Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уклонение от уплаты налогов физическими лицами и фирмами может реализоваться с помощью разных незаконных схем. Все такие схемы хорошо известны сотрудникам ФНС, поэтому во время проверки налогоплательщиков они часто выявляют разные несоответствия.
Второй комментарий к Ст. 198 УК РФ
1. По составам налоговых преступлений действует ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
2. Предметом выступают налоги, сборы, страховые взносы.
Под налогом понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Страховые взносы представляют собой обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования, а равно взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
3. Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов, совершенном в крупном размере.
4. Уклонение представляет собой умышленные действия (бездействие) лица, направленные на неуплату налогов (сборов) в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ (п. 3 ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).
5. Уголовно наказуемыми способами уклонения закон называет: непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным; включение в указанные документы заведомо ложных сведений.
6. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, и (или) страховых взносов путем непредставления декларации (расчета) или иных документов имеет место, когда лицо умышленно с целью неуплаты налогов (сборов, страховых взносов) по истечении законодательно установленных сроков не подало декларацию (расчет) или иные документы в соответствующий орган.
7. Включение в налоговую декларацию (расчет) или иные документы заведомо ложных сведений есть умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов, сборов или страховых взносов.
8. Существуют две разновидности крупного размера налогов, сборов, страховых взносов:
— превышающая 900 тыс. руб.: в этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось в течение трех финансовых лет подряд и доля неуплаченных налогов, сборов или страховых взносов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;
— превышающая 2 млн 700 тыс. руб.
9. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (сборов, страховых взносов) может наступить как в случае уклонения в течение одного налогового периода (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), так и при уклонении за период в пределах трех финансовых лет подряд (п. 11 ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).
10. Преступление окончено с момента фактической неуплаты налогов, сборов или страховых взносов за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
11. Субъект:
— уклонения от уплаты налогов и (или сборов) — достигшее 16-летнего возраста физическое лицо, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации (расчета) и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным (например, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет);
— уклонения физического лица-плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов — индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (примечание 1 к статье).
12. Субъективная сторона — прямой умысел и цель неуплаты налогов, сборов, страховых взносов.
13. Квалифицирующие признаки (ч. 2 ст. 198 УК) — совершение деяния в особо крупном размере.
14. В примечании 2 к ст. 198 УК предусмотрена возможность специального освобождения от уголовной ответственности.
Отвественность за налоговое преступление
За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:
-
штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);
-
принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;
-
арест сроком до шести месяцев;
-
лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.
Комментарии к ст. 198 УК РФ
1. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему государства. Уклонение от уплаты налогов является преступлением, причиняющим вред финансовым интересам государства, нарушающим функционирование его налоговой системы.
О понятии налога и сбора см. ст. 8 НК РФ.
2. Объективная сторона уклонения от уплаты налогов и сборов с физического лица включает два способа совершения деяния: а) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно; б) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.
Неуплата налога без использования названных в законе способов считается налоговым правонарушением (ст. 122 НК РФ).
3. Ответственностью по ст. 198 охватывается уклонение, совершенное одним из названных способов, от уплаты любого налога и (или) сбора, которые обязано уплачивать физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели (налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
4. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Сроки представления декларации и сроки уплаты налога устанавливаются Налоговым кодексом применительно к каждому из существующих видов налогов.
5. Перечень иных документов, представление которых обязательно и включение в которые заведомо ложных сведений может повлечь уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, зависит от вида налога. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» , «под иными документами, указанными в статьях 198 и 199 УК РФ, следует понимать любые предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствие с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов» (п. 5).
———————————
БВС РФ. 2007. N 3.
6. Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы физических лиц. Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в обязательном порядке представляется только налогоплательщиками — физическими лицами, указанными в ст. ст. 227 и 228 НК РФ: во-первых, физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном порядке частной практикой; во-вторых, физическими лицами, получающими вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды; физическими лицами, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; физическими лицами — налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ; физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; физическими лицами, получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр. Эти категории налогоплательщиков обязаны уплатить общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой декларации, в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
7. Объектом налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками: для лиц, являющихся налоговыми резидентами России, учитывается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и вне ее, а для не являющихся налоговыми резидентами РФ принимаются во внимание только доходы, полученные от источников в Российской Федерации. При налогообложении учитываются все доходы, полученные в денежной и в натуральной форме, в том числе и в виде материальной выгоды.
В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом периоде (календарном году) доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
8. Заведомое искажение данных, включенных в декларацию о доходах, может выражаться в неотражении в ней каких-либо источников получения доходов или уменьшении размеров доходов, полученных из этих источников, завышении размеров стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом дохода или вообще их необоснованном применении, увеличении суммы расходов, произведенных при получении в отчетном году доходов, и др.
Уклонение физического лица от уплаты налога на доходы физических лиц, равно как и уклонение от уплаты других налогов (сборов), считается оконченным преступлением с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
9. Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее возраста 16 лет и обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы). По мнению Пленума Верховного Суда РФ, субъектом преступления может быть также физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. ст. 26, 27 и 29 НК РФ, и лицо, фактически осуществляющее предпринимательскую деятельность через подставное лицо (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
10. Преступление совершается с прямым умыслом. Несвоевременная подача налоговой декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности по ст. 198 .
———————————
БВС РФ. 2003. N 5. С. 1 — 15.
11. Понятие крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов и (или) сборов определены в примечании к ст. 198. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов в пределах трех финансовых лет подряд. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ст. 12 Бюджетного кодекса РФ). Необходимый для уголовной ответственности крупный размер неуплаты налогов и сборов может исчисляться суммами, превышающими 600000 или 1,8 млн. руб. Если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 600000 руб., но не превышает 1,8 млн. руб., размер неуплаты признается крупным при условии, что сумма неуплаты превышает 10% от суммы всех подлежащих уплате за соответствующий период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов. Если же сумма неуплаты превышает 1,8 млн., крупный размер неуплаты имеет место даже при условии, что эта сумма менее 10% всех подлежащих уплате за этот период налогов и сборов. Соответственно, особо крупная неуплата налогов и (или) сборов с физического лица должна превышать 9 млн. руб., либо 3 млн. руб., но тогда требуется, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов.
Указание на три финансовых года вовсе не исключает, что необходимая для уголовной ответственности сумма уклонения от уплаты налогов и (или) сборов может образоваться и в пределах одного финансового года, по одному или нескольким налогам, в течение одного налогового периода (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
Ответственность за уклонение от уплаты налогов
Напоминаем, что непосредственно под уголовную ответственность подпадает только уклонение в крупном или особо крупном размере. Далее приведена таблица с актуальной информацией по теме.
№ |
Статья |
Крупный размер, млн. руб. РФ |
Особо крупный, млн. руб. РФ |
1 |
194 |
1 |
3 |
2 |
198 |
0,6 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 1,8 |
3 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 9 |
3 |
199 |
2 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 6 |
10 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 30 |
4 |
199.1 |
Аналогично условиям ст. 199 |
Аналогично условиям ст. 199 |
Другой комментарий к статье 199 Уголовного Кодекса РФ
1. В основном все признаки состава преступления в комментируемой статье совпадают с признаками деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 УК.
Спецификой отличается предмет преступления — налоги и (или) сборы с организаций. О понятии налогов и (или) сборов подробно говорилось при характеристике предыдущего состава преступления. Имеется отличие и в суммах, составляющих крупный и особо крупный размер. В данном случае законодатель установил более высокие размеры соответствующих сумм (см. примечание к ст. 199 УК).
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ (в Постановлении от 28 декабря 2006 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления») к организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории Российской Федерации.
2. Объективная сторона характеризуется признаками, комментарий к которым дан в ст. 198 УК.
К иным документам, предоставление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, следует отнести, например, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств (бухгалтерская отчетность).
Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с нормами Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.
Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
3. Состав преступления — формальный, окончание данного преступления законодатель связывает с совершением деяний, указанных в диспозиции статьи.
Умысел виновного должен охватывать осознание того, что он уклоняется от уплаты налога или страховых взносов с организации в крупном размере. Согласно примечанию к данной статье таким размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн.
4. Субъект специальный — физическое вменяемое лицо, в функциональные обязанности которого входит уплата налогов и (или) сборов с организации. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в вышеназванном Постановлении, к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.
Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК), умышленно содействовавшие его совершению.
Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК и соответствующей части ст. 199 УК.
5. Квалифицированный состав включает в себя такие признаки, как совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере. Указанный признак приобретет квалифицирующее значение только в том случае, если неуплаченная сумма налогов и (или) сборов превышает сумму, составляющую за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающую 30 млн. рублей.
В примечании также предусмотрено условие для освобождения, аналогичное указанному в ст. 198.
Уклонение от уплаты налогов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра уголовного права и процесса
Курсовая работа
Уклонение от уплаты налогов
студентки 3 курса 32 группы
очного отделения
Зуевой Алены Викторовны
Научный руководитель
Кайдалов Дмитрий Юрьевич
Южно-Сахалинск 2014
ВВЕДЕНИЕ
На нынешнем этапе развития экономических отношений в мире налоги являются основным источником доходов государств (50-90% поступлений в бюджет), что делает систему налогообложения страны одним из важнейших механизмов государственного управления.
Общее определение налога дано в части 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ, которое звучит следующим образом: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Также отдельно стоит отметить тот факт, что в ст. 57 Конституции РФ установлена обязанность граждан по уплате налогов: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Исходя из установленных законами условий, ученые-юристы делают вывод, что налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет наступление ответственности (уголовной, налоговой, административной, гражданской) и применения соответствующих санкций.
Уголовная ответственность налогоплательщиков за налоговые правонарушения — это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке в соответствии со ст. 10 НК РФ. Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права и интересы.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что остаются проблемы совершенствования и повышения эффективности принятых государством систем налогообложения. Поэтому встает вопрос о необходимости принимать такие меры как, либерализация методов государственного регулирования экономики, снижение угрожающего роста инфляции и бюджетного дефицита, что является проявлением действия закона единства и борьбы противоположностей внутри налогового администрирования.
В Российской Федерации наблюдается бурный процесс реформирования системы налогообложения, который сопровождается не прекращающимся внесением большого числа изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах в части усовершенствования порядка исчисления и уплаты обязательных платежей. Но несмотря на это, многие вопросы остаются нерешенными, нормативные акты страдают проблемностью и противоречивостью. Проблема состоит в нечеткости, противоречивости и запутанности построения составов налоговых правонарушений, сложности разграничения ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах по НК РФ(часть 1) и КоАП, не безупречное законодательное регулирование вопросов уголовной ответственности в сфере налогообложения.
Предметом исследования служат нормы, регулирующие вопрос уклонения от уплаты налогов и сборов в Российской Федерации.
Самым распространенным налоговым преступлением для индивидуального предпринимателя или физического лица является именно уклонение от уплаты (или) сборов физического лица.
Цель работы — дать уголовно-правовую характеристику и исследовать проблемы квалификации преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов физических и юридических лиц.
Методом исследования данной работы является системно-структурный, так как налоговая система является довольно сложной системой, состоящей из множества взаимодействующих элементов, которые образуют относительно устойчивую целостность.
С целью полного и обоснованного анализа курсовой работы можно поставить задачи курсовой работы:
- Анализ понятия налогов и сборов;
- Изучение составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов;
Особенности для физлиц
Уклонение от налогов фиксируется не только со стороны разных компаний, но и физических лиц. Граждане часто просто не желают уплачивать транспортный, имущественный и земельный налог. Поэтому учитываются следующие нюансы:
- расчет налогов производится непосредственными налоговыми инспекторами, после чего граждане получают только готовые для оплаты квитанции;
- расчет основывается на стоимости имеющегося имущества, представленного недвижимостью или участком земли;
- при определении транспортного налога применяется мощность данного автомобиля;
- за счет таких правил укрыть свое имущество или доходы довольно сложно;
- обычно нарушения фиксируются, если гражданин покупает какое-либо имущество, но не регистрирует его в Росреестре или ГИБДД;
- но за счет таких действий существует вероятность, что человек может лишиться купленных ценностей.
Если гражданами не уплачиваются своевременно штрафы, то им придется уплачивать штраф от 20 до 40% в зависимости от того, является ли нарушение намеренным или нет. Дополнительно начисляется пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Поэтому для граждан целесообразно отказаться от уклонения от уплаты налогов. С физических лиц взимаются не слишком крупные штрафы, но они могут ухудшить финансовое состояние любого человека.
Срок исковой давности
Данный период зависит от тяжести правонарушения или преступления, поэтому учитываются следующие правила:
- по УК привлекать нарушителей к ответственности можно в течение трех лет, причем срок начинается с момента окончания конкретного налогового периода, в котором было совершено преступление;
- возможность для проведения налоговой проверки имеется только на протяжении трех лет, хотя этот период может быть продлен при наличии уважительных причин или затягивании дела со стороны налогоплательщика;
- если не выполняются требования налоговой службы по уплате налога или передаче декларации, то начислить штраф ФНС может только в течение двух месяцев, а обратиться в суд для принудительного взыскания в течение полугода.
Наказание за уклонение от уплаты налогов считается существенным как для компаний, так и для частных лиц, поэтому все налогоплательщики должны ответственно относиться к своим основным налоговым обязательствам.
Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.
Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.
Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более – подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.
Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.
В случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего – в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники организации, формально не занимающие какие-либо должности, но фактически руководящие ее деятельностью.
Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи с этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.
Квалифицирующие признаки
При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.
Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):
- крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
- особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.
Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):
- крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
- особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.
Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.
В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):
- Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
- Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.
Лица, которые могут быть привлечены к ответственности по КоАП РФ и УК РФ
Если налоговые преступления совершают налогоплательщики, к которым относятся как юридические, так и физлица, то к административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов привлекают только физлиц.
Но в УК РФ есть две статьи — 198 и 199, согласно которым состав преступления заключается в уклонении от уплаты налогов. Только в первом случае уклоняется физлицо, а во втором — организация. Так вот если физлицо уклонилось от уплаты налога, то с него и спрос. А в организации такие решения принимают тоже люди, только имеющие соответствующие полномочия, — их и наказывают.
Для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления физлицу не нужно быть совершеннолетним, достаточно достичь 16 лет. Такие же рамки установлены в КоАП РФ. Для налоговых правонарушений это актуально, потому что согласно нормам ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью с 16 лет, если будет объявлен дееспособным.
Права и обязанности налоговых органов
Между гражданином и государством в определенный момент устанавливаются налоговые правоотношения, которые влекут за собой права и обязанности обеих сторон. Что входит в задачи налоговиков:
- контроль за своевременной уплатой всех сборов
- учет всех льгот
- своевременное отправление уведомлений
- реагирование на жалобы
Гражданин, имеющий доступ к состоянию лицевого счета налогоплательщика, может подать заявление при отсутствии удержания НДФЛ со стороны работодателя. Налоговые органы начнут проверки и другие формы контроля в отношении юрлица. К ним относится:
- проверка;
- изучение отчетности;
- получение объяснений;
- осмотр объектов собственности.
Уклонение от уплаты налогов (статьи 198-199 УК РФ)
Занятие предпринимательской деятельностью сопряжено с многочисленными трудностями разного порядка — от простой рыночной конкуренции за клиентов до противодействия со стороны недобросовестных или просто не в меру придирчивых чиновников. Одной из самых потенциально опасных проблем для рядового предпринимателя является вопрос уплаты налогов.
В то время как во многих странах Европы представители налоговых служб реально помогают предпринимателям, советуя им как избежать ошибок при уплате налогов, отечественные чиновники действуют с точностью до наоборот.
Нередко они прикладывают максимум усилий, чтобы отыскать малейшую неточность или ошибку в налоговых документах и оштрафовать предприятие на большую сумму или даже возбудить уголовное дело против его руководства.
Преступления в сфере уплаты налогов рассматриваются 198-й и 199-й статьями УК РФ. Это одни из самых молодых и потому наиболее качественных статей в отечественном уголовном кодексе.
В 198-й статье регламентируется мера ответственности за неуплату налогов на доходы физических лиц. Преступным деянием может выступать неподача налоговой декларации либо других документов, которые необходимо представлять согласно требованиям закона. Кроме того, преступное деяние может состоять во внесении в указанные документы заведомо недостоверной информации.
Уголовная ответственность по этой статье наступает при неуплате в крупном либо особо крупном размере, под которыми понимается соответственно 900 тыс. рублей и 4 млн. 500 тыс.
рублей при условии, что это число составляет более 10% и 20% соответственно от суммы, которую преступник обязан был уплатить в течение трехлетнего финансового периода, либо сумма, превышающая 2 млн. 700 тыс.
рублей и 13 млн. 500 тыс. рублей соответственно.
В 199-й статье рассмотрены преступления в сфере неуплаты налогов на доходы предприятий. Преступное деяние здесь также будет состоять в неподаче налоговых документов либо указании в них недостоверной информации.
Уголовная ответственность здесь также наступает при неуплате в крупном либо особо крупном размере, под которыми понимается соответственно 5 млн. рублей и 15 млн.
рублей при условии, что это число составляет более 25% и 50% соответственно от суммы, которую предприятие обязано был уплатить в течение трехлетнего финансового периода, либо сумма, превышающая 15 млн. рублей и 45 млн. рублей соответственно.
Во всех прочих случаях предусмотрена административная ответственность.
Задача существования этих двух статей уголовного кодекса состоит в охране законного порядка налогообложения физических и юридических лиц, т.е. в обеспечении исполнения ими одной из своих главных обязанностей перед государством. Действие этих статей распространяется на все виды деятельности (в том числе коммерческой), предполагающие получение доходов, подлежащих налогообложению.
Согласно российским законам, для наступления ответственности за неуплату налогов необходимо наличие у подозреваемого прямого умысла на это путем неподачи или фальсификации соответствующих документов.
Суть преступного деяния состоит в наступлении общественно опасных последствий, а именно в том, что госбюджет не получит значительную сумму денег, необходимых для выполнения государством своих обязательств перед гражданами и предприятиями.
В связи с тем, что одним из ключевых элементов налогового преступления считается его результат — неуплаченный налог — такого рода деяния имеют в своем составе материальный аспект.
Иными словами, вина злоумышленника состоит не в фальсификации налоговых документов или их неподаче, а в намерениях таким способом избежать уплаты положенных ему налогов.
Отсюда следует, если злоумышленник сначала не предоставил налоговую декларацию либо внес в нее недостоверные данные, но потом всё же уплатил налог, в таком случае уголовной ответственности для него не будет. Такая ситуация трактуется законом как отказ от совершения преступного деяния.
Непосредственным объектом преступления в обеих статьях УК выступают общественные отношения в сфере уплаты налогов, но с некоторыми отличиями. Так, если в 198-й статье объект — это налогообложение физлиц, то в 199-й статье им является налогообложение уже предприятий и организаций.
В обеих статьях предметом злодеяния выступает налог, сборы и страховые взносы, выплат которых стремится избежать преступник. При этом применяется сложный порядок расчета значимости суммы налога, которая не была уплачена. А уже от того, каков был размер этой суммы, зависит мера наказания.
Собственно сам размер налога для физических лиц определяется на основе подаваемой им декларации о доходах.
В свою очередь декларация представляет собой официальное заявление налогоплательщика о тех доходах, которые он получил, а также о другой важной налоговой информации, от которой зависит размер налога.
Каждый налогоплательщик обязан заполнять декларацию, если только законом не предусмотрен другой порядок подачи налоговой информации.
С точки зрения закона, доходом является получение отнюдь не только денежных средств, но вообще любых материальных ценностей.
Причем не важно, был ли доход результатом физического или умственного труда, либо материальное имущество и денежные средства были получены в качестве подарка, наследства или иным законным способом.
Таким образом, доход — это вообще любая экономическая выгода, которую налогоплательщик получил деньгами или в натуральной форме, подлежащей оценке.
Вопросы налогообложения отдельных видов доходов физлиц регламентируются Налоговым Кодексом. Соответственно уклонения от уплаты положенных по ним налогов и подпадает под действие 198-й статьи УК РФ.
А если имеет место ведение незаконной предпринимательской деятельности, прибыль от которой скрывается от государства, то такой гражданин привлекается к ответственности сразу по двум статьям УК — 171 (занятие бизнесом в нарушение закона) и 198 (неуплата налогов физлицами).
Налоговая сумма, причитающаяся юридическому лицу, определяется на основе его бухгалтерской документации, где должна быть отражена информация обо всех его доходах, расходах и объектах налогообложения.
Закон требует от предприятий строгого соблюдения определенных правил ведения бухгалтерии и внесения в финансовые документы только достоверной информации в объеме, необходимом для правильного расчета налоговой суммы.
В то время как для физлиц формой налогового преступления будет неподача декларации или внесение в нее недостоверных данных, для предприятий и организаций формой преступления будет нарушение правил бухучета. Эти правила указаны в специальном законе, который так и называется — «О бухгалтерском учете».
Когда бухучет ведется согласно всем правилам, предусмотренным законом, такая документация квалифицируется как достоверная. А вот допущение грубых нарушений в бухгалтерских документах, внесение в них недостоверных сведений, в том числе умалчивание истинных размеров дохода, обычно считается признаком умысла на уклонение от налогов.
Данные, внесенные в бухгалтерские документы, считаются заведомо недостоверными и искаженными, если такие документы оформлены согласно всем требованиям закона и подготовлены для подачи в налоговые органы. Также заведомо недостоверными признаются данные, базирующиеся на сознательном игнорировании либо искажении объективных фактов, к примеру, прямое занижение кассовой выручки.
В то же время не будут считаться заведомо недостоверными те данные, которые были получены из-за спорного трактования правовой природы соответствующих фактов или спорного толкования соответствующих правовых актов. В таких ситуациях решение о том, как следует трактовать факты/правовые акты, выносит суд.
Моментом окончания преступлений, описанных 198-й и 199-й статьями УК РФ, считается момент, когда истек предусмотренный законом срок уплаты налога за соответствующий финансовый период. Таким образом, еще раз подчеркивается, что преступление состоит именно в неуплате налога, а не в подаче ложной налоговой информации или ее неподаче в принципе.
Этот момент является принципиальным, так как сроки уплаты налогов всегда отличаются от сроков подачи деклараций и прочих финансовых документов. Таким образом, чтобы подозреваемый был признан виновным, он должен не только фальсифицировать налоговые документы либо уклониться от их подачи, но также уклониться от непосредственной уплаты самого налога.
Обвинения в уклонении от уплаты налогов являются одной из самых больших опасностей, с которыми могут столкнуться современные российские предприниматели. Как минимум такие обвинения могут обернуться крупным штрафом, а нередко — и тюремным сроком.
Профессиональная юридическая помощь налоговых адвокатов фирмы «I.D.E.A. Legal Group» вам может понадобиться, если:
- Ваше предприятие или один из ваших контрагентов стал объектом повышенного внимания со стороны налоговых органов, что выражается в:
- направлении налоговыми органами официального запроса на предоставление финансовых документов,
- проведении обыска либо выемки финансовых документов,
- вызове руководителей, бухгалтера или других работников предприятия в органы следствия для дачи объяснений по финансовым делам предприятия,
- направлении налоговыми органами запроса в обслуживающий банк о траниях на счетах предприятия.
- На вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка с привлечением представителей правоохранительных органов.
- Налоговые органы инициировали в отношении вашего предприятия процедуру банкротства.
- Против руководства и главного бухгалтера вашего предприятия возбуждено уголовное дело в связи с подозрением в уклонении от уплаты налогов.
- В отношении руководства или работников вашего предприятия начат судебный процесс по налоговому делу.
Наши юристы и адвокаты готовы оказать юридическую поддержку и защиту на любом этапе развития проблемы. В частности мы:
- подготовим юридически выверенный ответ на поступивший от налоговых органов запрос или требование;
- проконсультируем руководство и рядовых работников предприятия по вопросам подготовки к предстоящей или возможной проверке;
- подготовим руководство и рядовой персонал предприятия к возможным и запланированным допросам по налоговым делам;
- срочно выедем на место проведения обыска, выемки или иного следственного/проверочного мероприятия;
- обучим ваших сотрудников соблюдению требований налогового законодательства;
- проанализируем вашу финансовую документацию и проконсультируем вас на предмет юридической чистоты используемых вами бизнес-схем, порекомендуем варианты устранения возможных налоговых рисков;
- обеспечим адвокатскую защиту на этапе следствия и судебного процесса.
Преимуществом обращения в компанию «I.D.E.A. Legal Group» является возможность получить поддержку по-настоящему компетентных юристов, специализирующихся именно на экономических и налоговых преступлениях.