Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если срок действия патента мобилизованного истекает в период военной службы, считается, что со следующего дня ему выдали новый патент на тот же вид деятельности на той же территории. Срок действия нового патента также совпадает со сроком предыдущего патента, но не может истекать позднее 31 декабря соответствующего года. Подавать заявление, чтобы получить патент, не нужно.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Что меняется в порядке уплаты налогов с 2023 года
С 2023 года вступают в силу масштабные поправки в НК РФ, полностью меняющие порядок и сроки уплаты в бюджет подавляющего большинства налогов и страховых взносов (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП), применение которых станет обязательным как для организаций и ИП, так и для граждан.
В соответствии с изменениями каждой компании будет открыт свой собственный счет (единый налоговый счет), с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы. Средства на ЕНС будут перечисляться не в качестве того или иного налога, а именно в виде единого налогового платежа – без конкретизации налоговой обязанности.
Не в качестве единого налогового платежа в бюджет будут вноситься (новая редакция абз. 4 п. 1 ст. 58 НК РФ):
- государственная пошлина, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ,
- НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами со своих доходов от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента.
Кроме того, исключение сделано для самозанятых плательщиков налога на профессиональный доход и плательщиков сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Указанный налог и сборы можно будет уплачивать как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками (новая редакция абз. 2 п. 1 ст. 58 НК РФ).
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 1 января 2023 года меняется порядок и сроки уплаты в бюджет налогов и страховых взносов.
2. Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП).
3. Каждой компании будет открыт ЕНС, с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы.
4. Деньги на ЕНС будут поступать в виде ЕНП – без конкретизации налоговой обязанности.
5. Налоговые органы будут самостоятельно производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов.
6. Обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП.
7. Применение ЕНС обязательно для организаций, ИП и граждан, но для некоторых налогоплательщиков сделано исключение, и они могут уплачивать свои платежи как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками.
Для всех прочих плательщиков вводится безальтернативная уплата налогов и страховых взносов путем перечисления ЕНП на единый налоговый счет. Поступающие на счет денежные средства будут формировать сальдо единого налогового счета. На этом же счету будет учитываться и совокупная налоговая обязанность компании-плательщика в денежном выражении. Налоговики самостоятельно станут производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов. Списание денег с ЕНС в указанных целях будет производиться с соблюдением следующей последовательности (новая редакция п. 8 ст. 45 НК РФ):
- погашение налоговой недоимки начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- уплата налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с момента возникновения обязанности по их уплате;
- уплата пеней;
- уплата процентов;
- уплата штрафов.
Когда налоги будут считаться неуплаченными
По новым правилам обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП. В то же самое время налоговая обязанность не сможет считаться исполненной в одном из следующих случаев (новая редакция п. 13 ст. 45 НК РФ):
- при отзыве налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление денежных средств на единый налоговый счет (при одновременном отсутствии на счете достаточной денежной суммы);
- возврата физлицу местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо МФЦ наличных денежных средств, принятых для их перечисления в счет уплаты налога;
- неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства;
- неправильного указания в платежном поручении наименования банка получателя.
С этого года от обложения НДС освобождена передача исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных из единого реестра результатов НИОКР и технологических работ военного, специального или двойного назначения (новая редакция подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Утратил силу подп. 21 ст. 150 НК РФ, освобождавший от НДС ввоз в Россию гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства.
Глава 21 НК РФ дополнена новой ст. 162.3, устанавливающей особенности определения налоговой базы и исчисления НДС на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
На 2023 г. продлено применение нулевой ставки НДС при реализации судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в российском международном реестре судов (новая редакция подп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Теперь налоговые агенты могут принимать к вычету не уплаченные, а исчисленные в соответствии со ст. 161 НК РФ суммы НДС (новые редакции п. 2.2 и 3 ст. 171 НК РФ). Основанием будут документы, подтверждающие исчисление сумм налога налоговыми агентами (новая редакция п. 1 ст. 172 НК РФ).
Признаны утратившими силу положения п. 4 ст. 174 НК РФ, согласно которым при реализации работ (услуг) иностранным лицам налоговые агенты должны были уплачивать НДС одновременно с перечислением денежных средств этим иностранным лицам.
Дата уплаты НДС сдвинута с 25-го на 28-е число месяца (новые редакции п. 1, 4 и 7 ст. 174 НК РФ).
В статьях 176 и 176.1 НК РФ убраны положения, позволявшие налоговикам самостоятельно производить зачет подлежащей возмещению суммы НДС в счет погашения недоимок. Таким образом, налоговики теперь могут только возмещать НДС.
Согласно новой редакции подп. 6 п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства должен иметь положительное либо нулевое сальдо единого налогового счета. Ранее к нему предъявлялось требование об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
В пункте 7 ст. 176.1 НК РФ уточнено, что налогоплательщик в заявлении о применении заявительного порядка возмещения налога не указывает, а вправе указать для возврата денежных средств реквизиты открытого им счета в банке.
В новой редакции п. 17 ст. 176.1 НК РФ изменен порядок начисления процентов при отмене решения о возмещении суммы НДС в заявительном порядке. Ранее проценты начислялись со дня фактического получения средств. Теперь проценты начисляются начиная с третьего дня после принятия решения о возмещении налога до дня принятия решения об отмене возмещения. Кроме того, начиная со дня, следующего за днем принятия решения об отмене возмещения налога, на излишне полученные налогоплательщиком в заявительном порядке суммы начисляются пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Утратили силу положения п. 22 и 23 ст. 176.1 НК РФ. Ими предусматривалось, что в течение десяти дней после исполнения обязанности банка (поручителя — управляющей компании) по уплате денежной суммы по банковской гарантии (договору поручительства) налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное требование о возврате с указанием сумм, подлежащих уплате в бюджет, и что в случае неуплаты или неполной уплаты сумм, указанных в требовании о возврате, в установленный срок обязанность по уплате данных сумм исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах или на иное имущество налогоплательщика.
Добровольно-принудительное мероприятие
«Правительство действительно не хотело бы связываться с нарушением базовых принципов налогового законодательства и вводить ухудшающий положение бизнеса налог в середине бюджетно-налогового периода, поскольку это по закону действующему невозможно. Но, тем не менее, без принуждения к уплате этого налога или взноса трудно обойтись, потому что нет нормативной базы, тогда трудно на что-то опереться и трудно в том числе скорректировать другие параметры деятельности компании, которые будут завязаны на этот вычет», — заявил Шохин, охарактеризовав предложенную чиновниками модель как «добровольно-принудительное мероприятие». Бизнес, понимая потребности бюджета в условиях дефицита, предпочел бы видеть модель, которая «в нормативном поле будет обязывающей», добавил он.
Впрочем, по его словам, есть и другие варианты.
«Мы обсуждали на бюро РСПП вариант выпуска (государственных — ИФ) долговых бумаг, которые были бы долгосрочными, с привязкой купонных выплат к уровню дефицита бюджета, например. Если дефицит бюджета выше определенного уровня, то процентные выплаты не осуществляются. Если ниже, то осуществляются в полном объеме, и даже задолженности по этим платежам в предшествующие тяжелые годы тоже могут возмещаться», — описал Шохин возможную модель.
Потенциальными покупателями таких госбумаг могут стать как раз те компании, которые, по мнению правительства, должны взять на себя «пресловутый платеж в 200 млрд».
«Если предлагается финансовый инструмент, выгодный и государству, и приемлемый для бизнеса, это немного другая модель. Это модель возвратности, отсроченный, на 10 лет или на другой период, возврат основного тела долга по этим бумагам, но это не то же самое, что единовременный безвозмездный платеж, коим является налог или квазиналоговое добровольное пожертвование», — сказал Шохин, добавив, что эта идея пока не формализована в виде конкретных предложений, направленных в правительство.
«Одним словом, мы считаем, что надо продолжить дискуссию, чтобы это была не только приемлемая для бизнеса цифра, но и механизм. И мы считаем, что правительство тоже должно не упорствовать с тем, что это должно быть добровольное пожертвование. Будем вместе искать правовую, законодательную форму, как это можно сделать», — резюмировал он.
Затраты и внереализационные расходы
1. В настоящее время для организаций (за исключением банков) порядок создания резервов предстоящих расходов законодательством не установлен. Хотя на практике организации часто создают резерв предстоящих расходов оплаты отпусков (компенсаций за неиспользуемые отпуска), действующая редакция подп. 2 п. 2 ст. 170 НК не позволяет им (за исключением банков) учитывать указанный резерв при налогообложении прибыли, т.к. порядок создания такого резерва законодательством не установлен.
Проектом предлагается предоставить право учитывать при налогообложении прибыли отчисления в резерв предстоящих отпусков, формируемый в бухгалтерском учете в порядке, определенном законодательством или учетной политикой.
2. Планируется изменить состав расходов на рекламу, включаемых в затраты для целей налогообложения. Листовки, флаеры и другая печатная продукция наряду с брошюрой и каталогом являются полиграфическим материалом, выпускаемым в рекламных целях. Расходы на изготовление данной продукции целесообразно включать в качестве рекламных в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в полном объеме.
3. В состав затрат по производству и реализации с января 2023 г. будут включаться суммы премий, бонусов, вознаграждений, предоставленных при выполнении покупателем условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных договором. Сегодня они включаются в состав внереализационных расходов.
На практике выявлены ситуации, когда организации предоставляли существенные бонусы при реализации товаров, облагаемых по пониженной ставке или освобождаемых от налогообложения, и, пользуясь действующим законодательством, всю сумму такого вознаграждения учитывали в составе внереализационных расходов, формирующих налоговую базу для исчисления налога на прибыль по ставке 18%, не уменьшая прибыль, облагаемую по пониженной ставке или освобождаемую от налогообложения.
4. В состав внереализационных расходов предлагается включить расходы на проведение идеологической работы.
5. Согласно предлагаемой редакции п. 83 ст. 1 проекта в составе затрат при налогообложении не будут учитываться суммы превышения стоимости, по которой приобретено денежное требование, над размером денежного обязательства должника по этому денежному требованию.
6. В НК переносятся положения Указа от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». В состав затрат по производству и реализации будут включаться суммы страховых взносов за счет средств работодателя по договорам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии работников.
Вид доходов / расходов |
Момент признания доходов / расходов |
Дата получения доходов |
1. День поступления средств на счета в |
Дата признания |
Расходами налогоплательщиков признаются |
Материальные расходы, |
Учитываются в составе расходов в момент |
Проценты за |
Учитываются в составе расходов в момент |
Амортизация |
Учитывается в составе расходов в суммах |
Расходы на уплату |
Учитываются в составе расходов в размере |
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Что такое единый налоговый платеж и единый налоговый счет
Вводят такой порядок: вместо разных платежек на отдельные налоги нужно перечислять общую сумму на единый налоговый счет в Казначействе. Счет будут вести по каждой организации и физлицу. Затем инспекция распределит сумму. На счет будут попадать деньги, которые, в частности:
- перечислили или взыскали в счет уплаты налога, взносов, сборов;
- начислили как проценты на излишне взысканные налоговиками суммы;
- должна возместить инспекция.
Важным станет понятие совокупной обязанности по уплате. Речь идет о том, сколько нужно перечислить:
- налогов и авансовых платежей по ним, кроме НДФЛ для отдельных иностранных работников;
- сборов, кроме госпошлины, по которой не выдан исполнительный документ;
- страховых взносов;
- пеней, штрафов и процентов.
Эту обязанность считают на основании:
- налоговой отчетности (в т.ч. уточненной): деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах;
- налоговых уведомлений;
- сообщений об исчисленных налоговиками суммах;
- решений об отсрочке или рассрочке;
- решений инспекций о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности;
- судебных актов, решений вышестоящих органов и исполнительных документов;
- иных документов.
Не станут учитывать, например:
- платежи, со срока перечисления которых прошло более 3 лет;
- суммы, которые указаны в решении налоговиков о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, если суд принял обеспечительные меры и приостановил действие решения;
- НПД, а также сборы за пользование объектами животного мира или водных биоресурсов, которые перечислили не в составе единого налогового платежа.
Страховые взносы за работников
Страховые взносы тоже претерпели изменения. Организациям не нужно распределять деньги по разным счетам. Из-за объединения ФСС и ПФ России вся информация будет храниться в одном месте. В том числе корреспондентские счета, по которым нужно платить за работников.
Вместо отдельных тарифов по каждой позиции будет один общий – 30%, если база не превышена и 15,1% – если превышена. Чтобы отчислять меньше, необходимо платить работнику больше 80 000 рублей.
Минимальный размер взносов для ИП – 45 842 рубля. Эти деньги предприниматель обязан будет заплатить, даже если не получал прибыли. Схема такая же, как и для организаций – перечислить сумму на единый счет нового Соцфонда.
Информация по взносам также должна быть отправлена в единой форме отчетности. Все сроки, изменения и дополнительная отчетность также касается НДФЛ. Работодатель выступает в роли налогового агента и должен своевременно предоставлять информацию о своих сотрудниках.
Возврат переплаты по налогу на прибыль
Переплата по налогу на прибыль возникает по нескольким причинам. Бывает, что в конце года финансовый результат получается неожиданно убыточным. Наконец, не исключена бухгалтерская ошибка. В итоге сумма авансовых платежей больше, чем реальные обязательства перед бюджетом.
Есть два пути решения этой проблемы: зачет на будущий период и возврат переплаченных средств.
На обе операции действует срок давности – 3 года.
По запросу ИФНС выдает справку о расчетах с бюджетом. Сверку проводить не обязательно: будет достаточно, если сумма переплаты совпадает. Решение принимается в течение нескольких дней. Если оно положительное, Федеральное казначейство по поручению ФНС вернет средства.
Зачет переплаты оформляется проводкой Дт 68 (субсчет «расчеты по налогам») – Кт 68 («учет налога на прибыль» на зачтенную сумму).
Налог на прибыль и курсовая разница
Согласно письму № СД-4-3/13426 ФНС России важно учесть, что курсовую разницу с положительным эффектом при дооценке требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, нужно учитывать в доходах только на дату их прекращения, в т. ч. требований по договору банковского вклада. Исключение – авансовые платежи. А вот если возникла отрицательная курсовая разница, она учитывается в прежнем порядке (п. 10 ст. 272 НК РФ). В 2023 и 2024 годах отрицательную курсовую разницу нужно будет тоже учитывать в расходах на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в т. ч. требований по договору банковского вклада.
Дополнения в статьи 271 и 272 НК РФ касаются только даты признания доходов и расходов в виде курсовых разниц. Поэтому проводить переоценку ежемесячно нужно продолжать. То есть требования (обязательства) пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату их прекращения (исполнения) или на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.
А вот новые положительные курсовые разницы признаются в составе внереализационных доходов в течение 2022-2024 годов только на дату прекращения (исполнения) соответствующего требования.
Это регламентируется временными правилами для учета курсовых разниц на период 2022 – 2024 годы. Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ.