Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отражение неустойки в учете учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п. 4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
Проводка неустойки при закупке услуг
Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.
Итоговая шпаргалка (пямятка)
Поле | Платежка по ЕНП | Платежка вместо уведомления о начислениях | Платежки не на ЕНС |
Плательщик (поле 8) | Краткое наименование организации или обособленного подразделения; Ф.И.О предпринимателя |
||
КПП плательщика (поле 102) | У российских организаций – «0», но допустимо указать КПП плательщика. У ИП – «0» | КПП, присвоенный инспекцией, куда организация платит налоги, сборы или взносы. У ИП – «0» | |
Статус плательщика (поле 101) | 01 | 02 | 01 |
КБК (поле 104) | КБК ЕНП – 18201061201010000510 | КБК налога, сбора или взносов | КБК налога или сбора |
ОКТМО (поле 105) | 0, но допустимо указать ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | |
Основание платежа (поле 106) | |||
Налоговый период (поле 107) | Период, за который перечисляете налог или взносы | ||
Номер документа-основания платежа (поле 108) | |||
Дата документа-основания платежа (поле 109) |
Правовые основы возникновения и исполнения неустойки
Согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, например передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Условия исполнения обязательств определяются соответствующими положениями ГК РФ о видах договоров.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка, предусмотренная законом или договором (п. 1 ст. 329 ГК РФ).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Иными словами, кредитор вправе предъявить требование по уплате неустойки только в том случае, если установлен факт неисполнения или ненадлежащего исполнения основного обязательства. Данный факт может быть определен сторонами (при подписании акта о приемке товаров, работ, услуг) или установлен судом (Письмо Минфина России от 02.07.2012 N 02-11-08/2474).
Как уже упоминалось, условия об уплате неустойки и порядок ее расчета в случае неисполнения и ненадлежащего исполнения обязательств предусматриваются в договорах (государственных (муниципальных) контрактах).
Напомним, что согласно п. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения для его собственных нужд.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В каких случаях нужно списывать неустойку в 2022 году? И какие документы требуются от поставщика в каждом случае?
Для вашего удобства мы свели все случаи списания неустойки в 2022 году в таблицу, показав в ней также, какие документы являются основанием для списания неустойки в каждом случае.
Случай списания неустойки |
Размер списания |
На основании каких документов |
1. Если обязательства по контракту были исполнены в полном объеме Неустойка не списывается, если в 2015, 2016 и 2020 гг. были изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и/или цене контракта, и/или цене единицы товара, работы, услуги, и/или количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами |
||
Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта |
Полностью |
|
Общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта |
50% начисленных |
|
2. Если обязательства по контракту не были исполнены в полном объеме: |
||
В связи с существенным увеличением в 2021, 2022 году цен на строительные ресурсы, повлекшим невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
За период с даты заключения контракта до даты представления предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, предусмотренного абз. 5 подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — ПП РФ № 1315) |
Дополнительное соглашение об увеличении цены контракта в соответствии с положениями ПП РФ № 1315 |
По причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением международных санкций или мер ограничительного характера |
Полностью |
|
Применимы ли общие основания для списания неустойки (подп. «а», «б» п. 2 Правил № 783) к контракту, который был расторгнут по соглашению сторон в связи с невостребованностью части товаров (работ, услуг)?
Если расторжение контракта не было обусловлено нарушением условий контракта со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), неустойка подлежит списанию на общих основаниях.
Пример правовой оценки
Необходимость подписания соглашения о расторжении возникла в связи с отсутствием иного объема работ на объекте после подписания последнего акта приемки. Следовательно, сторонами в письменной форме достигнуто соглашение об уменьшении объема работ и стоимости работ, т. е. цены контракта.Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению положение подп. «г» п. 3 Правил № 783, в связи с чем неустойка в размере 11 515,18 руб. подлежала списанию заказчиком.
Постановление Пятнадцатого ААС от 02.09.2022 по делу № А32-18084/2022.
Бюджетный учет штрафов за нарушение условий договора проводка 2022 год
Напомним, что нормативной основой такого списания были утратившие в настоящее время Постановления Правительства РФ: — от 05.03.2022 N 196 «О порядке предоставления в 2022 году отсрочки уплаты и списания неустоек (штрафов и пеней)» (далее — Постановление N 196); — от 14.03.2022 N 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2022 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее — Постановление N 190)
С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 16.11.2022 № 209н[6] операции по начислению и списанию сумм неустоек (штрафов, пеней) по государственным контрактам в бухгалтерском учете заказчика следует отражать с использованием нового счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».
Учет неустойки, удержанной заказчиком из оплаты по договору
В доходах от реализации вы учитываете всю выручку от выполнения работ (п. 1 ст. 346.15 и п. 1 ст. 249 НК РФ). При этом доходы учитываются только после того, как получены деньги или погашена задолженность покупателя или заказчика иным способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Наше предприятие (упрощенка-доходы) оказывает услуги по монтажу и демонтажу выставок. Согласно акту сдачи-приемки работы выполнены надлежащим образом и в установленный Контрактом срок. В акте оговаривается сумма услуг согласно смете (137182,00), но т.к. акт сдачи-приемки работ был оформлен позднее, чем это должно быть по Контракту, Заказчик на основании претензии начислил пени (14939,12). На наш расчетный счет перечислена сумма за минусом пени (122242,88). Какими проводками я должна все это оформить? Как я должна отразить в книге доходов и расходов начисленные пени (14939,12), которые не поступили на наш р/сч., а ведь это тоже доход? Что я должна написать в книге доходов и расходов в графе 2,3,4,5?
Штрафы: проводки в бухучете
При нарушении налогового законодательства начисленные суммы взысканий относят на счет учета прибылей и убытков. В соответствии с Приказом Минфина от 31.10.2022 № 94н, к счету 99 «Прибыли и убытки» открывается субсчет 99.09 «Прочие прибыли и убытки». На этом субсчете учитываются штрафы, начисленные за нарушение налогового законодательства в корреспонденции со счетом учета соответствующего налога. В общем виде проводка по начислению штрафных санкций за нарушение законодательства выглядит так: Дт 99.09 Кт 68 (69).
Для начисления всех прочих взысканий, включая штрафы ГИБДД и неустойки по хозяйственным договорам, следует использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Проводки 2022 в бюджетном учете по поступлении на счет неустойки
Об этом сказано в . Порядок отражения в бухучете сумм полученных неустоек (штрафов, пеней) зависит от типа учреждения. В учете казенных учреждений: Сумма неустойки (штрафа, пеней) при нарушении условий государственного контракта относится к неналоговым доходам бюджета и зачисляется в размере 100 процентов в доход соответствующего бюджета (, Бюджетного кодекса РФ).
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.В заключаемый контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных им (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2022 N 44-ФЗ о контрактной системе; далее — Закон N 44-ФЗ).
Списание неустойки по государственному контракту в 2022 году
Как правильно списать неустойки в году: пошаговая инструкция Автор: Задорожнева Александра 20 августа Неустойка — это штрафная санкция, которая начисляется организацией-заказчиком за ненадлежащее исполнение или неисполнение поставщиком условий контракта. Как правильно заказчику списать неустойки в году, расскажем в нашей статье. Списание неустойки и закон Под неустойкой понимается денежная компенсация, которую обязан заплатить поставщик, нарушивший условия и обязательства по контракту, в качестве возмещения убытков. Если заказчик выявил нарушения в ходе исполнения контрактных требований или же поставщик вовсе не исполнил надлежащие условия по договору, начисляется неустойка. Если же исполнитель докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств произошло не по его вине или из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, то он будет освобожден от уплаты компенсации п. Если все же штрафные санкции в отношении поставщика были приняты и неустойка была начислена, то, согласно ч. Согласно п.
Учет пеней по договору проводки в бюджетном учреждении
Обоснование вывода:
Учет расчетов по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ (в рассматриваемом случае это задолженность по штрафу, предъявленному поставщику) осуществляется с применением счета 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» (п. 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2022 N 157н, п. 108 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.2022 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Зачет встречных требований, учитываемых на счетах бухгалтерского учета по разным кодам финансового обеспечения, производится с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) (п.п. 146, 147 Инструкции N 174н).
Таким образом, при удержании штрафных санкций, предъявленных контрагенту за ненадлежащее исполнение контракта (договора), из суммы предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта (договора), отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет 3 201 11 510 Кредит 3 304 01 730
увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)
— поступление от поставщика обеспечения по контракту;
2. Дебет 2 209 41 560 Кредит 2 401 10 141
— предъявлена неустойка поставщику за ненадлежащее исполнение контракта (договора);
3. Дебет 3 304 01 830 Кредит 3 304 06 730;
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 41 660
— отражено погашение дебиторской задолженности по доходам в виде штрафных санкций путем удержания из суммы обеспечения исполнения контракта (договора);
4. Дебет 3 304 06 830 Кредит 3 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (АнКВИ 610, КОСГУ 610)
— отражено уменьшение остатка денежных средств на лицевом счете по КФО «3» при удержании штрафных санкций;
5. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141)
— отражено поступление доходов в виде штрафных санкций и увеличение остатка денежных средств на лицевом счете в рамках приносящей доход деятельности по КФО «2».
Проводки в бюджете неустойка по договору
Читайте об особенностях отражения в учете пени по соцвзносам здесь. Итоги Изменения в учете соцвзносов больше связаны с новшествами в порядках исчисления и перечисления этих платежей, чем с изменениями в методике их показа в бухучете. Вместе с тем своевременное подписание новой редакции приказа об учетной политике по раздельному учету старых и новых взносов поможет вам избежать возможных неприятностей, связанных с неправильным отражением величины взносов в отчетности или уплатой неверных их сумм.
Такой порядок следует из положений пунктов , Инструкции № 162н, приложения 1 к Инструкции № 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета , , , ).* В учете бюджетных учреждений: Неустойку (штраф, пени), образовавшуюся при нарушении контрагентом контракта (в т.
Также в разделе V Указаний N 65н появилось описание статей КОСГУ 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности». Ранее они были представлены в перечне КОСГУ (Приложение 4 к Указаниям N 65н), но их описания в нормативном акте отсутствовали.
Ответ: Порядок отнесения операций на определенные коды КОСГУ установлен положениями п. 3 раздела V Указаний N 65н. Согласно описанию статьи 120 «Доходы от собственности» КОСГУ на данную статью относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе доходы от аренды. Поскольку в вопросе не указан вид аренды, то согласно п. 3 раздела V Указаний N 65н доходы полученные от операционной аренды необходимо отнести на подстатью 121, а доходы от финансовой аренды относятся на подстатью 122.
Отражение неустойки по контракту в бюджетной учете в 2021 году
Вне зависимости от вида основного обязательства, соглашение о задолженности должно быть оформлено в письменном виде. Если это правило было нарушено, суд признает соглашение о неустойке недействительным. Все нарушения этого типа можно классифицировать на такие категории:
- законная. В данном случае кредитор получает право требовать у своего партнера выплату неустойки, которая была предусмотрена по закону. Отместим, что размер выплаты может быть увеличен в том случае, если обе стороны пришли к соглашению касательно такого решения (во всех случаях кроме тех, когда это напрямую запрещено законом);
- договорная. В данном случае обе стороны сами определяют условия выплаты неустойки – ее размер, основания и способ передачи средств;
- альтернативная. При такой неустойке кредитор получает альтернативный вариант – требовать у должника компенсации непредвиденных расходов;
- зачетная. Это отдельная разновидность, при которой возмещается определенная часть средств, которая не была покрыта неустойкой;
- исключительная. В данной ситуации кредитор будет лишен права взыскивать со своего должника какие-либо компенсации своих убытков.
Согласно действующему законодательству, должник обязуется компенсировать именно те убытки, которые были причинены в результате просрочки поставки товара.
Как отменить судебный приказ о взыскании задолженности
Так что если размер задолженности несоразмерно велик и не соответствует нанесенному ущербу, суд может уменьшить ее размер до адекватного.
Материал подготовил юрист ЮФ»Логос» Золотухина Ольга |
Заключая договор поставки, стороны, как правило, предусматривают меры ответственности за просрочку оплаты товара в согласованные договором сроки. Можно ли взыскать с недобросовестного контрагента одновременно договорную неустойку и проценты за пользование чужими денежными средствами, установленными статьей 395 Гражданского кодекса РФ.
Законом о защите прав потребителей предусмотрено несколько размеров пени – от 0,5 до 3 %. При расчете учитывается минимальная величина, т.е. 0,5 %.
Перечисление неустойки по контракту в бюджет
Выплаты покажите: Дт 1 302 ХХ 837 Кт 1 304 05 200 – перечислены на банковский счет или карту сотрудника; Дт 1 302 ХХ 837 Кт 1 201 34 610 – выплачены из кассы.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения начисление неустойки отражается с применением счета 2 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». Погашение данной дебиторской задолженности может быть отражено с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».
Пример формирования Отчета (ф. 0503737) по удержанию неустойки (пени, штрафов) из вознаграждения по контракту В 2021 году бюджетное учреждение «Альфа» заключило контракт на приобретение товаров за счет субсидии на госзадание.
В марте 2021 будет сделана следующая проводкаШтрафы и пени перед бюджетом и внебюджетными фондами отражаются на дату принятия решения о Избежать уплаты пеней, штрафов и других санкций, начисленных в связи с несвоевременной или неполной уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также вБухгалтер отражает суммы пени по дебету счета 44, поскольку пени начислены за отчетный год.
Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание.
Корректировка структуры КБК 2021 года изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте по КОСГУ. Исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости.
Предметом контракта, заключенного управлением физической культуры и спорта (казенное учреждение) с поставщиком, является поставка спортивного оборудования на сумму 500 000 руб. В установленные контрактом сроки оборудование не было поставлено. Учреждение предъявило поставщику требование об уплате неустойки.
У заказчика ответственность за неверный расчет пени в закупке по закону 44 заключается в возможности обжалования такого требования в судебном порядке. Но иногда корректный расчет провести трудно, и начисление неустойки вызывает много вопросов.
В п. 3 ст. 41 БК РФ неустойка поименована в составе неналоговых доходов бюджета от мер ответственности за нарушение условий гражданско-правовой сделки. Суммы, полученные казенным учреждением, соответственно подлежат зачислению в доход бюджета.
Шаг 2. Подготовка требования об уплате в виде претензии, которая содержит:
- название заказчика и поставщика;
- ссылки на контракт, в том числе на пункт, в котором прописан срок поставки;
- сумму и предмет обязательств;
- описание нарушения;
- информацию о сроке задержки исполнения обязательств;
- отсылку на пункт договора, где указана ответственность поставщика в случае задержки поставки;
- размер неустойки на дату составления претензии;
- требование о ее уплате;
- приложение — расчет суммы, которая подлежит перечислению.
Бюджетное учреждение ведет приносящую доход деятельность.
В соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики, операции по налогу на прибыль организаций отражаются по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»; любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), учитываются на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».
Из УФНС в казначейство пришло требование на оплату пени по НДФЛ. Пени отражаются по коду вида расхода 853. Виновное лицо вносит в кассу деньги и казенное учреждение — получатель средств бюджета субъекта РФ сдает их в казначейство на лицевой счет учреждения. За учреждением не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту поставщик обязан уплатить неустойку (штрафы, пени) по требованию заказчика.
С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 16.11.2021 № 209н[6] операции по начислению и списанию сумм неустоек (штрафов, пеней) по государственным контрактам в бухгалтерском учете заказчика следует отражать с использованием нового счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».
- Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
- Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
- Фактическое выполнение.
Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.
Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 11 288 руб.
, а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2021 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 26 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб.
«Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.