Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платежное поручение по НДФЛ в 2023 году: новые реквизиты и образец заполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.
Если нужно перечислить платеж, не входящий в ЕНП
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК для перечисления платежа из 20 знаков. В нашем примере – 182 1 01 02040 01 1000 110 |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106» – «109» | «0» (ноль). Если отразить иное значение, налоговики сами установят принадлежность к платежу. |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП администратора доходов бюджета, который администрирует платежи по БК РФ. |
поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства, которому открыт счет, и в скобках – сокращенное наименование администратора доходов бюджета, который администрирует платеж по БК РФ |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа |
поле «101» | «01» или «13» |
Как указывается статус налогоплательщика
Показатель статуса налогоплательщика — это информация в виде двузначного кода, который проставляется в различных налоговых документах. Цифры информируют налоговую о том, какое лицо и какие перечисления оно осуществляет в бюджет. В статье рассказано об этом значении и приведены основные показатели статуса налогоплательщика.
Иногда бухгалтеры путают два звучащих похоже понятия: «правовой статус налогоплательщиков» и «показатель статуса налогоплательщика». Первый не имеет никакого отношения к заполнению платежного поручения. Второй же — это установленный российским законодательством двузначный код для заполнения платежного поручения, налоговой декларации и другой документации, который содержит информацию для налоговой о плательщике налога. То есть это данные о плательщике в бюджет.
Изменения в статусе составителя в платежном поручении в 2022 году
В текущем году при заполнении поля 101 в платежном поручении нас ожидают три нововведения. Учитывая это, крайне важно не допустить ошибку при заполнении реквизита. В случае неправильной кодировки денежные средства зачисляются на счет Федерального казначейства со статусом «невыясненный платеж», а налогоплательщику могут быть выставлены санкции за неуплату налога или сбора.
В 2022 году изменяется перечень кодов статусов, который был утвержден Минфином 12.11.2013 года приказом № 107н:
- январь 2022 – внесены уточнения в список статусов;
- июль 2022 – список дополняется номером 29 (политическая партия);
- октябрь 2022 – отменяется ряд кодов.
Как провести платеж через Сбербанк Онлайн
Для правильной оплаты услуг при использовании систем онлайн-платежей следует разбираться в основных правилах заполнения платежных поручений.
Пользователи нередко задаются вопросом, что такое статус плательщика в Сбербанк Онлайн. При интуитивной простоте платежной системы СБ самое сложное для лица, выполняющего платеж, решить, какой именно присвоить себе статус.
Справа наверху в платежке есть небольшое поле для двух цифр, которые определяют статус плательщика. Слева размещаются дата совершения платежа и сумма. Ниже следуют:
- информация о плательщике;
- ИНН – идентификационный номер налогоплательщика, у физических лиц появился с 1999 года (от номеров организаций и частных предпринимателей отличается количеством цифр – номер физического лица, обычного налогоплательщика, состоит из 12 знаков, юридическим лицам присваиваются десятизначные номера);
- номер счета;
- КПП – этот идентификатор получают только организации, ИП и физические лица в эту графу не вносят ничего (расшифровка кода – код причины постановки на учет в налоговом учреждении);
- банк, с чьей стороны идет платеж, БИК, счет;
- банк, куда идет оплата, его БИК, счет;
- данные об организации, получающей оплату: ИНН, КПП, за какой период производится оплата, для чего производится платеж;
- номер платежного документа, дата его оформления, тип.
Это перечень данных, которые необходимы для заполнения платежки, которая выдается для оплаты через отделение. Все данные получателя платежа следует собрать заранее, обычно это не представляет проблемы. Эти данные организация, которой предназначены деньги, предоставляет по первому требованию — их можно получить на электронную почту или на телефон.
Коды статусов плательщика на 2020 год
Расшифровка |
Код |
---|---|
Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов) – юридическое лицо |
01 |
Налоговый агент (при уплате НДФЛ за работников) |
02 |
Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо |
06 |
Организация (индивидуальный предприниматель), которая перечисляет в бюджет другие обязательные платежи |
08 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель |
09 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой |
10 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
11 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
12 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета) |
13 |
Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо |
16 |
Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель |
17 |
Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством России возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
18 |
Организации и их филиалы, удержавшие средства из зарплаты (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа |
19 |
Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков |
21 |
Участник консолидированной группы налогоплательщиков |
22 |
Плательщик – физическое лицо, которое перечисляет в бюджет другие обязательные платежи |
24 |
Учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве |
26 |
Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему |
27 |
Законный или уполномоченный представитель налогоплательщика |
28 |
Иные организации |
29 |
Иные физические лица |
30 |
Какой указывать статус плательщика в платежном поручении в 2019 году
Таким образом, даже если списание денежных средств со счёта плательщика было произведено – на счёт получателя зачисление не происходит. В соответствие с Налоговым Кодексом в данном случае налог считается неуплаченным, что чревато для налогоплательщика определёнными санкциями.
В правила заполнения платежного поручения в 2019 году внесены изменения. А именно: чиновники уточнили, какое количество знаков должно быть в ИНН, КБК, КПП, ОКТМО, УИН ( приказ Минфина России от 23.09.2015 № 148н ).
В 2017 году страховые взносы переданы налоговым органам, которые будут регулировать их исчисления и уплаты. В связи с этим у руководителей и бухгалтеров возник вопрос, касающийся заполнения раздела 101 платёжного поручения. В этой таблице мы указали все реквизиты, которые нужно заполнить, чтобы платежное поручение по НДФЛ точно дошло до бюджета. КПП (поле 102) организации ставят свой код, ИП – 0 Статус плательщика (поле 101) — 02 – если компания или ИП платят подоходный налог за своих наемных рабочих, — 09 – если ИП уплачивает налог только за себя, со своих доходов.
В настоящее время для уплаты налога и штрафа по нему первые 13 и с 18-го по 20-й знаки КБК идентичны и лишь заполнение 14–17 цифр имеет особенности. Эти 4 знака отведены для корректного обозначения подвида доходов.
Форма осталась прежней, но некоторые поля впору заполнять по усовершенствованным правилам. Так, статус плательщика ИП в платежном поручении в ПФР в 2019 году устарел, поменялись и КБК. Поля, в которых прописывались нули, теперь заполняются. Обо всем этом и многом другом читайте далее.
Для урегулирования данного вопроса ФНС РФ опубликовало письмо № СА-4-7/19125 от 10 октября 2016г., в котором, ссылаясь на Налоговый Кодекс РФ, сформулирован порядок действий налогоплательщика при допущении ошибки в платёжном поручении в разделе «Статус».
С 6 февраля 2019 года в налоговых платежных поручениях организации Москвы и МО должны будут ставить новые реквизиты банка, в поле «Банк плательщика» нужно ставить «ГУ Банка России по ЦФО» и указывать БИК «044525000» .
При формировании платёжных поручений все предприниматели сталкиваются с необходимостью заполнения поля 101, где указывается статус плательщика.
Статус плательщика – это реквизит в платежном поручении на уплату налогов или страховых взносов и характеризует как самого плательщика, так и характер платежа. Статус плательщика в платежном поручении в 2019 году указывается в поле 101.
Соответствующий статус составителя в платежном поручении по НДФЛ в 2019 году и в дальнейшем проставляют согласно Приложению № 5 к приказу Минфина № 107н 2013 года.
Кстати, отметим, что с конца апреля 2017 года этот нормативный документ действует в новой редакции (приказ Минфина № 58н от 05.04.2017, действует с 25.04.2017 и частично с 02.10.2017). Причина – поправки в налоговое законодательство, куда с 01.01.2017 перешло большинство норм о страховых взносах во внебюджетные фонды (кроме в ФСС на травматизм). Поэтому статус составителя при оплате НДФЛ надо указывать с учётом этих изменений.
Таблица, расположенная ниже, поможет разобраться с проставлением статуса составителя в платежке НДФЛ 2019 года.
Уплата НДФЛ 2017: статус составителя документа | |
---|---|
Код | Ситуация |
02 | Организация/индивидуальный предприниматель выполняет свои обязанности налогового агента по подоходному налогу с физических лиц (ст. 226 НК РФ и др.). То есть рассчитывает, удерживает и перечисляет в казну НДФЛ с доходов своего персонала и иных физлиц, которым они выплачены этой фирмой или коммерсантом. |
09 | ИП перечисляет в казну подоходный налог за себя |
10 | Частный нотариус перечисляет в казну подоходный налог за себя |
11 | Адвокат (адв. кабинет) перечисляет в казну подоходный налог за себя |
12 | Глава КФХ перечисляет в казну подоходный налог |
13 | Обычное физлицо уплачивает подоходный налог за себя в результате самостоятельного декларирования (3-НДФЛ) своих сторонних доходов |
26 | В рамках банкротства необходимо погасить задолженность по НДФЛ, которая включена в реестр требований.
· учредители (участники) должника; |
В остальных случаях статус составителя в платёжном поручении по НДФЛ проставляют соответствующие кредитные учреждения, платёжные агенты.
Коды статусов плательщика на 2020 год
- «01» — налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо;
- «02» — налоговый агент;
- «06» — участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — юридическое лицо;
- «08» — плательщик — юридическое лицо (ИП, адвокат, нотариус, глава фермерского хозяйства), перечисляющий средства в бюджетную систему кроме налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами;
- «09» — ИП, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «10» — нотариус, занимающийся частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «11» — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «12» — глава крестьянского (фермерского) хозяйства, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «13» — физическое лицо, уплачивающее налоги, сборы за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
- «16» — участник ВЭД — физическое лицо;
- «17» — участник ВЭД — ИП;
- «18» — плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом;
- «19» — организации и их филиалы, перечисляющие средства, удержанные из заработной платы (дохода) должника — физлица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа;
- «21» — ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков (КГН);
- «22» — участник КГН;
- «24» — плательщик — физлицо, перечисляющий средства в уплату сборов, страховых взносов, администрируемых ФСС, и иных платежей в бюджет (кроме сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий и иных платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами);
- «28» — участник ВЭД — получатель международного почтового отправления.
Статус плательщика (поле 101) в платёжном поручении
В Положении ЦБ РФ от 19 июня 2012 г.
N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» о реквизите «статус плательщика» (поле 101) говорится буквально следующее: 101 — Указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России А уже с учётом этого требования, код налогоплательщика начиная с 2014 года установлен Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. (Приложение № 5 — Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации). И этот Приказ Минфина согласован Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной. Отдельные изменения в приказ № 107н внесены Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н». Статус (лат. status)
— означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.
Статус плательщика
— это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.
Статус плательщика (101)
— указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)
В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.
Какие значения указываются в статусе составителя в платёжном поручении?
В соответствии с приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-н при заполнении поля 101 платёжного поручения указываются коды статуса составителя:
Код статуса | Пояснение |
01 | Налогоплательщик – юридическое лицо |
02 | Налоговый агент |
03 | Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
04 | Налоговый орган |
05 | Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо |
07 | Таможенный орган |
08 | Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
09 | Индивидуальный предприниматель |
10 | Нотариус, занимающийся частной практикой |
11 | Адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
13 | Иное физическое лицо – клиент банка (владелец счёта) |
14 | Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам |
15 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков – физических лиц |
16 | Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо |
17 | Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель |
18 | Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
19 | Организации и их филиалы (далее – организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке |
20 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
21 | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков |
22 | Участник консолидированной группы налогоплательщиков |
23 | Органы контроля за уплатой страховых взносов |
24 | Плательщик – физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
25 | Банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции |
26 | Физлица, юрлица по погашению требований к должнику |
27 | Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы Российской Федерации, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации |
28 | Участник внешнеэкономической деятельности – получатель международного почтового отправления |
Платежки в ФСС: мнение фонда
ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107.
О проблемах, возникающих при направлении платежного документа в банк, не имеющий средств для перечисления, читайте в материале «Будет ли считаться исполненной обязанность по уплате налога, если платежное поручение направлено именно в тот банк, который не имел средств на расчетном счете?».
Таким образом, в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в поле 101 указывается значение 08 в отношении всех категорий страхователя.
Платеж госпошлины и другие НЕ НАЛОГОВЫЕ платежи
Организация оформляет платежное поручение на перечисление банку присужденной суммы на основании постановления судебного пристава. Перечисляемая сумма удержана из заработной платы работника (должника). Надо ли заполнять поле 101 «Статус плательщика» платежного поручения и что в нем указывать?
При оформлении платежного поручения на перечисление банку присужденной суммы на основании постановления судебного пристава поле 101 «Статус плательщика» платежного поручения на перечисление долга банку не надо заполнять. Оно останется пустым.
Данная обязанность по заполнению поля 101 возникает при переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации в виде налогов и других обязательных платежей.
Если денежные средства перечисляются другим получателям, то поле 101 платежного поручения не заполняется.
Особенности поручения
Оплата пени в налоговую по отдельному платежному поручению в 2019 году проводится, если имеется просрочка в уплате и нет норм, позволяющих освобождать субъекта от налога. При этом документ имеет свои особенности оформления, которые связаны с тем, что неустойка обеспечивает своевременность перечисления обязательных бюджетных поступлений, к которым относится и транспортный сбор. При этом они являются не санкцией, а мерой обеспечения должного выполнения обязательств, это же встречается и при ЕНВД, НДС или работе по УСНА, даже ИП должны их направлять государству. Даже взносы на ОМС и ОПС могут облагаться пеней при несвоевременном перечислении, стоимость которой вычисляется по примерно такому же алгоритму.
Сравнивая платежное поручение, выписываемое на пени, можно отметить его сходство с квитанцией, позволяющей оплачивать основную сумму. Это достигается тем, что так же необходимо оговаривать статус плательщика, будут указываться реквизиты стороны, принимающей деньги и администратора доходов. Но существуют и различия, они заметны в том числе и в КБК, куда необходимо добавлять сведения.
К примеру, есть несхожести в поле 104, ведь пени по налогам имеют отдельный КБК, в разрядах 14-17 указывается подвид прибыли под обозначением 2100. Также код поспособствовал изменению в процессе заполнения платежки, поэтому поле 110, отвечающее за тип платежа, не заполняется. Небольшие отличия есть и в поле 106, ведь при текущих платежах тут ставится показатель ТП.
Информация в документе
В платежной квитанции по пеням, в том числе и на пенсионный сбор, указываются основные реквизиты плательщика, которые во многом совпадают с платежкой, с помощью которой перечисляется налог или сбор в ПФР. То есть, указывается статус налогоплательщика, полные реквизиты организации, которая будет платить пеню, в том числе прописываются ее идентификационный номер и КПП. Банковские реквизиты организации-плательщика тоже нуждаются в указании, а проводку тут отражать нет необходимости.
Подобные сведения прописываются в пп. (подпунктах) и о получателе, то есть оговаривается его юридическое название, идентификационный номер и КПП. Кроме этого, чтобы платеж правильно дошел, необходимо указать корректные банковские реквизиты получателя, с их помощью деньги будут доставлены по назначению. Очередность платежа также оговаривается, для этого есть поле 21, а код ОКТМО проставляется в графе 105.
Статус налогоплательщика
Актуально на: 7 марта 2017 г.
Статус налогоплательщика указывается в одном из полей платежного поручения – реквизите 101. Он отражается в закодированном виде для целей идентификации плательщика средств (Приложение N 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н).
Наиболее «востребованные» статусы платежных поручений следующие:
- статус налогоплательщика 01 свидетельствует о том, что налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо;
- статус налогоплательщика 02 – налоговый агент;
- статус налогоплательщика 08 – юридическое лицо, ИП, нотариус, адвокат, глава КФХ, переводящий деньги в уплату страховых взносов или иных платежей в бюджетную систему РФ;
- статус налогоплательщика 09 – индивидуальный предприниматель;
- статус налогоплательщика 10 – нотариус, занимающийся частной практикой;
- статус налогоплательщика 11 – адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
- статус налогоплательщика 12 – глава крестьянского фермерского хозяйства;
- статус налогоплательщика 13 – иное физическое лицо – клиент банка, владелец счета. Может быть указан в платежке при уплате налогов, сборов физлица не за себя (Письмо Минфина от 20.05.2016 N 02-08-12/29143);
- статус налогоплательщика 14 – налогоплательщик, производящий выплаты физлицам;
- статус налогоплательщика 24 – физлицо, которое переводит деньги в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ.