

Документ должен гарантировать оплату недополученного НДС, если предприятие не сделает этого самостоятельно. Такое возможно, когда после проверки выясняется, что НДС нельзя было возвращать или можно, но в меньшем размере.

Сроки при заявительном порядке

Право на возмещение НДС в ускоренном порядке налогоплательщики имеют при соблюдении определенных условий, установленных ст. 176.1 НК РФ (в частности, это определенный объем уплаченных налогов за 3 предыдущих года, наличие банковской гарантии или поручительства).

Если все условия выполняются, то после подачи декларации налогоплательщик должен в 5-дневный срок подать заявление о возмещении НДС в соответствии с п. 7 ст. 176.1 НК РФ. Налоговый орган также в 5-дневный срок с момента получения заявления налогоплательщика (при условии соблюдения последним требований, установленных пп. 2, 4 и 7 ст. 176.1 НК РФ) принимает решение о предоставлении возмещения или отказе в этом (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).

Если у налогоплательщика имеется недоимка по налогам и пеням, то проводится ее автоматический зачет в счет суммы возмещения (п. 9 ст. 176.1 НК РФ). Не позже дня, наступающего за принятием решения о возмещении, ИФНС передает казначейству поручение о перечислении возмещаемой суммы на банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 176.1 НК). В 5-дневный срок территориальный орган Федерального казначейства производит перевод средств налогоплательщику.

Если на 12 день после подачи заявления налогоплательщика по ускоренной процедуре не было произведено возмещение НДС, то происходит начисление процентов. После получения уведомления от казначейства о возврате суммы возмещения налоговая инспекция в 3-дневный срок принимает решение о возврате насчитанных процентов и на следующий день направляет соответствующее поручение в казначейство (абз. 4 п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки по заявленным суммам НДС к возмещению также составляет 2 месяца, как и при общем порядке возмещения. Если по итогам проверки будет определено, что налогоплательщик не имел права на возмещение, то у него возникнет недоимка на сумму выплаченного ему возмещения. Ее придется погасить либо самому налогоплательщику, либо его гаранту (поручителю) в течение 5 дней с даты получения требования о возврате. При отсутствии добровольной уплаты взыскание произведут в принудительном порядке.

Пошаговый план заявительного порядка возмещения НДС

Чтобы вернуть переплату из бюджета, надо сначала подать декларацию по НДС к возмещению. Не позднее 5 дней после подачи декларации следует представить в ФНС заявление на компенсацию и банковскую гарантию или поручительство.

Банковскую гарантию следует брать у банка, который существует более 5 лет и имеет не менее 1 млрд. рублей собственных денежных средств. Список банков, имеющих право на выдачу гарантий, можно найти на сайте Минфина (ссылка есть в конце статьи).

Заявление о применении заявительного порядка пишется в свободной форме с обязательным указанием таких сведений:

  • наименования ФНС;
  • названия, реквизитов, телефона организации;
  • просьбы вернуть НДС с указанием суммы;
  • реквизитов для перевода денег;
  • предложения о готовности вернуть перечисленные деньги, если после проверки ФНС потребует доплату;
  • подписи, печати.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...