Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Досудебное урегулирование налоговых споров в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, налогоплательщики могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, с 2014 года досудебное урегулирование споров является обязательной. Только после этого налогоплательщик может обращаться в суд с жалобой.
Когда жалобу оставят без рассмотрения
При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
- Если жалоба не была подписана заявителем;
- Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
- Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.
Досудебное урегулирование налоговых споров
Важно! Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой процедуру обжалования действий, бездействий или решений налоговых ведомств путем обращения в вышестоящие структуры.
Обращение в вышестоящий орган возможно путем подачи жалобы на решение ИФНС, на действия представителей ИФНС или апелляционной жалобы. Жалобу следует направить в срок до 1 года с того момента, как официальный документ получил законную силу или с момента, когда лицо узнало о действиях ИФНС, повлекших за собой нарушение прав. Апелляция направляется в срок до 1 месяца с момента вступления решения в силу. То есть, при получении решения, у налогоплательщика есть еще месяц для подачи апелляционной жалобы.
Важно! Жалоба налогоплательщика должна быть адресована вышестоящему органу, однако подается она в филиал, в котором произошел факт нарушения прав налогоплательщика. После этого, в течение 3 дней, сотрудники ИФНС совместно с другими документами по спору передают жалобу в вышестоящий орган.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: Могут ли налоговики отказать в рассмотрении жалобы и что делать в этом случае?
Ответ: Нет. Если документ составлен в соответствии с требованиями законодательства, то налоговики не вправе отказать в рассмотрении жалобы. В том случае если это произошло по причине неграмотно составленного документа, следует подготовить новую жалобу и подать ее в налоговый орган. В случае неправомерного отказа в приеме жалобы следует направить документ по почте в виде заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении документа. Это позволит в случае необходимости обращения в суд доказать тот факт, что попытки решить вопрос в досудебном порядке были.
Вопрос: В какой срок необходимо подать жалобу на решение, вынесенное ИФНС по итогам налоговой проверки?
Ответ: Срок для подачи жалобы на действия налогового органа устанавливается действующим законодательством. Он равен одному году с даты вручения налогоплательщику решения ИФНС.
Вопрос: Можно ли подать жалобу, если пропущены сроки?
Ответ: Сделать это можно только в том случае, если срок подачи жалобу пропущен по достаточно веской причине. В противном случае налоговая вправе проигнорировать жалобу налогоплательщика и это не будет противоречить нормам законодательства РФ.
Особенности налоговых конфликтов
Российское налоговое законодательство определяет НС как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом. Под налогоплательщиком понимают как отдельного человека, так и организацию, коммерческую и некоммерческую компанию. Нарушение прав при этом может быть реальным или предполагаемым, однако данная категория споров обязательно затрагивает вопросы правильности налоговых расчетов и выплат.
Основанием для спора могут также служить действия официальных лиц, которые затрагивают интересы налогоплательщика. Как правило, речь идет о сотрудниках налоговой инспекции. Закон предлагает разрешить такой конфликт в административном или судебном порядке.
Главная особенность разрешения налоговых споров, как мы уже упоминали, заключается в том, что одной из сторон конфликта всегда выступает государство в лице ФНС. Налоговый орган представляет интересы государства, что усложняет дело. Поэтому такими спорами занимаются квалифицированные юристы, хорошо знакомые с налоговым правом и смежными областями.
Несмотря на вышеперечисленные факторы, не любой конфликт будет являться налоговым спором. Чтобы разногласие подходило под категорию НС, должны выполняться следующие условия:
- Предмет возникшего конфликта – это всегда права или обязанности налогоплательщика, которые связаны с начислением и уплатой налогов, пошлин и других сборов.
- Субъекты разбирательства – это ФНС и налогоплательщик в любом лице.
- Неравное положение субъектов спора, так как оппонентами являются частное лицо и государство.
Законодательство допускает возникновение споров по различным основаниям. Это значит, что конфликты, инициированные налоговыми органами связаны чаще всего с неуплатой или нарушением сроков уплаты налоговых сборов. Физические лица или организации имеют гораздо больше оснований для инициирования разбирательства. Причины могут быть связаны с:
- Признанием нормативно-правовых актов и вынесенных в соответствии с ними решений неправомерными.
- Целью признать вынесенные постановления об уплате налогов или штрафов недействительными.
- Жалобой на бездействие налоговых органов в части возмещения части налогов.
Досудебное разрешение налоговых споров: особенности процедуры
Досудебное урегулирование налоговых споров — это альтернатива судебному разбирательству, призванная в кратчайшие сроки устранить нарушения прав российских налогоплательщиков.
Реагированием на нарушения, а также аудитом допущенных ошибок занимается специально созданное в системе Федеральной налоговой службы РФ подразделение, исключительной обязанностью которого является досудебное разрешение налоговых споров.
Налоговый кодекс РФ предусматривает два варианта защиты прав физлиц и организаций (статья 137):
- обжалование действий и/или актов налоговых органов в суде;
- досудебное решение спорных вопросов.
Важно знать, что федеральный закон РФ от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ определяет, что налогоплательщик может обжаловать действия и/или акты налоговиков в суде, исключительно после рассмотрения его жалобы органами налоговой службы.
Досудебное урегулирование налоговых споров для российских плательщиков налогов имеет ряд преимуществ:
- процедура абсолютно бесплатна;
- жалоба рассматривается в кратчайшие сроки;
- решения исполняются достаточно оперативно.
Рассмотрение жалобы об урегулировании налоговых споров по существу
Физлица и организации, считающие, что их права нарушены, составляют и направляют жалобу в региональное отделение налоговой службы (вышестоящий налоговый орган) через местное налоговое отделение, которое является стороной спора.
Если акт о привлечении налогоплательщика к ответственности еще не вступил в силу, заявителем подается апелляционная жалоба. Во всех остальных случаях — жалоба.
Налоговый орган, действия и/или акты которого оспариваются, обязан перенаправить документ со всеми сопутствующими материалами в вышестоящее региональное отделение в течение 3-х дней, после поступления такого обращения. В этот же срок заявителю должно быть направлено окончательное решение налоговой службы.
В обращении обязательно указывается:
- ФИО физлица-заявителя и его место проживания (соответственно, если заявителем является юрлицо, указывается его название и местонахождение);
- акт, который оспаривается или суть действия/бездействия налоговиков;
- название налогового органа, который является стороной спора;
- основание для подачи жалобы — суть претензии;
- требования заявителя;
- способ, которым налогоплательщик хочет получить ответ на свое обращение.
Региональное управление налоговой рассматривает обращение по существу и принимает по нему финальное решение не позднее:
- календарного месяца, если это апелляция на акт, привлекающий налогоплательщика к ответственности;
- 15-ти рабочих дней во всех остальных случаях.
- Налоговый кодекс РФ определяет, что урегулирование налоговых споров заканчивается одним из возможных вариантов (статья 140):
- налоговое подразделение отказывает в удовлетворении требований заявителю в силу законодательных норм;
- налоговики признают акт и/или действия должностных лиц неправомерными и подлежащими частичной или полной отмене.
Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.
Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.
Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).
Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).
При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).
Цели и задачи внесенных правок в ФЗ №153.
По замыслу контролирующих органов, Федеральный закон № 153-ФЗ направлен на совершенствование установленного Налоговым кодексом порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Изменения, внесенные названным законом в ч. 1 НК РФ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного (или досудебного) порядка разрешения налоговых споров. Нововведения предусматривают упрощение обжалования ненормативных актов налоговых органов, что позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту их интересов.
Целями названного закона являются:
- создание налогоплательщикам благоприятных условий для урегулирования споров без обращения в суд;
- снижение нагрузки на судебную систему;
- обеспечение последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров;
- повышение качества работы налоговых органов.
Направление претензии: куда и способы
Можно направить досудебную претензию в адрес филиала компании, если спор вытекает из его деятельности (ранее в практике по данному вопросу не было единого мнения).
Пленум ВС РФ подтвердил, что претензию не обязательно отправлять ценным письмом с описью вложения, если этого не требует закон или договор.
Верховный Суд подробно разъяснил, когда претензию можно отправить по электронной почте, через социальную сеть или мессенджер. Для этих способов должно быть выполнено хотя бы одно условие:
- у сторон уже есть опыт подобного обмена информацией, для них это обычная практика;
- такой порядок предусмотрен законом/подзаконным актом либо прямо закреплен в договоре.
Доказать отправление претензии указанными способами можно скриншотом экрана, на котором есть:
- Точное время его получения.
- Адрес интернет-страницы.
Заверяет скриншот участник процесса.
Срок на подачу жалобы в рамках досудебного урегулирования
ВНИМАНИЕ: если лицо пропустило срок для подачи жалобы по уважительным причинам, то, подавая жалобу, необходимо одновременно просить восстановить срок для подачи такой жалобы, обосновав надлежащим образом уважительность причин пропуска срока. В ином случае налоговым органом жалоба будет оставлена без рассмотрения.
При рассмотрении заявления в суде, если не имеется оснований для восстановления срока, это будет являться причиной для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика.
В качестве уважительных причин пропуска срока для подачи жалобы могут являться обстоятельства, которые не зависели от заявителя, которые он не мог контролировать. Также имеется судебная практика, когда суды признают пропуск срока уважительным, если он нарушен незначительно, а также, если подобное решение уже оспаривалось ранее.
А в какой же срок должна быть рассмотрена жалоба вышестоящим налоговым органом?
Срок рассмотрения той или иной жалобы зависит от того, какая это жалоба.
Например, если жалоба подана на решение, которое вынесено по итогам налоговой проверки, то срок ее рассмотрения составляет 1 месяц, т.е. в течение месяца со дня получения налоговый орган должен рассмотреть такую жалобу. НО! срок рассмотрения жалобы при определенных обстоятельствах может быть продлен руководителем или его замом еще на один месяц.
По другим жалобам решение должно быть принято в течение 15 рабочих дней. Принятый вышестоящим налоговым органом акт также может быть обжалован в ФНС России в течение 3 месяцев со дня вынесения соответствующего акта.
Соотношение сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и оспариваемых налогоплательщиками сумм требований по актам
%
100- --------¬ --------¬ --------¬
¦ ¦ 10,2 ¦ ¦ 11,2 ¦ ¦ 13,4 ¦
¦ +-------+ +-------+ ¦ ¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ +-------+
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
80+ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
60+ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦**89,8*¦ ¦**88,8*¦ ¦**86,6*¦
40+ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
20+ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
¦ ¦*******¦ ¦*******¦ ¦*******¦
0L--+-------+--+--+-------+--+--+-------+---
2007 2008 2009 Год
---¬
¦ ¦ Суммы удовлетворенных требований
L---
---¬
¦**¦ Суммы неудовлетворенных требований
L---
Рис. 2
Что касается стадии обжалования решений налоговых органов по результатам налоговых проверок в вышестоящий налоговый орган, то количество жалоб, поступивших в УФНС России по г. Москве в 2009 г., выросло на 26,5% по сравнению с 2008 г. Если учесть, что рост количества поданных жалоб в 2008 г. составил 19,6%, то говорить о каком-то значительном росте в результате вступления в силу положения об обязательном досудебном порядке обжалования не приходится.
Несмотря на то что НК РФ не предусматривает случая оставления жалобы без рассмотрения, в налоговых органах подобная статистика ведется. Удельный вес рассмотренных жалоб в общем количестве поданных жалоб был достаточно стабилен и оставался на уровне 89%, что говорит о достаточно высоком уровне подготовки материалов налогоплательщиками Москвы к досудебному урегулированию.
Из общего количества жалоб, рассмотренных за 2009 г. в порядке досудебного урегулирования налоговых споров, требования налогоплательщиков полностью или частично удовлетворены в 51% случаев. По сравнению с 2008 г. количество удовлетворенных жалоб увеличилось на 9,2%.
Оспариваемые суммы требований по жалобам налогоплательщиков выросли в 1,5 раза. На фоне этого росли и суммы удовлетворенных требований по жалобам: с 1,66 млрд руб. в 2007 г. до 4,23 млрд руб. в 2009 г., а также доля удовлетворенных требований в оспариваемых суммах (рис. 3).
Структура дел, связанных с применением налогового законодательства, рассмотренных Арбитражным судом г. Москвы в 2009 году
-----¬ ---¬ Об оспаривании ненормативных актов
¦****¦ ¦**¦ налоговых органов и действий
¦****¦ L--- (бездействия) должностных лиц
¦****¦
¦****¦ ---¬ О возврате из бюджета средств,
¦****¦ ¦++¦ излишне взысканных налоговыми
¦****¦ L--- органами либо излишне уплаченных
¦****¦ налогоплательщиками
¦****¦
¦****¦ ---¬ О возмещении убытков, причиненных
¦****¦ ¦ ¦ незаконными решениями налоговых
¦****¦ L--- органов или незаконными действиями
¦****¦ бездействием) их должностных лиц
¦****¦
¦****¦ ---¬ О взыскании обязательных платежей
¦****¦ ¦..¦ и санкций
¦****¦ L---
¦****¦
¦****¦ ---¬ Прочие дела, связанные с
¦****¦ ¦--¦ применением налогового
¦****¦ L--- законодательства
¦****¦
¦****¦
¦****¦ -----¬
¦****¦ ¦++++¦
¦****¦ ¦++++¦
¦****¦ ¦++++¦
¦****¦ ¦++++¦ -----¬ -----¬
¦****¦ ¦++++¦ -----¬ ¦....¦ ¦----¦
-+----+-+----+-+----+-+----+-+----+-
4094 450 83 150 153
Рис. 4
Следует отметить тенденцию к уменьшению количества споров по заявлениям налогоплательщиков к налоговым органам: если в 2007 г. количество дел составило 8144, в 2008 г. — 5799, то в 2009 г. — уже 4780 (т.е. снижение более чем на 40%). При этом наблюдался устойчивый рост оспариваемых сумм: с 18,6 млрд руб. в 2006 г. до 52,3 млрд руб. в 2008 г. Лишь в 2009 г. произошло 20%-ное снижение оспариваемых сумм до 41 млрд руб. Доля удовлетворенных исков налогоплательщиков оставалась на стабильно высоком уровне, равном в среднем 81% (рис. 5).
Сроки обжалования решений налогового органа зависят от того, вступило ли оно в силу или нет. В отношении не вступившего в силу решения налогового органа апелляционная жалоба подается в течение одного месяца со дня его вручения. Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
В том случае, если срок для подачи жалобы истек, а заявителем не представлены уважительные причины для его восстановления, то судами выносятся решения, что налогоплательщиком не соблюден досудебный порядок обжалования решения.
Так, в Определении арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2015 г. №А76-6840/2015 была рассмотрена ситуация, когда оспариваемое решение вручено заявителю 05.07.2013 г. В апелляционном порядке данное решение не оспаривалось. Срок для подачи жалобы истек 05.07.2014 г., а поскольку судом не установлены уважительные причины и основания для восстановления срока подачи жалобы, то арбитражный суд оставил исковое заявление налогоплательщика без рассмотрения (п.2 ст.148 АПК РФ).
Жалоба на иные акты налогового органа (за исключением решений по налоговым проверкам), действия (бездействие) должностных лиц налогового органа подается в течение одного года, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Преимущества досудебного разрешения налоговых споров
Стоит оценить совокупность всех возможных преимуществ от урегулирования спора с налоговой до обращения в суд, а именно,
- пытаясь разрешить спор в досудебном порядке, лицо не производит уплату госпошлины, а также не несет иных каких-либо судебных расходов;
- оформление жалобы в налоговую является намного проще, нежели оформление жалобы в суд;
- плюс процедуры досудебного урегулирования налоговых споров заключается в скором рассмотрении вашего обращения. Стоит отметить, что принятые в пользу налогоплательщика судебные акты в 100 % случаях подлежат обжалованию сотрудниками налоговых органов как в апелляционном, так и в кассационном порядках. Поэтому судебные процессы тянутся несколькими месяцами. Рассматривается жалоба налоговым органом в более короткие сроки в отличие от суда, а именно, 15 календарных дней или месяц в зависимости от того, какая жалоба подана;
- решение по жалобе исполняется в сжатые сроки, поскольку для налоговых органов такое решение уполномоченного органа, вынесенное на основании НК РФ, является обязательным.
- финансовая сторона состоит в отсутствии трат, неизбежных при судебном разбирательстве: государственная пошлина, транспортные расходы.
Возможные итоги обжалования
По итогу реализации досудебного рассмотрения налогового спора через вышестоящие представительства ФНС гражданин обязательно получит официальный ответ по поданной им жалобной бумаге. Законодательство РФ предусматривает, что итоги обжалования могут быть нескольких видов:
- Полностью или частично удовлетворительными для заявителя, чьи права ранее были нарушены. В этом случае решение налоговой структуры вступает в силу в день его официального вынесения, если иного не предусмотрено вынесенным актом или законодательством РФ. Исполнение вердикта обязательно со всех сторон налогового спора, если судебного оспаривания такового от их имени не последует.
- Неудовлетворительными для заявителя. В подобном стечении обстоятельств отправителю жалобы направляется:
- либо отказ в рассмотрении жалобы с запретом на ее повторное отправление (вступает в законную силу в день официального вынесения и может быть обжалован в суде);
- либо отказ в рассмотрении жалобы с возможностью ее повторного отправления при корректировке определенных положений (имеет место при несоблюдении базовых правил составления жалобной бумаги, вступает в законную силу в день официального вынесения и также может быть обжалован в суде);
- либо отказ в принятии требований отправителя жалобы (вступает в законную силу в день вынесения, допускается только обжалование в судебном органе).