Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если вам не заплатили по госконтракту: три простых шага». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После выигрыша тендера хочется поддаться своим эмоциям и отпраздновать это событие. Но не стоит торопиться. В случае с аукционами есть немало важных нюансов и подводных камней. И они не относятся к вопросу о том, как выиграть тендер.
Как рассчитать пени и штраф за просрочку оплаты по 44-ФЗ
Неустойка за просрочку оплаты по 44-ФЗ взыскивается в виде пени и штрафа.
1. Пеня
Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ, как правило, проводится в соответствии с положениями самого закона о контрактной системе. Часть 5 ст. 34 устанавливает следующую норму: со следующего дня после оговоренной в контракте даты расчета пеня начисляется ежедневно в размере 1/300 от ставки рефинансирования.
Приведем пример. Сумма контракта – 500 тыс. руб., срок оплаты поставки – 30 апреля. Расчет должен быть произведен в полном объеме по завершении работ. Заказчик перечислил деньги 11 мая, допустив просрочку оплаты на 11 дней. Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ выполняем на калькуляторе по формуле:
- 500 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 1512,5 руб.
Видоизменим пример и предположим, что в положенный срок к 30 апреля заказчик выплатил 200 000 руб., а остальные 300 000 руб. были перечислены 11 мая (также с 11-дневной просрочкой). В этом случае пеня начисляется только на просроченную сумму:
- 300 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 907,5 руб.
«Подводные камни» с оплатой оказанных услуг или работ по тендеру
- Стать победителем, не значит приступить к исполнению контракта.
В соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ в роли заказчика может быть государство, госкомпании либо частные организации. В случае с частными компаниями и государственными вопросов практически нет, чего не скажешь о муниципалитетах и бюджетных организациях.
Многие юристы работали с подрядчиками и поставщиками, обращающимися к ним за помощью после выигрыша в тендерах от различных «ФГБУ», которые никак не могли его оплатить из-за многолетних задолженностей и большого количества исполнительных производств.
- Вы можете стать победителем тендера, выполнить его, составить все требующиеся документы, договориться с заказчиком.
Однако, после этого всё равно нет гарантии, что вы получите оплату. Зачастую заказчиками являются государственные бюджетные организации, у которых очень много финансовых обязательств. К сожалению, нередко у данных учреждений возникают трудности с их исполнением.
Уловки заказчика, который не хочет платить по подряду
Подрядчик ждал обещанную предоплату, чтобы начать работы. Заказчик отказался ее перечислять, потому что у него не было денег. Сроки сорвали, работы не выполнили, заказчик подал иск.
Суд встал на сторону заказчика: в договоре не было указано, что аванс и работы — встречные обязательства сторон.
Читайте в статье, как защититься подрядчику, если заказчик отказывается перечислять аванс, удерживает неустойку из суммы оплаты или не возвращает гарантийное удержание.
Ситуация №1. Заказчик не перечисляет аванс
Стороны предусмотрели в договоре обязательство заказчика выплатить аванс, но тот оплатил только часть. Подрядчик обратился в суд с иском о взыскании оставшейся суммы и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Первая инстанция отказала в иске и указала, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты права.
Апелляция отменила решение и удовлетворила иск со ссылкой на пункт 2 статьи 711 ГК, по которому подрядчик вправе требовать выплаты аванса, если так указано в законе или договоре.
Заказчик подал жалобу.
Перед вышестоящими инстанциями встал вопрос: можно ли считать, что договорное условие об авансировании автоматически влечет право подрядчика требовать уплаты аванса или право требования возникает, только если его упомянули в договоре? Суд округа и ВАС поддержали заказчика, поскольку ни в законе, ни в договоре нет условий, что подрядчик вправе требовать в судебном порядке уплаты аванса в качестве самостоятельного способа защиты права. ВАСА56
Условие договора о выплате заказчиком аванса само по себе не создает право подрядчика требовать его уплаты в суде.
Обязать заказчика выплатить аванс можно, только если право требования прописали в договоре.
С учетом статьи 12 ГК, которая предусматривает такой способ защиты нарушенного права как присуждение к исполнению обязанности в натуре, такая позиция ВАС спорна, но суды используют ее.А73
Соответственно, если подрядчик не может потребовать от заказчика выплаты аванса, он не вправе претендовать и на уплату процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с просрочкой его выплаты. ВАСА56-1 В тоже время суды взыскивают договорную неустойку за нарушение сроков предоставления аванса. А41
Как защищаться подрядчику.
Невыплата аванса может препятствовать выполнению работ и грозить подрядчику срывом сроков и связанными с ним санкциями или убытками в виде расходов, которые он вынужден производить, чтобы исполнить договор.
Например, подрядчик приобретал банковскую гарантию. В этой ситуации, исходя из закона 328ГК,719ГК и судебной практики, ВСА60 подрядчику для защиты прав нужно выполнить два шага.
1. Приостановить работы и заявить о необходимости перенести сроки их выполнения. Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить, если заказчик нарушает обязанности по договору подряда, и это препятствует исполнению договора. 719ГК-1 Судебная практика по-разному отвечает на вопрос, будет ли неуплата аванса нарушением встречного обязанности заказчика по договору.
Некоторые суды считают, что встречный характер обязательства заказчика уплатить аванс и обязанности подрядчика своевременно выполнить работы должен следовать из договора.
В противном случае суд может решить, что несвоевременная уплата аванса не позволяет подрядчику приостановить работы и не оправдывает допущенную просрочку.
А34 Подрядчику невыгодно условие, при котором обязанность заказчика заплатить аванс возникает при определенных условиях, например, при поступлении финансирования. Здесь заказчик не нарушает обязательство по уплате аванса, если у него нет денег, следовательно, подрядчик не вправе приостановить работы.
Встречный характер обязанностей можно закрепить разными способами. Например, установить взаимосвязи между сроками в графике выполнения работ и графике финансирования строительства или включить в договор условие о праве подрядчика приостановить работы до получения аванса.
Пример из практики Подрядчик обязался выполнить работы в четыре этапа. По договору он был вправе не продолжать работы, пока заказчик не оплатит предыдущий этап | Истец (победа) Приостановил четвертый этап, так как заказчик не перевел аванс и задолжал по оплате работ по первым трем этапам. | Ответчик Отказался от исполнения договора в одностороннем порядке, не оплатил часть работ. |
Суд Взыскал с ответчика долг, проценты за пользование чужими денежными средствами, в том числе проценты на сумму долга за каждый день просрочки от неоплаченной суммы по день фактического исполнения обязательства. | ||
Источник: постановление Четырнадцатого ААС от 01.02.2018 по делу №А44-9962/2016 |
Уведомляйте заказчика о приостановлении работ из-за отсутствия аванса письменно.
При этом приостановление работ должно подтверждаться не только письмом, но и соответствующей исполнительной документацией, в частности, общими и специальными журналами учета выполнения работ.
Обычно заказчики побаиваются нарушать закон и условия госконтракта, т.к. за это юридическое лицо или уполномоченный сотрудник могут быть привлечены вплоть до уголовной ответственности.
Но если поставщик все-таки столкнулся с невыплатой по госконтракту 44-ФЗ, то инструменты воздействия у него есть: подача претензии, обращение в контрольные органы и вышестоящие ведомства, в ФАС, прокуратуру, организации, помогающие предпринимателям решать конфликтные ситуации. Если предпринятые шаги не воздействовали на заказчика, то остается идти в суд.
Иногда сам факт обращения в надзорные ведомства помогает повлиять на заказчика, и он переводит оплату по госконтракту. Заказчики не хотят получать штрафы, выговор или отстранение уполномоченного лица на 2 года от работы. Обычно они просят отозвать жалобу и перечисляют средства вместе с неустойкой.
Советы для потенциальных поставщиков
Порядок приемки, сроки оплаты, условия о входном контроле и другие условия
договора в целом предлагаются Заказчиками, размещающими документацию на
электронной торговой площадке (ЭТП). Внесение изменений в такие контракты не
предоставляется возможным.
Подобная ситуация с просрочками платежей поставщикам является
распространённым явлением, поскольку крупные концерны предлагают наиболее
выгодные для себя положения договора, а предприниматели с небольшим бизнесом не
могут позволить себе риски судебных разбирательств, при проигрыше которых они с
большой вероятностью будут включены в РНП.
Поэтому перед подачей заявки на закупку потребуется проанализировать всю
закупочную документацию вплоть до проекта контракта, для прогнозирования рисков
исполнения взятых обязательства надлежащим образом и исключения вероятности
включения в РНП.
Сложнее обстоят дела в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Хабаровское УФАС России считает, что подобное расторжение должно являться крайней мерой в случае существенного нарушения исполнителем условий контракта.
В настоящее время у заказчиков имеется возможность принимать немотивированные решения об отказе от исполнения контракта. Данная возможность позволяет Заказчикам оказывать сильнейшее давление на поставщиков ввиду возможных финансовых убытков для предпринимателей, следующих за расторжением контракта, а также риска включения в реестр недобросовестных поставщиков для участника закупки.
В соответствии с последними рекомендациями Федеральной антимонопольной службы информация о недобросовестных действиях заказчика при исполнении и расторжении контрактов направляется Хабаровским УФАС России в органы внутреннего финансового контроля.
Вместе с тем, предлагаемые Федеральной антимонопольной службой поправки к Закону о контрактной системе позволят снизить возможность принятия заказчиком немотивированных решений об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, одним из запланированных нововведений является введение в Закон о контрактной системе механизма защиты прав предпринимателей путем возможности обжалования в Федеральную антимонопольную службу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо помнить, что у поставщика (подрядчика, исполнителя) также имеется в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе право на расторжение контракта в одностороннем порядке в связи с неисполнением заказчиком своих обязательств по контракту. Вместе с тем, поставщик должен соблюсти порядок расторжения контракта, предусмотренный статьей 95 Закона о контрактной системе, и быть готов доказать недобросовестное поведение заказчика.
Как рассчитать пеню за просрочку
Если деньги по контракту не поступили на счет в течение положенного по контракту времени, пеню начисляют уже со следующего дня. Если речь о малом бизнесе — с 16-го дня, для остальных — с 31-го дня после подписания акта.
Пеня считается так: 0,003 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки
ИП поставил постельное белье больнице на 400 тысяч рублей. Акт приемки подписали 25 марта. Деньги по контракту должны поступить в течение 15 рабочих дней, то есть до 15 апреля включительно.
С 16 апреля уже можно начислять пеню.
Заказчик оплатил контракт на 20 дней позже. На 16 апреля 2021 года ключевая ставка ЦБ — 4,5%.
400 000 ₽ × 0,003 × 0,045 × 20 дней = 1080 ₽.
Чтобы заказчик уплатил пеню, ее нужно включить в текст претензии.
Сроки заключения контракта по 44-ФЗ
Отсчет срока заключения контракта начинается от даты размещения протокола определения поставщика.
Сроки заключения контракта по 44-ФЗ зависят от способа закупки.
Электронный аукцион по 44-ФЗ . Контракт заключается не ранее 10 дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона.
Открытый конкурс по 44-ФЗ . Контракт заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Запрос котировок по 44-ФЗ . Срок заключения контракта установлен от 7 до 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
Минимальный срок подписания контракта по 44-ФЗ нужен для возможности обжалования участниками контрактной системы результатов закупки.
Сроки по 44-ФЗ по умолчанию измеряются в календарных днях , если отдельно не оговорено измерение в рабочих днях. Перенос сроков с выходных дней на рабочие осуществляется по нормам ГК РФ.
Как взыскать неустойку у Заказчика?
Размер неустойки исчисляется в соответствии с официальной ставкой рефинансирования Национального банка РК на день исполнения денежного обязательства. Для того чтобы суд удовлетворил ваши требования по взысканию неустойки вам необходимо основательно подготовить все доказательства того, что государственный заказчик не исполнил свои обязательства по оплате либо просрочил их исполнение в связи с чем вы попали в затруднительное положение.
Рекомендуем вам обратиться к юридическим консультантам компании Tenderbot.kz, мы поможем вам аргументированно и доказательно подготовить все материалы в соответствии с законами РК, для того чтобы вы смогли получить свои деньги за исполнение своих обязательств. Мы помогаем всем, кто попал в такое положение, благодаря чему обладаем хорошим опытом в участии на судебных процессах.
Что делать если заказчик не платит
Как следует из ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК РФ, то есть если не предусмотрена предоплата – заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы.
Правда есть, как говориться, один нюанс, обязанность по оплате возникает в данном случае при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
К вопросу о досрочном выполнении работ, о правах заказчика я вернусь в последующих публикациях.
Алгоритм действий на случай, если заказчик не подписывает акт выполненных работ, я приводил в одной из предыдущих публикаций. Таким образом, если заказчик ни как не мотивирует свой отказ от подписания актов выполненных работ – оформляем акт в одностороннем порядке, считаем, что результат работ заказчику передан.
Итак, исходим из того, что результат работ заказчику передан, о чем оформлен соответствующий акт выполненных работ.
Если заказчик не оплачивает выполненные работы в предусмотренный договором срок, просит подождать, обещает оплатить в ближайшее время, обещает привлечь на новые объекты, какими бы замечательными не были ваши отношения с заказчиком не стоит терять время. Я думаю, все знают как люди отказываются от своих слов.
Можно, конечно, давить на совесть, но опыт жизни подсказывает, что это, наверное, самый малоэффективный способ.
Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей . Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
Нарушение сроков по исполнению денежных обязательств
Поставщик поставил заказчику товар согласно контракту, а заказчик медлит с оплатой, стараясь максимально отсрочить исполнение своих обязательств. Поставщик обратился в арбитражный суд, чтобы отстоять свои права и получить деньги.
Факт поставки товара государственному заказчику по контракту на сумму 6 011 365 руб. подтверждается товарными накладными и актом приема-передачи товара. Таким образом, обязательства заказчика по оплате полученного товара подтверждены документально.
В свою очередь, заказчиком допущено нарушение денежного обязательства по оплате задолженности. Поэтому, в соответствии с контрактом, поставщиком заявлены требования о взыскании пени за несвоевременную оплату товара.
Кроме этого, согласно контракта, срок возврата обеспечения определен в течение 10 дней с даты поставки товара, но не ранее даты окончания действия контракта.
При этом из материалов дела следует, что поставщик исполнил обязательство по поставке 24.04.2014, что подтверждается актом, срок действия контракта истек, однако заказчик возвратил обеспечение только 09.06.2014.
Таким образом, поставщиком также заявлены требования о взыскании пени за несвоевременный возврат обеспечения.
Суд удовлетворил все требования поставщика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. № 18АП-14989/2014).
Заказчик не хочет платить
В статье 34 закона 44-ФЗ установлено, что госконтракт должен быть оплачен заказчиком в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если контракт исполнил субъект из числа СМП или СОНО, то срок оплаты сокращается до 15 дней . За задержку закачку предъявляется неустойка в соответствии с пунктом 5 статьи 34.
Итак, заказчик не платит. В этом случае поставщик действует по описанной выше схеме — пишет ему претензию. Если и после этого не поступает оплата, исполнитель контракта вправе обратиться в суд с тем, чтобы тот обязал заказчика произвести оплату.
Однако иногда могут помочь и некоторые механизмы досудебного разбирательства. Не стоит забывать, что заказчик по 44-ФЗ — структура, которая функционирует на бюджетные деньги. Поэтому довольно эффективным может стать обращение в вышестоящую организацию . Например, если контракт заключен со школой, то обратиться следует в региональное отделение Министерства образования. Нужно составить письменное обращение, в котором изложить все обстоятельства. А именно описать, что конкретный заказчик не оплачивает выполненный контракт, ссылаясь, допустим, на отсутствие в бюджете денежных средств. И попросить вышестоящий орган пояснить сложившуюся ситуацию и разобраться в ней.
Подобное обращение можно составить еще в 2 инстанции:
- в аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в данном регионе;
- в местное представительство Общероссийского народного фронта (в ОНФ есть отделение «За честные закупки» ).
Таким образом, если заказчик не перечисляет деньги по контракту, у поставщика есть несколько способов воздействовать на него в досудебном порядке. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитражный суд.
Поправки в КоАП РФ вступят в силу с 6 августа. Если заказчик будет задерживать выплаты за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), ему можно напомнить об ответственности. А можно сразу жаловаться в суд или ФАС.
Как быть, когда выясняется: предприниматель или компания добросовестно выполнили свою работу, а вторая сторона, заказчик, отказывается платить. Пошаговые действия по возврату долга объясняет адвокат Юлия Князь.
— Не самые приятные стороны бизнеса выползают сегодня наружу. Это я том, что многие предприниматели столкнулись с проблемой: работу они выполнили, а денег за нее не получили. Либо оплата обещана, но приходит с просрочками.
Расскажу, что делать в такой ситуации.
Юлия Князь
Адвокат , осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально
Привязка срока оплаты к получению финансирования из бюджета неправомерна
Заказчик уведомил поставщика, что за поставленный товар он заплатит, когда сможет. Финансирование из бюджета затянулось на неопределенный срок. Поставщик был вынужден обратиться в суд.
Из конкурсной документации и текста контракта на поставку товаров следует, что срок оплаты поставленных товаров обусловлен получением заказчиком финансирования из бюджета.
Внимание! Заказчик не вправе обусловить срок оплаты получением финансирования по соответствующей статье бюджета, так как подобное условие не может являться согласованием срока оплаты.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.12.2009 по делу № А27-5495/2009 отмечает, что поступление денежных средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, которое неизбежно должно наступить, что имело место в данном случае, и не является по смыслу ст. 190 ГК РФ согласованием срока оплаты.
Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.09.2010 по делу № А31-3303/2010 указывает на то, что обязательство, возникающее из муниципального контракта, должно содержать конкретно определенное условие о сроке оплаты товара.
Требования поставщика были удовлетворены.
Ответственность за нарушение сроков оплаты
Кроме оплаты товара, поставщик может потребовать с заказчика перечисления пеней, штрафов (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ) и компенсации затрат на юридические услуги и отправку документов (ч. 2 ст. 110 АПК, ч. 1 ст. 100 ГПК). Исключение: заказчик не перевел деньги из-за форс-мажора.
Пени насчитывают за каждый день просрочки оплаты заказчиком по 44-ФЗ. Штраф начисляют, если заказчик не исполнил обязательства или исполнил их недолжным образом. Как определить размер штрафа, указано в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 (пп. 3-9). Обычно это определенный процент от цены контракта или фиксированная сумма. Все штрафы не могут превышать цену контракта.
Расходы на юриста и отправку почты компенсируют на основе судебного решения или соглашения о возмещении расходов, которое заключено до обращения в суд.
Также заказчика могут привлечь к ответственности контролирующие органы и вышестоящие инстанции на основании обращения поставщика. Какие меры могут применить к заказчику:
- Выдать предписание и обязать устранить нарушения.
- Обязать руководство учреждения привлечь к ответственности виновного сотрудника. Это значит, что работник получит замечание, выговор или лишится премии. Возможно, накажут и руководителя учреждения.
- Оштрафовать сотрудника заказчика и саму организацию.
- Запретить сотруднику учреждения, который нарушил срок оплаты, работать в сфере госзакупок на срок до двух лет.
Мера наказания зависит от вида заказчика и особенностей закупки.
Вид закупок | Наказание | Статья КоАП |
Закупки по 44-ФЗ | — Штраф от 30 до 50 тыс. руб. — Дисквалификация сотрудника заказчика на срок до двух лет | 7.32.5 |
Гособоронзаказ по 44-ФЗ | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. | 7.32.1 |
Закупки по 223-ФЗ | — Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на сотрудника — Штраф от 50 до 100 тыс. руб. на организацию | 7.32.3 |
Компромисс всегда возможен
Когда возникает ситуация, что заказчик не платит по государственному контракту, необходимо знать, что есть ряд действий, которые можно предпринять для решения данной проблемы.
Если заказчик не платит по госконтракту, то в первую очередь нужно установить причины задержки выплаты. Это может быть связано как с объективными причинами, так и с виной заказчика.
Если заказчик государственного или муниципального уровня не выплачивает деньги по госконтракту на основании объективных причин, то, как правило, компромиссная ситуация возможна. В данном случае необходимо официально обратиться к заказчику с просьбой о перерасчете или изменении сроков выплаты.
Если же задержка выплаты происходит по вине заказчика, то ситуация может быть более сложной. В таких случаях необходимо обратиться в суд или арбитраж и доказать свою правоту. Возможно, потребуется предоставление дополнительных доказательств и документов, подтверждающих выполнение обязательств по госконтракту.
Однако, несмотря на сложности, стоит помнить, что компромисс всегда возможен. Если обе стороны заинтересованы в решении проблемы, то можно найти взаимовыгодное решение. Возможны варианты перерасчета суммы задолженности, установления дополнительных сроков выплаты или иных компромиссных мер, которые удовлетворят обе стороны.
Важно помнить, что в случае нарушения обязательств по госконтракту заказчиком, исполнителю необходимо действовать в соответствии с законодательством. При этом следует учитывать особенности каждой конкретной ситуации и действовать согласно рекомендациям юристов и специалистов в данной области.