Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие права и обязанности есть у ребенка в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неважно, нарушают что-то учителя или другие работники по незнанию или злому умыслу. Если вы считаете, что права школьника были нарушены, защищать их, как официальному представителю ребенка, придется вам.
Хотя родители и вправе отстаивать интересы своих детей любыми законными методами, иногда проще согласиться с мелкими неудобствами. Формально, дискриминировать ребенка потому, что родители отказались сдавать деньги на новые шторы, нельзя, но на практике бывает по-разному.
Не всегда можно заручиться поддержкой даже тех, кто с вами в одной лодке. Иногда одноклассники и без подсказки учителя готовы записать ребенка в “нищеброды”, демонстрируя соответствующее отношение. Выходки педагога, если такие будут, еще нужно доказать, что тоже непросто.
Казус может выйти и со школьной одеждой. Если вы отказались от участия в коллективной закупке, а потом поняли, что искать комплект самостоятельно или шить его в ателье будет дороже, обратно в большой заказ вас могут и не взять. И дело тут даже не в отношении родительского комитета, просто пока вы думаете, все сроки могут пройти.
С семейным образованием тоже не все просто. К своим ученикам школы зачастую относятся лояльнее, чем следовало бы: закрывают глаза на пропуски, ставят тройки по принципу “три пишем, два в уме”. К “семейникам”, периодически посещающим школу для сдачи аттестаций, отношение может быть строже.
Если чувствуете, что проще поменять школу, чем пытаться что-то кому-то доказывать, так и делайте. Ваши нервы, как и эмоциональный настрой ребенка, однозначно дороже судебных тяжб, пусть даже с положительным исходом. Если, наоборот, хотите побороться – это тоже нормально, но сначала посоветуйтесь с вашим школьником: большинство последствий в процессе ляжет на него.
Учащийся имеет право:
1.1. На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь.
(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12-14,16,17, Конституция РФ, глава 2)
1.2. На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.
(Конвенция о правах ребенка, ст. 32)
1.3 . На развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.
(Конвенция о правах ребенка, ст. 28,29)
1.4. На защиту от применения методов физического и психического насилия (см. Приложение 1)
(Закон РФ «Об образовании, ст. 15 п.6)
1.5. На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
(Конвенция о правах ребенка, ст.28, Конституция РФ, ст.43, Закон РФ «Об образовании, ст.5 п.3, ст. 50 п. 7)
1.6. На дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 74, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п.49)
1.7. На обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный курс обучения.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.4)
1.8. На свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.16)
1.9. На выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другое), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).
(Закон РФ «Об образовании, ст. 10 п.1, ст. 50 п.2; Постановление Правительства Москвы от 29.09.07 г. № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования»)
1.10. На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении аттестации.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п.,19)
1.11. На получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)
Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 45, п.3; Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» п.п. 4, 5; Инструкция о платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Утверждена Приказом Минобразования РФ от 16.06.1998 г. № 1578)
1.12. На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы.
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4)
1.13. На добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.
(Конвенция о правах ребенка, ст. 32 п.1; Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 50)
1.14. На получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)
1.15. На право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Конфиденциальность сообщения информации об оценке за письменные работы.
1.16. На объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)
1.17. На апелляцию по поводу объективности выставления оценки за письменную контрольную работу, если он не согласен с ней. Апелляция подается заместителю директора по учебно-воспитательной работе в течение двух дней, после объявления оценки.
1.18. На пользование школьным имуществом, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.
(пункты 1.15-1.18 приняты Советом школы)
1.19. На отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждений спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, психологу, директору школы, другим учителям, уполномоченному по правам участников образовательного процесса своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов.
Учащимся Запрещается:
4.1. Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.
(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст. 6, Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях различной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», ст.2).
4.2. Курение на территории школы.
(Федеральный закон от 10 июня 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст.6)
4.3. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и на переменах..
4.4. Использовать непристойные выражения и жесты.
(Конституция РФ, ст. 19 п. 2, ст. 21 п. 2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
4.5. Допускать запугивания, издевательства, унижение личности, а также дискриминация по национальному или расовому признаку, имущественному положению, вероисповеданию и другим причинам — по отношению к любому человеку.
(Конституция РФ, ст. 19 п. 2, ст. 21 п. 2)
4.6. Выходить из школы в учебные часы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
4.7. Опаздывать на занятия.
Все зависит от семьи и окружения
Бесспорно, главным духовным ориентиром и нравственной основой для ребенка является семья, ее ценности, устои и отношения. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте» — говорится в законе Российской Федерации «Об образовании».
Конечно, все семьи абсолютно разные. И свой подход к воспитанию потомства каждая семья считает единственно верным. Кто-то занимается образованием ребенка едва ли не с младенчества, расписывая поминутно его ежедневное разностороннее обучение. Другие считают, что у детей «должно быть детство», и отдают предпочтение физическому, нравственному и эмоциональному развитию детей. Есть, конечно, и те, кто не вникает в тонкости педагогики и заботится лишь о самом необходимом — главное, чтобы ребенок «был обут, одет и понимал, что его любят». Воспитание в неблагополучных семьях — отдельная тема.
Отличается в разных семьях и подход к дальнейшему образованию отпрысков — к выбору школы. Есть семьи, которые могут позволить себе дорогую частную школу с особенными методиками воспитания и образования. Большинство родителей из таких семей внимательно следят за процессом. Едва ли не с первого дня, прочитав гору литературы и проштудировав просторы интернета, они активно участвуют в школьной жизни ребенка, держат под контролем педагогов и воспитателей, дают советы и обсуждают каждую оценку.
Нарушение прав ребенка в школе
Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:
- Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
- Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
- Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.
Какие права есть у ребенка в школе
Все дети имеют право на бесплатное образование.
После получения начальной базы знаний, которая является обязательной для изучения, юноша или девушка может на конкурсной основе продолжить учебу в вузе.
В перечень прав школьников, касающихся непосредственно процесса обучения, входит:
- возможность выбора школы и свободный перевод из одного учебного заведения в другое по волеизъявлению ученика и родителей;
- различные формы получения образования: в учебном заведении или дома (например, семейное обучение или самообразование по индивидуальной программе);
- безвозмездное пользование школьной библиотекой;
- помощь педагогов в процессе обучения;
- проведение уроков в комфортных условиях, обеспечивающих безопасность учащихся и педагогов;
- добровольное посещение после плановых школьных уроков дополнительных занятий, приобретение полезных навыков и развитие своих способностей в кружках, секциях.
Право отказа от медицинских и психологических обследований и процедур
В школах часто проводятся различные предприятия, направленные на поддержку физического и психологического здоровья детей. На любую из подобных процедур, например, на постановку прививки или на проведение психологического анализа руководство школы или ответственный за проведения мероприятия преподаватель, как правило, классный руководитель, должен получить письменное согласие от родителей ребенка.
Исключение составляют ситуации, когда ребенок достиг совершеннолетнего возраста (такое возможно в ходе обучения в 11 классе). Однако и в таком случае школа не вправе принуждать. Разница лишь в том, что 18-летний ученик уже может отвечать сам за себя, а следовательно и согласие на ту же самую вакцинацию нужно будет получать у него самого, а не его родителей.
Ни директор, ни учителя, ни школьные медсестры не вправе принуждать ребенка к условной вакцинации или его родителей к предоставлению согласия на ее проведение.
Не будет лишним родителям ознакомиться со своими правами и обязанностями в ст. 44 закона об образовании, о котором уже писалось выше. Так как именно родители в первую очередь имеют право защищать законные права и интересы обучающегося чада. Родитель, реализуя свои права может и выбрать форму обучения, ознакомиться и с образовательным процессом и уточнять, каким обследованиям будет подвергнут ребенок в процессе обучения.
Право на участие родителя в управлении школой, как правило, закреплено в Уставе и часто происходит посредством участия родителя в попечительском совете школы.
Права и обязанности школьника регулируются ст. 34 и 43 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и даже первоклассника хорошо бы ознакомить с ними в доступной для него форме, а уж родителю надо их знать обязательно.
Обязанности ученика в школе
Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.
Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:
- Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
- Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
- Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.
- Ученик должен соблюдать школьный режим.
- Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
- Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
- Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
- Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
- Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
- Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
- Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.
- Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Реализация Конвенции о правах ребенка в Российском законодательстве
Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.
Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.
О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить сами юные граждане Российской Федерации.
Ребенка в школе травят дети
Ответственность за то, что происходит в стенах школы, лежит на директоре школы и педагоге. Все словесные оскорбления, травля ребенка другими учащимися, порча его вещей и тому подобное нарушение прав школьника — это зона ответственности школы. Однако в последнее время все чаще приходится слышать жалобы на оскорбления в соцсетях, а это уже — ответственность родителей. К сожалению, в российском законодательстве больше не существует статьи 130 Уголовного кодекса «Оскорбление личности», к которой можно было прибегать, если ребенка оскорбляют в соцсетях или фотографируют в нелицеприятных ситуациях и отправляют фото общим знакомым. Но никто не отменял мер воздействия с помощью школы или через родителей. Обязательно объясните ситуацию классному руководителю и попросите принять меры. Нелишне будет пообщаться и с родителями таких детей и объяснить, что вы готовы написать заявление в полицию, и ребят (даже девочек) поставят на учет, а это отметка в характеристике при дальнейшей учебе и поступлении. Убеждения не помогают — пишите заявление в полицию.
В какое ведомство обращаться по поводу нарушения прав детей, детально прописано в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В случаях, когда дети, например, при помощи фотошопа прилепляют голову девочки к телу порноактрисы и вывешивают свое «творчество» в соцсетях, чем могут довести ребенка до нервного срыва или самоубийства, помните, что существует статья 128.1. УК РФ «Клевета». И здесь закон очень суров финансово. Родителям следует обязательно обратиться к нотариусу и сделать скриншоты этих «произведений», заверяя через нотариуса этот публичный источник. Затем обратиться в полицию и через суд требовать уголовного преследования.
Ребенка оскорбляет педагог
Учитель не имеет права оскорблять ребенка. Ни словесно, ни тем более действием, например, не пустив его на праздник или дойдя до рукоприкладства — это указано в ФЗ «Об образовании». В таких ситуациях сразу же обращайтесь к директору школы и на Горячую линию Минобрнауки, в том числе, оставьте и письменное заявление на сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф/обратная-связь/ форма). Соберите от других родителей заявления о недопустимом поведении учителя и требуйте замены преподавателя. До тех пор, пока родители не вмешались в ситуацию, ребенок имеет полное право не выслушивать оскорбления в свой адрес, а в вежливой форме попросить разрешения покинуть класс и обратиться к директору с жалобой. Неплохо, если ребенок запишет оскорбления на диктофон. Во‑ первых, родители поверят ребенку, что оскорбления имели место быть, а во-вторых, эта запись будет существенным аргументом в общении с директором школы. Запись не надо показывать педагогу, угрожая расправой, но следует обязательно обратиться к директору и требовать или выговор для такого педагога, или же его отстранения и замены. Имейте в виду, что ни видео-, ни аудиозапись не может быть доказательством в гражданском суде — потребуется голосовая экспертиза.
Объясните ребенку его права в школе, но также укажите, что на оскорбления педагога нельзя отвечать тем же, всегда надо быть вежливым и корректным.
Права ученика на уроке
Каждый ребёнок хочет к себе доброжелательное отношение не только со стороны сверстников, но и учителей. Педагог не всегда скажет ученику, какой балл он поставил за ответ или за написанную контрольную работу. Это неправильно. У каждого ребёнка есть права не только в школе, но и на уроках.
Очень часто учителя не понимают, какой дискомфорт испытывают дети, лишенные возможности знать о своих успехах и неудачах.
Права ученика на уроке:
- Ребёнок должен знать, какой балл поставили ему за знание.
- Ученик имеет право знать все свои оценки за предмет.
- Ребёнок может высказать своё мнение по теме урока.
- Школьник имеет право на уроке выйти в туалет не отпрашиваясь, но поставив учителя в известность.
- Ученик на уроке может исправить педагога, если тот оговорился.
- Школьник имеет право поднять руку и ответить, если это касается темы урока.
- Ученик может по окончании урока выйти из класса (когда прозвенел звонок).
Правила поведения ученика на уроке
Каждый школьник обязан придерживаться определённого поведения как на уроках, так и на перемене.
Правила поведения на уроках:
- Каждый ребёнок должен приходить на занятия за 15 минут до звонка, чтобы успеть переодеться и приготовиться к уроку.
- Ученик не должен находиться в помещении в верхней одежде или шапке.
- Школьник обязан быть в классе в тот момент, когда прозвенел звонок.
- Ребёнок не должен заходить на занятия вместе с учителем или после него.
- В то время, когда зашёл педагог, дети должны подняться для того, чтобы поприветствовать его.
- Ребёнок обязан на уроке вести себя тихо и не отвлекать других детей.
- Когда идёт урок, ученик не должен жевать жвачку или употреблять пищу.
- Во время занятий запрещается пользоваться мобильной связью.