Выездная налоговая проверка при банкротстве ООО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка при банкротстве ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоговая проверка индивидуального предпринимателя производится по той же схеме, что и в отношении юрлиц. Многих бизнесменов волнует вопрос, списываются ли долги по налогам в случае банкротства ИП? Или эта процедура затрагивает долги перед кредиторами? Ведь обычно именно непомерная налоговая нагрузка становится причиной закрытия бизнеса.

Налоговая проверка при банкротстве ИП

В рядовой ситуации все налоговые долги предпринимателя переходят на него как на физическое лицо после ликвидации ИП. Но в случае с закрытием через банкротство последствия для индивидуального предпринимателя аналогичны тем, которые предусмотрены для юридических лиц: их задолженность перед бюджетом списывается.

Проверка может проводиться налоговиками в течение 3 лет после закрытия ИП. И тогда все недоимки в виде налогов и пени будут переложены на предпринимателя как физическое лицо. Это не мешает объявить бывшему бизнесмену о своем банкротстве уже после своего закрытия.

Итоги проверки Федеральной Налоговой Службы

По итогам проведенной ревизии налоговой при процедуре несостоятельности может быть выявлено отсутствие нарушений. Хотя такое на практике встречается крайне редко. В противном случае налоговики составляют акт и передают его налогоплательщику. Если в установленные сроки компании или ИП не удалось его обжаловать, то составляются требования о привлечении налогоплательщика к ответственности и уплате отчислений в бюджет.

В зависимости от того, когда была начата или завершилась проверка со стороны налоговиков требования об уплате недоимки подлежат включению в реестр кредиторов. Если реестр был к тому моменту закрыт, то налоговая недоимка остается за пределами реестра. Тогда она будет удовлетворяться только после погашения требований конкурсных кредиторов.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Прекращение банкротства — не повод расслабляться

С середины прошлого года на уровне Верховного суда наметилась тенденция привлечения КДЛ к СО за налоговое правонарушение уже после прекращения процедуры корпоративного банкротства на общую сумму недоимки.

По результатам налоговой проверки обществу «ТЭК Саргон» доначислена задолженность по НДС свыше 12 млн рублей, включая 3,2 млн рублей неустойки. В 2020 году возбуждено дело о банкротстве компании, в рамках которого единственным кредитором должника выступала налоговая. Дело о банкротстве было прекращено из-за отсутствия финансирования.

В исковом производстве ФНС обратилась в суд с заявлением о привлечении учредителей к СО по обязательствам должника, мотивируя требование тем, что недоимка возникла в результате их неправомерных действий. ВС РФ удовлетворил заявленное требование в полном объеме.

Указанная позиция поставила точку в вопросе включения в состав СО учредителей и бенефициаров неустойки за налоговое правонарушение после прекращения производства по делу о банкротстве.

Способы защиты от персональной ответственности

Однако эти сроки носят организационный характер и не являются пресекательными, о чем недавно напомнил и Верховный суд. То есть пропуск 90-дневного срока не влияет на возможность признания заявления ИФНС обоснованным и введения процедуры банкротства.

Обвинить руководителя коммерческой организации в мировом кризисе или в том, что он к нему не подготовился — затруднительно. Налоговые органы не испытывают сильного интереса к тем процедурам, где конкурсный управляющий предпринимает меры для погашения задолженностей перед кредиторами. Это негативно сказывается на положении взыскателей. Ранее они могли извлечь определенную выгоду из очень активного поведения налоговой инспекции. Сегодня они лишены такой возможности.

Читайте также:  Учет основных средств в 2024 году изменения

Чаще всего камеральные проверки проходят незаметно для предпринимателя: налоговая проверяет декларацию, убеждается, что все в порядке.

Особенности проведения

При банкротстве, как правило, все полномочия руководителя переходят к временно назначенному управляющему. В этом случае ФНС должна запрашивать дополнительную информацию через арбитражный суд. Представители проверяющей службы могут быть привлечены как свидетели.

Если руководство фирмы объявляет о банкротстве во время проверки ФНС, то она продолжается в штатном режиме. Но требования инспекторов в дальнейшем будут предъявляться в соответствие с порядком, принятом в этом случае. Все долги по налогам включаются в реестр требований, или заявление о недочете предъявляется в суд в обход реестра.

Тем не менее, чтобы иметь возможность участвовать в собрании кредиторов и влиять на течение процедуры, представители ФНС должны заявить о включении требований в реестр на протяжении 30 дней с момента выхода первого сообщения о банкротстве.

В каком порядке проводится налоговая проверка при банкротстве?

Закон не содержит каких-либо ограничений или особенностей для проведения налоговых ревизий в отношении компаний, находящихся в процедуре несостоятельности.

Вместе с тем, по практике, налоговики не особо заинтересованы в проведении таких проверок, потому что им необходимо установить свои требования в реестре, а для этого необходимо соблюсти сроки, которые могут быть пропущены за время проведения проверки.

Но, если ФНС все же решится провести контрольные мероприятия в отношении банкрота, то порядок действует общий, без каких-либо отличий от обычной ситуации, когда дело не осложнено банкротством.

В целом, действовать будет следующий алгоритм:

  • Принятие налоговой решения о проведении ревизии;
  • Уведомление должника о предстоящей проверке (не обязательно в случаях камеральных проверок);
  • Само проведение проверки, в ходе которой исследуются документы организации и могут быть привлечены эксперты;
  • Оформление документов по итогам проведенных мероприятий и, в случае выявления нарушений, решения о привлечении к налоговой ответственности.

Налоговая проверка при банкротстве. Быть или не быть?

Если инициировать процедуру банкротства, не станет ли это сигналом для налогового органа провести выездную проверку вашей компании? И как повлияет налоговая проверка на проведение процедуры банкротства?

  • насколько реальны риски налоговой проверки при инициировании процедуры банкротства;
  • возможно ли закрыть компанию через процедуру банкротства при незавершенной налоговой проверке;
  • какова позиция Верховного Суда РФ по вопросу приостановки производства по делу в связи с налоговой проверкой банкрота.
  • большой разрыв в платежах в бюджет по сравнению со средним показателем по отрасли;
  • сдача налоговой и бухгалтерской отчетности с убытками на протяжении нескольких налоговых периодов (налоговикам кажется подозрительным наличие в предпринимательской деятельности убытков). Минимум данная отчетность будет поводом для камералки. Вследствие чего вам необходимо будет объяснить фискалам, в чем заключается ваша «хитрая» стратегия ведения бизнеса;
  • ваше желание отразить в отчетности кругленькую сумму к вычету по НДС. Возвращая НДС, вы должны быть кристально чисты, либо не только деньги не получите, но и еще должны останетесь;
  • и снова среднестатистические показатели, теперь уже по заработной плате. Если выплачиваемая среднемесячная з/п на одного работника меньше чем среднестатистическая по вашей отрасли по субъекту, это будет поводом для дополнительных вопросов;
  • игнорирование запросов и требований ФНС в предоставлении информации и документов тоже ни к чему хорошему не приведет, давайте хоть какие-нибудь ответы;
  • инициирование процедуры реорганизации либо ликвидации компании при ранее активной экономической деятельности тоже может стать поводом для дополнительного внимания;
  • частая миграция компании из одной налоговой инспекции в другую. Такие переезды, не обусловленные разумными причинами, заставляют задуматься, от чего вы бежите;
  • наличие в работе большого количества контрагентов-посредников без разумных экономических выгод как минимум вызовет ряд вопросов. А наличие среди контрагентов «фирм-однодневок» явно не прибавит вам добросовестности.


Инициирование процедуры банкротства само по себе не является поводом для проведения внеплановой проверки. Если только оно не сочетается с вышеприведенными критериями.

Например, одним из часто используемых способов закрытия компании является так называемая упрощенная процедура банкротства. Когда сначала подается заявление на ликвидацию компании в добровольном порядке, а далее – заявление на банкротство от «дружественного» кредитора. При этом Общество за отчетный период сдает балансы, из которых видно активную экономическую деятельность. Естественно, ликвидация экономически активной организации будет выглядеть подозрительно и может вызвать ряд вопросов.

Читайте также:  Куда обратиться после принатия наследства на гараж

Что делать если возникли долги перед налоговой

Учитываются ли при определении суммы задолженности, достаточной для начала процедуры банкротства, штрафы и пени?

При инициировании банкротства людей таковой обязанности у налогового органа нет. Так что фонды и органы власти обычно сами выслеживают сведения о том, что в отношении гр-н а-должника введена процедура банкротства. Узнав об этом, они направляют документы (материалы) о наличии задолженности в налоговые органы для того, чтоб потом включить ее в общий реестр требований и предъявить должнику.

Свою задолженность по налогам каждый желающий может уточнить на особом сервисе ФНС Русской Федерации. Не считая того, информация

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

о просрочках доступна на веб-сайте гос.Услуг.

Сроки проведения налоговой проверки

Согласно ст.89 НК РФ срок проведения налоговой проверки не более 2-х месяцев, также проверка может быть приостановлена на определенный срок, который в срок проверки не входит. В исключительных случаях срок налоговой проверки может быть увеличен до 3-х месяцев. Далее 2 месяца отводиться должностным лицам налогового органа для составления акта выездной налоговой проверки, который передается налогоплательщику для рассмотрения и подписания. Налогоплательщику дается 2 недели на обжалование акта налоговой проверки, и еще 2 недели для принятия должностными лицами налогового органа окончательного решения по результатам проверки. В итоге получается, что решение по результатам проверки вступает в силу минимум через 5-6 месяцев с момента ее проведения. Срок подачи заявления о включении в реестр кредиторов — 2 месяца с момента публикации сведений о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства (п. 1 ст.142 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). К этому времени решение по результатам налоговой проверки должно вступить в силу.

Какое участи и что проверяет налоговая при банкротстве ооо

При наличии подтвержденной на момент начала банкротства приличной задолженности по налогам, налоговый орган скорее воспользуется правами, предоставленными законом о банкротстве (по крайней мере, если банкротство инициировал кто-то другой, сами они не активничают в этом плане, насколько мне известно). Никаких формальных препятствий провести налоговую проверку в преддверии начала процедуры банкротства не вижу (касается и камеральной, и выездной) Уже после введения наблюдения выбить из соответствующего ООО любые задолженности можно только в рамках процедуры банкротства, с соблюдением требований закона «О несостоятельности (банкротстве)», приостанавливаются исполнительные документы и далее по списку. При закрытии общества прекращается его деятельность, меняются учредители или гендиректор.

89 Внимание НК РФ).

В каких ситуациях налоговая может запустить проверку

Когда юридическое лицо инициирует проведение процедуры банкротства, это не дает 100% гарантии на получение или отсутствие проверки. Все зависит от того, соответствует ли производство установленным критериям и есть ли основания обратить на его деятельность внимание. Основными критериями, привлекающими Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выступают:

  • крупные разрывы между платежами компании в бюджет, если сравнивать их со средним значением в отрасли;
  • составление и передача в налоговую отчетности, по которой видны явные убытки компании – продолжаться такое должно не менее двух периодов;
  • уменьшение средней зарплаты сотрудникам по сравнению с другими производствами;
  • полное игнорирование вопросов, поступающих от ФНС;
  • быстрый старт реорганизации или ликвидации предприятия, не обусловленный спадом экономической деятельности;
  • частые смены одного ФНС на другой без причины.

Инициируя процедуру банкротства и попадая под один или более из перечисленных критериев, организация может ожидать, что налоговая служба проявит личный интерес к происходящему.

Роль отдела обеспечения процедур банкротства

Вы можете обратиться в ФНС России, отдел, занимающийся обеспечением процедуры банкротства, для получения максимальной информации по интересующим вопросам. Отдел обеспечения процедур банкротства в налоговой отличается работой в определенных направлениях и выполняет функции обеспечения всеми необходимыми документами. Сотрудники отдела ФНС России занимаются:

  • подготовкой и сбором документов для реализации имущества должника;
  • составлением документов для взыскания долгов;
  • подготовкой всех необходимых бумаг для начала процедуры банкротства;
  • проводит контроль над выплатами всех наложенных на лиц штрафов;
  • осуществляет списание задолженностей, которые не могут быть оплачены;
  • анализирует финансовое состояние предприятия и должника;
  • составляет отчет о причинах возникновения задолженностей;
  • подготавливает и направляет запрос о выплатах юридическим лицам;
  • имеет право остановить все операции, выполняющиеся на счетах должника.
Читайте также:  Охота на зайца: сроки охоты по регионам России

Для подачи заявления и необходимых документов для проведения процедуры признания неплатежеспособности могут быть организованы встречи с кредиторами, в том числе с территориальными налоговыми органами.

Тематические блоки вопросов программы

Налоговый учет: формирование портрета бизнеса своими силами.

➢ постановка и ведение налогового учета в современных условиях;

➢ документооборот глазами налогового инспектора;

➢ сдача налоговой отчетности как форма диалога с налоговиками;

➢ ответы на обращения и требования налоговых органов, взаимодействие по текущим вопросам.

Налоговый контроль: с проверками и без.

➢ побуждение налогоплательщика заплатить в бюджет: формы, риски, защита;

➢ камеральные и выездные налоговые проверки: отличия и возможности защиты;

➢ мероприятия налогового контроля – практика применения и действия налогоплательщика;

➢ особенности обжалования ненормативных актов налоговых органов.

Взыскание налоговых долгов в современных условиях.

➢ обеспечительные меры налоговиков как меры предварительного взыскания;

➢ порядок действий налогового органа по взысканию налоговой недоимки;

➢ взыскание налоговой недоимки со взаимозависимых лиц;

➢ уголовно-правовые меры взыскания налоговой недоимки.

ФНС в банкротстве: роль, практика, тренды.

➢ привилегированный статус уполномоченного органа и его влияние на банкротство должника;

➢ ресурсы и полномочия налогового органа как инструменты повышения эффективности банкротства;

➢ уполномоченный орган и формирование судебной практики;

➢ защита прав налогоплательщика — налоговая защита должника.

Модератор сессий:

  • Алексей Некрасов, руководитель практики налогов и банкротства Адвокатского Бюро г. Москвы “Халимон и Партнеры”

Среди спикеров:

  • Константин Сальников, к.э.н, директор АНО “Центр судебных исследований “Экспертология”, доцент кафедры экономической экспертизы и финансового мониторинга, МИРЭА – Российский технологический университет

  • Оксана Мучараева, Президент АНО поддержки предпринимательства “Объединенный Медиативный Центр”, член Союза “ПНК”, Государственный советник Российской Федерации 3 класса

  • Ольга Головина, Профессиональный бухгалтер, налоговый консультант (ПНК), ex-Главный бухгалтер Selgros Cash & Carry / ООО “Зельгрос”

  • Илья Курцев, Директор Центра кредитного контроля ПАО “Ростелеком”

  • Марина Голубенцева, Партнёр, руководитель практики Налогового Консалтинга и Аудита, Bellerage

  • Владислав Каминский, Основатель и управляющий партнер юридической компании «Kaminskiy, Stepanov & Partners»

  • Дмитрий Барский, Партнер, руководитель налоговой практики Intana Legal

  • Ольга Колозина, Заместитель директора ООО Юридического агентства “Сезар Консалтинг”, советник налоговой практики ООО “Аудит Груп”, аттестованный налоговый консультант

  • Наталья Кузовая, Начальник отдела налогового планирования, Интеррос

Порядок налогового контроля при банкротстве

Инфо Никаких сообщений и уведомлений о результатах проверки не предусмотрено. Если были выявлены нарушения, налогоплательщик получит соответствующий акт с результатами. Камеральная налоговая проверка при банкротстве Камеральная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на банкротящееся предприятие.
Каждый предприниматель сталкивался с ситуацией, когда в процессе предпринимательской длительности возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, зарплатным налогам и пр.

В практике судов выявлен различный подход к исчислению срока предъявления уполномоченными органами требований об установлении задолженности по обязательным платежам, если к моменту введения в отношении должника процедуры конкурсного производства не была завершена проводимая в отношении него налоговая проверка. При установлении таких требований в деле о банкротстве необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей и иных требований, поименованных в Законе о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В начале ноября 2017 г в отношении ООО кредитором было подано заявление о признании его банкротом. В конце ноября 2017 г Арбитражный суд выносит определение. 26.12.2017 г назначен арбитражный управляющий на ООО-должник. 11.01.2018 г в отношении ООО-должника введена процедура наблюдения. 27.12.2017 г. ИФНС выносит решение о проведении выездной налоговой проверки за 2014-2016 гг. По состоянию на 07.06.2018 г на ООО — конкурсное производство, реестр кредиторов уже сформирован, а налоговая проверка еще продолжается (с приостановлениями). Каковы могут быть последствия для ООО и собственников после вынесения Акта выездной налоговой проверки в случае если судом уже будет принято решение о ликвидации должника, если еще не будет принято решение о ликвидации.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...