Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевой лист грузового автомобиля 2023 года: бланки по формам № 4-с и № 4-п». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нормы законодательного регулирования в части задержек автотранспорта установлены в нескольких законодательных актах. В частности, статья 794 ГК РФ устанавливает право перевозчика привлечь грузоотправителя к ответственности.
Основания для взыскания штрафов
Прежде чем говорить о сумме штрафа, необходимо обозначить ответственных лиц. Это намного проще, если условия закреплены в договоре. Но не всегда стороны оговаривают нормативы ответственности за задержку транспортных средств.
Что с кого удерживать: кому, какие штрафы положены?
Основание | Сторона, ответственная за нарушение | Ссылка на НПА |
Груз не предъявлен для перевозки | Ответственность налагается на грузоотправителя | П. 4, 5 ст. 10 и п. 1 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
Отсутствие отметок, указаний и мер предосторожности к перевозке груза в транспортной накладной | Штрафные санкции предусмотрены для грузоотправителя | П. 3 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
Простой автомобиля под погрузкой, выгрузкой | За загрузку товаров, продукции, грузов отвечает грузоотправитель | П. 4 и 5 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
За разгрузку несет ответственность грузополучатель |
Нельзя взыскать неустойку, если задержка спровоцирована из-за обстоятельств, не зависящих от сторон. Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы: были введены ограничения или запрет движения транспортных средств.
Неправильное оформление путевых листов грузового автомобиля: последствия
Транспортные компании, осуществляющие доставку грузов на большие расстояния, могут оформлять специализированный путевой лист, выписываемый на целый рейс автомобиля и действительный несколько дней.
Форму бланка можно разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. Либо использовать унифицированную документацию по форме № 8 (ОКУД 0345008), утвержденную Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78.
Водитель также подписывается в листе, тем самым подтверждая факт осмотра ТС. С того момента, как шофер поставил свою подпись, ответственность за груз и машину ложится на его плечи.
Отметку о проведении предрейсового технического контроля может поставить один из работников организации, например, руководитель или водитель. Но при одном условии: если он имеет диплом по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Новый реквизит в путевом листе с 2021 года
Путевку 2021 года дополнили новым обязательным реквизитом — «Сведения о перевозке». В бланках 2020 года данную информацию отражать не требовалось.
Сведения о перевозке представляют собой две категории информации, которая позволяет идентифицировать:
Вид транспортной перевозки
Вид транспортного сообщения
Допустимые значения регламентированы ст. 5 Закона №259-ФЗ, это могут быть следующие виды перевозки:
- регулярные перевозки,
- перевозки по заказам,
- перевозки легковыми такси,
- прочее.
Категория транспортного сообщения отражается в путевом листе согласно положениям ст. 4 Закона №259-ФЗ, допустимые значения на 2021 год:
- городское,
- пригородное,
- междугородное,
- международное,
- иное.
Дополните текущий бланк путевки новым обязательным реквизитом. Обновленный бланк путевого листа утвердите отдельным приказом руководителя, либо включите в перечень приложений к учетной политике на 2021 год.
Важно! Если вы доработаете бланк, но не утвердите его локальным актом, у контролеров возникнут вопросы. Например, ФНС может «забраковать» такие путевки и не признать расходы ГСМ при налогообложении. В таком случае, налогоплательщик рискует получить требование об уплате недоимки (доначисление налога на прибыль).
Сведения об автомобиле в путевом листе
Марка и модель автомобиля (обязательно). Например: ГАЗ-3302 “Газель” (мебельный фургон)
Государственный номерной знак (обязательно). В примере: м333ом/55rus
Номер парковки. Указываем номер парковки (если на предприятии используется такая нумерация). Подробнее в разделе: «Коды».
Водитель (обязательно). Здесь указывается ФИО водителя, например: Иванов Иван Иванович. Обратите внимание, не фамилия с инициалами, а ФИО полностью!
Табельный номер. Указываем табельный номер водителя. (Подробнее в разделе «Коды».)
Удостоверение. Это номер водительского удостоверения водителя, например, 77 АА 777 777.
Прицеп 1. Если используется прицеп, также указываем его марку, модель и государственный номерной знак.
Прицеп 2. Если используется второй прицеп, заполняем графу по примеру Прицепа 1.
Сопровождающие лица. Например, грузчики: О.В. Хоменко, П.Р. Томичев
Режим работы. Указывается режим работы, например: работа в будние дни, выходной или праздничный день, по графику, командировка, номер смены и т.п. У нас: 1 смена.
Колонна. Это подразделение на автотранспортном предприятии, которое состоит из нескольких бригад. У нас в примере: 1.
Бригада. Номер бригады. У нас: 5.
Если ни бригад, ни колонн на предприятии нет, ставим прочерк.
Номер парковки. Под парковкой в форме путевого листа понимается место, предназначенное для стоянки автомобиля по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя. Парковочные места могут быть пронумерованы (исключительно для удобства предприятия, это не обязательное требование). В примере: 015.
Табельный номер. Это табельный номер сотрудника, присвоенный ему отделом кадров организации. Реквизит необязательный, но для бухгалтерии необходимый. В примере: 013.
Очень важно уточнить и прописать в договоре максимально необходимое время на разгрузку (загрузку). Основываясь на этих данных, заранее планируется время доставки.
Зная заранее о простое, виной которому грузополучатель, имеет смысл уведомить об этом водителя в пути, который может в соответствии с ситуацией скорректировать своё время в дороге (задержаться на стоянке, а не стоять в очереди на склад для разгрузки).
Причины простоя могут быть самыми различными, но в любом случае их причину стоит выяснять. Узнав причину, мешающей разгрузке вашего товара, необходимо постараться уточнить точную дату и время разгрузки. Не получив достойного ответа на все интересующие вопросы, стоит переходить к более агрессивным методам общения (звонить руководству, если понадобиться пригрозить), ведь простой — это немалые деньги.
Форма ОП-6. Дневной заборный лист
7516 Дневной заборный лист – документ, который имеет распространение в заведениях общественного питания: буфетах, кафе, столовых, ресторанах, раздаточных и т.д. ФАЙЛЫ Документ применяется в тех случаях, когда предприятие общепита имеет собственное производство и отдельные от него розничные точки продаж и обслуживания клиентов.
Посредством заборного листа происходит контроль за движением приготовленных блюд, ведется необходимая учетность. При передаче готовой продукции в сеть мелкой розницы к документу должна быть приложена квитанция, которая включает в себя сведения о передаче выручки из кассы.
В дальнейшем на основе этих двух документов: заборного листа и квитанции — материально-ответственные лица и бухгалтерия делают свои отчеты.
В случае выездной налоговой проверки этот документ, в числе прочих, может быть затребован для анализа инспекторами.
Также контроль за ними имеют право осуществлять и другие инспектирующие органы. При отсутствии заборных листов на предприятие могут быть наложены штрафные санкции. Каждый день работники должны составлять новый заборный лист. Он действителен в течение одной смены и отражает количество выданных блюд, продуктов питания и их стоимость (по каждой позиции отдельно и общую).
Изначально документ формируется в отделе бухгалтерии – здесь специалисты пронумеровывают его (в соответствии с внутренним документооборотом), а затем передают в цех, где в него вносится вся нужная информация.
По окончании смены заполненный и подписанный лист возвращается обратно в бухгалтерию. Если перед вами стоит задача по составлению дневного заборного листа, а вы впервые с ней столкнулись и не знаете, как грамотно заполнить бланк, воспользуйтесь нашими советами.
Также ознакомьтесь с представленным ниже примером заполнения документа – на его основе вы легко сформируете собственный лист. Перед тем, как приступить к подробному описанию, дадим общую информацию. Дневной заборный лист относится к первичной документации.
С 2013 года унифицированные единые для всех формы первичных документов отменены, так что работники компаний имеют право выбора:
- по шаблону, разработанному в организации;
- писать его в произвольном виде;
- воспользоваться ранее общеприменимой формой ОП-6 – она по сей день остается наиболее востребованной. Связано это с тем, что данный стандартный бланк содержит в себе все необходимые сведения и не нужно ломать голову над составом документа.
Бланк можно заполнять от руки или в компьютере – с обязательной последующей распечаткой. Документ должен быть заверен подписями нескольких работников организации: директора общепитовского заведения, главным бухгалтером, тем, кто отпустил продукцию и тем, кто ее принял.
Визировать лист печатью надо только в том случае, если такое правило установлено в учетной политике фирмы. Документ составляется в нескольких экземплярах – по одному для каждого ответственного лица. Чтобы не выполнять много раз одну и ту же работу, сотрудникам рекомендуется использовать при заполнении копировальную бумагу.
Основания для взыскания штрафов
Прежде чем говорить о сумме штрафа, необходимо обозначить ответственных лиц. Это намного проще, если условия закреплены в договоре. Но не всегда стороны оговаривают нормативы ответственности за задержку транспортных средств.
Что с кого удерживать: кому, какие штрафы положены?
Основание | Сторона, ответственная за нарушение | Ссылка на НПА |
Груз не предъявлен для перевозки | Ответственность налагается на грузоотправителя | П. 4, 5 ст. 10 и п. 1 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
Отсутствие отметок, указаний и мер предосторожности к перевозке груза в транспортной накладной | Штрафные санкции предусмотрены для грузоотправителя | П. 3 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
Простой автомобиля под погрузкой, выгрузкой | За загрузку товаров, продукции, грузов отвечает грузоотправитель | П. 4 и 5 ст. 35 закона № 259-ФЗ |
За разгрузку несет ответственность грузополучатель |
Нельзя взыскать неустойку, если задержка спровоцирована из-за обстоятельств, не зависящих от сторон. Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы: были введены ограничения или запрет движения транспортных средств.
Карточка учета работы грузового автомобиля
В крупных городах рост числа владельцев автомобилей происходит достаточно быстро. Впрочем, кому-то приходится расстаться с транспортным средством, а кто-то решает его переоборудовать.
С данной целью разработан такой типовой документ, как карточка учета транспортного средства, и созданы специальные реестры, куда такие карточки помещают. При покупке машины владельца ждет несколько этапов ее оформления, в рамках одного из которых должна быть создана карточка учета транспортного средства.
Что это? Учетный документ, посредством которых сотрудники ГИБДД собирают, хранят, обрабатывают и выдают данные касательно:.
С помощью комплекса подобной информации удается не только иметь целостное представление о транспортных средствах, отнесенных к определенному отделению ГИБДД, но и выполнять розыскные и мобилизационные мероприятия с максимальной оперативностью, контролировать конструкцию авто во время техосмотра и регистрации. ВИДЕО ПО ТЕМЕ: карточка учета шин
Особенности и назначение путевой документации
Путевая документация (листы) — документы, посредством которых совершают учет и контроль функционирования автомобилей и водителей (определение отвечает указанному значению в Федеральном законе от 08.11.2007 г). Данные листы заполняются на каждую отдельную единицу машину, выполняющую транспортировку. При отсутствии такой бумаги совершение перевозок запрещается на сновании ст. 6 УАТиГНЭТ.
Водители, планирующие выполнить перевозку, должны перед приемом продукции предъявить путевый лист и документацию, удостоверяющую личность на основании ст. 10 УАТиГНЭТ.
Что касается первой бумаги, в ней должны содержаться следующие сведения:
- о времени прибытия транспортного средства. В судебной практике перевозчиками могут быть предоставлены доводы, подтверждающие факт о прибытие для произведения погрузки, в виде актов, системных показаний GPS/ГЛОНАСС и т.д. Несмотря на это, грузоотправителями и грузополучателями должны совершаться отметки в путевых листах о времени, когда была произведена подача автомобиля к погрузочному и/или выгрузочному пункту, и когда был совершен выезд из них. На основании сведений, содержащихся в данном документе, и реальным фактам, перевозчик может взыскать с получателей штрафы за задержки транспорта. Последние, в свою очередь, смогут предъявить доказать безответственность перевозчика при наличие таковой;
- о прохождении водителем предрейсового и послерейсового медицинского осмотра;
- о пройденном предрейсовом контроле транспортным средством, подразумевающего оценку технического
Наказания, предусмотренные при отсутствии путевого листа
Меры наказаний для грузоперевозчиков, не имеющих путевых листов, предусмотрен ряд наказаний административного плана, регламентируемых положениями Кодекса РФ:
- на водителей, совершающих перевозку продукции и не имеющих путевых документов, оформленных должным образом и необходимой товарно-транспортного пакета документов, налагается взыскание в 500 руб. и выписывается предупреждение;
- для организаций и лиц, ведущих индивидуальную деятельность, не совершивших выдачу на руки путевых документов, проигнорировавших произведение предрейсового медосмотра для них и контроля за тех. состоянием авто предусмотрено административное взыскание – 30 тыс. рублей;
- в случаях, когда грузоперевозчиком нарушены требования относительно обеспечения безопасности при перевозке продукции и/или пассажиров, его ожидает штраф в 100 тыс. рублей.
Путевые листы имеют срок действия. Он составляет 5 лет. Таким образом, грузоперевозчикам следует хранить данные документы в целости и сохранности весь срок во избежание непредвиденных ситуаций или штрафных санкций.
Вынужденный простой – выгодно или нет
Простой предприятия не повод для выходного.
Простой по вине работодателя оплачивается работникам исходя из 2/3 средней зарплаты. Расчет простой.
Средний заработок работника = Средний дневной заработок * 2/3 * Количество рабочих дней в период простоя.
Хороший хозяин будет стараться минимизировать время простоя, либо его вообще не допускать. Ведь затраты на зарплату и налоги идут, а предприятие ничего не производит.
Есть сезонные простои. Например, в теплоснабжающей организации в отопительный сезон работают дежурные, обслуживающий персонал тепловых пунктов, сетей. Летом потребность в данных профессиях отпадает. И отправляются люди в простой.
Для работников простой это благо. Это дополнительный оплачиваемый отпуск, правда, не в полном объеме.
В период временного простоя работник обязан быть на рабочем месте.
Отсутствие на рабочем месте квалифицируется как прогул. Если же конечно руководство не выпустит приказ о необязательном присутствии на рабочем месте. Приказ должен быть письменным.
Оплата больничного листа. Так как простой это рабочее время, то больничный будет оплачен. Больничный во время простоя оплачивается также, как и начисляется зарплата – исходя из 2/3 среднего заработка.
Стихийное бедствие, наводнение, пожар, боевые действия – это форс-мажорные обстоятельства, которые являются причинами для простоя независящими ни от одной из сторон, которые вынудили остановиться ваше предприятие. Вынужденный простой в этом случае оплачивается в размере 2/3 оклада, тарифной сетки.
Разработать собственный бланк путевого листа
При разработке собственного бланка путевого листа для международных перевозок следует включить в шаблон обязательную информацию, утвержденную Приказом Минтранса от 18.09.2008 г. № 152. Она включает следующие моменты:
- наименование, дату и номер;
- период действия документа;
- название компании, ее адрес регистрации и номер телефона;
- сведения о собственнике ТС;
- информацию о транспортном средстве (марка, модель, госномер);
- данные о водителе (ФИО, табельный номер, удостоверение).
Данные графы заполняет сотрудник, уполномоченный приказом руководства. Кроме того, в путевой лист следует включать такую информацию:
- от медработника о дате и времени предрейсового и послерейсового медосмотров;
- от контролера о дате и времени проведения технического осмотра транспортного средства.
В путевом листе нужно указывать должности, подписи и расшифровки подписей лиц, ответственных за составление документа.
Особенности заполнения путевых листов
Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя заполняется для каждого отдельного транспортного средства. Если же на одной автомашине работает сразу несколько сотрудников, нужно подготовить каждому собственный экземпляр. В случае, когда предприниматель является водителем, в обеих частях бланка указываются его данные.
Чаще всего типовая форма заполняется один раз в день. Однако если запланирована длительная поездка, в течение которой водитель не сможет ежедневно возвращаться в гараж, документ оформляется на длительный срок. При этом он не может быть выдан более, чем на 30 дней.
Ранее в этой сфере применялись унифицированные формы. С 2013 года предприниматели утверждают образец заполнения самостоятельно. В качестве примера они могут пользоваться:
- формой 4-П удобна для предпринимателей, осуществляющих почасовую оплату;
- формой ПГ-1 рекомендована для ИП, которые самостоятельно осуществляют грузоперевозки либо применяют автомобили в рамках собственного производства;
- бланком 4-С в случаях использования спецтехники.
Повторим, что вышеперечисленные формы для грузовиков в 2017 году не являются обязательными к применению. Если на предприятии используется легковой автомобиль, для него можно взять бланк ПЛ-1. Для автобусов применяются образцы ПА-1.
Порядок хранения документа
Хранение путевых листов регламентируется сразу несколькими документами — приказом Минтранса №152 и приказом Минкультуры №558. При этом в сведениях этих документов есть некоторая несогласованность.
Так, приказ Минтранса устанавливает, что хранить бланки путевой необходимо минимально 5 лет. Организация по своему желанию может продлить этот период на любой срок.
А вот в приказе Минкультуры указано, что срок хранения путевки составляет 5 лет, но при условии, что в течение этого времени она была проверена контролирующими органами.
Отсюда следует, что если в течение 5 лет данная область не подвергалась проверкам, то уничтожать документы компания не вправе. Отдельно в приказе упомянуто, что если путевка является единственным документом, который может подтвердить вредность труда работника, то срок ее хранения должен составлять минимум 75 лет.
Внимание! Кроме этого, поскольку путевка выступает в качестве документа бухгалтерского или налогового учета, то на нее также распространяются положения НК и закона о бухучете. Первый определяет срок хранения документов не меньше 4 лет, а во втором — 5 лет.