Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Категория «ребенок-инвалид» обычно устанавливается сроком на 1 год. Если у ребенка есть стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения функций организма и его заболевание не входит в утвержденный Правительством перечень заболеваний , она может быть установлена на 2 года. Если у ребенка есть заболевание, включенное в утвержденный Правительством перечень, категория «ребенок-инвалид» может быть присвоена на 5 лет либо до достижения ребенком 14 или 18 лет.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Бывают ситуации, когда группа инвалидности устанавливается бессрочно:
- если заболевание человека входит в утвержденный Правительством перечень . В этом случае группу инвалидности установят бессрочно либо при первичном осмотре, либо в течение 2 лет после первичного признания инвалидом;
- если заболевание человека не входит в утвержденный Правительством перечень, но в течение 4 лет после первичного признания инвалидом стало очевидно, что реабилитационные и абилитационные мероприятия не могут устранить или уменьшить степень ограничения жизнедеятельности.
Коррекционная работа и лечение при задержке речи
В первую очередь устраняется влияние внешних факторов, вызвавших задержку речевого развития. Например, если поводом послужила неблагоприятная социально-педагогическая обстановка, необходимо создать ребенку все условия для стимуляции речи: показывать, как правильно произносить слова, проговаривать все, что происходит с ребенком и вокруг него, подобрать подходящий дидактический материал и регулярно заниматься.
Если причиной стало заболевание или поражение мозга, то невролог назначает подходящее лечение, включающее в себя логопедический и другие виды массажа, прием ноотропов, магнитотерапию и прочее.
Совместно с лечением и обучением потребуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, преподавателями ЛФК. Отдельное внимание следует уделить стимуляции мелкой моторики (пальчиковым играм, лепке из твердого пластилина, вырезанию из бумаги), физкультурным упражнениям (бассейн, гимнастика) и дидактическим играм (тематические лото, логопедические карточки и кубики).
Почему может потребоваться помощь ЦПМПК
Представьте себе ситуацию: в детском саду ребенок говорит гораздо хуже своих сверстников. В группе из 28 детей у воспитателя и няни не хватает времени на ребенка, с которым никто не общается. Он ни с кем не играет, на групповых занятиях не успевает за другими детьми, потому что привык к неспешному темпу индивидуальных занятий с мамой, где все внимание — только ему. Или представьте младшего школьника, который физически не может усидеть за партой 30 минут, и информация, которую дает учитель, звучит для него на такой запредельной скорости, что он попросту ничего не успевает понять. Это не нарушение интеллекта. Просто другой темп. Другой уровень восприятия.
Иногда родители считают, что дети с задержкой речи должны находиться в среде более развитых сверстников, чтобы подсознательно тянуться за ними. Для некоторых ребят это — настоящая школа выживания, где результатом является не только подтягивание речи и уровня развития до нормы (причем не всегда), но и зашкаливающий уровень стресса каждый день.
Другие выбирают более мягкий способ — коррекционные учебные заведения. Не нужно пугаться слова «коррекционный». К примеру, что такое коррекционный детский сад? Это группа из 4–7 человек, где воспитатель и его помощник, помимо общих занятий, успевают позаниматься персонально с каждым ребенком. Это постоянный личный контроль. Это обязательные дополнительные занятия и обследования штатных специалистов: логопеда и психолога. Это возможность получить официальную отсрочку поступления в школу до 8 лет.
Конечно, никто не вправе диктовать родителям, как поступить со своим ребенком. Можно только посоветовать, как это делает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которую проходят, если сомневаются, что ребенку подходит посещаемое им учебное заведение.
Где искать требования
Процесс оформления инвалидности описан в Постановлении Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом».
В этом документе перечислена совокупность необходимых условий для признания гражданина инвалидом :
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Оформление группы инвалидности: в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма гражданину может быть установлена I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на два года, остальные – на один год. До 18 лет присваивается категория «ребенок-инвалид». В некоторых случаях группа инвалидности присваивается на весь срок жизни, без переосвидетельствования, это делается в тех ситуациях, где невозможна корректировка состояния и очевидно, что здоровье человека не изменится в лучшую сторону с течением времени.
При присвоении инвалидности указывается ее причина:
- Общее заболевание.
- Трудовое увечье.
- Профессиональное заболевание.
- Инвалидность с детства.
- Военная травма.
- Заболевание, полученное в период военной службы.
- Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
- И другие причины, полный список вы сможете найти в Постановлении Правительства, упомянутом выше.
Чтобы разобраться, положена ли инвалидность ребенку и у взрослого при эпилепсии и какая, ему нужно попытаться встать на группу по инвалидности, оформить пенсию, как и полагается любому нетрудоспособному.
Для этого нужно не только доказать членам комиссии наличие болезни, ее серьезность, возникающие в связи с ней проблемы. Но и собрать пакет документов, включающий в себя:
- направление от врача на прохождение МСЭ;
- медицинские документы, подтверждающие регулярность и тяжесть приступов;
- данные проведенных исследований;
- результаты анализов, пройденных на этапе сбора документов;
- справка от МСЭ, подтверждающая статус со всеми нюансами (если освидетельствование проводится повторно).
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Диагностические процедуры для детей
- Прием сурдолога-отоларинголога.
- Консультация логопеда (сурдопедагога).
- Акустическая импедансометрия (тимпанограмма, ipsi- и contra-латеральные рефлексы).
- При подозрении на генетическую патологию – тест на определение мутаций в гене CJB2.
- При необходимости и по показаниям – консультации педиатра (семейного врача), психиатра, психолога, невролога.
Для детей до 6 лет включительно еще обязательно проводят:
- исследование коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП);
- регистрацию стационарных слуховых вызванных потенциалов (ASSR-тест).
В каких случаях можно оформить инвалидность бессрочно — спид центр
Процесс оформления инвалидность в России всегда был непростым. Но ряд правил был пересмотрен в лучшую сторону, а сам процесс получения группы стал гораздо проще. К каких же случаях человек получает возможность оформить инвалидность бессрочно?
При каких заболеваниях дается пожизненная инвалидность
В Постановлении Правительства РФ № 95 указан список заболеваний, имея которые, гражданину могут присвоить инвалидность пожизненно. Среди них:
- наличие злокачественных новообразований с метастазами;
- полный паралич;
- слабоумие, имевшееся с рождения или приобретенное в течение жизни;
- удаление гортани;
- полная слепота;
- тяжелые формы воспалительных заболеваний кишечника.
Если у человека, имеется хотя бы одна из перечисленных болезней, ему необходимо будет пройти медико-социальную экспертизу один раз, чтобы ему был присвоен статус инвалида пожизненно.
Упрощенный порядок оформления инвалидности
В других случаях после того, как человеку была установлена инвалидность, ему приходилось раз в год подтверждать ее, проходя медицинскую комиссию заново.
В 2020 году порядок подтверждения был упрощен по причине пандемии коронавируса. Новые правила действуют до октября 2021 года, но затем действие закона может быть продлено.
Новый порядок подтверждения инвалидность заключается в следующем:
- инвалидность устанавливается заочно — достаточно предоставления медицинского заключения;
- инвалидность начали продлевать в автоматическом порядке на 6 месяцев.
Существует еще несколько категорий граждан, которым не нужно проходить медкомиссию раз в год ля подтверждения статуса инвалида. Статус присваивается им бессрочно. Решение принимает комиссия при соблюдении ряда условий:
- Женщина достигла возраста 55 лет, и она является инвалидом, мужчина — отметки в 60 лет.
- У гражданина, имеющего первую или вторую группу инвалидности, не наблюдается улучшений в состоянии здоровья на протяжении последний 15 лет;
- Была получена первая группа инвалидности за пять лет до того, как человек достиг установленной возрастной отметки (55 — для женщин, 60 — для мужчин).
Более подробную информацию про оформление инвалидности Вы можете получить в 128 кабинете, который работает с 8-00 до 15-42 каждый день, кроме субботы и воскресенья (технический перерыв с 12-00 до 12-30).
Специалисты данного кабинета с радостью дадут подробнейшую консультацию на все интересующие Вас вопросы (не только по инвалидности, но и другим вопросам социального характера: трудоустройство, восстановление документов (консультация), юридическая помощь (нарушения Ваших прав) и другим проблемам и вопросам социального характера) Ждем Вас на консультацию 128 кабинет!
Заочную форму лучше выбрать, если медицинские документы однозначно подтверждают состояние здоровья. Но учитывайте, что очный формат экспертизы в некоторых случаях помогает получить более серьёзную группу инвалидности и рекомендации по восстановлению и абилитации (помощь в приспособлении к жизни в обществе).
Кроме того, в заочном формате экспертизы могут отказать. Например, если инвалидность была получена в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания. Также очную экспертизу могут назначить при обжаловании решения Бюро МСЭ в вышестоящем органе. Заочный формат невозможен для отбывающих наказание и живущих в интернатах.
Специалисты также могут изменить формат МСЭ, если:
- нет возможности убедиться в достоверности сведений из документов,
- данные медицинских исследований не соответствуют заключениям врачей,
- необходимо провести обследование с помощью специального диагностического оборудования.
Что произойдет по достижении 18 лет?
В восемнадцать лет детский статус инвалида «обнуляется», все пересматривается заново. Первое, что надо будет сделать – пройти переосвидетельствование медико-социальной экспертизы (МСЭ) во взрослой поликлинике.
Самое основное – льготы и выплаты – зависит от группы инвалидности. Ее ставят на основании оценки состояния комиссией врачей. Для прохождения МСЭ нужно собрать полный пакет документов и пройти необходимые обследования у специалистов, причем не тех, кто вел ребёнка с детства, а совершенно незнакомых с его историей. Так что полнота заполнения документации становится особенно важна!
Однако сами выписки из поликлиники, где до 18 лет наблюдался ребёнок, не очень-то влияют на решение комиссии. А что влияет?
Основания для установления инвалидности ребенку
Решение о признании статуса инвалида принимает комиссия бюро медико-социальной экспертизы, состоящая из узкоспециализированных врачей и врачей общей практики. Для того, чтобы принять такое решение, они изучают предоставленные документы и осматривают маленького пациента.
Что является основаниями для установления инвалидности:
- проблемы со здоровьем, возникшие в результате травмы или болезни;
- сложности с самообслуживанием, частичная или полная потеря самоконтроля, что приводит к проблемам с обучением и общением;
- нуждаемость в мерах социальной защиты и медицинской реабилитаци
В каких случаях можно рассчитывать на группу?
В некоторых случаях лечение приводит к тому, что симптомы эпилепсии полностью исчезают и человек выздоравливает. Остальным больным нужно постоянно принимать специальные препараты, чтобы приступы не повторялись.
При этом они могут жить полноценной жизнью и работать. Но если приступы повторяются так часто, что человек становится неспособным к нормальной жизнедеятельности и труду, то он может рассчитывать на получение группы инвалидности.
При эпилепсии можно получить одну из трех групп инвалидности, в зависимости от тяжести и частоты приступов:
- В России по статистике около 40% больных получают третью группу, среди них большинство — дети. Получить ее может каждый заболевший, если он страдает приступами умеренной интенсивности и легкими когнитивными расстройствами. Больные, получившие эту группу, находятся под социальной защитой и продолжают трудиться.
- Если у человека наблюдаются ощутимые когнитивные приступы, нарушения умственной деятельности, вследствие чего он не может выполнять трудовые обязательства, то он может получить вторую группу инвалидности. Дети с этой группой могут продолжать учебу в специальных условиях.
- Всего 2-4% больных эпилепсией получают первую группу инвалидности. У них сильно выраженное слабоумие, болезнь протекает в тяжелой форме. Дети с такой формой заболевания редко доживают до совершеннолетия.
По каким критериям дают направление
Процесс оформления статуса начинается с получения у наблюдающего пациента доктора направления на медицинскую экспертизу. Обычно если есть веские основания, доктор самостоятельно выписывает направление на необходимые исследования и на МСЭ.
Если больной считает, что у него достаточно показаний для получения статуса, он может самостоятельно сообщить врачу о своих намерениях и попросить назначение на экспертизу.
Если доктор под любым предлогом не выдает направление, ему необходимо отразить свое мнение в письменном виде.
Справка! По закону оформление письменного отказа – обязательная мера. Несоблюдение данного правила является весомой причиной для заявления в суд.
С полученным документом больной вправе лично обратиться в приемную экспертной комиссии. Сотрудники бюро при наличии оснований выписывают назначение на все необходимые анализы и устанавливают дату проведения комиссии.
Основания для проведения МСЭ:
- При выполнении своих профессиональных обязанностей больной может представлять опасность для себя или окружающих;
- Припадки повторяются слишком часто и продолжаются длительное время;
- Развитие болезни или прием препаратов привели к появлению осложнений или ухудшению качества жизни;
- У ребенка-эпилептика отмечается торможение в развитии;
- Все предпринятые для улучшения состояния методы (включая хирургический и медикаментозный) не дают какого-либо видимого результата.
Группа определяется в зависимости от сопутствующих болезни патологий и тяжести течения.
При каких условиях человека могут признать инвалидом
Причины инвалидности. В качестве причин признания инвалидности могут быть:
- болезнь;
- профзаболевание;
- трудовая травма;
- инвалидность с детства;
- болезнь после радиационного воздействия и т.д.
Условия признания инвалидом. Человека признают инвалидом и нуждающимся в социальной защите при одновременном соблюдении двух условий:
- Нарушено состояния здоровья, что привело к расстройствам функций организма.
- Имеются ограничения жизнедеятельности.
В частности, комиссия оценивает способность человека к:
- самообслуживанию;
- самостоятельному передвижению;
- обучению;
- ориентации;
- общению;
- способности контролировать свое поведение;
- трудовой деятельности.
Патология проявляет себя как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. Среди физических симптомов выделяют повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, боль в груди и сухость во рту, головные боли, ухудшение зрения, тремор конечностей, высыпания на коже, нарушения менструального цикла у женщин.
Психологические симптомы: ощущение потери контроля, ощущение человека, что он «сходит с ума», страх внезапной смерти, чрезмерное беспокойство, высокая восприимчивость и ранимость.
- Раздражительность;
- Постоянное чувство усталости и апатии;
- Повышенная чувствительность;
- Социальная изоляция;
- Частые и неожиданные перепады настроения;
- Нарушения режима сна и бодрствования;
- Потеря интереса к жизни или к определенным её сферам.
Именно постоянное чувство тревоги за свою жизнь или жизнь близких людей вызывает у человека бессонницу. Проблемы со сном не позволяют полноценно отдохнуть организму и нервной системе страдающего неврастенией. Это, в свою очередь, еще больше усиливает все перечисленные выше симптомы.
Поэтому при бессоннице специалисты рекомендуют несколько простых и эффективных правил:
- Соблюдать режим дня, то есть стараться засыпать и просыпаться в одно и тоже время;
- Заниматься спортом, давая организму лёгкую нагрузку;
- Чаще бывать на свежем воздухе;
- Сократить количество напитков, содержащих кофеин;
- Употреблять в пищу лёгкие продукты, чтобы избежать дискомфорта в желудке.