56. Формы недобросовестной конкуренции.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «56. Формы недобросовестной конкуренции.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Конкуренция – борьба предпринимателей за заказчиков. Но не все бизнесмены готовы соревноваться честно. Недобросовестная конкуренция – борьба между компаниями с нарушением норм действующего законодательства. Она попирает интересы других участников рынка. Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен официально. Отношения регулируются Федеральном законом «О защите конкуренции». Там раскрываются разные стороны этого явления.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию

Лицо, совершившее акт недобросовестной конкуренции, может быть привлечено как к гражданско-правовой, так и к административной ответственности.

Нарушитель обязан возместить убытки, причиненные конкуренту в результате акта недобросовестной конкуренции.

При этом убытки включают в себя как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Таким образом, доход, не полученный конкурентом из-за распространения негативных ложных сведений о его товаре, также будет подлежать возмещению.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена ст. 14.3, ст. 14.33 КоАП РФ:

нарушителям (юридическим лицам) грозят штрафы в размере от 100 000 до 500 000 рублей.

В отдельных случаях размер штрафа исчисляется с учетом размера суммы выручки нарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Что делать, если в отношении вас инициируется дело о НК

Что делать, если в отношении организации возбуждается дело о НК? Предотвратить начисление штрафов можно на этапе расследования дела. Компании-правонарушителю нужно доказать наличие этих фактов:

  • Отсутствие в составе дела нарушения законодательства.
  • Незначительность проступка.
  • Использование незаконных мер было необходимым, избежать этого было нельзя.

К примеру, компания действительно вела недобросовестную конкурентную борьбу. Однако проступок был незначительным. В этом случае никого штрафа накладываться не будет. Рассмотрим признаки незначительности правонарушения:

  • Конкуренту не было нанесено значительного ущерба.
  • ЮЛ до обращения в суд не принимало никаких мер по противодействию незаконным мерам.
  • Стороны дела являются партнерами.

Компании, в отношении которой инициируется дело, рекомендуется собрать максимум документов, получить поддержку свидетелей. Если дело не так однозначно, как на то указывает истец, фирма имеет все шансы уйти от административной ответственности.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию

Ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена законодательством Российской Федерации. Обычно она ограничивается штрафами. Но дело может дойти и до уголовного преследования. Рассмотрим оба варианта более подробно.

Административная ответственность. Жалобы по этим делам рассматривает антимонопольная служба ФАС. Узнать контакты отделения в вашем городе можно на ее официальном сайте. Наказание назначается на основании ст. 14.33 КоАП РФ:

  • для должностных лиц штраф составляет от 12 тыс. до 20 тыс. рублей, для юрлиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
  • при использовании плодов чужой интеллектуальной деятельности на должностных лиц накладывается штраф 20 тыс. рублей. Вместо этого возможна дисквалификация до трех лет;
  • юридические лица платят 1–15 % от размера полученной выручки (но не менее 100 тыс. рублей).

Помимо этого, предприниматели могут пойти в суд и взыскать с нарушителя и упущенную прибыль.

Уголовная ответственность. Наказание в этом случае назначается по статье 178 УК РФ. К уголовной ответственности могут привести следующие отягощающие события:

  • причинение крупного ущерба или извлечение большого дохода;
  • повреждение чужого имущества;
  • применение насилия или угрозы сделать это.

Какие еще способы борьбы существуют

Кроме борьбы с уже имеющимися нарушениями, не забудьте уделить время и профилактике. Чтобы недобросовестная конкуренция вас не настигла, важно заранее принять определенные меры:

  • оформляйте авторские права на название и логотип компании. Нужно сразу регистрировать наименование организации и на латинице, и на кириллице;
  • следите за тем, чтобы ваш знак не простаивал в течение трех лет и более. В противном случае вы можете его потерять;
  • уделите внимание защите конфиденциальных сведений. Особенно важно обеспечить безопасность электронных баз данных. Должен быть регламент доступа к конфиденциальной информации. С сотрудниками нужно заключить договор о коммерческой тайне. За сохранностью данных должен вестись строгий контроль.

Показательный пример недобросовестной конкуренции в России

Недобросовестная конкуренция, примеры которой на слуху и весьма показательны, ведется и в нашей стране. Речь идет о знаменитых перипетиях между крупными поисковыми сетями: «Яндексом» и Google.

Причиной разбирательств стали следующие обстоятельства: для доступа к любой функции операционной системы Android необходимо установить все сервисы Google. Причем вначале заявлялось, что пользователи Android смогут выбирать программное обеспечение (ПО) в соответствии со своими предпочтениями. Google не захотел сотрудничать с другими разработчиками программного обеспечения и ограничил выбор потребителей только своим ПО. Люди были вынуждены пользоваться услугами Google, в результате чего положение этой компании на рынке резко выросло. «Яндекс» не остался в долгу: результатом стала жалоба на недобросовестную конкуренцию в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Куда обратиться при недобросовестной конкуренции

Акты о недобросовестной конкуренции рассматриваются в административном (внесудебном) порядке Федеральной антимонопольной службой. Ее решение является основанием для признания недействительности правовой охраны для товарного знака и других видов интеллектуальной собственности в «Роспатенте».

Возбуждение дела в ФАС производится по заявлению физического или юридического лица. Также данный орган государственной власти вправе сделать это самостоятельно, при обнаружении факта нарушения законодательства в СМИ или в сети Интернет.

Признание акта недобросовестной конкуренции можно сделать сразу в суде, минуя административный способ рассмотрения таких нарушений. Однако следует учитывать, что в этом случае аннулировать незаконную регистрацию товарного знака может только заинтересованное лицо – ИП или юридическое лицо, ведущее коммерческую деятельность в той же сфере экономики. При подаче жалобы в ФАС такое подтверждение не требуется, так как антимонопольное законодательство защищает не конкретных лиц, а общие публичные интересы единого экономического пространства.

Более подробно порядок составления жалобы в ФАС РФ, претензионного письма в адрес нарушителя, другие способы внесудебного и судебного восстановления нарушенных прав рассмотрены в статье «Защита исключительных прав и объектов интеллектуальной собственности».

В юридической компании IPbrand вы можете получить подробную консультацию о том, как защитить права на товарные знаки и другие виды интеллектуальной собственности, а также заказать мониторинг в сети Интернет для выявления нарушений. Мы поможем вам собрать доказательства добросовестной предпринимательской деятельности, подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу и Палату по патентным спорам, в арбитражный суд и Суд по интеллектуальным правам, провести аудит договора для определения правовых рисков.

Контроль над экономической концентрацией

Одной из значимых функций антимонопольных органов можно назвать государственный контроль над экономической концентрацией. Законодательно определяется экономическая концентрация как сделки либо же прочие действия, осуществление коих влияет на состояние конкуренции.

Базовыми видами контроля со стороны государства, который осуществляется антимонопольными органами, можно назвать:

  1. Контроль над созданием, а также дальнейшей реорганизаций коммерческих организаций.

С предварительно полученного согласия антимонопольного органа производятся:

  • слияние коммерческих организаций (кроме финансовых) либо же присоединение коммерческой организации (помимо финансовой) к другой коммерческой организации (помимо финансовой) в том случае, когда суммарная стоимость активов (либо же активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию строго на последнюю отчетную дату, которая предшествует дате представления ходатайства, свыше трех миллиардов рублей, либо если общая выручка подобных организаций (или же групп лиц) от реализации товаров за один календарный год, который предшествует году слияния, свыше шести миллиардов рублей, или в том случае, когда одна из подобных организаций входит в реестр хозяйствующих субъектов, которые обладают долей на рынке конкретного товара не менее тридцати пяти процентов;
  • создание коммерческой организации в том случае, когда ее уставной капитал оплачивается акциями (или же долями) и (либо) имуществом иной коммерческой организации (кроме финансовой) и в том случае, если создаваемая коммерческая организация получает в отношении этих акций (или же долей) и (либо) имущества, определенные права; в случае, если общая стоимость активов по последнему балансу учредителей такой организации (их групп лиц), а также лиц, акции (или же доли) и (либо) имущество которых вносится в виде вклада в уставный капитал, свыше трех миллиардов рублей, или если общая выручка учредителей данной организации (или же их групп лиц), а также лиц, акции (или же доли) и (либо) имущество которых вносятся в виде вклада в уставный капитал, от реализации товаров за один последний календарный год свыше шести миллиардов рублей, или если организация, акции (или же доли) и (либо) имущество которой вносится в виде вклада в уставный капитал, входит в реестр.
Читайте также:  Жалоба на действия арбитражного управляющего

Коммерческой организации необходимо уведомить антимонопольный орган касательно ее создания в результате произошедшего слияния коммерческих организаций (помимо финансовых) либо же о присоединении к ней иной коммерческой организации (помимо финансовой) в том случае, когда общая стоимость активов данных организаций по последним балансам либо же их общая выручка от реализации товаров за один календарный год, который идет перед годом слияния (или же присоединения), более чем двести миллионов рублей. Уведомление нужно осуществить в срок сорока пяти дней с момента государственной регистрации созданного либо же реорганизованного юрлица.

  1. Контроль над сделками с акциями (либо же долями), правами и (либо) имуществом коммерческих организаций.

В той ситуации, когда общая стоимость активов по последним балансам лиц (или же групп лиц), которые покупают акции (или же доли), права и (либо) имущество, и лица (группы лиц), акции (или же доли) и (или) имущество которого и (либо) права в отношении которого покупаются, свыше трех миллиардов рублей, либо если их общая выручка от реализации товаров за один последний календарный год свыше шести миллиардов рублей, и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (или же группы лиц), акции (или же доли) и (либо) имущество которого и (либо) права в отношении которого покупаются, свыше ста пятидесяти миллионов рублей, или если одно из перечисленных лиц входит в реестр хозяйствующих субъектов, нужно получение предварительного согласия антимонопольного органа для проведения таких сделок с акциями (или же долями), правами и (либо) имуществом):

  • приобретение лицом (либо же группой лиц) голосующих акций акционерного общества, в том случае, когда такое лицо (либо же группа лиц) затем получает право распоряжаться свыше, чем двадцатью пятью процентами данных акций в ситуации, когда до этого приобретения подобное лицо (либо же группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями либо же распоряжалось меньше, нежели двадцатью пятью процентами голосующих акций этого акционерного общества. Данное требование не распространяется на учредителей акционерного общества во время его создания;
  • приобретение лицом (либо же группой лиц) в уставном капитале ООО в случае, когда данное лицо (либо же группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третьей доли в уставном капитале этого общества в ситуации, что до данного приобретения это лицо (или же группа лиц) не распоряжалось долями в уставном капитале или же распоряжалось меньше, нежели одной третьей долей в уставном капитале этого общества. Данное требование не имеет распространения на учредителей акционерного общества во время его создания;
  • приобретение долей в уставном капитале ООО лицом (или же группой лиц), распоряжающимся не меньше, нежели одной третью доли и не больше, нежели двумя третями долей (не менее трех четвертых и не более двух третьих) в уставном капитале данного общества, если данное лицо (или же группа лиц) получает право распоряжаться больше, нежели одной второй долей в уставном капитале данного общества;
  • приобретение голосующих акций акционерного общества лицом (или же группой лиц), распоряжающимся не меньше, нежели двадцатью пятью процентами и не больше, нежели пятьюдесятью (не меньше пятидесяти и не больше семидесяти пяти) голосующих акций общества, если данной лицо (или же группа лиц) получает полное право распоряжаться больше, чем пятьюдесятью (семьюдесятью пятью) процентами голосующих акций этого акционерного общества;
  • получение в непосредственную собственность, пользование либо же во владение хозяйствующим субъектом (или же группой лиц) основных производственных средств и (либо) нематериальных активов прочего хозяйствующего субъекта (кроме финансовых организаций) в том случае, когда балансовая стоимость имущества, которое является предметом сделки или же сделок, взаимосвязанных между собой, свыше двадцати процентов балансовой стоимости основных производственных средств, а также нематериальных активов хозяйствующего субъекта, который осуществляет отчуждение либо передачу имущества;
  • приобретение лицом (или же группой лиц) в результате единственной или нескольких сделок (в частности, на основании договора доверительного управления имуществом, договора касательно совместной деятельности либо же договора поручения) прав, которые позволяют определять условия осуществления хозяйствующим субъектом (кроме финансовой организации) предпринимательской деятельности либо же осуществлять функции его исполнительного органа.

Антимонопольный орган необходимо уведомить лицам, которые приобретают акции (или же доли), права и (либо) имущество коммерческих организаций (помимо финансовых организаций), об осуществлении определенных сделок и прочих действий в том случае, когда общая стоимость активов по последнему балансу либо же общая выручка от реализации товаров лиц (или же групп лиц), которые принимают участие в сделках (действиях), за один календарный год, который предшествует году совершения подобных сделок (действий), свыше двухсот миллионов рублей и при этом общая стоимость активов по последнему балансу лица (или же группы лиц), акции (или же доли) и (либо) имущество которого приобретается либо в отношении которого покупаются права, свыше тридцати миллионов рублей, или если одно из данных лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов. Уведомление необходимо сделать в срок сорока пяти дней после момента осуществления сделок (действий).

Создание и реорганизация коммерческих организаций, сделки, а также прочие действия осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с дальнейшим уведомлением касательно их осуществления, если соблюдены такие условия:

  • сделки и прочие действия осуществляются лицами, которые состоят в одной группе лиц;список лиц, которые входят в одну группу, с указанием оснований, по которым данные лица состоят в этой группе, был предоставлен одним из входящих в данную группу лиц (то есть заявителем) в федеральный антимонопольный орган строго в утвержденной форме не позже, нежели за один месяц до совершения сделок либо иных действий;
  • список лиц, состоящих в данной группе, на момент совершения сделки или другого действия не претерпел изменений по сравнению с представленным в официальный орган списком.
  1. Контроль над ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов.
Читайте также:  Как получить субсидию на оплату ЖКХ

Хозяйствующие субъекты, которые имеют намерение добиться соглашения, которое способно признаваться допустимым в соответствии с Законом о защите конкуренции (есть вероятность, что подобное соглашение будет ограничивать конкуренцию), могут обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проведении проверки соответствия проекта соглашения актуальным требованиям антимонопольного законодательства.

Основаниями для принятия решения касательно несоответствий проекта соглашения актуальным требованиям могут послужить:

  • имеющиеся условия, которые способны ограничивать конкуренцию на рынке товаров;
  • неправдивость сведений, которые содержатся в документации, предоставленной в официальный орган и имеющих значение для принятия решения;
  • непредставление документации и сведений, которые предусмотрены списком, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции в Российской Федерации

Возникновение правового института защиты от недобросовестной конкуренции было необходимым шагом навстречу развитию рыночных отношений и необходимости эффективного разрешения споров между субъектами предпринимательства, возникающих вследствие использования недопустимых методов конкурентной борьбы. По своей сути именно оценка допустимости методов конкурентной борьбы, не связанных с монополистической деятельностью, не могла быть дана только путем применения общих императивных норм законодательства. В этой связи потребовалось создание lex speclalls — правовой конструкции, позволяющей с точки зрения всестороннего анализа и учета сути возникающих правоотношений, сложившихся на конкретном рынке устоев и обычаев, общих требований законодательства, выявления причинно-следственной связи действий и последствий дать квалификацию таким спорным правоотношениям на предмет недобросовестности одной из сторон в конкурентной борьбе.

Отечественное законодательство пошло по пути детальной регламентации норм о защите от недобросовестной конкуренции и ее пресечении.

Правовое воздействие на хозяйствующие субъекты

При регулировании конкуренции, особенно при определении недобросовестной конкуренции, возникает необходимость использования мер правового воздействия на хозяйствующие субъекты через этическую оценку совершаемых конкурентами действий. Из текста Закона о защите конкуренции следует, что нарушение существующих правил поведения руководителями (менеджерами) хозяйствующих субъектов при осуществлении экономической деятельности является актом недобросовестной конкуренции.

Как известно, мешать проводить экономическую политику другим, в том числе руководителям организаций, можно, соблюдая правила, а можно вести себя, не соблюдая никаких правил. Такими правилами — институтами — выступают сложившиеся в обществе правовые и моральные нормы. Особенность ситуации заключается в том, что моральные нормы настолько неосязаемы и подвержены сиюминутным факторам, что учитывать подобные факторы в конкурентной борьбе практически невозможно.

Грань между законопослушным и преступным поведением здесь очень тонка, размыта. Преступив ее, преступник может рассчитывать на получение незаконной, но ощутимой материальной выгоды, а принцип неотвратимости наказания здесь (как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой) реализуется слабо.

Требования к большей взыскательности с организации, нарушающей законы общественной и экономической ответственности, основываются, в частности, на том утверждении, что нравственные нормы должны обеспечивать равенство участников организации процесса конкуренции.

Однако «юридические условия существования конкуренции заключаются в качестве норм и институтов права, базирующихся на следующих основных принципах: всемерной охране частной собственности, свободой развития предпринимательства, формального равенства участников имущественных отношений (выделено мною. — В.Т.), свободе договора» [3]. Но в реальной экономической жизни хозяйствующие субъекты никогда не равны.

Собственно, в этом и может проявляться высокий уровень культуры организации и их руководителей (предпринимателей), что, к сожалению, наблюдается сегодня не часто, если не сказать, что не наблюдается вовсе. Но ни в одной экономической ситуации, когда речь идет о деньгах, нормы морали не выступают на первое место. Следовательно, обеспечить главенство нравственных норм в рыночной ситуации не представляется возможным.

Признаки несправедливой налоговой конкуренции

Знаки, в присутствии которых налоговая политика государства может быть отнесена в категорию несправедливой налоговой конкуренции, сформулированы в отчете о OECD 1998. В течение следующих лет они подверглись к некоторому обзору к смягчению поэтому сегодня, следующее принадлежит этим знакам:

  • нулевые или номинальные ставки налогообложения,
  • строгая конфиденциальность и отсутствие обмена информацией с налогом и другими властями других государств,
  • недостаточная прозрачность в действиях государственных органов для применения нормативно-правовых актов;
  • отсутствие требования действительности операций, которая является доступностью возможностей для выполнения операций, которые не создают добавленную стоимость в юрисдикции регистрации компании, выполняющей эти операции.

Дискредитация (от фр. discréditer “подрывают уверенность”) — намеренные действия, направленные к подрыву власти, изображения и доверия.

Несправедливая (вредная) налоговая конкуренция (налоговый демпинг) (английский язык Вредная налоговая конкуренция, фр. Согласие La fiscale dommageable) — юридический термин, примененный национальными и международными регулирующими органами к особенности налоговой политики государств, касающихся оффшорных юрисдикций. С обвинением во “вредной налоговой политике” началась Организация экономического сотрудничества и развития кампании (OECD) против оффшорных юрисдикций в борьбе с уклонением от налогов.

Глобализация экономики привела к радикальному увеличению влияния налоговой системы каждой страны в налоговых системах других стран. Современный финансовый капитал купил мобильность, беспрецедентную ранее, и способен, чтобы переместиться легко от одной страны до другого, идя туда, где для него самые выгодные условия созданы. Этого размер средней ставки налогообложения и преимуществ суммы налога стал одним из наиболее важных факторов конкуренции между странами для привлекательности собственного капитала, генерировав такое явление как налоговая конкуренция.

Обвинения на несправедливой налоговой конкуренции оффшорным странам состоят в том что оффшорные юрисдикции, устанавливающие для международных (оффшорных) компаний, созданных в них слишком предпочтительный режим налогообложения, таким образом “соблазните” финансовые ресурсы из береговых стран. Отток финансовых ресурсов, в свою очередь, приводит к острому сужению налоговой базы, уклонению от налогов и наконец к существенному сокращению налоговых поступлений в государственных бюджетах береговых государств. Поэтому оффшорные страны получают обвинения в “грабеже налоговой базы” в береговых государствах. Сумма этих “грабежей” оценена по-другому: стоимость актива, сохраненная на оффшорных счетах во всем мире, это оценено в пределах от от 1,7 триллионов до 11,5 триллионов долларов, тогда как США оценивают налоговые убытки от операций оффшорных юрисдикций на уровне 100 миллиардов долларов ежегодно.

С другой стороны, все это приводит также к факту, что структура экономических стимулов экономических систем береговых стран искажена, и налоговая политика теряет регулирующий потенциал. Поэтому с точки зрения противников оффшорного моделирования, оффшорные зоны являются некоторыми “иждивенцами” мировой экономики, которые необоснованно используют общественные блага, созданные не, за границей заявляет.

Другие примеры конкуренции

Является ли соперничеством борьба между растениями за свет, за почвенные ресурсы, за опылителей? Безусловно, да. На богатых минералами и влагой почвах формируются растительные сообщества. Они густые и сомкнутые. Поэтому свет для них лимитирован. Им приходится за него конкурировать. Насекомые-опылители тоже выбирают более привлекательное растение.

У животного мира тоже свои примеры конкуренции. Является ли борьба травоядных за фитомассу конкуренцией? Конечно, да. Удивительно, но соперниками для крупнокопытных могут быть насекомые, как саранча, мышевидные грызуны, которые способны при массовом размножении уничтожить большинство травостоя. Хищники соперничают за жертву, а конкуренция за пищу перерастает в борьбу за пространство. Это происходит потому, что наличие пищи зависит не только от экологии, но и от площади.

Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Кроме того нарушается Конституция РФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ “О защите конкуренции” трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Читайте также:  Какие льготы проиндексируют в 2023 в Свердловской области

Признаки недобросовестной конкуренции:

а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;

б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;

в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;

г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;

д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это

распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

Примеры нечестной экономической деятельности

В России и других странах СНГ чаще всего используется подкуп государственных чиновников. Основная цель – направление проверок к своим противникам. Такие действия позволяют ограничить их действия, когда конкурент вынужден думать не о борьбе, а о прохождении проверки. Даже в том случае, если все на фирме в порядке и нарушений не обнаруживается, руководство предприятия на определенный период испытывает стресс или ограничено в своих действиях.

Нечестная конкуренция проявляется и в других коррупционных действиях, в ходе которых на атакуемую компанию налагаются незаконные штрафы, иные наказания или ограничения, возбуждаются административные и даже уголовные дела.

Частый вид – обман потребителя и ложная реклама.

Что такое использование недобросовестной конкуренции в виде рекламы

Это распространение преувеличенных сведений о качествах своего товара, а также ложь по отношению к чужой продукции. Это может быть и другие неправдивые сведения.

Примером может служить поведение компании «КамазАвтоМаркет», которая в 2017 году представлялась клиентам как сертифицированный дилер корпорации ПАО «КАМАЗ», не являясь таковой.

Примеров недобросовестной конкуренции можно приводить много. В международном плане ярким примером может служить поведение китайских и некоторых других компаний азиатского происхождения, которые без зазрения совести выпускают копии товаров, точные или же повторяющие внешний вид, но с заведомо низким качеством. Часто они делают это под схожими с оригиналом названиями. Типичный случай – продажа дешевых подделок кроссовок Adidas с одинаковым логотипом и названием Abibas.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание за недобросовестную конкуренцию, если усматриваются ее проявления, однако состав уголовного преступления отсутствует.

Статья 14.33 КоАПП предусматривает наложение штрафа на должностное лицо до 20 тысяч рублей. Если речь идет об юридическом лице, то сумма увеличивается до 150 тысяч рублей.

Санкции также предусматриваются при продаже товаров (работ или услуг), которые нарушают чужую интеллектуальную собственность. В этом случае штраф на должностных лиц составляет до 20 тысяч рублей. Штраф может заменяться на взыскание в виде дисквалификации до 3 лет. Юрлица будут обязаны заплатить по решению суда от 1 до 15 процентов выручки, но не менее 100 тысяч рублей.

Наказание в виде ареста статья не предусматривает.

Понятие недобросовестной конкуренции

Закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ содержит трактовку понятия и форм недобросовестной конкуренции. Согласно данному закону, недобросовестной конкуренцией признаются противоречащие законодательству РФ действия хозяйствующих субъектов, направленные на обеспечение преимущества при осуществлении предпринимательства.

Перечень таких действий содержится в гл. 2.1, которая была введена в 2015 году:

  • дискредитация;
  • введение в заблуждение;
  • некорректное сравнение;
  • приобретение средств индивидуализации юрлица;
  • создание смешения;
  • использование результатов интеллектуального труда;
  • незаконное получение и разглашение сведений, которые составляют коммерческую тайну.

За недобросовестную конкуренцию предусмотрено 2 вида ответственности:

  1. Административная — по ст. 14.33 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наложение штрафа, дисквалификацию. При этом размер штрафа зависит от тяжести противоправных деяний. Например, за незаконное использование результатов интеллектуального труда организацией он варьируется в пределах от 0,01 до 0,15% полученной выручки (в сфере, где были замечены недобросовестные действия).
  2. Уголовная — по ст. 178 УК РФ. Она наступает в том случае, если между организациями заключены соглашения, запрещенные антимонопольным законодательством. Ответственность достаточно сурова — вплоть до лишения свободы (до 3 лет).

Недобросовестная конкуренция – любые
действия, направленные на приобретение
преимуществ в предпринимательской
деятельности.

Эти действия осуществляются
хозяйствующими субъектами и противоречат
положениям действующего законодательства,
обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности и разумности,
справедливости, а также могут причинить
или причинили убытки другим хозяйствующим
субъектам – конкурентам либо нанести
ущерб их деловой репутации.

Признаки недобросовестной конкуренции:

1) может осуществляться только
активными действиями, т. е. бездействие
исключает недобросовестную конкуренцию;

  • 2) целью данных действий является
    получение преимуществ;
  • 3) в результате этих действий могут
    быть причинены убытки или нанесен ущерб
    деловой репутации конкурентов;
  • 4) указанные действия будут считаться
    правонарушением, если они не только
    нарушают действующее законодательство,
    но и обычаи делового оборота, требования
    добропорядочности, разумности и
    справедливости.
  • Не допускается недобросовестная
    конкуренция, в том числе:
  • 1) распространение ложных, неточных
    или искаженных сведений, которые могут
    причинить убытки хозяйствующему субъекту
    либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • 2) введение в заблуждение относительно
    характера, способа и места производства,
    потребительских свойств, качества и
    количества товара или в отношении его
    производителей;
  • 3) некорректное сравнение хозяйствующим
    субъектом производимых или реализуемых
    им товаров с товарами, производимыми
    или реализуемыми другими хозяйствующими
    субъектами;
  • 4) продажа, обмен или иное введение в
    оборот товара, если при этом незаконно
    использовались результаты интеллектуальной
    деятельности и приравненные к ним
    средств индивидуализации юридического
    лица, средства индивидуализации
    продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование,
разглашение информации, составляющей
коммерческую, служебную или иную
охраняемую законом тайну (ч. 1 ст. 14
ФЗ «О защите конкуренции»).

Не допускается
недобросовестная конкуренция, связанная
с приобретением и использованием
исключительного права на средства
индивидуализации юридического лица,
средства индивидуализации продукции,
работ или услуг.

Решение антимонопольного
органа о нарушении данного положения
в отношении приобретения и использования
исключительного права на товарный знак
направляется заинтересованным лицом
в федеральный орган исполнительной
власти по интеллектуальной собственности
для признания недействительным
предоставление правовой охраны товарному
знаку.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...