Возвращаем НДС из бюджета, или Что нужно знать о «камералке»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возвращаем НДС из бюджета, или Что нужно знать о «камералке»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Старт в Федеральной налоговой службе нового пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки налоговой декларации по НДС до одного месяца связан с решением, которое было принято ФНС по результатам совместной с бизнесом работы. Объяснение следующее.

Соответствие другим условиям: круг второй

По истечении 1 месяца со дня представления декларации НДС налогоплательщиков, соответствующих вышеуказанным условиям, оценивают на одновременное соответствие следующим условиям:

  • отсутствие ошибок в декларации и/или противоречий между сведениями в представленных документах либо несоответствия сведений от налогоплательщика сведениям в документах у ИФНС, полученных в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий между сведениями об операциях в декларации по НДС и несоответствий сведениям об операциях в поданной декларации сведениям об указанных операциях в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком (расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении НДС к уплате или о его завышении к возмещению;
  • отсутствие признаков нарушений налогового законодательства, приводящих к завышению НДС к возмещению либо занижению к уплате.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты НДС, инспекторы определяют с учетом информации и сведений, которые у них есть.

Этапы камеральной проверки

При камеральной проверке Декларации по НДС можно выделить 2 основных этапа:

  1. Автоматизированный контроль (проверка контрольных соотношений). Если ошибок и расхождений не выявлено, не заявлен НДС к вычету и не было не облагаемых налогом операций, камеральная проверка на этом заканчивается. Акт по итогам камеральной проверки не составляется.
  2. Углубленный контроль. В случае предъявления НДС к возмещению этот этап проводится в обязательном порядке. Налогоплательщик должен заранее подготовиться к налоговой проверке – подготовить счета-фактуры, другие документы учета НДС, книги покупок и продаж.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. При камеральной проверки НДС к возмещению ИФНС требует представить оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета и выписку из учетной политики. Правомерны ли действия ИФНС?

На наш взгляд, действия ИФНС неправомерны. Есть судебная практика в пользу налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 09.10.2013 № А45-2243 судебным органом отмечено, что регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и др.) не относятся к первичным документам, подтверждающим право на вычет НДС.

Вопрос №2. У нас есть ошибки в соблюдении хронологии нумерации счетов-фактур. Могут ли такие ошибки отрицательно сказаться на получении вычета по НДС?

Такая ошибка не является критической. НДС может быть принят к вычету.

Вопрос №3. У нас возникла необходимость представить уточненную декларацию по НДС за 1 квартал прошлого года. По уточненной декларации получился НДС к возмещению. Сумма небольшая, каков порядок проведения камеральной проверки в этом случае?

Камеральная проверка такой декларации будет проводиться по тем же правилам, которые действовали бы для первоначальной декларации, в которой отражено возмещение НДС.

Что может послужить причиной отказа в вычете по НДС?

Самой распространенной причиной отказа в налоговом вычете являются недочеты в оформлении счетов-фактур.

При неверном заполнении обязательных реквизитов счета-фактуры, указанных в п. п. 5 — 6 ст. 169 НК РФ, доказать правомерность применения вычета по НДС практически невозможно. Вывод о том, что недостоверные сведения в счете-фактуре не позволяют получить вычеты по НДС, содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, которым руководствуются арбитражные суды при принятии решений. Поэтому лучший способ оградить себя от неблагоприятных последствий — тщательно проверять счета-фактуры при получении их от продавца и в случае обнаружения неточностей или нарушения порядка заполнения своевременно настаивать на внесении исправлений.

Можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности в случае, если нарушение не привело к занижению суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет?

В ст. 122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде наложения штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

При этом в соответствии с позицией ВАС РФ, изложенной в п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, при применении ответственности по ст. 122 НК РФ судам необходимо исходить из того, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

Читайте также:  Что нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии

Следовательно, в ситуации, когда не произошло занижения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не возникает события налогового правонарушения и отсутствует сам состав правонарушения, установленного в ст. 122 НК РФ (ст. 109 НК РФ). Иными словами, если ошибки при заполнении декларации не привели к занижению налоговой базы и налога, подлежащего уплате в бюджет, то ст. 122 НК РФ не применяется.

Камеральная проверка может протекать по следующим сценариям:

  • Нарушений не выявлено, документы и пояснения не потребовались;
  • В ходе проверки были потребованы пояснения и предоставление уточненной декларации;
  • Запрошены дополнительные документы.

В первом случае никаких действий от организации не требуется. Пояснения требуются в соответствии с п.п. 3, 6 ст. 88 НК РФ при выявлении ошибочных сведений и должны быть предоставлены в пятидневный срок в электронном виде.

Предусмотрена ответственность за их отсутствие по ст. 129.1 НК РФ – 5 000 рублей в первый раз и 20 000 рублей за повторное нереагирование в течение календарного года.

Если в пятидневный срок поданы пояснения или уточненная декларация, и налоговая инспекция не имеет претензий, камеральная проверка завершается.

Третий сценарий чаще всего возникает в случаях, когда предоставлены:

  • Декларация на возмещение налога. Облегчить данную ситуацию можно, раскидав сумму на возмещение по разным периодам, не предоставляя отчетности на получения возмещения от государства. Если все же данные суммы указаны, необходимо заранее подготовить копии счетов-фактур, книг покупок и продаж, первичную документацию, подтверждающие право на возмещение.
  • Уточненная декларация за отчетный период, прошедший более двух лет назад. При этом могут потребоваться документы, соответствующие не только указанному периоду, но и другие, на основании которых составлена новая отчетность.
  • Применяются льготы. Необходимо заранее подготовить документацию, подтверждающую права на заниженные ставки расчета НДС.
  • По данным, представленным контрагентами, организация занижает сумму налога. Выявлены несоответствия, вследствие чего требуется предъявить копии счетов-фактур и других бумаг, на основании которых произведены расчеты. Как правило, рассматривают только несоответствия, занижающие сумму налога к уплате.

Возмещение можно упростить, раскидав суммы по разным периодам. Допустимо заявлять право на вычет в течение трех лет со дня получения. При этом не следует раскидывать сумму из одного счета-фактуры на разные периоды. При возврате товаров ограничение в сроках составляет один год.

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?».

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Если говорить простыми словами, то налоговая служба назначает камеральную проверку после того, когда организация, ИП или физическое лицо сдало в ИФНС декларацию о доходах за указанный период времени. Для контроля соответствия деятельности компании необязательно присутствие инспектора у налогоплательщика. Все действия по камеральной проверке проводятся в инспекции по месту регистрации предпринимателя и физлица. Частота назначения аудитов зависит от периодичности сдачи отчетности в ФНС.

Важно помнить, что существуют строго определенные сроки сдачи для каждого налогового сбора. Нарушение сроков подачи заявления более чем на 10 дней может привести к тому, что ФНС направит постановление о блокировке банковских счетов компании. Восстановление активов возможно только на следующий день после предоставления в налоговую инспекцию заполненной декларации и отчетности.

Читайте также:  Оспорить мобилизацию: кому и как это удалось

Уточненная декларация по НДС при камеральной проверке

Как было отмечено выше, при подаче уточненной декларации срок проверки изменится. Инспектор должен будет открыть новый комплекс мероприятий в автоматизированной программе и продолжить проверку, выяснив причину предоставления уточненки. Если изменения незначительны и касаются, к примеру, данных, отраженных в разделе 8 или 9, то в таком случае сдача уточненной декларации необязательна. И, напротив, если выявлены ошибки, которые повлияют на сумму уплачиваемого налога, то обязательно необходимо внести соответствующие корректировки и предоставить их в налоговый орган. Причем если сумма к доплате изменилась в большую сторону, то перед сдачей уточненной декларации необходимо уплатить налог и пени. Кроме этого, целесообразно подготовить письмо с указанием причин сдачи уточненки. Способ подачи новой декларации остается прежним – через ТКС. Обратите внимание: если ошибки выявлены налоговым органом в процессе проверки, то в дальнейшем подавать уточненную декларацию не надо, достаточно лишь уплатить сумму налога и прочие платежи, указанные в документах, составленных по итогам проверки.

Правила и порядок проведения

Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.

Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.

Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.

Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:

Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.

Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.

Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.

Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.

Порядок проведения «камералки»

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).

Cколько длится камеральная проверка по ндс

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1

НК РФ). О том, что отличает камеральную проверку по НДС, читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению». Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме.

Внимание

Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки. Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку.

Расширенные ревизионные действия

При расширенных ревизионных действиях, кроме проверки показателей, инспекторы имеют право:

  • истребовать ксерокопии документации у фирмы;
  • совершить сверку с партнерами и назначить экспертизу.

Повышенный интерес со стороны ИФНС не указывает на то, что у фирмы серьёзные нарушения. Обозначим, как проходит камеральная проверка по НДС. Сроки проведения 2020 года к возмещению такие же, как и при обычной «камералке».

Расширенную «камералку» назначают:

  • если фирма применяет льготы по уплате;
  • в отчете зафиксировано возмещение НДС. Организации стараются не отражать в декларациях цифры к возврату. С 2020 вычеты по НДС можно переносить в течение трех лет;
  • в декларации по НДС присутствует информация о сделках, противоречащие информации в декларации, сданной другой фирмой. то есть у фирмы и её партнёра по одной операции различные цифры налога.
  • через два года , с увеличением сумм убытка или уменьшением налога;
  • сдан отчет по налогообложению за пользование недрами.
Читайте также:  Компенсация по вкладам Сбербанка 1991 года в 2023 году

Если ни одного из вышеуказанных пунктов нет, организация имеет право отказать ИФНС и не отправлять документацию.

Изменения в отношении проведения камеральных проверок по НДС в 2020 году

Начиная с 1 октября 2020 года, «наиболее добросовестные» налогоплательщики могут рассчитывать на укороченную камеральную проверку декларации по НДС в которой заявлено возмещение налога. Укороченная проверка проходит 1 месяц после крайнего срока сдачи декларации, установленного НК РФ (письмо ФНС № ЕД-20-15/129 от 6 октября 2020 года). Если подается «уточненка» с возмещением НДС из бюджета, то месяц проверки отсчитывается от даты подачи уточненной декларации.

Такие нововведения являются пилотным проектом, самое интересное, кто же заслужит подобные преференции и право на укороченные сроки проверки. Добросовестными налогоплательщиками, по мнению ФНС, считаются плательщики налога, безупречно прошедшие автоматизированный контроль с помощью системы АСК НДС-3. Кроме того, вычеты в декларации у них должны быть подтверждены инспекцией более чем на 70%. Одновременно более 80% вычетов должны составлять счета-фактуры поставщиков низкого и среднего уровней риска, а также не менее 50% контрагентов должны присутствовать в предыдущей декларации.

Не вправе рассчитывать на укороченную проверку те, кто подавали заявление на применение заявительного порядка возмещения НДС (статья 176.1 НК РФ). Это вызвано тем, что две льготы одновременно применяться не могут.

Нельзя не сказать о том, что у этой льготы есть и оборотная сторона медали. Компании, которые получат право на возмещение НДС из бюджета в укороченный срок, будут находиться под особым контролем у налоговиков. Если в ходе наблюдения фискалы обнаружат, что налогоплательщику напрасно было оказано высокое доверие, то он попадет в список кандидатов на выездную налоговую проверку со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями (рекомендации ФНС № ЕД-5-2/307дсп@ от 12 февраля 2018 года).

Вс рф: «уточненка» по ндс с новыми счетами-фактурами не аннулирует акт камеральной проверки

  • ВС РФ признал правомерным вынесение решения по камеральной проверке декларации НДС в ситуации, когда компания представила уточненный расчет после получения акта налогового органа.
  • Согласно материалам судебного спора, в связи с установлением признаков формального документооборота между ООО «Рубим лес» и двумя контрагентами, имеющих признаки «однодневок», инспекцией составлен акт о неправомерности вычетов по НДС на общую сумму более 6 млн рублей.
  • После вручения акта обществу, компанией представлена новая декларация за этот налоговый период, в котором счета-фактуры от спорных контрагентов были заменены на документы другого поставщика, ранее не содержавшиеся в книге покупок.
  • Посчитав, что своим действием общество прекратило «камералку», по которой был вручен акт, ООО «Рубим лес» обжаловало решение налоговой, которое все таки появилось на свет после рассмотрения результатов проверки первичного отчета.

Рассматривая налоговый спор, арбитражные суды всех инстанций, включая ВС РФ (определение № 301-КГ18-9315 от 10.07.

2018), указали на то, что согласно пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются даты начала и окончания налоговой проверки. Следовательно, момент окончания камеральной проверки, по результатам которой выявлены нарушения налогового законодательства, следует определять по дате, указанной в акте проверки (прим. ред: а она во всех случаях охватывает промежуток времени до даты составления акта).

Таким образом, при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после составления акта налоговой проверки, то есть после ее окончания, основания для прекращения рассмотрения материалов проверки первичной декларации, регламентированный п. 9.1 ст. 88 НК РФ, отсутствуют, и, соответственно, налоговый орган обязан вынести предусмотренные НК РФ решения.

Теперь, когда стало ясно, что такое налоговая камеральная проверка, стоит рассмотреть порядок проведения:

  • проверяется полнота, своевременность предоставленной документации;
  • оценивается (визуально) правильность оформления;
  • проверяется точность расчетов, правильность отображения главных показателей;
  • проверяется правильность вычисления облагаемой налогами базы.

Камеральная налоговая проверка проводится не только удаленно. Бывает необходимость в вызове главы компании либо ИП на налоговый допрос. Они обязаны на него явиться, об этом говорится в Российском Налоговом Кодексе. Кроме того, согласно ст. 86, а также ст. 90-97 из Российского Налогового Кодекса, проверяющие вправе выполнять следующие действия:

  • настаивать на проведении экспертизы;
  • вызывать на допрос свидетелей;
  • осуществлять выемку деловых бумаг;
  • привлекать специалистов, пользоваться услугами переводчика;
  • осматривать территорию, помещение для получения необходимых доказательств;
  • проводить встречные проверки (запрашивать деловые бумаги как у плательщика налогов, так и у его контрагентов, иных лиц).

Если субъект, в отношении которого проводится КНП, отказывается предоставлять запрошенную проверяющими документацию или другие данные, ему грозит ответственность в соответствии с российскими законами. Так, в Российском НК (в его статье 126) сказано, что на плательщика налогов может быть наложен штраф. Размер его – 200 рублей, которые нужно будет заплатить за каждый не предоставленный документ.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...