Правила вывоза и ввоза валюты в Россию в феврале 2023 года году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила вывоза и ввоза валюты в Россию в феврале 2023 года году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На ввозимый автомобиль необходимо получить российский электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Бумажные ПТС в России уже давно не выдаются. Без ЭПТС автомобиль нельзя поставить на учёт в ГИБДД. В этом документе содержится вся необходимая информация, позволяющая отличить автомобиль от других, похожих на него. ЭПТС служит для подтверждения права собственности на автомобиль, он потребуется при покупке и продаже, а также при розыске угнанного автомобиля. Наша компания поможет на ввезённый в Россию автомобиль оперативно оформить ЭПТС. Подробнее про оформление электронного ПТС (ЭПТС) в России.

Оформление ЭПТС на ввозимый автомобиль

Покупка авто на Российском рынке

Самым простым способом является покупка на внутреннем рынке, т.к. не нужно тратить время и силы на покупку, пригон, растаможку, приобретение и установку кнопки Глонасс и оплату утилизационного сбора. Все это уже сделано предыдущим владельцем, импортером или официальным дилером. Остается только выбрать нужную модель, цвет, комплектацию и многое другое необходимое новому владельцу.

Сбор за таможенное оформление

Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.

Новые ставки таможенных сборов действуют с 1 августа 2020 года.

Стоимость автомобиля, руб. Стоимость оформления, руб.
до 200 000 775
до 450 000 1 550
до 1 200 000 3 100
до 2 700 000 8 530
до 4 200 000 12 000
до 5 500 000 15 500
до 7 000 000 20 000
до 8 000 000 23 000
до 9 000 000 25 000
до 10 000 000 27 000
свыше 10 000 000 30 000

Памятка для экспортёра

  • Запрет на вывоз товаров из России. Постановлением № 311 Правительство РФ запретило отправлять на экспорт продукцию, представляющую ценность для экономики. Всем участникам ВЭД следует внимательно изучить нормативный акт и приложения к нему.
  • Вывоз в разрешительном порядке. Постановление № 312 определяет отдельные категории товаров, которые в порядке исключения можно вывозить за рубеж, при наличии веских оснований: например, для ремонта или модернизации. Для получения разрешения необходимо обращаться в контролирующее ведомство — Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Минздрав, Минтранс, Минприроды.
  • Постановление № 313 определяет список недружественных стран, в которые запрещён экспорт отдельных видов сырья и материалов. В частности, под полный запрет попала продукция деревообрабатывающей отрасли.
  • Оформление сертификата СТ-1 — обязательная процедура для участников ВЭД, которые занимаются производством и реализацией продукции российского происхождения. Документ не только позволяет торговать со странами ЕАЭС в полном объёме, но и освобождает от таможенных пошлин.
  • Таможенное законодательство находится в стадии обновления. Прежде чем принимать решения об экспорте продукции, необходимо внимательно изучать нормативные акты и поправки к ним.

Таблица вычисления платежа по единому тарифу

Итоговую сумму сбора при растаможивании определяет стоимость автомобиля из Германии. Посчитать её можно с помощью таблицы:

Стоимость авто из Германии (в рублях) Сумма сбора (в рублях)
До 200 000 500
200 000 – 450 000 1 000
450 000 – 1 200 000 2 000
1 200 000 – 2 500 000 5 500
2 500 000 – 5 000 000 7 500
5 000 000 – 10 000 000 20 000
10 000 000 – 30 000 000 50 000
Свыше 30 млн. 100 000
*Сбор на мотоциклы составляет 250 рублей

Можно ли ездить на нерастаможенной машине?

Таможенный закон отводит ровно сутки на выполнение всех процедур в 2023 году – предоставление автомобиля на проверку инспектору и оплату положенных сборов, пошлин и налога.

В противном случае ответственное лицо получает серьезный штраф по факту единичных нарушений, когда общая сумма долга не превышает 1 млн рублей, а также подвергается уголовному преследованию, если неоплаченные сборы составляют больше 1 млн рублей.

Однако в 2023 году законом предусмотрены исключения, которые разрешают ездить на нерастаможенной машине из Германии по территории России. Меры носят временный характер и распространяются на 2 категории лиц:

  1. Граждане иностранного государства, которые оформили временное пребывание автомобиля на территории России. Оплачивать сборы, пошлины и налог не придется, если ТС зарегистрировано в другой стране. С момента въезда срок передвижения авто по РФ ограничивается 1 годом.
  2. Россияне, которые купили ТС с регистрацией в другом государстве и въехали на территорию России по форме временного ввоза. В этом случае закон разрешает свободное перемещение машины в течение 6 месяцев (с возможностью 1 раз продлить эту «привелегию»), после чего необходимо в полном объеме оплатить пошлины, сборы и налог.
Читайте также:  Какую систему налогообложения выбрать для ИП

Растаможка электромобилей в России

Налоги, уплачиваемые при растаможке электромобилей, немного отличаются от налогов, которые необходимо уплачивать для бензиновых и дизельных автомобилей.

С 1 января 2022 года отменены нулевые пошлины на ввоз электромобилей, которые действовали с 4 мая 2020 по 31 декабря 2021 года.

Итак, при растаможке электромобилей необходимо оплатить следующие налоги:

  1. Сбор за таможенное оформление. Размеры сбора приведены ниже.
  2. Таможенная пошлина
  3. Утилизационный сбор. Для всех автомобилей, в том числе автомобилей с электрическими двигателями, рассчитывается по единым ставкам. Расчет утилизационного сбора описан ниже.
  4. НДС. Платят юридические и физические лица. НДС составляет 20% от суммы: каталожная стоимость авто + таможенная пошлина + акциз.
  5. Акциз. Платят как физические, так и юридические лица.

Размер акциза на автомобили зависит от мощности двигателя.

Новые ставки действуют с 1 января 2021 года.

Текущие ставки акциза:

Мощность двигателяСтавка акциза

до 90 л.с. 0 руб. за 1 л.с.
90.01 – 150 л.с. 53 руб. за 1 л.с.
150.01 – 200 л.с. 511 руб. за 1 л.с.
200.01 – 300 л.с. 836 руб. за 1 л.с.
300.01 – 400 л.с. 1425 руб. за 1 л.с.
400.01 – 500 л.с. 1475 руб. за 1 л.с.
свыше 500.01 л.с. 1523 руб. за 1 л.с.

Из каких стран и какие марки автомобилей везут в Россию по схеме параллельного импорта?

В настоящий момент основные каналы поставок новых автомобилей в Россию по схемам параллельного импорта представлены Китаем, Южной Кореей, Казахстаном и ОАЭ. Их привозом занимаются, как юридические лица в виде автосалонов и специализирующих на этом фирм, так и частные лица. Из других стран машины также везут, но в куда меньших количествах и в основном под индивидуальный заказ клиента с соответствующей предоплатой.

В основном к нам привозят автомобили таких марок, как:

  • Toyota (из ОАЭ и Китая);
  • Kia и Hyundai (из Южной Кореи);
  • Chevrolet (из Казахстана);
  • Volkswagen (из Китая);
  • Baic, Hongqi (из Китая) — последние никогда не присутствовали в России и не покидали ее. Автомобили будут приводить до тех пор пока марки не придут на наш рынок официально;

Легальные способы ввоза авто из Прибалтики в Россию

Наши соотечественники не просто так задумываются, как ввести автомобиль в Россию без растаможки. Таможенное оформление по всем правилам – серьезная процедура для тех, кто хочет купить транспортное средство за границей, но эксплуатировать его в России. Оформление документов на таможенном пункте и уплата пошлин требует времени и серьёзных затрат. Окончательная сумма зависит от нескольких факторов:

  • стоимости транспортного средства;
  • разновидности ТС – легковая машина, грузовик, автобус и т. д;
  • года выпуска машины;
  • характеристики двигателя – объёма, мощности;
  • наличия прицепа;
  • ввозных пошлин и налога на добавочную стоимость в размере 18% от цены машины.

Если автомобиль ввозится в страну легально без растаможки, у его владельца появляется возможность сэкономить деньги и время. С одной стороны, он становится собственником качественного транспортного средства, но с другой – возникает масса ограничений:

  • нерастаможенный автомобиль может находиться в России определенное время;
  • управлять ТС может только лицо, оформившее временный ввоз;
  • авто нельзя продавать, дарить или передавать по доверенности;
  • не допускается использование машины в коммерческих целях;
  • нельзя пересекать границу с другими соседними государствами.

Эксплуатация транспортного средства в России без растаможки осуществляется только на условиях временного ввоза, но этой возможностью воспользоваться могут не все. Такое право предоставляется:

  • гражданам иностранных государств, временно находящимся или проживающим на территории РФ;
  • россиянам, проживающим на территории другой страны.

Какие остались схемы обхода?

В 90-е годы Япония и страны Европы смогли избавиться от большого количества устаревающих автомобилей, продав их в Россию. «Автохлам» (по меркам заграницы) везли в огромных количествах, и он составлял серьезную конкуренцию АвтоВАЗу и другим отечественным автопроизводителям. Со временем правила ввоза стали ужесточать, а посредники – придумывать все новые схемы обхода ограничений.

Самые популярные схемы уже неакутальны:

  • «распил» или «конструктор» – когда автомобиль разбирали на части и буквально распиливали (хоть и очень аккуратно) кузов, чтобы ввезти в Россию как запчасти, которые под пошлины не попадали. Это опасная схема, потому что распиленный кузов даже после сварки теряет прочность;
  • временный ввоз из Абхазии – в этой частично признанной республике очень низкие тарифы на растаможку авто, при этом в России на таком автомобиле можно ездить целый год (но лишь оформив авто на фирму в Абхазии). Похожие схемы действовали и с Арменией, но теперь она тоже входит в ЕАЭС и единое таможенное пространство с Россией;
  • ввоз автомобиля по программе благотворительности – когда-то это было основанием для ввоза автомобиля в Россию без растаможки.
Читайте также:  Объявить амнистию по ст.ст.228, 228.1 ч.ч.1-4 УК РФ

Сейчас эти схемы сильно ограничены – например, если раньше ГИБДД даже не могла выявлять иностранные госномера на дорогах через камеры, то теперь такая возможность есть. И при выезде за границу (например, по схеме временного ввоза авто) водителю предъявят все накопленные им штрафы. Кроме того, ввезенные через временную процедуру автомобили в России нельзя продать кому-то еще или посадить за руль другого человека.

Из более-менее легальных схем осталось следующее:

  • ввоз на жителя Дальнего Востока. Каждый житель регионов ДФО вправе ввезти один подержанный праворульный автомобиль без обязательной установки терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Это не такая большая экономия (около 50 тысяч рублей), но сейчас намечается дефицит этих терминалов, а схему продлили до 3 декабря 2022 года;
  • ввоз через жителя Белоруссии. В республике для ряда категорий населения есть право льготного ввоза автомобилей – со скидкой в 50% на таможенное оформление. На этом семьи строят целый бизнес, купленный через такого льготника автомобиль можно законно ввезти в Россию и за небольшие деньги (только установка системы ЭРА-ГЛОНАСС) переоформить уже на российские номера.

Правда, схема с Белоруссией постепенно закрывается – местные налоговики начали обращать на льготников особое внимание, и если те перепродают автомобили с выгодой, заставляют платить налог с нее.

Возможна двойная растаможка

Если вы купили европейский автомобиль в России и хотите перевезти его в Европу, то за растаможку заплатите дважды. Первый раз – при покупке (стоимость растаможки внесена в цену машину), второй раз – при переезде.

Плюс заплатите приличную сумму пошлин – в каждой стране они отличаются. Например, в Германии таможенная пошлина на легковые машины составляет 10%, на мотоциклы до 250 см3 – 8%, свыше этого объема – 6%. Далее вам придется заплатить налог на оборот импорта, а он равняется 19% стоимости авто. В каждой стране есть условия, которые позволяют избежать уплаты пошлин. Например, во Франции нужно владеть машиной не менее 6 месяцев.

Таким образом, растаможка может обойтись вам практически в треть от стоимости любимого «железного коня». Далее вас ждет новая регистрация автомобиля уже в Европе и получение европейского номера.

Ситуация с банковскими картами

В прошлом не было проблем с провозом наличных денег через границу. Россияне свободно пользовались международными картами, такими как Visa и MasterCard, которые широко принимались как в России, так и в других странах.

Но в марте 2022 года Visa и MasterCard ушли с российского рынка — их карты выпускают местные банки, но за пределами России эти платежные средства не работают. С тех пор у россиян появились проблемы — как выезжать за границу, как носить с собой деньги?

Если рассматривать банковские карты, то у нас остается только два варианта:

  1. МИР. Российские карты, которые действуют в 11 странах, кроме Российской Федерации. К ним относятся Абхазия, Южная Осетия, Южная Корея, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения, Турция и Вьетнам. Если вы путешествуете в эти страны, вы можете перевозить деньги за границу на банковской карте «МИР», снимать их по месту пребывания.
  2. UnionPay. Некоторые путешественники предпочитают оформить карту UnionPay на время поездки. Это китайский международный пластик, который работает в 157 странах. Однако важно отметить, что покрытие в разных странах разное, а в некоторых буквально несколько банкоматов.

Конечно, лучше не перевозить деньги за границу именно наличными, лучше перевезти их полностью или частично на банковской карте. Но если MIR не работает в этой стране и — сделать дорогой UnionPay на одну поездку — это дополнительные расходы, вам нужно иметь при себе наличные.

Заранее узнайте, работают ли российские карты в вашей стране и насколько они там распространены. Возможно, имеет смысл взять часть денег на карту, а часть — наличными. За границей обычно не возникает проблем со снятием наличных, но расплатиться российской картой проблематично.

Правила вывоза валюты из России

Процедура вывоза валюты из страны аналогична процедуре ввоза. Правила также изложены в Таможенном кодексе. Следовательно, разрешенная к вывозу сумма составляет эквивалент 10 000 долларов США.

Читайте также:  Какую индексацию пенсий на 2023-2025 годы разработал Минтруд?

Валюта может быть вывезена из России сверх установленного лимита только в том случае, если такая же или большая сумма была ранее ввезена по прибытии в страну. Также разрешается взять большую сумму, если она была приобретена гражданином России или иностранцем на территории России во время пребывания в России.

Стоит отметить, что факт ввоза должен быть подтвержден предварительно заполненной таможенной декларацией для сумм, превышающих $10 000. Или справку установленной формы ТС-28, которая устанавливает количество ввезенной валюты, а также дату ее вывоза из России. В остальных случаях запрещается вывозить с территории страны суммы, превышающие утвержденный лимит.

Если гражданин сделал все в рамках правил, не превысил лимит и задекларировал все, что нужно, но при вывозе допустил ошибку, ему все равно не разрешат взять с собой сумму, превышающую 10 000 долларов США. Однако он может оставить часть валюты на временное хранение на таможне Российской Федерации. В этом случае он должен заполнить квитанцию по форме ТС -21. Кроме того, он может передать необходимую сумму сопровождающим лицам. Таким образом, избыточные средства остаются внутри страны.

Согласно правилам хранения, средства могут храниться на таможне в течение двух месяцев бесплатно. Если владелец не может собрать собственные средства до окончания этого срока, он должен будет уведомить об этом таможенную службу. В этом случае срок хранения может быть продлен на дополнительный месяц. Для того чтобы вернуть деньги, гражданин должен будет предъявить ранее выданную квитанцию ТК — 21.

Решение № 130 Исполнительного комитета ЕЭК от 06.08.2019 вступает в силу с 04.02.2020. Он дополняет правила ввоза и вывоза валюты на/из территории ЕЭС. Лица, перевозящие наличные деньги в сумме более 100 000 долларов США или их эквивалент, обязаны подтвердить происхождение этих денег соответствующим документом.

Как повлияют запреты на спрос и цены

Руководитель центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Вячеслав Мищенко рассказал, как эмбарго на нефтепродукты может повлиять на спрос и цены. По его словам, все будет лучше, чем ожидалось, но перед этим придется столкнуться с небольшими трудностями.

«Все будет хорошо и даже лучше, но перед этим будет чуть хуже. Надо понять, где будет хуже и что. Что касается цен, санкции разрушают ту глобальную модель рынка, которая была создана усилиями сообщества в течение десятилетия. Сначала введение ценового потолка, сейчас эмбарго на нефтепродукты. Мы будем на это отвечать, уже частично ответили», – говорит Мищенко.

По словам эксперта, пока мы живем в старой модели. Он отметил, что Россия произвела порядка 500 млн тонн нефтепродуктов, причем 272 млн тонн были переработаны внутри страны. Мищенко пояснил, что история с потолком на нефть проще, чем с нефтепродуктами. Рынок нефтепродуктов очень сегментирован, и у каждого есть собственный механизм ценообразования.

«В этой глобальной системе Россия занимала достаточно серьезную роль по всем направлениям. Европейский рынок являлся ключевым: 40–45% общего экспорта шло туда. По итогам 2022 года этот показатель упал до 39%. Вся история с ценовым потолком была связана с устоявшимся механизмом. Надо перестать мыслить старыми категориями и бояться сделать что-то новое. Сейчас нужно создавать инструменты торговли и ценовые котировки в рублях. Ценовые механизмы сейчас в долларах, соответственно зависимы от доллара. Западное сообщество активно связано с ним, чем они и пользуются», – рассказал эксперт.

Что будет с ценами на бензин в России

Мищенко отметил, что цены на бензин в России не должны увеличиться. Он добавил, что из-за санкций ЕС на нефть и нефтепродукты в нашей стране появится больше топлива.

«Мы будем производить топливо, которое будет оставаться на российском рынке. Если предложение начнет увеличиваться, а спрос не такой эластичный, товара на рынке будет больше. Соответственно цены как минимум не должны расти», – сказал он.

Напомним, что 1 февраля был введен запрет на поставки нефти недружественным странам, которые установили ценовой потолок на российское топливо. Ограничение будет действовать до 1 июля 2023 года.

С 5 декабря 2022 года в силу вступило эмбарго на нефть из России, поставляемую морем в Евросоюз. В Европе установили ценовой потолок на уровне 60 долларов за баррель. Москва отказалась от поставок нефти странам, которые присоединятся к этой мере. Ожидается, что с 5 февраля 2023 года начнет действовать эмбарго на импорт российских нефтепродуктов.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...