Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно рисовать схему ДТП в извещении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если водители решают оформить аварию сами, то они должны разбираться в том, как рисовать схему ДТП для ГАИ. В ином случае существует вероятность того, что при составлении этого документа будут допущены серьезные ошибки, выступающие основанием для отказа сотрудников страховой компании выплачивать положенную компенсацию.
Правила составления схемы ДТП в извещении
В момент заключения договора с КАСКО либо ОСАГО, данные компании должны выдать гражданину следующие документы вместе со страховым полисом:
- двухсторонний самокопир-извещение о ДТП (бланк);
- полная инструкция, объясняющая заполнение данного извещения о дорожно-транспортном происшествии.
Наиболее главные рекомендации при составлении извещения о ДТП:
- заполнение производится в случае, когда причинен вред ТС либо имуществу какого-либо лица, и, в том случае, когда вред причинен пассажирам ТС или жизни и здоровью граждан;
- лицевая часть должна содержать дату, время ДТП, все необходимые сведения об ее участниках, о нанесенных повреждениях ТС, обстоятельства и главные элементы аварии;
- также план ДТП в извещении должен содержать на обратной стороне всю дополнительную информацию, по мнению участников, которая может повлиять на окончательное решение ГИБДД;
- желательно нарисовать план в извещении ДТП согласованно с другим участником происшествия;
- также извещение для страховой компании требует подписи, обязательно шариковыми ручками с обеих сторон;
- обязательно сделать отметку на основном бланке «с приложением», где указать цель данного приложения, и кем оно было составлено.
При возможности необходимо попросить у прибывшего на место происшествия сотрудника ГИБДД заверить своей подписью данное извещение. По всему вышеперечисленному можно сделать вывод, что правила составления плана ДТП для страховой компании достаточно трудоемки и не каждый сможет справиться с ними, не имея при себе необходимых знаний.
Какие включаются сведения?
Чтобы данный документ содержал актуальные и достоверные данные, в него обязательно включается следующая информация:
- детальное описание места, где произошла авария, поэтому прописывается наименование улицы и трассы;
- указывается, как именно располагались автомобили перед столкновением, а также в каких направлениях двигались;
- если на пути машин имелись преграды, то они обязательно прописываются в документе;
- приводятся места расположения других важных объектов на дороге, к которым относятся дорожные знаки, строения, светофоры и разметка;
- если перед столкновением на дороге имелись другие автомобили, то они обязательно прорисовываются на схеме;
- точно указывается место, где произошло столкновение;
- отмечается, где находились машины уже после аварии.
На основании внесенных сведений не составит труда грамотно оценить все обстоятельства происшествия. Поэтому если водители занимаются составлением документа самостоятельно, то они должны знать, как нарисовать схему ДТП. Образец документа позволит учесть все нюансы этого процесса.
Когда невозможно выполнять процедуру самостоятельно?
В некоторых ситуациях водители должны в обязательном порядке пользоваться помощью автоинспекторов, поэтому им запрещается самостоятельно заниматься составлением схемы. К таким ситуациям относятся следующие:
- во время аварии был нанесен ущерб здоровью граждан;
- имеются погибшие в происшествии;
- наносится урон не только автомобилям, но и другому имуществу, представленному дорожными знаками, витринами магазинов или иными элементами;
- у участников имеются разногласия относительно того, кто именно из них является виновником аварии;
- для ремонта автомобиля пострадавшего участника требуется больше, чем 50 тыс. руб., поэтому пользоваться европротоколом для оформления ДТП нецелесообразно.
При вышеуказанных условиях надо пользоваться помощью сотрудников ГИБДД.
Схема дорожно-транспортного происшествия для ГИБДД
Существует расхожее мнение, что СДТП для ГИБДД составляется только должным лицом. Но это справедливо лишь отчасти. Действительно, при прибытии на место происшествия экипажа ДПС, схема составляется полицейскими (инспектором или следователем, в зависимости от классификации ДТП), в соответствии с пунктом 154 Админрегламента (Приказ № 664 от 23.08.17, далее Регламент). При этом водители могут сфотографировать для себя готовый документ.
Но, в соответствии с пунктами 285 и 287 Регламента, в зависимости от обстоятельств происшествия (или других объективных причин – занятость экипажей ДПС, труднодоступность места ДТП и т. п.), дежурный оператор ГИБДД может предложить участникам самостоятельно собрать материалы, включая составление СДТП, а также фото- и видеосъемку. А после этого приехать на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД.
Здесь водители должны понимать, что они составляют лишь черновой вариант схемы, имеющий статус материала. Схему, имеющую юридическую силу, составят должностные лица, которым будут переданы все собранные материалы.
Образец заполнения европротокола при ДТП пошагово
Чтобы получить возмещение ущерба по страховому полису важно, чтобы европротокол был заполнен правильно и в полном соответствии с действующими правилами:
- для внесения данных в бланк документа должна использоваться шариковая ручка
- вся внесенная информация должна быть читаема. Целесообразнее производить заполнение печатными буквами
- бланк извещения заполняется обоими водителями. Допустимо заполнение одним водителем при наличии личной подписи второго участника происшествия, причем на обоих экземплярах документа
- внесенные исправления должны быть заверены подписями обоих участников ДТП: виновником и пострадавшим
Заполнение бланка европротокола производится в несколько этапов. Рассмотрим более подробно на примере:
- На начальной стадии совместными усилиями определяются и вносятся в соответствующие подразделы:
- место аварии. Рекомендуется указать республику, край, область, населенный пункт, район, названия расположенных рядом улиц, номера, расположенных поблизости домов
- дата и время столкновения
- количество автомобилей – участников аварии (2)
- количество раненых и погибших (0 и 0)
- материальный ущерб, причиненный иным автомобиля («нет»)
- ущерб, причиненный иному имуществу («нет»)
- данные свидетелей ДТП (при наличии). Рекомендуется внести не только ФИО полностью, но и адрес проживания каждого человека
- производилось ли оформление с привлечением сотрудников полиции или Госавтоинспекции («нет»)
- Далее каждым водителем оформляются графы с персональными данными, в которых указываются:
- марка и модель автомашины
- идентификационный (VIN) номер
- государственный регистрационный знак
- серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства
- ФИО и адрес проживания собственника автомашины
- ФИО, дата рождения, адрес проживания, контактный телефон, серия и номер водительского удостоверения водителя, управлявшего автотранспортом в момент столкновения
- документ, подтверждающий право владения или распоряжения транспортным средством. К таким документам относятся ПТС, которым подтверждается право собственности, доверенность, путевой лист, договор аренды и так далее, подтверждающие право временного распоряжения автотранспортом
- наименование страховой компании, с которой в настоящий момент времени заключен страховой договор
- реквизиты (серия, номер и окончания срока действия) страхового полиса
- наличие дополнительного страхования автомобиля
- место получения первоначального удара при столкновении
- подробный перечень и характер полученных повреждений
- замечания (при наличии)
- подпись
Оформление европротокола
- Следующий этап – определение обстоятельств дорожного происшествия, а именно
- место нахождения каждого автомобиля в момент аварии
- наличие/отсутствие каждого водителя на месте ДТП
- движение транспортного средства по стоянке
- выезд с парковки, огороженной территории, двора и так далее
- заезд на парковку, вод двор и так далее
- двигался прямо
- движение на перекрестке
- въезд на перекресток с круговым движением
- движение в одном направлении и так далее
- После определения существенных обстоятельств ДТП составляется схема столкновения.
- Заключительный этап – заполнение оборотной стороны или второго листа, который полностью дублирует данные, указанные на первой станице. Заполнение производится каждым водителем самостоятельно. Рекомендуется указать:
- транспортное средство, воителем которого произведено заполнение
- обстоятельства происшествия
- является водитель собственником
- сведения об иных автомобилях, участвовавших в столкновении
- перечень поврежденного имущества
- может ли автомобиль продолжить движение своим ходом. В случае отсутствия такой возможности указывается место нахождения или временного хранения автотранспорта
- примечания. Например, ведение фото или видео фиксации, дополнительные обстоятельства
Как правильно оформить европротокол в 2021 году
Важное значение для фиксации обстоятельств аварийной ситуации имеет рисунок схемы ДТП. Он размещается на бланке под пунктом 17. Можно выделить несколько типовых происшествий, предполагающих примерно одинаковый вариант изображения:
- обгон и перестроение, ставшие причиной аварии;
- движение задним ходом;
- происшествие при проезде по перекрестку;
- инцидент с транспортным средством на стоянке, парковке или дворе.
В процессе оформления европротокола не следует добиваться схожести внешнего вида или высокого качества изображенных предметов. Главное требование к схеме – понятность и возможность восстановить произошедшие события. Поэтому желательно четко обозначить участвующие в происшествии транспортные средства, указать их начальное расположение, траекторию движения и, при наличии, внешние причины инцидента.
Максимальная выплата по европротоколу составляет на данный момент 100 тыс. руб. При этом необходимо учитывать тот факт, что с начала 2014 года для ряда регионов страны – Москвы, СПб, Подмосковье и Ленинградской области – установлены особые правила, предусматривающие возможность страхового возмещения на сумму до 400 тыс. руб.при оформлении инцидента без сотрудников ГИБДД по упрощенной процедуре.
Такая сумма выплат при ДТП требует, помимо территориальной привязки к указанным субъектам РФ, выполнения еще одного обязательного требования. Оно заключается в необходимости фиксации обстоятельств одним из двух возможных способов:
- с применением контролирующих технических средств в рамках навигационной системы РФ, позволяющих зарегистрировать факт, место и обстоятельства ДТП, а также расположение транспортных средств, ставших его участниками;
- при помощи технических средств, оснащенных возможностью идентифицировать снятые видео- и фотоматериалы, для чего обычно используются геометки, которые невозможно подделать или установить самостоятельно.
Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.
Если допущены ошибки, исправлять весь план не нужно. Достаточно зачеркнуть неверные данные, указать правильную информацию и рядом с ней поставить подпись Исправления верны. Схема ДТП в обязательном порядке должна быть подписана. Процедура выполняется, когда все сведения внесены. Подписи проставляют оба участника происшествия. Когда действие осуществлено, внесение исправлений становится недопустимо. Перед тем, как подписать бланк извещения, необходимо внимательно проверить информацию.
В законодательстве отсутствует список документов, которые нужно иметь под рукой при составлении европротокола и схемы ДТП. В процессе внесения сведений в бланк могут понадобиться:
- СТС. На его основании в документы вносятся сведения об автомобиле.
- Водительское удостоверение. Его номер потребуется указать в бланке европротокола.
- Объяснение произошедшего дорожно-транспортного происшествия. Составить документ должны оба водителя. Бумага оформляется в свободной форме.
Что должно быть в схеме ДТП?
В российском законодательстве нет особо жестких требований по художественной составляющей схемы дорожно-транспортного происшествия. Главный фактор – достоверность и полнота предоставленной информации. С помощью данной схемы сотрудники ГИБДД и страховой компании устанавливают ответственность сторон. В 2024 году в схеме ДТП должны быть указаны следующие сведения:
- Подробное описание месторасположения произошедшей аварии (полное название улиц, трасс и т.д.).
- Детальное расположение транспортных средств перед аварией с указанием направлений.
- Если на пути движения автомобилей были преграды они должны быть детально описаны.
- Подробное расположение светофоров, дорожных знаков и линий разметки. Последняя нужна для того, чтобы выяснить, были ли ограничения у участников ДТП на совершение тех или иных маневров.
- Если в момент дорожно-транспортного происшествия на дороге были другие ТС, необходимо указать их.
- Место, где произошло первое соприкосновение транспортных средств.
- Расположение автомобилей после ДТП.
Распространенные ошибки
При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2024 году:
- Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
- Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
- Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.
Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП в 2020 году
Если в происшествии отсутствует пострадавший, в столкновении приняли участие только 2 транспортных средства, ущерб автомобилю невиновного водителя составляет не более 100 тыс.руб (при отсутствии разногласий и использовании приложения «ДТП.Европротокл» 400 тыс.руб), аварию можно оформить самостоятельно. Составляя схему ДТП, нужно выполнить следующие манипуляции:
- Определиться с масштабом чертежа. В первую очередь наносится участок дороги, на котором произошло столкновение. Важно схематично обозначить ландшафт, место присутствия дорожных знаков и светофоров. Все мельчайшие детали прорисовывать не стоит.
- Выполняется нанесение на бумагу схематичного изображения транспортных средств. Обычно они представляются в виде прямоугольника с фарами. Последние в свою очередь изображаются в виде треугольников. Место столкновения обозначается крестиком.
- Фиксируются точные координаты автомобилей. Чтобы выполнить процедуру, рекомендуется произвести замеры расстояния между автомобилями, от колёс до обочины и определить иные показатели.
- Если на чертеже присутствуют помарки, его могут признать недействительным. Поэтому рекомендуется изначально составить черновик, согласовать его между собой, а затем переносить информацию в бланк европротокола. Он предоставляется вместе с полисом.
Требования по составлению
При составлении схемы ДТП в 2020 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Когда документальная часть будет улажена и решены все формальности, водителю следует обратиться в страховую компанию. После этого проводится экспертная оценка автомобиля, оценивается масштаб повреждений, определяется сумма выплаты.
Есть несколько правил, которые касаются уведомления страховой по Европротоколу:
Уведомлять сотрудника не позже 5 суток после ДТП.
Европротокол надо передать менеджеру компании в офисе страховой фирмы, но важно взять от него расписку о том, что документы получены. Для этого недостаточно получить просто подпись, нужна её расшифровка с указанием должности, ещё дата и печать.
Если нет возможности самостоятельно приехать для вручения документов, то можно отправить Европротокол факсом, а оригинальный документ отправить по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения.. Подавать документы и обращаться надо только в свою страховую компанию
Подавать документы и обращаться надо только в свою страховую компанию.
Зная все особенности составления схемы ДТП, правил заполнения документов, любой водитель сможет избежать ошибок и быть готовым к разным ситуациям. Информация станет полезной любому автомобилисту, поскольку это сэкономит его время и ускорит получение компенсационных выплат.
Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.
Вообще грамотно составленная схема позволяет:
- упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
- избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
- точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
- не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.
Ссылки на законодательные акты
- Пункты 3, 7 статья 11 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
- Статья 11.1 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
- Пункт 3.6. Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Банком России от 19.09.2014 №431-П
- Постановление Правительства РФ от 01.10.2014 г. № 1002 «Об утверждении правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации»
- Поставление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 г. №58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.
Когда нельзя самостоятельно составлять схему?
Самостоятельное составление схемы ДТП в 2023 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:
- В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
- В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т. д.).
При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).
- Ущерб автомобилю составляет более 100 тысяч рублей, участники ДТП не смогли договориться, и у них есть разногласия относительно степени вины.
Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2023 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).
Предъявляемые требования
В законе и регламенте отсутствуют единые и строгие правила, по которым необходимо следовать. Если схема рисуется для ГИБДД, тогда используется обычный лист бумаги. А для страховой требуется воспользоваться европротоколом, указав соответствующую информацию и нарисовав схемы в 17 пункте. Разобравшись, как оформляется ДТП и чертится схема для каждой из ситуации, не лишим будет учесть и некоторые общие требования. От их соблюдения во многом зависит то, окажется лишь ваша схема весомым аргументом при рассмотрении дела по ДТП, либо её даже не станут вовлекать в дело, поскольку она не соответствует правилам составления.
Единственные требования распространяются на необходимость создания чётких и понятных изображений, а также прилагающихся к ним записей, дабы у страховой или сотрудников ГИБДД не возникали дополнительные вопросы.
Не лишним будет заранее изучить типовые примеры схем, а также подсмотреть правильно составленные образцы.
Есть несколько рекомендаций и требований касательно того, как правильно рисуется схема различных ДТП, необходимых для ГИБДД и предъявления в страховую компанию:
- Максимально корректно отображайте всю информацию и факты, спровоцировавшие аварию и влияющие на возможность определить виновника, либо степень вины каждого из участников ДТП.
- Указывайте, как и где находились ТС до столкновения и после аварии. То есть когда машины прекратили своё инерционное движение, вызванное столкновением.
- Всегда наносите на схему дорожную разметку, знаки, светофоры и пр.
- Не забывайте, что без подписей стороны схема не имеет никакой силы.
- Если ответственным за составление схемы выступает сотрудник ГИБДД, он также обязан оставить свою подпись. Без неё документ недействителен.
- Не допускайте исправлений. Если на схеме установлена неточность, её полностью переделывают. Когда изменения незначительные, то под ними обязаны расписаться участники аварии.
- Для заполнения бланка используйте шариковую ручку, желательно чёрного или синего цвета.
- Если это бланк европротокола, тогда нужно заполнить все поля и предусмотренные графы.