Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если машина уходиь в тотал в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Тотал или тотальная гибель – это понятие из сферы моторного страхования, означающее, что стоимость причиненного вреда достигает или превышает рыночную стоимость транспорта. Другими словами, автомобиль не подлежит восстановлению, или же производить ремонт нецелесообразно. Когда страховая организация оценивает урон, причиненный имуществу, она учитывает его текущую среднюю стоимость и потенциальные затраты на ремонтные работы. Если стоимость ремонта превышает рыночную цену, то страховщик признает это тоталом. Для клиента данное понятие связано с утратой возможности использовать транспорт (возможно временно). Это значит, что ему запрещается садиться за руль до момента его восстановления.
У меня есть Каско – можно ли обратиться после подачи заявления по ОСАГО?
Как уже было сказано в самом начале нашей статьи, условия по договорам КАСКО, как правило, отличаются от условий ОСАГО. Если последние прописаны преимущественно в законе, то первые зависят во многом от самого договора. И в каждой конкретной ситуации может быть выгоднее обращаться либо по КАСКО, либо по ОСАГО.
Если вы выясните, что по КАСКО получите больше денег, уже после того, как подали заявление по ОСАГО, то можете отказаться и отозвать это заявление, если конечно, страховщик еще не произвел выплату страхового возмещения. Ведь получить деньги 2 раза за один и тот же автомобиль законно нельзя.
Как подать заявление на возмещение по ОСАГО?
Предположим, что вас постигла крайне неприятная участь – другой автомобилист въехал в вашу машину. Вне зависимости от того, насколько серьезными были повреждения, процесс оформления аварии будет одинаковым. Разве что в ситуации с крупным ущербом (и потенциальной гибелью) требуется предоставить составление извещения профессионалам. Европротокол в подобных ситуациях не используется. Итак, давайте рассмотрим весь ваш путь для получения страховой компенсации по ОСАГО. Вкратце он будет выглядеть так:
- Вызов специалистов на место происшествия или оформление европротокола (если полученный ущерб не превышает 400 тыс. рублей).
- Получение извещения об аварии.
- Сбор нужных документов.
- Поход к страховщику.
- Ожидание выплаты или ремонта (второе невозможно, если случай признают тотальным).
В первую очередь, после столкновения обязательно вызовите дорожную полицию. Специалисты, которые приедут на место происшествия, оформят извещение должным образом, отразив все нюансы произошедшего. Этот документ в дальнейшем потребуется для обращения к страховщику.
Когда все участники аварии получили по извещению, им придется отправиться в свои страховые компании. Предварительно соберите нужные документы. Согласно правилам, вам понадобятся:
- Копии паспортов всех участников аварии.
- Копия вашего водительского удостоверения.
- Ваш полис страхования (оригинал).
- СТС или ПТС.
- Заполненное заявление на получение страховой выплаты. Шаблон вам должен предоставить сам страховщик.
- Извещение, составленное инспекторами. В нем подробно описаны детали аварии, включая повреждения автомобиля.
- Реквизиты для компенсации вреда (ваш банковский счет).
Предоставив все вышеперечисленное в офис СК, остается ждать решения организации. На осмотр машины отводится 5 суток. При этом суммарно рассмотрение обращения занимает 20 дней. Если страховщик “затоталит” авто, то после этого периода вам переведут деньги на банковский счет. Если вам удастся избежать признания ситуации тоталом, то вы можете рассчитывать на восстановление транспорта вместо получения денежной компенсации. Отметим, что автомобиль должны отремонтировать в течение 30 дней.
Изменение тотала по ОСАГО 2024 года: важные последствия для водителей и страховых компаний
В 2024 году вступают в силу изменения в системе определения степени тотала по ОСАГО, которые будут иметь важные последствия как для водителей, так и для страховых компаний.
Одним из ключевых изменений будет изменение порогового значения стоимости восстановления автомобиля при котором он считается тоталом. Вместо существующего значения, в новой системе вводится более высокое пороговое значение. Это означает, что для автомобиля станет сложнее быть признанным тоталом, что может снизить выплаты от страховых компаний и увеличить расходы для водителей.
Другим важным изменением является внедрение нового алгоритма оценки стоимости восстановления поврежденного автомобиля. Вместо существующей системы, основанной на определенных процентах от рыночной стоимости автомобиля, новый алгоритм учитывает такие факторы, как возраст автомобиля, его пробег, состояние и другие технические характеристики. Такая система позволяет более точно определить стоимость восстановления и справедливо учитывать характеристики каждого конкретного случая.
Последствия для водителей заключаются в том, что в случае ДТП и признания автомобиля тоталом, они будут иметь меньше возможностей получить полную компенсацию за ущерб. В связи с повышением порога стоимости восстановления, автомобиль с повреждениями, которые ранее считались тоталом, может сейчас быть восстановлен, и водитель получит только компенсацию в размере его реальной стоимости восстановления. Это может сильно сказаться на финансовом состоянии водителей и их способности восстановить свой транспорт.
С другой стороны, изменение системы тотала также повлияет на страховые компании. Пересмотр порогов стоимости и введение нового алгоритма оценки способствует снижению выплат компенсаций. Это может быть выгодно для страховых компаний, поскольку они смогут сэкономить на выплатах в случаях с повреждениями, которые ранее считались тоталом, но теперь могут быть восстановлены.
Таким образом, изменение тотала по ОСАГО в 2024 году имеет важные последствия для всех вовлеченных сторон — водителей и страховых компаний. Водителям следует быть более осторожными на дороге, чтобы избежать ДТП и повреждений, которые могут быть не признаны тоталом, а страховым компаниям нужно готовиться к изменениям в системе оценки и компенсаций.
Влияние изменения тотала на стоимость страховки
Для участников ДТП изменение тотала может привести к увеличению стоимости страховки. При ранее действовавших правилах определения тотала, автомобиль признавался тоталом, если стоимость восстановления превышала 80% его рыночной стоимости. Однако, с новыми правилами, этот порог может быть снижен до 75%. Это означает, что большее количество автомобилей может быть признано тоталом, а соответственно, стоимость их восстановления может быть выше. Таким образом, страховая компания может рассматривать увеличение риска и увеличивать страховую премию для владельцев автомобилей.
Для страховых компаний изменение тотала также может оказать влияние на их доходы. При увеличении количества автомобилей, признанных тоталом, страховые компании могут столкнуться с увеличением выплат по ОСАГО. Это может привести к увеличению объема выплат и снижению прибыли страховых компаний. Кроме того, если страховая компания не адекватно оценила уровень риска и снизила страховую премию, увеличение выплат по ОСАГО может стать неприятным сюрпризом и привести к убыткам для компании.
В целом, изменение тотала по ОСАГО в 2024 году при ДТП может оказать влияние на стоимость страховки для участников ДТП и страховых компаний. Повышение страховой премии и увеличение объема выплат по ОСАГО могут стать последствиями для владельцев автомобилей и страховых компаний, которые придется учитывать при выборе страховой компании и покупке автомобильного полиса.
Когда признается «Тотал»
Тотальная гибель автомобиля может признаваться в нескольких случаях. Часть из них относится к обязательному страхованию, часть — к КАСКО. Самые распространенные случаи:
- Автомобиль получил повреждения в ДТП — чаще всего довольно серьезные;
- Транспортное средство угнали;
- Утопление автомобиля.
В зависимости от условий договора, выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля не выйдет признать и получить в случае:
- Стихийного бедствия, разрушившего автомобиль;
- Других форс-мажорных обстоятельств, в том числе государственных беспорядков и митингов.
Подробнее об особенностях выплат по «тоталу» при ОСАГО или КАСКО читайте ниже.
В случае полной гибели автомобиля по ОСАГО помните:
- если страховая признала тотал, требовать отремонтировать машину бессмысленно;
- поврежденную машину страховая не забирает;
- только собственник погибшего авто вправе решать, нужны ему годные запчасти, узлы и детали, или нет. Страховая компания не имеет права навязывать своё мнение;
- после признания тотальной гибели, собственник имеет право на самостоятельное восстановление машины и её дальнейшую эксплуатацию.
- если решили восстановить автомобиль после тотала, взыскать недостающую сумму выплаты можно с виновника аварии;
- если не планируете ремонтировать ТС, можно расторгнуть страховку и вернуть себе часть ранее уплаченных страховых взносов.
«Рыночные» способы расчета тотала
Зачастую СК выгодно установление полного уничтожения автомобиля. Таким способом компания пытается сократить свои финансовые потери на восстановительных работах. При попытке получить выгоду за счёт владельца транспортного средства страховщики проявляют крайнюю изобретательность, вплоть до проведения недействительных торгов, где выставляются годные остатки автомобиля.
1. Гарантированный выкуп
Для оценки ущерба страховщик выставляет битую машину на аукцион и ждет лучшего предложения от заинтересованных лиц. Как это работает? Покупатели с разных концов нашей необъятной Родины устраивают битву ставок и завышают стоимость автомобиля.
Разумеется, выкупать авто по завышенной цене никто не собирается. Цифра нужна только для определения стоимости остатков деталей для ремонта машины, что соответственно влияет на размер выплаты. Чем дороже остатки, тем ниже возмещение. В итоге владелец пострадавшей машины получает выплату намного ниже причитающейся.
2. Манипуляции с доаварийной стоимостью автомобиля
Еще один способ снизить выплаты по страховому случаю — занижение доаварийной стоимости автомобиля. Законодательно утвержденной методики нет, поэтому страховщики действуют по своему усмотрению – оценивают машину по средней «рыночной» стоимости.
Например, в вашем регионе продаются 40 автомобилей вашей марки и вашего года выпуска. Для расчета средней стоимости страховая компания возьмет 15 наиболее дешевых предложений и комплектаций. Если у вас была машина с АКПП, то велика вероятность, что в расчете будут машины с МКПП. При таком подходе рассчитывать на адекватную оценку не приходится.
3. Завышение стоимости годных остатков
Законом «об ОСАГО» установлено, что полная гибель пострадавшего автомобиля должна возмещаться в размере ее рыночной цены, сложившейся на момент аварии, за вычетом из нее стоимости всех годных остатков (статья 12, пункт 18).
Оценка стоимости годных остатков – любимый способ манипуляций со стороны страховой компании.
Единственный законный способ –это расчет по методическим рекомендациям Минюста для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» для судебных экспертов и Закону «Об оценочной деятельности в РФ». Но зачастую страховщики предпочитают применять рыночный способ. Это схема, аналогичная гарантированному выкупу. Стоимость годных остатков определяется по лучшему предложению покупки. То есть страховая компания ищет покупателя, который предложит самую выгодную цену, и на основе этого предложения выносит заключение о стоимости запчастей. Для клиента такая оценка может получиться крайне невыгодной. Например, некий покупатель, живущий в 5 000 км от вас, может предложить за разбитую машину 300 000 рублей, при том, что в вашем регионе ее получится продать от силы за 150 000 тысяч.
Получить выплату по «тоталу» может быть выгодно в случае с недорогим автомобилем, если уцелевших деталей осталось немного. При этом выплаты при гибели дорогостоящих автомобилей с небольшим количеством годных остатков будут не выгодны страхователю. Но выгодны страховщику, если авто останется у него. А страховая выплата, ограниченная 400 тысячами рублей, вряд ли утешит владельца разбитой иномарки.
Опять же, здесь все тоже зависит от конкретной страховой компании. Ведь есть такие организации, которые в договоре прописывают возможность оценки гибели автомобиля только определенными экспертными организациями. Надо ли уточнять, что эти экспертные организации в таком случае назначаются только самой страховой и могут быть не очень добросовестными, либо действовать по указке страховых агентов.
Свои права тогда придется долго и сложно отстаивать в суде.
В плане же выплаты может быть предложено несколько вариантов действий:
- Страховщик выплачивает полную сумму компенсации автовладельцу и забирает автомобиль с неповрежденными запчастями и элементами кузова себе (по договоренности).
- Страховщик выплачивает сумму компенсации, но вычитает из этих денег те годные запчасти, которые автовладелец пожелал оставить себе. Естественно, проводится экспертная оценка стоимости этих запчастей с учетом зафиксированного на момент сделки износа.
- Некоторые страховые компании сразу же предлагают воспользоваться вторым пунктом, но в тот же момент советуют своих партнеров, которые занимаются продажей автомобилей по запчастям. В таком случае тоже выплачивается компенсация за вычетом реализованных деталей.
Какой вариант выбирать, а от какого сразу же отказываться, стоит решать в каждом отдельном случае самостоятельно. Именно потому важно понимать, что страховая компания делать в праве, а какие ее действия находятся уже вне юридического поля.
Например, неблагонадежные страховые компании могут запросто навязывать свои услуги по продаже целых запасных частей или по реализации аварийного автомобиля без разборки. В таком случае нужно оставаться внимательным в любом случае, поскольку неизвестно, кто будет заниматься продажей, в каких отношениях страховая компания с этими людьми или организацией, есть ли у них возможность занижать выплаты и стоимость продажи годных частей имущества в свою пользу.
Очевидно также, что в целом выплаты «тотал» по КАСКО почти всегда являются довольно крупными. Естественно, это благодатная почва для всевозможных махинаций и отмывания денег. Значит, важно заблаговременно подбирать как можно более уважаемую страховую компанию с безупречной репутацией и большим опытом работы на рынке.
Когда возникает конструктивная гибель (тотал) автомобиля
Полная гибель автомобиля (тотал) признается, если повреждения транспортного средства составляют более 65%. В такой ситуации восстанавливать его будет невыгодно — целесообразнее отправить его на утилизацию или разобрать на запчасти. Страховые компании могут немного уменьшать или увеличивать эту цифру — все зависит от внутренних правил страховщика.
Оценку повреждений ТС после аварии проводит экспертиза — независимая или организованная страховой компанией. Она определяет размер и тяжесть ущерба, а также стоимость годных остатков автомобиля. На основании экспертизы выносится решение — признавать транспорт полностью уничтоженным или нет. В первом случае пострадавший получит денежную компенсацию, во втором — машина будет направлена на ремонт.
Тотал для кредитных авто
Если машина кредитная и заложена в коммерческом банке, страховая компания проводит экспертизу, готовит документы с подтверждением размера ущерба. Затем она гасит задолженность перед кредитором и переводит на счет клиента оставшиеся средства.
Приведем пример такого расчета. Страхователь взял заем на покупку авто в сумме 1 000 000 рублей. На момент аварии он погасил долг на 250 000 рублей. Банку будет выплачено 750 000, а страхователю — остальные 250 000.
Существует альтернативный вариант перечисления денег. На счет банка переводится вся сумма стоимости застрахованного авто. После списания долга кредитор передает заемщику оставшиеся средства.
Для определения страховой стоимости применяется несложная формула. Ежемесячно после подписания соглашения от страховой суммы (определяется при заключении договора) отнимается выраженная в деньгах степень износа.
Использование автомобиля после признания тотала
Если тотал по каско признан, автовладелец может сам реализовать уцелевшие детали, узлы или выставить запчасти на аукцион аварийных и тотальных авто.
Закон не запрещает отремонтировать автотранспорт и продолжать ездить на нем, так как под тотал нередко подпадают экземпляры, подлежащие восстановлению. Так часто поступают по отношению к старым авто даже с небольшими повреждениями — из-за их низкой стоимости и дефицита запчастей.
Если страховщик выплатил деньги по тоталу для ремонта и автомобиль восстановлен, нужно заключать новый договор ОСАГО. Прежнее соглашение автоматически перестает действовать после признания тотала, так как имущество юридически прекратило существование.
Оставление разбитой машины у себя влечет за собой ряд рисков:
- получение незначительной суммы выплаты, особенно при завышенной цене годных остатков;
- снятие авто с учета за свой счет, так как страховщики не компенсируют такие расходы;
- сложности с реализацией ГОТС по выгодной стоимости.
Как работает выплата по КАСКО при тотальном ущербе?
И как выплачивается страховая сумма при полной гибели автомобиля. Итак, предположим, что ваше авто застраховано на 1 000 000 рублей (для простоты расчета), и у страховой компании установлен уровень 70% на ущерб, который признается критическим и происходит “тоталь” по КАСКО. Таким образом, если ущерб в СТОА (страховщика) был рассчитан 750 000 рублей, то вам предложат два варианта выплаты:
— страховщик забирает у вас авто и выплачивает сумму по страховке,
— страховая компания оставляет вам ТС (точнее годные остатки, или ГОТС) и выплачивает разницу между страховой суммой и стоимостью ГОТС.
Разберем оба варианта на примере:
- — стоимость автомобиля 1 000 000 рублей,
- — франшиза 10 000 рублей,
- — оплачен первый платеж 25 000 рублей (кредиторская задолженность клиента еще 25 000 рублей),
- — амортизация -12% в год (опции GAP нет),
- — предыдущих случаев нет,
- — автомобиль не в залоге у банка,
- — ДТП произошло через полгода действия полиса КАСКО.
Порядок возмещения. Что делать и что будет дальше?
Порядок оформления страхового возмещения по полису страхования остается прежним:
- Вместе с другим участником ДТП оформите европротокол, сделайте фото или видео, зафиксировав положение и повреждения транспортных средств.
- Если есть пострадавшие или в ДТП попало более двух транспортных средств, вызовите инспекторов ГИБДД для оформления ДТП, составьте протокол, установите виновника.
- Обратитесь в страховую компанию для получения страхового возмещения или прямого возмещения убытков (в зависимости от вашей конкретной ситуации) с полным комплектом необходимых документов.
- Страховщик обязан осмотреть вашу машину в течение 5 рабочих дней. Поскольку мы говорим о том, признается тотал или нет, скорее всего, такое транспортное средство не может участвовать в дорожном движении, и поэтому СК обязана осмотреть транспортное средство на ее месте нахождения, то есть где-то рядом с вашим домом, гаражом или на стоянке. Нет обязанности везти машину к страховщику на эвакуаторе. Даже если компания скажет, что возместит расходы, не стоит этого делать, поскольку страховая компания просто вычтет расходы на эвакуатор из суммы возмещения (в конце концов, закон фактически позволяет им недоплатить 10% ущерба).
- Как правило, в течение 20 календарных дней страховщик обязан организовать ремонт вашего авто (выдать вам направление на ремонт) или выплатить возмещение. Если речь идет о полном разрушении, то ремонта быть не может, а оплата производится только наличными.
- В течение того же 20-дневного периода страховая компания обязана сообщить об отказе, если она примет такое решение. В этом случае отказ должен быть мотивированным.
Как видите, здесь все очень просто и стандартно!
Если произошло занижение суммы возмещения страховой компанией, заказывайте независимую экспертизу.
Факт признания страховой компанией невозможности восстановления я также может быть оспорен независимой экспертизой. Например, эксперт может определить, намеренно ли СК завышает тариф ремонтных работ, чтобы подтвердить тотал и выплатить владельцу меньшую сумму.
Тотальное уничтожение ТС по страховке ОСАГО контролируется законодательством Российской Федерации. На сегодняшний день ситуация обстоит следующим образом: если ТС в результате происшествия получило повреждения, которые можно классифицировать как тотальное разрушение, страховщик должен компенсировать держателю полиса сумму, которая составляет стоимость ТС в момент инцидента. Даже в том случае, если сумма, требуемая для восстановления выше, чем цена на ТС.
Следовательно, при наступлении страхового случая, классифицируемого как тотал, страховая компания должна компенсировать держателю полиса весь нанесенный урон, однако сумма не должна превышать 400 000 рублей, так как речь идет об ОСАГО.
В большинстве случаев страховщики применяют различные ухищрения для того, чтобы уменьшить сумму компенсации. Например, они могут обвинить страхователя в намерении необоснованно обогатиться, но статья в законодательстве РФ говорит о том, что речь идет об обогащении незаконного характера. Однако когда речь идет о выплате страховой компенсации при полном разрушении ТС, применяется иная статья законодательства.
Приведем пример. До происшествия стоимость авто составляла 300 тысяч рублей. Цена, необходимая для восстановления – 350 тысяч рублей. Стоимость неповрежденных деталей ТС – 100 тысяч рублей. Скорее всего, страховщик вознамерится заплатить лишь 200 тысяч рублей (300-100 т.р.), принимая во внимание то, что если они выплатят 300 тысяч, то у страхователя остаются еще и годные запчасти на 100 тысяч, и общая сумма будет выше, чем цена на ТС до происшествия. Вроде бы логично, однако такой метод решения вопроса может быть актуальным при страховании посредством полиса КАСКО.
В этой же ситуации законодательство не предусматривает никакого уменьшения. Следовательно, страховщик должен компенсировать страхователю искомую сумму, т.е. 300 000 рублей. Если страховой случай определен как тотал, то нужно выяснить сумму стоимости годных запчастей. Если вы считаете, что страховая компания определила стоимость неверно, то можно обратиться к независимому эксперту для проведения оценки. Чаще всего для страхователя выгоднее получить полное компенсирование без учета цены на годные детали.