Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила вывоза и ввоза валюты в Россию в феврале 2023 года году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На ввозимый автомобиль необходимо получить российский электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Бумажные ПТС в России уже давно не выдаются. Без ЭПТС автомобиль нельзя поставить на учёт в ГИБДД. В этом документе содержится вся необходимая информация, позволяющая отличить автомобиль от других, похожих на него. ЭПТС служит для подтверждения права собственности на автомобиль, он потребуется при покупке и продаже, а также при розыске угнанного автомобиля. Наша компания поможет на ввезённый в Россию автомобиль оперативно оформить ЭПТС. Подробнее про оформление электронного ПТС (ЭПТС) в России.
Оформление ЭПТС на ввозимый автомобиль
Покупка авто на Российском рынке
Самым простым способом является покупка на внутреннем рынке, т.к. не нужно тратить время и силы на покупку, пригон, растаможку, приобретение и установку кнопки Глонасс и оплату утилизационного сбора. Все это уже сделано предыдущим владельцем, импортером или официальным дилером. Остается только выбрать нужную модель, цвет, комплектацию и многое другое необходимое новому владельцу.
Сбор за таможенное оформление
Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.
Новые ставки таможенных сборов действуют с 1 августа 2020 года.
Стоимость автомобиля, руб. | Стоимость оформления, руб. |
---|---|
до 200 000 | 775 |
до 450 000 | 1 550 |
до 1 200 000 | 3 100 |
до 2 700 000 | 8 530 |
до 4 200 000 | 12 000 |
до 5 500 000 | 15 500 |
до 7 000 000 | 20 000 |
до 8 000 000 | 23 000 |
до 9 000 000 | 25 000 |
до 10 000 000 | 27 000 |
свыше 10 000 000 | 30 000 |
Памятка для экспортёра
- Запрет на вывоз товаров из России. Постановлением № 311 Правительство РФ запретило отправлять на экспорт продукцию, представляющую ценность для экономики. Всем участникам ВЭД следует внимательно изучить нормативный акт и приложения к нему.
- Вывоз в разрешительном порядке. Постановление № 312 определяет отдельные категории товаров, которые в порядке исключения можно вывозить за рубеж, при наличии веских оснований: например, для ремонта или модернизации. Для получения разрешения необходимо обращаться в контролирующее ведомство — Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Минздрав, Минтранс, Минприроды.
- Постановление № 313 определяет список недружественных стран, в которые запрещён экспорт отдельных видов сырья и материалов. В частности, под полный запрет попала продукция деревообрабатывающей отрасли.
- Оформление сертификата СТ-1 — обязательная процедура для участников ВЭД, которые занимаются производством и реализацией продукции российского происхождения. Документ не только позволяет торговать со странами ЕАЭС в полном объёме, но и освобождает от таможенных пошлин.
- Таможенное законодательство находится в стадии обновления. Прежде чем принимать решения об экспорте продукции, необходимо внимательно изучать нормативные акты и поправки к ним.
Таблица вычисления платежа по единому тарифу
Итоговую сумму сбора при растаможивании определяет стоимость автомобиля из Германии. Посчитать её можно с помощью таблицы:
Стоимость авто из Германии (в рублях) | Сумма сбора (в рублях) |
До 200 000 | 500 |
200 000 – 450 000 | 1 000 |
450 000 – 1 200 000 | 2 000 |
1 200 000 – 2 500 000 | 5 500 |
2 500 000 – 5 000 000 | 7 500 |
5 000 000 – 10 000 000 | 20 000 |
10 000 000 – 30 000 000 | 50 000 |
Свыше 30 млн. | 100 000 |
*Сбор на мотоциклы составляет 250 рублей |
Можно ли ездить на нерастаможенной машине?
Таможенный закон отводит ровно сутки на выполнение всех процедур в 2023 году – предоставление автомобиля на проверку инспектору и оплату положенных сборов, пошлин и налога.
В противном случае ответственное лицо получает серьезный штраф по факту единичных нарушений, когда общая сумма долга не превышает 1 млн рублей, а также подвергается уголовному преследованию, если неоплаченные сборы составляют больше 1 млн рублей.
Однако в 2023 году законом предусмотрены исключения, которые разрешают ездить на нерастаможенной машине из Германии по территории России. Меры носят временный характер и распространяются на 2 категории лиц:
- Граждане иностранного государства, которые оформили временное пребывание автомобиля на территории России. Оплачивать сборы, пошлины и налог не придется, если ТС зарегистрировано в другой стране. С момента въезда срок передвижения авто по РФ ограничивается 1 годом.
- Россияне, которые купили ТС с регистрацией в другом государстве и въехали на территорию России по форме временного ввоза. В этом случае закон разрешает свободное перемещение машины в течение 6 месяцев (с возможностью 1 раз продлить эту «привелегию»), после чего необходимо в полном объеме оплатить пошлины, сборы и налог.
Растаможка электромобилей в России
Налоги, уплачиваемые при растаможке электромобилей, немного отличаются от налогов, которые необходимо уплачивать для бензиновых и дизельных автомобилей.
С 1 января 2022 года отменены нулевые пошлины на ввоз электромобилей, которые действовали с 4 мая 2020 по 31 декабря 2021 года.
Итак, при растаможке электромобилей необходимо оплатить следующие налоги:
- Сбор за таможенное оформление. Размеры сбора приведены ниже.
- Таможенная пошлина
- Утилизационный сбор. Для всех автомобилей, в том числе автомобилей с электрическими двигателями, рассчитывается по единым ставкам. Расчет утилизационного сбора описан ниже.
- НДС. Платят юридические и физические лица. НДС составляет 20% от суммы: каталожная стоимость авто + таможенная пошлина + акциз.
- Акциз. Платят как физические, так и юридические лица.
Размер акциза на автомобили зависит от мощности двигателя.
Новые ставки действуют с 1 января 2021 года.
Текущие ставки акциза:
Мощность двигателяСтавка акциза
до 90 л.с. | 0 руб. за 1 л.с. |
90.01 – 150 л.с. | 53 руб. за 1 л.с. |
150.01 – 200 л.с. | 511 руб. за 1 л.с. |
200.01 – 300 л.с. | 836 руб. за 1 л.с. |
300.01 – 400 л.с. | 1425 руб. за 1 л.с. |
400.01 – 500 л.с. | 1475 руб. за 1 л.с. |
свыше 500.01 л.с. | 1523 руб. за 1 л.с. |
Из каких стран и какие марки автомобилей везут в Россию по схеме параллельного импорта?
В настоящий момент основные каналы поставок новых автомобилей в Россию по схемам параллельного импорта представлены Китаем, Южной Кореей, Казахстаном и ОАЭ. Их привозом занимаются, как юридические лица в виде автосалонов и специализирующих на этом фирм, так и частные лица. Из других стран машины также везут, но в куда меньших количествах и в основном под индивидуальный заказ клиента с соответствующей предоплатой.
В основном к нам привозят автомобили таких марок, как:
- Toyota (из ОАЭ и Китая);
- Kia и Hyundai (из Южной Кореи);
- Chevrolet (из Казахстана);
- Volkswagen (из Китая);
- Baic, Hongqi (из Китая) — последние никогда не присутствовали в России и не покидали ее. Автомобили будут приводить до тех пор пока марки не придут на наш рынок официально;
Легальные способы ввоза авто из Прибалтики в Россию
Наши соотечественники не просто так задумываются, как ввести автомобиль в Россию без растаможки. Таможенное оформление по всем правилам – серьезная процедура для тех, кто хочет купить транспортное средство за границей, но эксплуатировать его в России. Оформление документов на таможенном пункте и уплата пошлин требует времени и серьёзных затрат. Окончательная сумма зависит от нескольких факторов:
- стоимости транспортного средства;
- разновидности ТС – легковая машина, грузовик, автобус и т. д;
- года выпуска машины;
- характеристики двигателя – объёма, мощности;
- наличия прицепа;
- ввозных пошлин и налога на добавочную стоимость в размере 18% от цены машины.
Если автомобиль ввозится в страну легально без растаможки, у его владельца появляется возможность сэкономить деньги и время. С одной стороны, он становится собственником качественного транспортного средства, но с другой – возникает масса ограничений:
- нерастаможенный автомобиль может находиться в России определенное время;
- управлять ТС может только лицо, оформившее временный ввоз;
- авто нельзя продавать, дарить или передавать по доверенности;
- не допускается использование машины в коммерческих целях;
- нельзя пересекать границу с другими соседними государствами.
Эксплуатация транспортного средства в России без растаможки осуществляется только на условиях временного ввоза, но этой возможностью воспользоваться могут не все. Такое право предоставляется:
- гражданам иностранных государств, временно находящимся или проживающим на территории РФ;
- россиянам, проживающим на территории другой страны.
Какие остались схемы обхода?
В 90-е годы Япония и страны Европы смогли избавиться от большого количества устаревающих автомобилей, продав их в Россию. «Автохлам» (по меркам заграницы) везли в огромных количествах, и он составлял серьезную конкуренцию АвтоВАЗу и другим отечественным автопроизводителям. Со временем правила ввоза стали ужесточать, а посредники – придумывать все новые схемы обхода ограничений.
Самые популярные схемы уже неакутальны:
- «распил» или «конструктор» – когда автомобиль разбирали на части и буквально распиливали (хоть и очень аккуратно) кузов, чтобы ввезти в Россию как запчасти, которые под пошлины не попадали. Это опасная схема, потому что распиленный кузов даже после сварки теряет прочность;
- временный ввоз из Абхазии – в этой частично признанной республике очень низкие тарифы на растаможку авто, при этом в России на таком автомобиле можно ездить целый год (но лишь оформив авто на фирму в Абхазии). Похожие схемы действовали и с Арменией, но теперь она тоже входит в ЕАЭС и единое таможенное пространство с Россией;
- ввоз автомобиля по программе благотворительности – когда-то это было основанием для ввоза автомобиля в Россию без растаможки.
Сейчас эти схемы сильно ограничены – например, если раньше ГИБДД даже не могла выявлять иностранные госномера на дорогах через камеры, то теперь такая возможность есть. И при выезде за границу (например, по схеме временного ввоза авто) водителю предъявят все накопленные им штрафы. Кроме того, ввезенные через временную процедуру автомобили в России нельзя продать кому-то еще или посадить за руль другого человека.
Из более-менее легальных схем осталось следующее:
- ввоз на жителя Дальнего Востока. Каждый житель регионов ДФО вправе ввезти один подержанный праворульный автомобиль без обязательной установки терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Это не такая большая экономия (около 50 тысяч рублей), но сейчас намечается дефицит этих терминалов, а схему продлили до 3 декабря 2022 года;
- ввоз через жителя Белоруссии. В республике для ряда категорий населения есть право льготного ввоза автомобилей – со скидкой в 50% на таможенное оформление. На этом семьи строят целый бизнес, купленный через такого льготника автомобиль можно законно ввезти в Россию и за небольшие деньги (только установка системы ЭРА-ГЛОНАСС) переоформить уже на российские номера.
Правда, схема с Белоруссией постепенно закрывается – местные налоговики начали обращать на льготников особое внимание, и если те перепродают автомобили с выгодой, заставляют платить налог с нее.
Возможна двойная растаможка
Если вы купили европейский автомобиль в России и хотите перевезти его в Европу, то за растаможку заплатите дважды. Первый раз – при покупке (стоимость растаможки внесена в цену машину), второй раз – при переезде.
Плюс заплатите приличную сумму пошлин – в каждой стране они отличаются. Например, в Германии таможенная пошлина на легковые машины составляет 10%, на мотоциклы до 250 см3 – 8%, свыше этого объема – 6%. Далее вам придется заплатить налог на оборот импорта, а он равняется 19% стоимости авто. В каждой стране есть условия, которые позволяют избежать уплаты пошлин. Например, во Франции нужно владеть машиной не менее 6 месяцев.
Таким образом, растаможка может обойтись вам практически в треть от стоимости любимого «железного коня». Далее вас ждет новая регистрация автомобиля уже в Европе и получение европейского номера.
Ситуация с банковскими картами
В прошлом не было проблем с провозом наличных денег через границу. Россияне свободно пользовались международными картами, такими как Visa и MasterCard, которые широко принимались как в России, так и в других странах.
Но в марте 2022 года Visa и MasterCard ушли с российского рынка — их карты выпускают местные банки, но за пределами России эти платежные средства не работают. С тех пор у россиян появились проблемы — как выезжать за границу, как носить с собой деньги?
Если рассматривать банковские карты, то у нас остается только два варианта:
- МИР. Российские карты, которые действуют в 11 странах, кроме Российской Федерации. К ним относятся Абхазия, Южная Осетия, Южная Корея, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения, Турция и Вьетнам. Если вы путешествуете в эти страны, вы можете перевозить деньги за границу на банковской карте «МИР», снимать их по месту пребывания.
- UnionPay. Некоторые путешественники предпочитают оформить карту UnionPay на время поездки. Это китайский международный пластик, который работает в 157 странах. Однако важно отметить, что покрытие в разных странах разное, а в некоторых буквально несколько банкоматов.
Конечно, лучше не перевозить деньги за границу именно наличными, лучше перевезти их полностью или частично на банковской карте. Но если MIR не работает в этой стране и — сделать дорогой UnionPay на одну поездку — это дополнительные расходы, вам нужно иметь при себе наличные.
Заранее узнайте, работают ли российские карты в вашей стране и насколько они там распространены. Возможно, имеет смысл взять часть денег на карту, а часть — наличными. За границей обычно не возникает проблем со снятием наличных, но расплатиться российской картой проблематично.
Правила вывоза валюты из России
Процедура вывоза валюты из страны аналогична процедуре ввоза. Правила также изложены в Таможенном кодексе. Следовательно, разрешенная к вывозу сумма составляет эквивалент 10 000 долларов США.
Валюта может быть вывезена из России сверх установленного лимита только в том случае, если такая же или большая сумма была ранее ввезена по прибытии в страну. Также разрешается взять большую сумму, если она была приобретена гражданином России или иностранцем на территории России во время пребывания в России.
Стоит отметить, что факт ввоза должен быть подтвержден предварительно заполненной таможенной декларацией для сумм, превышающих $10 000. Или справку установленной формы ТС-28, которая устанавливает количество ввезенной валюты, а также дату ее вывоза из России. В остальных случаях запрещается вывозить с территории страны суммы, превышающие утвержденный лимит.
Если гражданин сделал все в рамках правил, не превысил лимит и задекларировал все, что нужно, но при вывозе допустил ошибку, ему все равно не разрешат взять с собой сумму, превышающую 10 000 долларов США. Однако он может оставить часть валюты на временное хранение на таможне Российской Федерации. В этом случае он должен заполнить квитанцию по форме ТС -21. Кроме того, он может передать необходимую сумму сопровождающим лицам. Таким образом, избыточные средства остаются внутри страны.
Согласно правилам хранения, средства могут храниться на таможне в течение двух месяцев бесплатно. Если владелец не может собрать собственные средства до окончания этого срока, он должен будет уведомить об этом таможенную службу. В этом случае срок хранения может быть продлен на дополнительный месяц. Для того чтобы вернуть деньги, гражданин должен будет предъявить ранее выданную квитанцию ТК — 21.
Решение № 130 Исполнительного комитета ЕЭК от 06.08.2019 вступает в силу с 04.02.2020. Он дополняет правила ввоза и вывоза валюты на/из территории ЕЭС. Лица, перевозящие наличные деньги в сумме более 100 000 долларов США или их эквивалент, обязаны подтвердить происхождение этих денег соответствующим документом.
Как повлияют запреты на спрос и цены
Руководитель центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Вячеслав Мищенко рассказал, как эмбарго на нефтепродукты может повлиять на спрос и цены. По его словам, все будет лучше, чем ожидалось, но перед этим придется столкнуться с небольшими трудностями.
«Все будет хорошо и даже лучше, но перед этим будет чуть хуже. Надо понять, где будет хуже и что. Что касается цен, санкции разрушают ту глобальную модель рынка, которая была создана усилиями сообщества в течение десятилетия. Сначала введение ценового потолка, сейчас эмбарго на нефтепродукты. Мы будем на это отвечать, уже частично ответили», – говорит Мищенко.
По словам эксперта, пока мы живем в старой модели. Он отметил, что Россия произвела порядка 500 млн тонн нефтепродуктов, причем 272 млн тонн были переработаны внутри страны. Мищенко пояснил, что история с потолком на нефть проще, чем с нефтепродуктами. Рынок нефтепродуктов очень сегментирован, и у каждого есть собственный механизм ценообразования.
«В этой глобальной системе Россия занимала достаточно серьезную роль по всем направлениям. Европейский рынок являлся ключевым: 40–45% общего экспорта шло туда. По итогам 2022 года этот показатель упал до 39%. Вся история с ценовым потолком была связана с устоявшимся механизмом. Надо перестать мыслить старыми категориями и бояться сделать что-то новое. Сейчас нужно создавать инструменты торговли и ценовые котировки в рублях. Ценовые механизмы сейчас в долларах, соответственно зависимы от доллара. Западное сообщество активно связано с ним, чем они и пользуются», – рассказал эксперт.
Что будет с ценами на бензин в России
Мищенко отметил, что цены на бензин в России не должны увеличиться. Он добавил, что из-за санкций ЕС на нефть и нефтепродукты в нашей стране появится больше топлива.
«Мы будем производить топливо, которое будет оставаться на российском рынке. Если предложение начнет увеличиваться, а спрос не такой эластичный, товара на рынке будет больше. Соответственно цены как минимум не должны расти», – сказал он.
Напомним, что 1 февраля был введен запрет на поставки нефти недружественным странам, которые установили ценовой потолок на российское топливо. Ограничение будет действовать до 1 июля 2023 года.
С 5 декабря 2022 года в силу вступило эмбарго на нефть из России, поставляемую морем в Евросоюз. В Европе установили ценовой потолок на уровне 60 долларов за баррель. Москва отказалась от поставок нефти странам, которые присоединятся к этой мере. Ожидается, что с 5 февраля 2023 года начнет действовать эмбарго на импорт российских нефтепродуктов.