Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выбирая организацию для инвестирования своих пенсионных накоплений, самое главное — смотреть на доходность организации, на динамику ее показаний за последние годы. На сайте Центрального Банка можно найти информацию о прибыльностикаждого действующего НПФ, за каждый год его работы.
Рейтинг НПФ по объему пенсионных накоплений
Сравнение НПФ по рейтингу объема пенсионных накоплений помогает выделить фонды с наибольшим приростом денежных средств от застрахованных лиц. В этом списке НПФ на первых местах расположены фонды, которые получили от граждан больше средств накопительной пенсии. Чем выше цифра, тем больше доверия у населения к этой компании.
Наименование НПФ | Пенсионные накопления (тыс. рублей, рыночная стоимость) |
Акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд Сбербанка» | 690 910 329.09 |
Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд ГАЗФОНД пенсионные накопления» | 590 358 286.70 |
Акционерное общество Негосударственный пенсионный фонд ОТКРЫТИЕ | 541 864 138.36 |
Акционерное общество Негосударственный пенсионный фонд ВТБ Пенсионный фонд | 288 342 507.45 |
Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд БУДУЩЕЕ | 273 047 417.04 |
Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Достойное БУДУЩЕЕ» | 259 105 512.28 |
Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд Эволюция» | 178 967 072.47 |
Акционерное общество Межрегиональный негосударственный пенсионный фонд «БОЛЬШОЙ» | 49 955 790.61 |
Акционерное общество «Национальный негосударственный пенсионный фонд» | 25 582 036.87 |
Акционерное общество «Негосударственный Пенсионный Фонд «Социум» | 23 683 646.52 |
Первые НПФ в России были созданы в 1992 году. За этот период экономика пережила кризисы 1998 и
Выходом может быть введение обязательного страхования средств пенсионных накоплений, передаваемых гражданами в НПФ. Но и тут возникает много вопросов. В частности, Р. А. Кокорев, заместитель директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития РФ, заострил внимание на следующем. Ни у кого не вызывает сомнения необходимость страхования пенсионных накоплений от колебаний рынка. Но надо ли страховать потери, связанные с непрофессиональным или недобросовестным поведением финансовых институтов (НПФ и управляющих компаний)? Определить, являются ли убытки следствием падения рынка или ошибкой управляющего, порой бывает очень трудно. При этом человек не виноват в том, что доверил деньги недостаточно профессиональной или недобросовестной компании, между тем взыскать средства с виновного лица удается далеко не всегда.
Будущее пенсионной системы
В последнее время острые дискуссии шли вокруг накопительной части пенсионного страхования. До сих пор некоторые поднимают вопрос о том, должно ли быть накопление обязательным, или его следует перевести в добровольный формат. По мнению представителей Минфина, Минэкономразвития России, а также самих негосударственных пенсионных фондов, разумной альтернативы накопительной части пенсии нет. По мнению С. Н. Эрлика, президента НПФ «Лукойл-Гарант», нельзя отказываться от накоплений, если мы не хотим в будущем столкнуться с необходимостью снижения пенсий. С. Н. Эрлик считает, что важнейшим вопросом развития НПФ является то, заинтересовано государство в существовании самой негосударственной системы пенсионного обеспечения или нет. Он полагает, что оно должно взять на себя часть ответственности и обеспечить рынок соответствующими инструментами, помогающими уберечь средства граждан от инфляции.
Минздравсоцразвития в 2012 году завершит подготовку стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в России до 2050 года. Ее цель — создать сбалансированную и понятную для граждан национальную пенсионную систему. Должны быть решены проблемы тарифной политики, возраста выхода на пенсию, негосударственного пенсионного страхования и досрочных пенсий. Роль и значимость НПФ в будущей пенсионной системе в значительной степени зависят от тех подходов, которые будут сформулированы в стратегии.
Рейтинг лучших НПФ для граждан РФ по надежности
Сразу необходимо отметить, что единого и признанного всеми рейтинга по надежности и доходности не существует. Большинство аналитических агентств ориентируются на рейтинги, составляемые независимым кредитным агентством под названием «Эксперт РА», по данным Центробанка и других известных источников. Все аккредитованные фонды по параметру «надежность» подразделяются на четыре вида категорий, каждой из которых присваивается буквенное обозначение. Так, наилучшую надежность имеют учреждения, которым присвоена категория ААА. В 2023 году по данным агентства «Эксперт РА» к данной категории отнесены 5 компаний: АО Газфонд «Пенсионные Накопления», АО ВТБ «Пенсионные накопления», АО «Газфонд», АО «Сбербанка», АО «Эволюция». Рассмотрим их поподробнее.
В чём отличие государственного Пенсионного фонда от частного
На сегодняшний день в нашей стране есть только один государственный пенсионный фонд – это Пенсионный фонд Российской Федерации. Его деятельность жёстко регулируется Центральным банком, он включён в бюджетную систему и подотчётен государству.
Негосударственный пенсионный фонд представляет собой некоммерческую организацию социального обеспечения. Это частная компания, которая не является частью бюджетной системы страны. НПФ, наравне с государственным Пенсионным фондом, может выступать страховщиком вкладчика в части его накоплений на будущую пенсию.
Важно! Решение выбрать государственный или частный фонд принимает исключительно гражданин. Ни работодатель, ни агентства по трудоустройству или коммерческие банки не имеют права требовать перевести ваши средства пенсионных накоплений в НПФ.
Изменения внутри государственной пенсионной системы оказали гнетущее воздействие на негосударственные. Информация за 2018 год, впервые в истории средневзвешенная доходность, начисленная НПФ на счета клиентов, упала ниже нулевой отметки. Это связано с убыточной работой определенных фондов. В РФ осталось около 50 работающих негосударственных пенсионных фондов, в основном они консолидированы вокруг государственных банков. С одной стороны – это нехорошо, но в условиях современной России, чем ближе к государству, тем стабильней. Согласно статистике чуть больше половины НПФ смогли начислить гражданам дохода чуть выше инфляции 4,3%.
До 2018 НПФ существовали за счет платы за успех, за определенный процент который забирали от дохода, весной 2018 года лобби негосударственных фондов добилось того, что появилась фиксированная плата за управление. Размер оплаты не зависит от результата, которые показывает организация.
Фиксированная плата 0,75% средней стоимость активов ежегодно. Сумма не большая, но за определенный период фирма забирает внушительную долю прибыли.
Кроме платы за управление, взимается плата за успех. Размер, которого колеблется, и может достигать 15%. Необходимо понимать, что если организация отработала в убыток, плата за управление еще больше углубляет потери, в которых пребывает клиент.
Согласно статистике, в 2018 году организации, давшие нулевую доходность, в среднем выплатили себе премии свыше 33 млрд. рублей.
Накопления в негосударственных пенсионных фондах банков России пребывают под защитой ОСВ. Если НПФ обанкротится, деньги будут возвращены. Нужно понимать, что клиент отдает деньги на определенный период, в это время в стране была инфляция, накопления обесценились. Как раз от инфляционной коррозии никто не защитит. НПФ обязаны ежегодно делать отчисления в ОСВ, это 0,00024% и резервы по пенсионному страхованию 0, 25%.
Статистика за 2018:
- в ОПС фонды внесли 22 млрд рублей;
- в ОСВ 3 млн рублей.
Преимущества работы с НПФ
Формирование накоплений через систему НПФ не является полноценной альтернативой пенсии, назначаемой ПФР. Однако преимуществ у такого способа управления средствами немало:
- есть возможность выбора между множеством фондов, их условиями, показателями доходности и надежности;
- если по линии ПФР на управление накопительной частью пенсии с 2014 года наложен мораторий, то для НПФ такие ограничения отсутствуют;
- НПФ позволяют не только переводить накопления, сформированные до введения моратория, но и пополнять лицевой счет, участвовать в выборе источников инвестирования;
- через фонды можно отчислять взносы в пользу родственников, детей, иных выгодополучателей, чтобы формировать их будущую пенсию;
- многие работодатели, особенно в профильных сферах деятельности, сами заключают договоры НПФ, перечисляют взносы за работников, формируют их отраслевую или дополнительную пенсию.
Показатели деятельности негосударственных фондов максимально открыты и прозрачны. Эти моменты контролирует Центробанк, который регулярно проверят отчетность НПФ, размещает основные показатели на сайте. Также деятельность фондов оценивают независимые экспертные организации, определяют рейтинг частных пенсионных структур.
Плюсы и минусы хранения пенсии в НПФ
Как и везде, в работе частых организаций есть сильные и слабые стороны. Стоит это учитывать при переходе в НПФ.
Плюсы:
- Возможность влиять на размер своей пенсии — клиент решает сам, сколько взносов он будет делать в фонд
- Прозрачная деятельность — участники в любой момент могут посмотреть данные своего счета и узнать информацию по доходу, и сколько отчислений было сделано
- Работа НПФ строго регламентируется законодательством
- Базовая часть пенсии застрахована государством
- Возможность получать налоговый вычет по НДФЛ на сумму уплаченных взносов
- Отношения клиента и страховщика скреплены договором, где прописываются все условия сотрудничества сторон, наследники и доли распределения
- Возможность переходить из одного НПФ в другой
- Накопительную часть отчислений можно получить одной суммой при выходе на пенсию. Она передается по наследству, если клиент не дожил до пенсии.
Минусы:
- Есть риски потери ваших дополнительных накоплений в случае отзыва лицензии у компании или ее неграмотных действий по инвестициям.
- Отсутствие гарантий доходности — фонд не дает обязательств, что его инвестиционная политика принесет высокий доход клиентам.
Рейтинг доходности – список фондов
Доходность характеризует сумму, на которую НПФ увеличил имеющиеся накопления. Заранее определить показатель процента накоплений нельзя, однако надежные организации обычно уже при оформлении соглашений с гражданами сообщают им об объемах планируемого дохода либо демонстрируют прибыль прошлых лет.
Средняя доходность среди всех фондов за 2021 год: пенсионных резервов до выплаты вознаграждения равна 1.80%, инвестирования средств пенсионных накоплений до выплаты вознаграждения равна 2.35%.
Таблица доходности негосударственных пенсионных фондов (Отчетный период для построения таблицы: III квартал 2021 г..):
Фонд | Инвестирования средств пенсионных накоплений за минусом вознаграждения | Инвестирования средств пенсионных накоплений до выплаты вознаграждения | Пенсионных резервов за минусом вознаграждения | Пенсионных резервов до выплатывознаграждения |
---|---|---|---|---|
АО «НПФ Сбербанка» | 7.44% | 8.25% | 4.39% | 4.54% |
АО «НПФ Газфонд Пенсионные Накопления» | 5.39% | 6.21% | 2.35% | 2.40% |
АО «НПФ «Будущее» | 4.16% | 4.93% | 2.55% | 2.57% |
АО «НПФ «Открытие» | 4.14% | 4.93% | 3.52% | 3.55% |
АО «Оренбургский НПФ «Доверие» | 3.84% | 4.66% | 2.80% | 3.12% |
АО НПФ Втб Пенсионный Фонд | 3.73% | 4.41% | 4.10% | 4.20% |
АО «НПФ «Гефест» | 3.43% | 4.15% | — | — |
АО «НПФ «ОПФ» | 3.30% | 3.89% | -15.17% | -14.58% |
АО «НПФ «Первый Промышленный Альянс» | 3.24% | 3.89% | 2.65% | 2.71% |
АО НПФ «Атомфонд» | 2.84% | 3.56% | — | — |
Реализация пенсионной реформы в России приводит к повышению общественного интереса к проблемам пенсионного обеспечения. Все отчетливее видно, что государство не может в долгосрочной перспективе гарантировать своим гражданам достойную старость, — а значит, к решению этой задачи должны подключаться работодатели и сами работники. Наиболее удобным механизмом для формирования дополнительных пенсий являются негосударственные пенсионные фонды (далее — НПФ).
Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается в настоящее время следующими причинами.
Во-первых, к сожалению, со стороны государства, правительства и СМИ не идет освещение процесса работы негосударственных пенсионных фондов. Ограниченная информация приводит к инертности, сказывается и консерватизм мышления населения, поэтому людям трудно сделать выбор в пользу НПФ. Роль НПФ в масштабах экономики России пока достаточно скромна. Подавляющая часть населения либо ничего не знает об НПФ, либо знает очень мало и при этом не доверяет им. Все это заставляет считать, что российские НПФ находятся только в начале своего пути.
Во-вторых, потенциально негосударственные пенсионные фонды могли бы стать стратегическими инвесторами экономики России, но использовать такую возможность пока не могут.
В-третьих, существующие законодательные ограничения и дефицит инструментов на финансовых рынках не позволяют фондам развернуться в поисках удачных вложений. В то же время пенсионные фонды уже сейчас вынуждены задумываться о более активном инвестировании, поскольку при благоприятном стечении обстоятельств, когда через систему НПФ на финансовые рынки выйдут государственные пенсионные средства, благополучие фондов будет зависеть и от того, смогут ли они обеспечить доходность, привлекательную для вкладчиков.
В связи с обозначенными проблемами в курсовой работе поставлена цель – рассмотреть механизм функционирования частных пенсионных фондов и перспективы, тенденции дальнейшего их развития.
Объект исследования – финансово-экономические отношения, связанные с деятельностью негосударственных пенсионных фондов.
Предмет исследования – структура и значение негосударственных пенсионных фондов.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности негосударственного пенсионного фонда и его в пенсионном обеспечении граждан.
Задачи курсовой работы:
— дать общую характеристику целям и задачам развития системы негосударственного пенсионного обеспечения;
- рассмотреть значение негосударственных пенсионных фондов в пенсионном обеспечении граждан;
- исследовать эффективность деятельности НПФ как для самих фондов, так и для их клиентов;
- указать перспективы развития НПФ в системе пенсионного обеспечения граждан в РФ.
Методы исследования: анализ, синтез, логический, статистический, графический.
При анализе проблем негосударственных пенсионных фондов использовались учебные пособия, а также множество периодических изданий, например, «Экономика и управление», «Российский экономический журнал» и т.п.
Все статистические данные взяты из периодических изданий «Пенсионные фонды и инвестиции».
Почти по-некрасову, показываем «светлую сторону»
Огромное количество вопросов возникает при работе ПФР и взаимоотношениях с ним граждан.
Но сначала небольшие расчёты.
Исходные данные:
- расчётный срок (трудовой стаж) – 40 лет (или 480 месяцев);
- заработная плата в течение этого срока – 50000 рублей (а ведь может быть и больше, ой, насколько больше);
- процент отчислений в Пенсионный фонд – 22 (это по Закону РФ!).
Считаем:
- За всё время работы получили – 480 х 50000 = 24 миллиона рублей;
- В ПФ отдали – 24000000 х 0,22 = 5 миллионов 280 тысяч.
Таким образом, каждый выходит на пенсию многократным миллионером! И какие, интересно, у пенсионера могут быть проблемы!? Не забудем, многие ещё вполне готовы работать. Не забудем, что эти деньги можно положить в банк, который тебе нарастит ещё сумму с процентами.
Что лучше ПФР или НПФ
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) – это источник финансирования пенсионных выплат для граждан России. Лица, на которых распространяется действие ОПС, именуются застрахованными. Каждому застрахованному гражданину присвоен персональный номер лицевого счета (СНИЛС). Зеленая ламинированная карточка с этим номером есть у каждого жителя нашей страны, начиная с 2003 года.
На этот лицевой счет работодатель обязуется ежемесячно отчислять 22 % от размера зарплаты конкретного работника. Ранее 6 % использовались для формирования пенсионных накоплений (средств, которые после выхода гражданина на пенсию будут равномерно распределены и выплачены лично ему), а 16 % — для формирования страховой пенсии (средств, учтенных на лицевом счету и обеспечивающих право гражданина на получение пенсии в размере, эквивалентном перечисленным взносам).
По выбору гражданина все отчисления могут использоваться только для формирования страховой пенсии. Но это очевидно невыгодно, ведь накопительная часть пенсии – вклад лиц моложе 1967 года рождения в свое будущее. При умелом инвестировании сумму накоплений можно значительно увеличить, а в дальнейшем за счет этих денег немало увеличить размер вашей пенсии. Инвестирование средств – задача, решением которой занимаются Пенсионный фонд России или негосударственные пенсионные фонды. А перед трудоспособным населением встает вопрос: кому же доверить свои накопления?
При умелом инвестировании сумму накоплений можно значительно увеличить, а в дальнейшем за счет этих денег немало увеличить размер вашей пенсии.
Почти по-некрасову, показываем «светлую сторону»
Огромное количество вопросов возникает при работе ПФР и взаимоотношениях с ним граждан.
Но сначала небольшие расчёты.
- расчётный срок (трудовой стаж) – 40 лет (или 480 месяцев);
- заработная плата в течение этого срока – 50000 рублей (а ведь может быть и больше, ой, насколько больше);
- процент отчислений в Пенсионный фонд – 22 (это по Закону РФ!).
Считаем:
- За всё время работы получили – 480 х 50000 = 24 миллиона рублей;
- В ПФ отдали – 24000000 х 0,22 = 5 миллионов 280 тысяч.
Таким образом, каждый выходит на пенсию многократным миллионером! И какие, интересно, у пенсионера могут быть проблемы!? Не забудем, многие ещё вполне готовы работать. Не забудем, что эти деньги можно положить в банк, который тебе нарастит ещё сумму с процентами.
Негосударственные пенсионные фонды
В России в настоящее время существует государственный пенсионный фонд (ПФРФ) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Пенсионный фонд Российской Федерации — это государственный внебюджетный целевой фонд, формируемый за счет взносов предприятий, предпринимателей и организаций, который по умолчанию, в том числе, формирует накопительную часть пенсий российских граждан.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Эта деятельность осуществляется Фондом на основании лицензии на деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие эффективное инвестирование пенсионных накоплений и резервов, позволяют гражданам по достижении пенсионного возраста значительно увеличить размер собственной пенсии Романова Е.В. Право социального обеспечения [Текст]:// Е.В. Романова // М.: Питер — 2011 г. -с. 45..
В рамках деятельности негосударственных пенсионных фондов негосударственные пенсионные фонды формируют пенсионные резервы. Согласно действующему законодательству, частные пенсионные фонды могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ имеют право самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские вклады или недвижимость.
Отношения между НПФ и управляющими компаниями строятся на основе договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы деятельности НПФ на финансовом рынке. Управляющие компании обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции с пенсионными фондами.
Виды негосударственных пенсионных фондов
Негосударственные пенсионные фонды
Существует три типа негосударственных пенсионных фондов: корпоративные, профессиональные и открытые.
Корпоративный фонд учреждается одним или несколькими юридическими лицами — работодателями, к которым могут присоединиться другие работодатели — плательщики взносов.
Работодатель-плательщик не является учредителем профессионального пенсионного фонда, но пользуется многими правами и обязанностями в отношении заботы о своих сотрудниках в таком НПФ. Этот работодатель должен заключить договор об участии с советом корпоративного пенсионного фонда.
Участниками корпоративного НПФ могут быть только физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем-учредителем и работодателем-плательщиком данного фонда () Галанов В.П. Организация органов социального обеспечения в Российской Федерации. — М.: Кнорус, 2009. — 160с..
Профессиональный фонд может быть создан объединением юридических лиц — работодателей, объединениями физических лиц, в том числе профсоюзами (объединениями профсоюзов), или физическими лицами, связанными с характером их профессиональной деятельности.
Участниками такого фонда могут быть только физические лица, связанные по роду своей деятельности (профессии), как это определено в уставе НПФ.
Открытый фонд учреждается одним или несколькими юридическими лицами и доступен для всех юридических и физических лиц в качестве вкладчиков.
Роль ПФЛ в системе социальной защиты многогранна. Благодаря своей двойственной природе как социальных и финансовых институтов, они играют двойную роль: как социальные институты, они помогают лучше удовлетворять потребности пенсионеров и снижают социальную напряженность в обществе. Как финансовые институты, они играют важную макроэкономическую роль, способствуя увеличению доли фонда накопления в национальном доходе и формируя мощный внебюджетный инвестиционный лоток в национальной экономике. Исходя из этого, было дано определение негосударственных пенсионных фондов как экономической категории. С развитием негосударственных пенсионных фондов решаются задачи реформирования пенсионной системы России, появляется ряд моментов, привлекательных для компаний, работодателей и работников. Прежде всего, это частичное, а иногда и полное финансирование дополнительных пенсий работодателем. В этом отношении частная пенсия обходится человеку гораздо дешевле, чем в случае полного финансирования пенсии за счет собственных взносов. Другими словами, участие в пенсионном фонде эквивалентно получению отложенной части заработной платы с соответствующим накоплением инвестиционного дохода. Поэтому условие наличия негосударственной пенсионной программы становится важным моментом при выборе работы.
Становление негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране, имеет определенные трудности для успешного функционирования НПФ: население утратило доверие к государству и всем новым финансовым институтам, работодатели не имеют достаточного количества свободных средств и не имеют стимулов для работы с негосударственными пенсионными фондами, отсутствует развитый, стабильный, предсказуемый финансовый рынок, не созданы условия для безопасного ведения бизнеса.
Негосударственная пенсионная система позволит:
Существенно повысить уровень социальной защиты населения, создать необходимые гарантии социального отдыха в обществе;
Создать необходимые пенсионные резервы для реализации долгосрочных экономических проектов
Создать условия для формирования реального источника дополнительных пенсий, помимо государственной пенсии;
оказывать реальное влияние на воспроизводство и развитие экономики;
Создание новых рабочих мест путем реализации инвестиционных проектов.
Необходимо приложить все усилия, чтобы обеспечить условия для нормального функционирования этого учреждения. В частности, важно реализовать меры по разъяснению населению роли и функций негосударственных пенсионных фондов в системе обеспечения старости; тщательно проработать законодательную базу по многим аспектам деятельности негосударственных пенсионных фондов, включая их участие в обязательном пенсионном страховании населения и в создании обязательных профессиональных пенсионных схем; создать благоприятный налоговый климат для субъектов негосударственного пенсионного обеспечения, привлечь работодателей к участию в создании профессиональных пенсионных схем и т.д.
Проблемы развития НПО
Добровольное пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.
В этом многообразии форм добровольного пенсионного обеспечения заключается его способность удовлетворить различные потребности в пенсиях в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать. В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.