Инструкция, как получить лицензию на такси в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция, как получить лицензию на такси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие

Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:

Обычный гражданин От 2 до 2,5 тыс. руб.
Должностное лицо От 4 до 5 тыс. руб.
Юридические лица От 40 до 50 тыс. руб.

Где получают лицензию и что грозит за ее отсутствие

Нужно знать, что лицензия выдается на основании Положения, которое утверждено Постановлением Правительства №280. Срок оформления документа ограничен рамками трех месяцев.

Для получения лицензии нужно обратиться в местный орган Государственного автодорожного надзора России.

Штрафы за неисполнение законодательства о лицензировании, предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП.

Нарушение Штраф
Нет лицензии Должностные лица заплатят штраф 50000 рублей, предприниматели — рублей, юридическое лицо – 400000 рублей
Факт отсутствия лицензии зафиксирован второй раз В ситуации, когда лицензия отсутствует и этот факт зафиксирован повторно, имеют место все те же штрафы, а также происходит конфискация транспортного средства либо приостановление деятельности в срок до 90 суток

Документы для подачи заявки на получение лицензии

Для того чтобы оформить лицензию, необходимо собрать большой пакет документов. Подойти к этому нужно серьезно и ответственно, поскольку неточности или нехватка того или иного документа приведут к отказу в выдаче.

Для получения лицензии необходимо предъявить в лицензирующий орган:

  1. Заявление. Это документ, без которого не запустится процесс регистрации
  2. Выписка ЕГРЮЛ или ЕГРИП, заверенная нотариусом
  3. Свидетельство о государственной регистрации
  4. Копия паспорта руководителя и того лица, которое ответственно за безопасность пассажиров
  5. Договор на медицинское обслуживание или копия лицензии на осуществление медицинской деятельности
  6. Копии водительских удостоверений водителей, их медицинские справки, а также документы, подтверждающие стаж работы по категории Д. Стаж можно подтвердить, например, копией трудовой книжки
  7. Необходимо предоставить копии всех документов на машину, а также подтверждение того, что перевозчик имеет базу для обслуживания транспорта. Если базы нет, то предоставляется договор аренды со специализированной компанией, которая будет заниматься ремонтом и обслуживанием автомобилей
  8. В обязательном порядке предоставляются копии технического осмотра и страхового полиса ОСАГО
  9. Квитанция об уплате госпошлины

Все документы должны быть должным образом оформлены, среди них не должно быть подделок. Если все заполнено и собрано корректно, то проблем с оформлением лицензии не возникнет.

ВАЖНО! Если в поданном комплекте документов найдутся ошибки, то в течение 3 дней заявитель уведомляется об этом. У перевозчика будет не больше 30 дней для исправления ошибок и неточностей

Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:

  • создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение — техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
  • разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение — указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
  • создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите засекреченной информации;
  • производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
  • хранение и уничтожение химоружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
  • оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
  • пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
  • перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
  • пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
  • перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
  • перевозки ж/д транспортом пассажиров;
  • перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная детективная и охранная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
  • содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
  • предоставление услуг связи;
  • теле- и радиовещание;
  • изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение — деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
  • применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
  • образование (исключение — частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
  • деятельность в сфере освоения космоса;
  • геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
  • выполнение маркшейдерских работ;
  • воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
  • гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
  • деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
  • реализация лекарственных препаратов;
  • сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
  • осуществление экспертизы промбезопасности;
  • обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.
Читайте также:  Кто может получить социальную стипендию?

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН

Наименование услуги

Москва

Санкт-Петербург

Регионы

Цена на лицензию для перевозки пассажиров от 15000 р. от 10000 р. от 10000 р.
Внесение в реестр лицензированных автобусов 5000 р. от 4000 р. от 3000 р.
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН 5000 р. от 4000 р. от 3000 р.
Поиск специалиста по БДД от 15000 р. от 15000 р. от 15000 р.

Причина изменений в законодательстве

Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.

Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.

В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.

Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:

  • две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
  • четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
  • сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.

Работа в такси без лицензии или разрешения

Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».

То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.

Читайте также:  Минимальный размер пенсии в Республике Башкортостан в 2023 году

Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

Как работает лицензия на автобус для водителей?

Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:

  • Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
  • Следить за безопасностью дорожного движения.
  • Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
  • Вести путевые листы.
  • Использовать все необходимые приборы и оборудование.
  • Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
  • Осуществлять инструктаж работников транспорта.
  • Организовывать стажировки.
  • Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.

Требования, предъявляемые к водителю и автомобилю

Федеральное законодательство регламентирует условия и порядок получения лицензии на машину для работы в такси, но к самому транспортному средству особых ограничений не предусматривает. То есть, не имеет значения марка автомобиля, тип силового агрегата и кузова, объем двигателя, вид трансмиссии и пр. Обязательным является:

  • наличие оранжевого фонаря на крыше;
  • нанесение на боковые поверхности кузова такси шахматки контрастного цвета;
  • установка таксометра.

Дополнительные требования к машине вправе устанавливать местные власти. Это может касаться цветового оформления авто. Например, в Москве лицензию выдают владельцам автомобилей желтого цвета, а в Подмосковье – белого. В большинстве российских городов окрас такси не имеет значения.

Каждые полгода в обязательном порядке проводится технический осмотр автомобиля, а перед началом рабочей смены проверяется исправность ТС. Осмотром может заниматься механик компании-перевозчика или ИП самостоятельно.

К водителю такси предъявляются следующие требования:

  • наличие не менее 5 лет водительского стажа;
  • отличное состояние здоровья, прежде всего, зрения;
  • высокая скорость реакции.

Водитель должен быть корректным и сдержанным по отношению к пассажирам. Перед началом рабочей смены и по ее окончании он должен проходить медосмотр, а каждые два года – медкомиссию.

Если требования к автомобилю и водителю не выполняются, то разрешение на такси может быть отозвано. Этого следует ожидать и при совершении ДТП.

Дата и время прохождения медицинского и технического осмотра перед сменой фиксируются в путевом листе. Этот документ является обязательным для такси. Его отсутствие наказывается штрафом в размере 500 рублей, но только для наемного сотрудника. Если же водитель является индивидуальным предпринимателем, то должен будет заплатить 30 000 рублей. Такая же сумма вносится и за отсутствие какой-либо отметки в путевом листе, например, штампа о прохождении предрейсового медосмотра. В том случае, когда нет еще и отметки о техосмотре, размер штрафа увеличивается вдвое и достигает 60 000 рублей.

Наличие путевого листа обязательно для всех водителей такси, вне зависимости от того является ли он ИП или трудоустроен по договору. Документ выдается на 1 сутки, но может быть действительным и на протяжении одного месяца, при условии ежедневного внесения отметок о мед- и техосмотрах. Организация вправе использовать бланк, форма которого утверждена Госкомстатом РФ, или же собственный, но соответствующий всем требованиям Минтранса России. В нем должны отражаться следующие данные:

  • название документа, его порядковый номер, период действия;
  • информация о владельце транспортного средства (название организации, правовая форма, контактные данные);
  • сведения о водителе (ФИО, отметки о прохождении медицинского осмотра);
  • сведения об автомобиле (модель, регистрационный номер, время выезда на маршрут и возвращения, данные о пробеге, расходе топлива и т. п.);
  • информация о маршруте.

Путевой лист – это, прежде всего, отчетный документ, необходимый для ведения бухучета в транспортных организациях. По данным, указанным в нем, происходит списание ГСМ, начисление налогов и зарплаты сотрудникам. Если таксист работает в транспортной компании, то путевые листы оформляет именно она. В том случае, когда водитель является ИП, он может купить бланки или скачать их в интернете и распечатать.

По инстанциям с документами

Для получения лицензии в первую очередь необходимо представить заявление. В нем Закон о лицензировании предписывает указывать:

  • реквизиты юридического лица: наименование, организационно-правовая форма, место его нахождения, место осуществления деятельности, данные о внесении в реестр;
  • сведения об индивидуальном предпринимателе: Ф.И.О., место жительства и осуществления лицензируемого вида деятельности, данные удостоверяющего личность документа и о внесении сведений в госреестр предпринимателей;
  • лицензируемый вид деятельности, который соискатель намерен осуществлять (перевозка пассажиров автомобильным транспортом).

К заявлению прилагаются копии учредительных документов, подтверждающих уплату госпошлины, свидетельств о регистрации, постановке на учет в налоговой инспекции.

Помимо общих документов транспортной организации (предпринимателю) следует позаботиться о копиях отраслевых документов:

  • подтверждающих наличие права собственности на ТС и их государственную регистрацию (свидетельство, ПТС, договор аренды);
  • талонов о прохождении гостехосмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров ТС;
  • дипломов о высшем и среднем специальном образовании, удостоверений о повышении квалификации, подтверждающих квалификацию должностных лиц и специалистов;
  • документа об аттестации сотрудника, ответственного за обеспечение БДД;
  • документов о квалификации и стаже работы водителей, а также подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования в установленный срок;
  • страховых полисов обязательной «автогражданки» владельцев ТС;
  • документов, подтверждающих возможность у организации или предпринимателя проводить техобслуживание и ремонт ТС, или договора с автотехцентрами на оказание данных услуг.
Читайте также:  Статья 572 ГК РФ. Договор дарения

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не может потребовать иные документы, не предусмотренные Положением и Законом о лицензировании.

Лицензия на пассажирские перевозки — документ, позволяющий осуществлять автобусные перевозки пассажиров и иных лиц на основании договора перевозки пассажира или фрахтования транспортного средства (ТС) либо для личных нужд.

Обязательное лицензирование пассажирских перевозок ввели 1 марта 2019 г. Крайний срок получения лицензии для действующих перевозчиков — 29 июня 2019 г. C 1 марта 2019 г. новым перевозчикам запрещено приступать к выполнению заказов без лицензии.

  • Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (8 округов) — Ространснадзор.
  • Срок действия: бессрочно.
  • Территория действия: вся территория РФ.
  • Кому необходимо получение лицензии на автобус? Кому не нужна лицензия и могут продолжать работы без нее?

Без лицензии не обойтись всем, кто собирается осуществлять автобусные пассажирские перевозки для личных потребностей или в коммерческих целях.

Продолжать работать без лицензии разрешено исключительно автобусам государственных служб (скорой, пожарной, аварийно-спасательной, полиции и некоторым другим), автобусам, планирующим перемещаться исключительно по внутренней территории организации.

При этом под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров. При этом, в соответствии с Приложением №1 к техрегламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров (категория М2 — технически допустимая масса составляет до 5 т и М3 — свыше 5 т).

Получать отдельную лицензию на каждый автобус не нужно.

  • Срок оформления: 45 рабочих дней или 48 рабочих дней, если учитывать 3 дня на рассмотрение заявки.
  • Лицензиаты: юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП).
  • Вид деятельности: деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Включает:

  • перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);
  • перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Законодатели долго обсуждали величину штрафов за отсутствие системы ГЛОНАСС, но в итоге утвердили следующую градацию для коммерческого общественного транспорта:

  • 2 500 руб. – на работника;
  • 5 000 руб. – на должностное лицо;
  • 50 000 руб. – на юр. лицо.

Но тут есть один нюанс – теоретически, штраф может быть наложен не только за сам факт эксплуатации ТС без подключения к ГЛОНАСС, но и за игнорирование лицензионных требований, ведь такая перевозка людей является грубым нарушением, которое может повлечь тяжёлые последствия.

Если за подобной деятельностью поймают транспортное средство с 8 и более пассажирскими креслами, штрафы увеличиваются в разы:

  • 50 000 руб. – на физ. лицо;
  • 100 000 руб. – на ИП;
  • 400 000 руб. – на юр. лицо;
  • при повторном нарушении – приостановка работы на 90 дней и/или конфискация ТС.

Очевидно, что перечисленные штрафы довольно часто будут выписываться нарушителям одновременно, ведь сам факт поездки без подключения к ГЛОНАСС автоматически выдаёт и нарушение лицензионных требований.

Раньше лицензии должны были получать только организаторы регулярных перевозок, автобусы которых вмещали более восьми человек. Нерегулярные рейсы, формируемые в соответствии с нуждами заказчиков, можно было осуществлять в уведомительном порядке. Предполагалось, что без лицензии по дорогам передвигаются автобусы турфирм или служебный транспорт, доставляющий сотрудников предприятий на работу.
Однако во многих российских регионах эти послабления породили целую прослойку псевдозаказных перевозчиков, поделивших между собой регулярные межмуниципальные маршруты. Их транспорт ходил по твердому расписанию, забронировать место на рейсе мог любой желающий. От официальных регулярных рейсов нелегалов отличало только одно: на лобовое стекло автобуса или маршрутки крепилась табличка «Заказной».

Привлечь таких дельцов к ответственности до недавнего времени было очень сложно. Особенно если договор фрахтования, заказ-наряд на предоставление транспортного средства и прочие документы, подтверждающие заказной статус перевозки, у водителя оказывались в полном порядке.

В Псковской области очисткой рынка от нелегалов занялась антимонопольная служба. Сотрудники УФАС пришли к выводу, что псевдозаказные перевозчики нарушают Закон «О защите конкуренции». Ведь они, с одной стороны, не участвуют в бюджетных конкурсах на право осуществления перевозок и не подвергаются контролю со стороны органа власти — организатора конкурса. С другой — не тратят время и деньги на получение лицензии. В результате легальным компаниям крайне сложно конкурировать с организаторами псевдозаказных рейсов.

Благодаря закону об обязательном лицензировании на дорогах поубавится автобусов, которые нелегально выполняют рейсы под видом заказных

— Мы получили несколько десятков жалоб на подобных «серых» игроков рынка, — рассказывает руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец. — Практически во всех случаях сработал механизм предупреждения: заказные автобусы переставали курсировать на регулярных маршрутах, а компании освобождались от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Однако один из перевозчиков, организующий рейсы по маршруту Псков — Пыталово — Псков, отказался исполнить предупреждение. Он пытался доказать сначала нашим сотрудникам, а потом и в суде, что автобусы ходят из Пскова в Пыталово и обратно по заказу клиентов.

Но мы изучили сайт компании и выяснили: при бронировании заявки на поездку появлялось расписание движения транспорта.

А возможность самостоятельно определить время отправления, без которой теряется смысл заказных перевозок, отсутствовала. Мы назначили перевозчику штраф — 250 тысяч рублей. Суд первой инстанции разделил позицию УФАС.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...