Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опубликован обновленный текст Конституции РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кодифицированные конституции содержат основной, высший закон, и в них труднее внести поправки, чем в обычный закон. Конституционные изменения обычно предполагают одобрение квалифицированным большинством в законодательном органе или референдум, а иногда и то и другое.
1. Установлены единые сроки уплаты налогов, страховых взносов.
Подробная информация содержится в Федеральном законе от 14.07.2022 № 263-ФЗ. Изменение связано с тем, что с 1 января вводится единый налоговый платеж, о котором мы уже говорили выше. Срок уплаты НДС переносится на 28-е число (до этого предельным сроком уплаты было 25-е число), но сам порядок уплаты не меняется. То есть уплачивать НДС необходимо будет не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом.
Организации и индивидуальные предприниматели на УСН будут уплачивать налог по итогам года в следующие сроки:
- Организации – не позднее 28 марта следующего года (сейчас не позднее 31 марта следующего года).
- Предприниматели – не позднее 28 апреля следующего года (сейчас не позднее 30 апреля следующего года).
Страховые взносы будут выплачиваться исходя из единой базы по тарифам:
- С выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30 %.
- С выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1 %.
2. Введение новых коэффициентов-дефляторов (Приказ Минэкономразвития № 573 от 19 октября 2022 г.)
Коэффициент-дефлятор – это коэффициент, который при расчете налога учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России за предыдущий период (год или квартал).
Его применяют, например, при уплате налога при УСН, НДФЛ, торгового сбора.
С 2023 года будут действовать такие коэффициенты:
- УСН — 1,257.
- НДФЛ (расчёт фиксированного авансового платежа по налогу отдельными категориями иностранных работников при приобретении патента на работу) — 2,270.
- Торговый сбор — 1,729.
3. Изменение лимитов по доходам для применения УСН.
Установлены новые лимиты по доходам для применения упрощенной системы налогообложения в 2023 году. Так, с 1 января 2023 года для перехода на УСН предельный размер дохода за 9 месяцев 2022 года для юридических лиц не должен превысить 141,4 млн рублей. А предприниматели, уже находящиеся на УСН, смогут наращивать обороты на больший лимит, не опасаясь потерять право на применение этого спецрежима.
Предельные величины доходов для применения УСН теперь составляют:
- для обычных ставок (6% – «доходы» и 15% – «доходы минус расходы») – 188,55 млн рублей (в 2022 году – 150 млн рублей);
- для повышенных ставок (8% – «доходы» и 20% – «доходы минус расходы») – 251,4 млн рублей (в 2022 году – 200 млн рублей).
Что значит кодифицированный закон?
Кодифицированный закон – сводный акт, упорядоченная совокупность взаимосвязанных юридических предписаний. Он характеризуется большим объемом, сложной структурой, внутренней согласованностью и высоким уровнем обобщенности нормативных предписаний.
В большинстве стран свод правил кодифицирован в одном документе, известном как кодифицированная (или письменная) конституция. Кодифицированные конституции обычно создаются после:
- революции (например, американская конституция 1787 г. или французская конституция 1791 г.);
- полного поражения в войне (как послевоенные конституции Германии и Японии);
- полного краха легитимности прежней системы правления (как в Южной Африке после апартеида или в постсоветской России);
- обретения независимости (как и все страны бывшей Британской империи).
Ничего из этого не произошло с Великобританией, поэтому у нее никогда не было причин кодифицировать свою конституцию.
Конституция состоит из следующих смысловых блоков:
- основных принципов существования общества;
- прав и свобод людей, населяющих страну;
- принципов организации государственной власти;
- порядка пересмотра и внесения поправок.
Каждая статья в структурном блоке декларируют некие правила и принципы. Эти декларации являются основой для формирования юридических документов, призванных обеспечить реальное действие КРФ.
Правом вносить предложения по любым изменениям в Конституции обладает ограниченное число лиц. К ним относятся:
- президент;
- Госдума;
- Совет Федерации;
- Правительство РФ;
- группа лиц определённой численности;
- законодательные органы регионов.
— Статья 118
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства;
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Запрет иностранного гражданства судьям, чиновникам, депутатам
— Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
— Статья 125
Сокращение численности судей КС РФ
1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя;
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.
Часть 4 излагается в следующей редакции:
4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:
а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах «а» и «б» части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.
51 Конституционный Суд Российской Федерации:
Проверка КС РФ конституционности законов до подписания президентом. Президент получит право обратиться в Конституционный суд (КС РФ) с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания. Таким образом президент сможет попытаться заблокировать подписание и вступление в силу федерального конституционного закона (ФКЗ) (ранее президенту было труднее его отклонить). Если же КС РФ не подтвердит конституционность ФКЗ или федерального закона, то глава государства возвратит закон в Государственную Думу.
а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;
б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации; а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;
в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании;
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации, либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом.
Статья 126
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В тексте Конституции Российской Федерации есть упоминание об Администрации Президента в п. «и» ст. 83 — Президент «формирует Администрацию Президента Российской Федерации». Отсюда трудно понять, каково назначение Администрации, является ли она вспомогательным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации, или государственным органом. В Положении об Администрации, утвержденном Президентом Российской Федерации, она характеризуется как государственный орган. Если роль Администрации очень важна, если она рассматривается как самостоятельный государственный орган, то, во-первых, заслуживает отдельной статьи в Конституции Российской Федерации, во-вторых, проект Положения об Администрации, изменений Положения целесообразно направлять палатам Федерального Собрания и согласовывать с ними текст, получать от них положительное заключение. Следует также учитывать, что сейчас имеет место свободное изменение Положения об Администрации и видов подразделений Администрации решениями Президента Российской Федерации, хотя нередко это касается не просто структурных реорганизаций, а существенной корректировки направлений деятельности Президента Российской Федерации. Палаты Федерального Собрания в таких случаях ставились бы в известность о переменах, получая соответствующую информацию от Президента, касающуюся Администрации.
Хронология принятия поправок
С момента выступления Президента РФ и предложения о внесении поправок была проделана большая работа. Хронология внесения изменений в Конституцию РФ имеет следующий вид:
- 15.01.2020 г — создание рабочей группы, состоящей из 75 человек.
- 17.01.2020 г — формирование подгруппы по сбору и обобщению предложений
- 20.01.2020 г — внесение Главной государства в Госдуму нового законопроекта
- 23.01.2020 г — принятие законопроекта Госдумой РФ в 1-м чтении
- 02.03.2020 г — внесение и принятие второго пакета правок
- 11.03.2020 г — принятие закона в третьем чтении и его утверждение СФ РФ
- 12-13.03.2020 г — принятие поправок субъектами РФ
- 14.03.2020 г — подписание закона президентом РФ с учетом внесенных поправок
- 16.03.2020 г — подтверждение легальности изменений Конституционным судом
- 17.03.2020 г — подписание закона о всенародном голосовании
- 25.03.202 г — объявление Путина В.В. о переносе референдума на более поздний срок
Представители власти отмечают, что для легитимности голосования явка не имеет значения. Главное — количество голосов за и против.
Что у авторов о языке
Одной из самых резонансных поправок стал пункт, касающийся русского языка, как языка «государствообразующего народа». «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации», — говорится в предложенном варианте пункта первого статьи 68.
Многим новая формулировка показалась обидной: противники поправки сочли, что она как бы указывает на то, что в России, конечно все народы равны, но некоторые «равнее». На территории нашей страны, кстати, проживает более 190 народов, распространены около трехсот языков и диалектов, относящихся к 14 языковым группам.
«Формулировка «государствообразующий народ» — это большая ошибка. Мой дед погиб под Кёнигсбергом, дядя — под Москвой. Разве они не за наше государство погибли?», — заявил «Коммерсанту» председатель президиума Всетатарского общественного центра Фарит Закиев.
Однако один из инициаторов, депутат ГД от «Единой России» Константин Затулин, предлагавший исправить и преамбулу к Конституции, указывает на то, что в действующей редакции Основного закона слово «русский» вообще звучит лишь однажды и этого явно недостаточно, чтобы показать «важную, системообразующую роль наиболее многочисленного русского народа в существовании и развитии России».
Правда, как рассказал Затулин каналу «Живые комментарии» на Яндекс.Дзен, ввести в текст Конституции термин «государствообразующий» он не предлагал, «чтобы не породить некие кривотолки». В варианте Затулина поправка должна была выглядеть так: «Мы, русские, в союзе с другими братскими народами сплотившиеся в многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле». При этом депутат подчеркивает, что такая поправка имела бы далеко идущие последствия для соотечественников, став по сути «отправной точкой для репатриации».
Тем не менее, преамбулу к Конституции менять не стали. Хотя про соотечественников не забыли. О них, а также о коренных малочисленных народах говорится в статье 69. А в 68 статье наравне с репликами о «государствообразующем народе» нашлось место культуре РФ, как уникальному наследию многонационального народа. Отразить это предложил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, предлагавший также начать 67 статью с пункта о «преемственности поколений, рождающих государственное единство через общность комплекса истории, веры и идеалов предков, ответственность перед которыми и есть достойная национальная идея». В итоге, преемственность в 67 статье есть. Хотя и несколько иначе сформулированная: начиная с Союза ССР.
Корректировку претерпела также 67 статья Конституции, речь в которой идет о суверенитете. Именно актер Владимир Машков предложил внести поправку, касающуюся запрета на отчуждение территорий России. «Отдавать нельзя. И нельзя чтобы даже мысли возникало о том, что можно «торгануть» землей взамен на что-то», — цитирует актера, вошедшего, кстати, в рабочую группу по поправкам, «Российская газета».
Как рассказал изданию Владимир Машков, идея родилась во время поездок по Владивостоку, Приморью, Калининграду. Инициативе дали ход. В обновленном варианте статьи указывается, что «Российская федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, ремаркации государственной границы Российской федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».
Впрочем, эту поправку, по крайней мере, экспертное сообщество приняло положительно, посчитав, что это своевременная и важная мера, которая позволит укрепить суверенитет страны.
«Поправки, связанные с суверенитетом крайне нужны и важны. Это своего рода «защита от дурака» — они не дадут никакому президенту в будущем расплачиваться за что-либо нашими территориями», — передает РИА Новости мнение профессора ВШЭ Олега Матвейчева, озвученное в ходе круглого стола, прошедшего в Экспертном институте социальных исследований (ЭИСИ).
Критики поправок много говорили про обнуление сроков Путина. А что там еще, парламент станет сильнее?
В новой Конституции появился блок поправок, связанных с полномочиями органов власти. Самая нашумевшая из них — это обнуление сроков Владимира Путина, которое теоретически позволяет ему оставаться у власти до 2036 года (сам он не исключал, что еще раз пойдет на выборы).
Но больше подобного шанса не будет ни у кого — из текста Конституции о максимальном числе президентских сроков убирают слово «подряд» — это значит, что преемник Путина не сможет избраться больше чем дважды.
Другое важное изменение связано с ролью Госсовета. Госсовет — во многом декоративный, совещательный орган без реальных полномочий. Председательствует в нем президент, а в его состав входят спикеры Совфеда и Госдумы, полпреды президента в федеральных округах, губернаторы, руководители партийных фракций нижней палаты. Президиум Госсовета заседает не реже, чем раз в месяц, а в полном составе Госсовет заседает один-два раза в год.
На агитационных билбордах в поддержку поправок в Конституцию часто попадалась реклама такого нововведения, как ежегодная индексация пенсий. Плакаты с улыбающейся бабушкой, которую обнимает маленькая девочка, вероятно, были призваны обеспечить поддержку поправок среди пенсионеров.
Но в новой версии Основного закона ничего не сказано о том, какой будет эта индексация, так что власти смогут ежегодно повышать пенсии на любую сумму.
Поправка лишь закрепляет то, что индексация пенсий осуществляется «не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом». Зато говорится, что пенсионная система формируется «на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений».
Слуцкий анонсировал законопроект о четких правилах вручения повесток
Леонид Слуцкий, председатель комитета Государственной Думы по международным делам и глава Либерально-демократической партии России (ЛДПР), заявил, что власти страны занимаются разработкой законопроекта, который поможет установить четкие правила выдачи повесток в военкоматы.
В эфире телеканала «Россия 24» депутат сообщил, что в России будет издан документ, который «установит конкретные и понятные правила вручения повесток, а также более детально определит ход частичной мобилизации». Он отметил, что в настоящее время эти правила «несколько расплывчаты», что приводит к многочисленным нарушениям.
«Сентябрьская частичная мобилизация выявила многие огрехи в работе военкоматов… Постараемся исправить и сделать это в рамках законопроекта», — заявил Слуцкий.
При этом, в целом, политик положительно относится к работе военкоматов.
Будет тихий и постоянный донабор в военкоматах. При этом никакого официального объявления второй волны частичной мобилизации или всеобщей не планируется
Коль множатся слухи о новой волне мобилизации, да и Песков не вселил оптимизма своим вчерашним заявлением, очень в тему планы Госдумы о введении нового требования для пересечения российской границы. Теперь россиян могут обязать резервировать дату и время проезда через границу на автомобиле.
Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 марта 2023 года. Мера коснется как иностранцев (перевозчиков и обычных лиц), так и граждан России, лиц без гражданства — тоже.
Железный занавес будет опускаться и подниматься по часам, а зависеть эти движения, похоже, будут от какого-нибудь специально созданного сайта или Госуслуг…
Получается, чтобы закрыть границы, достаточно будет вывесить табличку «САЙТ ВРЕМЕННО НЕДОСТУПЕН»
Всероссийское добровольное голосование – жест доброй воли
Законопроект об изменении Конституции, вероятнее всего, будет внесен в Госдуму уже в феврале-марте 2020 года. А «всероссийское добровольное голосование», которое нигде не прописано и расплывчато даже по названию, состоится до 1 мая, в один из выходных дней. Таким образом, самая масштабная конституционная реформа за всю современную российскую историю будет проведена в рекордно короткий срок. Утверждается, что поскольку конституционная реформа не затрагивает основополагающих статей основного закона, то в данном случае речь не может идти о референдуме.
«Всероссийское добровольное голосование» – это добрая воля президента, который счел целесообразным посоветоваться с гражданами. Желающие поучаствовать в таком «голосовании» получат один бюллетень, в котором будут содержаться все изменения в Конституцию. Выразить к ним свое отношение они смогут только ко всем поправкам сразу. Предложенные изменения Конституции никак не улучшат жизнь россиян, а начатая конституционная реформа связана с желанием нынешнего президента остаться у власти и после 2024 года, когда истекут президентские полномочия.