Субсидия на оплату ЖКХ в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидия на оплату ЖКХ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В сентябре 2022 года начал действовать закон о новой схеме оплаты коммунальных услуг, которые пошли на общедомовые нужды. Это, например, вода для мытья подъезда, электроэнергия на его освещение и т. п. Раньше платежи жителей за это были ограничены нормативами. Теперь же все будут платить строго по счетчикам (если они, конечно, есть).

Новая схема оплаты трат на общедомовое имущество

Значительное число жителей столкнется с этим лишь в январе — если они не оплачивают реальное потребление по показаниям счетчиков каждый месяц, то предусмотрен перерасчет платы по данным приборов учета в начале года. Для многих жителей суммы в платежках, если и изменятся, то незначительно, на несколько процентов. Однако если в регионе были явно занижены нормативы потребления, то плата вырастет более ощутимо.

Доли допустимых расходов на оплату ЖКХ

Выплаты компенсаций жкх рассчитываются по специальной формуле. Выглядит она следующим образом: (Стандарт стоимости ЖКХ × Количество членов семьи) − (Совокупный доход семьи × Доля допустимых расходов).

Если практически все части формулы понятны и не раз уже просчитывались, то «доля допустимых расходов» не столь известная единица расчётов. Под этим понятием подразумевается отношение расходов на коммунальныеуслуги к основному доходу. Этот показатель имеет региональную основу (в каждом городе он свой) и мало в чем зависит от дохода семьи. Для примера, в таблице представлена доля допустимых расходов в нескольких городах на 2022 год.

Москва от 0% до 10%
Екатеринбург 12% или 22%
Санкт-Петербург 14%
Новосибирск 16% или 22%
Нижний Новгород 22%

Проблема с расчетом за тепловую энергию

Постановление Правительства РФ 354 с изменениями по отоплению 1708 от 28.12.2018г. устанавливает, что приборы учета устанавливаются только при наличии технической возможности. Также указанными поправками были изменены правила расчета платы за потребленную тепловую энергию. Существует три варианта:

  • в МКД установлен коллективный счетчик, но нет ни одного помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, — учитываются показания общедомового прибора;
  • в МКД есть хотя бы одно помещение, оборудованное индивидуальным счетчиком, — учитываются показания как коллективного, так и индивидуального счетчиков;
  • когда все помещения оборудованы приборами учета — расчет производится по их данным.

С 1 января 2023 г. собственники наделяются правом бесплатно получать информацию о том, кто зарегистрирован в их жилом помещении — причем, получать согласие зарегистрированных граждан не потребуется (Закон от 14 июля 2022 г. № 304-ФЗ).

В рамках такого информирования будут предоставляться персональные данные жильцов: Ф.И.О., дата и место рождения, дата постановки на регистрационный учет, а по иностранным гражданам — также дополнительно сообщат их гражданство и срок регистрации.

Эти поправки понадобились в связи с тем, что органы МВД (которые ведут сейчас регистрационный учет граждан по месту жительства и пребывания) отказывались предоставлять собственникам жилых помещений информацию о зарегистрированных жильцах без их согласия (как того требует Закон о защите персональных данных №152-ФЗ).

Читайте также:  Кадровый учет: самые частые ошибки и самые большие штрафы

А как собственник мог получить такое согласие, не зная, кто вообще числится на регистрационном учете, МВД не разъясняло.

Сроки оплаты коммунальных платежей по Жилищному кодексу

Актуальные сроки выплат по коммунальным платежам регламентируются нормами действующего федерального законодательства. Получатели ресурсного обеспечения обязуются совершать транзакции по квитанциям до 10 числа каждого месяца, следующего за завершившимся отчетным периодом.

При этом указанные сроки могут быть другими, если это предусматривается коллективным соглашением об управлении домом. Соответствующий порядок оплаты определяется в статье 155 действующего Жилищного Кодекса РФ и в статье 66 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2022 года.

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

В случае возникновения ситуации, когда оплата коммунальных услуг была произведена не в полном размере, то согласно статье 156 Жилищного Кодекса РФ должникам нужно погасить пеню в размере 1/300 от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в конкретный момент. Стоит отметить, что сотрудники управляющей организации не могут увеличить размер пени по своему усмотрению.

Статья 156. Размер платы за жилое помещение

При систематической просрочке обязательств по оплате услуг на жильцов могут быть наложены дополнительные меры наказания. Наиболее весомой из них можно считать выселение гражданина из занимаемого имущественного объекта. Это особенно актуально для случаев, когда накапливаются долговые обязательства за 6 месяцев для лиц, проживающих по соглашению о социальном найме.

Срок и способы оплаты коммунальных платежей в 2022 году

недвижимости, и все перечисленные пункты являются обязательными для любых владельцев жилья на территории дома.

Почтой России будет выгодно оплачивать коммунальные услуги клиентам Банка Москвы или Сбербанка, так как им не обязательно оплачивать комиссию.

Есть ли норма коммунальных платежей на квадратный метр — мы расскажем далее. Таким образом, если у гражданина нет квитанций, подтверждающих проведение платежа, ему придется оплачивать счета повторно, и именно по этой причине рекомендуется хранить их на протяжении трех лет с момента фактической оплаты.

В процессе расчеты суммы пени стоит принимать во внимание срок, на протяжении которого накапливается задолженности, а также ставку рефинансирования, действующую на данный момент.

Если управляющая компания подает заявление в суд с требованием

Независимые эксперты считают, что свобода маневра у правительства сегодня ограниченна. Аналитик Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Елена Киселёва напоминает: последний раз двузначный рост потребительских цен в России наблюдалась семь-восемь лет назад: в 2014 году – на 11,4%, в 2015 году – на 12,9%. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения в то время не должны были повышаться более чем на 70% от уровня инфляции. То есть индексация не могла быть выше 7,89% и 9,03%, а в действительности составила 9,4% и 10,1%. Получается, что из правила допускаются исключения. Нечто подобное следует ожидать и сейчас, полагает Елена Киселёва.

По ее словам, удорожание ЖКУ всегда болезненно воспринимается населением. Правительству приходится это учитывать и реагировать соответствующим образом. Например, в феврале этого года увеличилась плата за отопление. В ряде случаев суммы в платежках выросли сразу на несколько тысяч рублей. «Граждане возмутились, и власти отказались от единовременного роста тарифа. Кроме того, надо понимать, что значительное повышение платы за ЖКУ в условиях падения реальных доходов населения чревато увеличением числа неплательщиков», – отмечает аналитик ИКСИ.

Ответственность исполнителя

В Постановлении Правительства № 354 зафиксировано, что каждый пользователь может рассчитывать на качественные ресурсы, своевременное и бесперебойное предоставление сервисов. При выявлении недостатков в работе провайдеров есть право оформить письменную жалобу в контролирующие органы. Основанием для жалоб чаще всего являются некачественные ресурсы или временное отключение услуг на определенный период.
За нарушение правил предоставления коммунальных услуг виновные лица привлекаются к соответствующей ответственности. В частности, наказать можно за совершение следующих действий:

  • ненадлежащее качество ресурсов (индивидуальные нарушения услуг в квартирах, перебои в отдельных периодах, нарушение температуры воды или отопления);
  • нарушение вреда жилью, что связано с некачественными сервисами (крайне редко, но бывает, что из-за ненадлежащего исполнения провайдерами своих функциональных обязанностей, лицам может причиняться физический вред или смерть);
  • компенсация материального ущерба (начисление суммы вреда, причиненного действиями провайдеров или работниками ЖКХ, осуществляется только после составления соответствующего Акта).

Изменения в законе о порядке предоставления коммунальных услуг

С 01.01.2019 года действуют последние изменения Постановления Правительства 354 РФ. Такими изменениями являются:

  • уплату за общедомовые нужды (холодную, горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, отопление) с 01.01.2019 года относят к жилищному виду услуг и являются составной частью расходов на жилые помещения;
  • для определения объемов общедомовых издержек необходимо использовать формулу, определяющую разницу между показателями общедомовых приборов учета и квартирными счетчиками. Если общедомовых счетчиков нет, то размер этих отчислений будет зависеть от квадратуры квартир и суммы площадей общедомового имущества (пропорциональный расчет);
  • в срок до 1.06.2019 года должны быть определены нормы расчета для определения общедомовых расходов. С началом их использования все начисления, превышающие определенные нормы, будут оплачиваться за счет ресурсоснабжающих организаций;
  • в случае, когда владелец отсутствовал в определенный период в своей квартире, перерасчет будет произведен при наличии приборов учета. Если они отсутствуют, то владельцу, для проведения перерасчета, необходимо будет доказать с помощью документов факт своего отсутствия;
  • при отсутствии лиц, прописанных в квартире, начисления за ЖКУ будут производиться исходя из количества собственников.

Конкуренция норм гражданского и жилищного законодательства, регулирующих отношения по предоставлению коммунальных услуг

В преамбуле Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099, прямо указывалось, что они основывались на нормах Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон «О защите прав потребителей») . До вступления в силу ЖК РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг рассматривались как отношения в области защиты прав потребителей. Поскольку Правила предоставления коммунальных услуг 1994 г. прекратили свое действие, то актуальным является вопрос, распространяется ли это основание регулирования на новые Правила предоставления коммунальных услуг и является ли оно единственным.

К таким нормам-основаниям следует отнести статью 1, пункт 4 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 10, пункт 1 статьи 18, статьи 26, 38 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с гражданским законодательством потребители (граждане, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары, работы и услуги для личных бытовых нужд) пользуются правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. При этом в соответствии со статьей 1 Закона «О защите прав потребителей» в отношениях в области защиты прав потребителей приоритетную силу имеют нормы ГК РФ.

См. статью 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении части второй ГК РФ).

Статья 4 Закона о введении части второй ГК РФ устанавливает, что законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР впредь до приведения этих правовых актов в соответствие с частью второй ГК РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй ГК РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» указывается, что принятые Правительством РФ до введения в действие ГК РФ и Закона РФ о защите прав потребителей правила об отдельных видах договоров (в частности, Правила предоставления коммунальных услуг 1994 г.) могут применяться в части, не противоречащей ГК РФ и названному выше Закону РФ.

Читайте также:  Какая сумма ветеранских в Кургане на 2024 год

Субъекты отношений по предоставлению коммунальных услуг Исполнитель

Особенностью правового регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг является то, что ЖК РФ и Правила предоставления коммунальных услуг 2006 г. большее внимание уделяют главному контрагенту — исполнителю. Это естественно, поскольку именно от него зависит реальное исполнение обязательств по предоставлению коммунальных услуг. Определение в Правилах (пункт 3) понятия «исполнитель» содержит указания на:

а) вид лица, предоставляющего коммунальные услуги, — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель;

б) возможные способы участия исполнителя на этапе, предшествующем предоставлению коммунальных услуг, — производство или приобретение коммунальных ресурсов;

в) обязательность ответственности исполнителя за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги;

г) функциональную дифференциацию исполнителя в зависимости от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом — исполнителем могут быть управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Указанные в определении понятия «исполнитель» императивно установленные критерии и признаки должны применяться в совокупности. Исходя из этого определения можно сделать вывод, что если какое-либо лицо отвечает большинству положений определения, но не имеет обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, то это лицо не является исполнителем. Этот критерий, пожалуй, является доминантой Правил предоставления коммунальных услуг 2006 г.

Размер и сроки предоставления

Денежная помощь выплачивается на протяжении полугода после получения на это разрешения. После того как срок завершится, льготникам можно вновь подать заявление на получение компенсации, если они будут соответствовать требованиям.

Когда рассчитывается сумма компенсации на коммунальные услуги в 2023, берут во внимание следующие факторы:

  • квадратуру;
  • расходы на жилищные услуги;
  • количество прописанных;
  • прожиточный минимум.

Куда обращаться для получения?

Чтобы оформить государственную поддержку по квартплате, нужно обращение в отделение субсидий по оплате жил. ком. хозяйства.

Для совершения процедуры и получения ответа нужно подать документацию:

  • лично в орган;
  • при помощи представителя. Но в таком случае потребуется нотариальное заверение представительства.
  • почтовым переводом с уведомлением и вложенной описью бумаг.
  • через интернет. При выборе такого способа потребуется предварительная регистрация и подтверждение данных. Совершаются действия заранее, так как процесс проверки заявления и документов требует времени.

Постановление 354 с последними изменениями 2018 о коммунальных услугах

Основным документом, регулирующим отношение коммунальных служб и граждан, является Постановление Правительства РФ за номером 307, вступившее в силу в мае 2006 года, которое называется «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

  • копия командировочного удостоверения с приложением проездных документов;
  • документ о лечении в стационаре или в санатории;
  • проездные билеты, которые оформлены на имя потребителя, а также факт их использования;
  • счета за пребывание в гостинице, съемной квартире, общежитии;
  • документ, выданный ФМС о временной регистрации;
  • другие документы, которые смогут подтвердить факт отсутствия потребителя.

В случае, если ситуация предоставления некачественных услуг образовалась в результате обстоятельств непреодолимой силы или из-за действий покупателя ЖКУ, поставщик услуг будет освобожден от ответственности.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...