Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опыты в домашних условиях по химии и физике. Опыты для детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оказывается, если смешать марганцовку (перманганат калия) и перекись водорода (пероксид водорода), то получится удивительное «нечто»: большое количество плотной пены, которое будет выползать из ёмкости стремительно, подобно огромной танцующей кобре.
Опыт №3: Гуттаперчевое яйцо
Попробуйте взять стеклянную бутылку и через горлышко поместить в неё варёное яйцо. «Это же невозможно!» — скажете вы и будете правы, однако… Правы отчасти! На самом деле есть опыт, который покажет, что в мире возможно почти всё.
Вооружитесь стеклянной бутылкой и варёным яйцом. Пропитайте кусочек ваты или бумаги спиртом, подожгите его и бросьте его на дно бутылки. Пока ватка горит, расположите яйцо на горлышке. Бутылка сама втянет его внутрь, как резиновое!
Суть опыта: бутылка представляет собой замкнутое пространство. Когда там горит вата, воздух в емкости нагревается и расширяется. В этот момент, когда мы прислоняем яйцо к горлышку, внутри бутылки воздух начинает остывать, а значит, уменьшаться в объёме. Из-за разницы давления в бутылке и вне бутылки яйцо и проскакивает в горлышко как по маслу.
Нам не обойтись без следующих ингредиентов:
● 5% спиртовой раствор йода;
● 3% перекись водорода;
● витамин С 1000 мг;
● крахмал;
● несколько любых стеклянных сосудов с широким горлышком.
Сначала разотрите аскорбинку в порошок и хорошенько растворите его в трёх ст.л. теплой воды. Это будет наша первая смесь. Затем 1 ч.л. получившейся жидкости перелейте в сосуд, добавив 1 ч.л. спиртового раствора йода и 3 ст.л. теплой воды. Йод обесцветится. Это будет смесь номер два. В отдельной емкости соедините 1 ст.л. перекиси водорода и пол чайной ложки крахмала. Потом снова долейте 3 ст.л. воды, так получим третий раствор. Для финального результата второй раствор перельём в сосуд с третьим, затем назад, и так несколько раз. Мы увидим, как прозрачная жидкость приобретает тёмно-синий цвет!
Йод обесцвечивается аскорбиновой кислотой. Крахмал, взаимодействуя с йодом, становится синим. Смешивая второй и третий раствор, мы одновременно приводим в действие обе химические реакции. Так очень быстро крахмал одерживает победу, и раствор синеет.
В предыдущем эксперименте мы узнали, что при смешивании крахмала с водой образуется липкое вещество. Крахмал является природным сырьем. Как же узнать где есть крахмал, а где его нет?
Итак, в этом эксперименте используется два образца: положительный образец, содержащий кукурузный крахмал, и отрицательный образец, содержащий вещество, которое по виду похоже на кукурузный крахмал (например, сахарная пудра).
Перед началом эксперимента предложите детям подумать о том, какие продукты могут содержать крахмал. Они могут проверить свои предположения, используя метод определения, приведенный ниже.
Необходимые материалы:
- Раствор Люголя (раствор йода/раствор иодида калия).
- Одноразовые пипетки.
- Лабораторные пробирки или небольшие стеклянные емкости, в которых можно смешивать исследуемые вещества с раствором Люголя (вполне подойдет и кухонная утварь — например, рюмки).
- Кукурузный крахмал и сахарная пудра для контрольных образцов.
- Пищевые продукты, содержащие крахмал, например, картофель, заранее замоченные зерна пшеницы, кукурузная мука.
- Пищевые продукты, не содержащие крахмал, например, огурцы.
Используйте лопатку, чтобы поместить небольшое количество кукурузного крахмала в лабораторную пробирку. Добавьте 2 мл (1/2 чайной ложки) воды, осторожно встряхните пробирку. Затем добавьте в пробирку 4 капли раствора Люголя. Что произошло? В образцах, содержащих крахмал, раствор примет характерную синюю окраску.
Присутствует ли крахмал в вашем клеевом карандаше? Теперь вы можете сами проверить это.
Пришло время узнать в каких же продуктах содержится крахмал. Предложите своему ребенку заполнить следующую таблицу:
Продукт | Инструкции | Крахмал | Нет крахмала |
Картофель | Капните 4 капли раствора Люголя на половинку картофелины. | ||
Огурец | Отрежьте несколько ломтиков огурца и капните на них несколько капель раствора Люголя. | ||
Рис | Раздробите несколько зерен риса и поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя. | ||
Кукуруза | Раздробите несколько зерен кукурузы в ступке, поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя. |
Держитесь, мы почти закончили!
Что же отделяет нас от настоящего клея? Попробуем сделать следующее:
- Поместите крахмальную пасту на кончике лопатки в лабораторную пробирку, добавьте 5 мл воды, закройте пробирку пробкой.
- Встряхивайте пробирку в течение примерно 30 секунд.
- Повторите процесс с веществом, из которого изготовлен клеевой карандаш.
Скажите, в чем была разница? Не было у вас ощущения, что материал, из которого изготовлен клей-карандаш, вспенился совсем как мыло?
Что же, попробуем приготовить крахмальную пасту, но на этот раз — с добавлением мыльной стружки.
Необходимые материалы:
- Крахмал, полученный в процессе эксперимента, или готовый кукурузный крахмал.
- Кусок мыла, по возможности без отдушки.
- 1-2 огнеупорных стеклянных стакана или кастрюли.
- Плита или духовой шкаф.
- 1-2 стеклянных палочки или ложки для перемешивания.
- Термометр.
Возраст: опыт можно проводить с детьми в возрасте от 3-х лет.
Техника безопасности: следите за тем, чтобы дети не пробовали слайм на вкус.
Необходимые материалы:
- Прозрачный клей — 45—50 мл
- Сода — 30 г
- Горячая вода — 250 мл
- Блестки и шарики — для украшения
- Пластиковые емкости — 2 шт.
- Пластиковая ложка
- Пищевой краситель или маркер — для окрашивания клея
Как провести химический опыт:
- Залейте клей в первую емкость и окрасьте красителем маркером.
- Во вторую емкость засыпьте соду и добавьте горячую воду. Остудите этот раствор.
- Чтобы слайм был красивым, добавьте в него блестки и шарики. Но украшения должны быть очень мелкими, иначе структура будет нарушена.
- Затем влейте полученный раствор в клей. Слайм начнет формироваться. Вылавливайте его пластиковой ложкой и откладывайте в первую емкость. Если он не мягкий, а рассыпается— не хватает влаги. Вновь окуните в раствор. И так до тех пор, пока не начнет легко растягиваться.
Необходимые материалы:
- Коровье молоко
- Средство для мытья посуды
- Ватные палочки
- Пищевой краситель
- Неглубокая тарелка или широкая миска
Как провести химический опыт:
- Наполните тарелку или миску молоком.
- Капните не менее двух капель пищевого красителя каждого из четырех цветов. Чем больше разнообразие цветов, тем красивее картина.
- Щедро окуните конец ватной палочки в средство для мытья посуды.
- Теперь окуните ватную палочку в молоко рядом с каплей красителя.
- Первое, что произойдет, это то, что цвет «разойдется», как только на него попадет средство для мытья посуды.
- Аккуратно проводите ватной палочкой по разным цветам. Вы увидите, как начинают формироваться маленькие цветные реки.
- Продолжайте, пока цвета не начнут смешиваться и не приобретут темный оттенок.
- Вылейте окрашенное молоко и, при желании, повторите опыт.
Для детей 8 лет: «Фараонова змея»
Глюконат кальция, сухое горючее, спички или зажигалка.
Способов получить «фараоновых змей» множество. Мы расскажем о том, который под силу восьмилетнему ребёнку. Самых маленьких и безопасных, но довольно эффектных «змеек» получают из обычных таблеток глюконата кальция, их продают в аптеке. Чтобы они превратились в змей, подожгите таблетки. Самый простой и безопасный способ сделать это – положить несколько кружков глюконата кальция на таблетку «сухого горючего», которое продают в туристических магазинах. При горении таблетки начнут резко увеличиваться и двигаться, как живые рептилии, из-за выделения углекислого газа, так что с точки зрения науки опыт объясняется довольно просто.
Кстати, если «змеи» из глюконата показались вам не очень страшными, попробуйте сделать их из сахара и соды. В этом варианте горка просеянного речного песка пропитывается спиртом, а сахар и сода закладываются в углубление на её вершине, затем песок поджигается.
Не лишним будет напомнить, что все манипуляции с огнём проводятся вдалеке от легковоспламеняющихся предметов, строго под контролем взрослого и очень внимательно.
Опыты для детей «Невидимые чернила»
Для создания этого волшебного опыта для детей, потребуются компоненты:
- Сок лимона – 1 чайная ложка;
- Вода питьевая – 0,5 столовой ложки;
- Стакан;
- Ватная двусторонняя палочка;
- Чистый лист бумаги.
Действия по совершению секретного послания проводить в следующем порядке:
- В стакан выливается сок выжатого лимона и вода. Все тщательно перемешивается.
- Одну из сторон ватной палочки надлежит использовать в качестве пишущего инструмента. Ее обмакивают в лимонный раствор воды и наносят им необходимый текст на чистый лист бумаги.
- После полного высыхания секретной информации, листок с посланием необходимо нагреть. Для опыта потребуется включенная настольная лампа.
- Под воздействием осветительного прибора, зашифрованные буквы начнут проявляться, вот такой опыт в домашних условиях для вашего ребенка станет удивительным познанием химических законов.
В древности люди заметили особую способность янтаря притягивать легкие предметы, если его потереть шерстяной тканью. Знание об электричестве они еще не имели, поэтому объясняли это свойство, духом, живущим в камне. Именно от греческого названия янтаря – электрон и произошло слово электричество.
Вначале нужно рассказать ребёнку, что такими удивительными свойствами обладает не только янтарь. Можно провести простой опыт, чтобы увидеть как стеклянная палочка или пластмассовая расческа притягивает к себе маленькие кусочки бумаги. Для этого стекло нужно потереть шелком, а пластмассу шерстью. Они начнут притягивать мелкие обрывки бумаги, которые будут к ним липнут. Через время эта способность предметов пропадет.
Можно обсудить с детьми, что это явление происходит благодаря электризации трением. При быстром трении ткани о предмет могут появиться искры. Молния в небе и гром – это тоже следствие трения воздушных потоков и возникновения разрядов электричества в атмосфере.
Растворы разной плотности – занятные подробности
Получить разноцветную радугу в стакане из жидкостей разных цветов можно, приготовив желе, и заливая его слой за слоем. Но есть способ более простой, хотя не такой вкусный, зато зрелищный.
Для проведения опыта понадобится сахар, постное масло обычная вода и красители. Из сахара, готовят концентрированный сладкий сироп, а чистую воду окрашивают красителем. В стакан наливают сахарный сироп, потом аккуратно по стенке стакана, чтобы жидкости не смешались, наливают чистую воду, в конце добавляют постное масло. Сахарный сироп должен быть холодным, а подкрашенная вода теплой. Все жидкости останутся в стакане подобно маленькой радуге, не смешиваясь между собой. На дне будет самый плотный сахарный сироп, вверху водичка, а масло, как самое легкое окажется поверх воды.
Опыт с кипящей водой в шприце
Что потребуется
Большой шприц для наглядности, небольшой кусок пластилина и кипяток. Не давайте маленьким детям самостоятельно проводить этот опыт.
Как провести опыт
Наполните шприц только что закипевшей водой. Обычно она кипит при 100 градусах. Вода, которую наберёте в шприц, будет холоднее. Герметично закройте наконечник пластилином и оттяните поршень. Вы увидите, как вода закипает. Бурление будет интенсивным и заметным. Если опыт не получился, значит, вода была недостаточно горячей.
Как это работает
Когда мы оттягиваем поршень шприца, мы понижаем давление внутри него. Это приводит к тому, что вода начинает закипать при более низкой температуре, чем обычно. Такое явление хорошо известно альпинистам: на уровне моря вода кипит при 100 градусах, а на высоте 4 км уже при 87, так как давление ниже. Поэтому заварить чай высоко в горах не так-то просто.
В этом опыте вы сможете сделать лёд, который ничего не охлаждает, а, наоборот, выделяет тепло. Нужно взять 0,5 л 80%-ного водного раствора уксусной кислоты и 440 г пищевой соды и смешать. Жидкость будет шипеть и пениться, поэтому не добавляйте весь уксус сразу — вливайте его по чуть‑чуть. Продолжайте перемешивать созданный раствор, пока он не успокоится. В результате химической реакции образуется ацетат натрия.
Добавьте к нему полстакана воды и кипятите полчаса. Смесь станет прозрачной, вода и углекислый газ испарятся, а ацетат натрия превратится в жидкость. Охладите его до комнатной температуры. А теперь опустите в ацетат палочку и посмотрите, как при контакте с шероховатой поверхностью начинают образовываться кристаллы «горячего льда».
Эксперименты для детей: зубная паста для слона или бешеная пена
Подобные эксперименты для детей всегда вызывают много восторга у детворы, поскольку эффект виден моментально!
Необходимо:
- Перекись водорода 3% — 200 мл
- Пищевой краситель – 1 пакетик или 1 ч. л. марганцовки
- Моющее средство или жидкое мыло – 100 мл
- Сухие дрожжи – 1 ст. л.
- Вода – 50 мл
- Пластиковая бутылка
Ход выполнения:
- Разведите сначала дрожжи в воде. Дайте постоять 5 минут
- Налей в бутылку перекись
- Добавьте краситель и моющее
- Когда дрожжи немного разбухнут, влейте их в смесь перекиси
- Наблюдайте бурлящую пену. Кстати, не забудьте поставить снизу поднос или большое блюдо
Увлекательные эксперименты для детей: разная плотность жидкостей
Подобные эксперименты отлично подойдут для детей старшего возраста, поскольку наглядно показывают влияние плотности жидкостей. Но и маленьким детям будет очень интересно за всем наблюдать.
Вооружитесь:
- Спиртом
- Маслом
- Водой
- Красителем
План действий:
- Наливаем в стакан спирт, опускаем в него с помощью трубочки или пипетки большую каплю масла. Оно опускается на дно, ведь тяжелее спирта
- Теперь нужно на дно добавить воды. Делаем это тоже пипеткой. Теперь мы наблюдаем, как капля начинает подниматься. При этом видна граница между водой и спиртом. Вывод – вода тяжелее масла, но оно все также легче спирта
- Сверху посыпаем красителем, он начинает опускаться вниз клубами, а на границе мы наблюдаем мелкий дождик
- Добавляем еще воды, аккуратно размешиваем – теперь плотность спирта падает, а капли масла всплывают