Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии на выполнение госзадания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изменения начинаются с момента описаний обязанностей сторон. Первоочередно они отpaжены в обязательствах yчредителя. К примерy, он обязан направлять претензию о качестве работ, если контролируя их этапы, обнаружил ненадлежащее исполнение обязательств. При этом дополнительно иcпoлнитель обязан самостоятельно предоставить расчет cyбсидии, подлежащую к возвратy в гocбюджет.
Структура разделов, порядок формирования
В соответствии с ПП РФ № 640, форма государственного задания состоит из нескольких частей — отдельного раздела по каждой госуслуге и общих разделов. Структура госзадания такова:
- Часть 1. Сведения об оказываемых государственных услугах.
- Часть 2. Сведения о выполняемых работах.
- Часть 3. Прочие сведения о госзадании.
Так как госзадание — это свод нормативов и расчетов по госуслугам, в него, помимо основных сведений, необходимо включить:
- критерии предоставления госуслуги (потребители, перечень услуг с кодировкой, показатели качества и объемов, допустимые отклонения и т. д.);
- порядок контроля выполнения (основания досрочного прекращения, формы и сроки контроля, требования к отчетности о выполнении и прочие условия контроля).
Перевод дебетовых остатков, сформированных на начало года от поступлений субсидий
С учетом применения нового счета для расчетов по субсидиям на госзадание в первую очередь необходимо проанализировать остатки, ранее сформированные по таким расчетам на 01.01.2016. При наличии дебетовых остатков, образовавшихся за 2015 г. на счете 4 205 80 000, их нужно перевести на счет 4 205 30 000.
Отметим, что дебетовые остатки по счету 4 205 80 000 по состоянию на 01.01.2016 могли образоваться в результате так называемого недофинансирования субсидии на госзадание (то есть в ситуации, когда по завершении финансового года, на который установлено госзадание, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения не перечислена в полном объеме, предусмотренном соглашением о предоставлении указанной субсидии). В подобном случае у автономного учреждения — получателя субсидии на счете 4 205 80 000 отражается дебиторская задолженность учредителя на сумму недополученной субсидии (Письмо Минфина России от 28.04.2015 N 02-05-10/24457).
Поступление субсидии на госзадание
В силу п. 44 Положения N 640 предоставление автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого данным учреждением со своим учредителем. Такое соглашение определяет, в частности, объем и периодичность перечисления субсидии на госзадание в течение финансового года.
Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640.
Субсидия перечисляется в соответствии с графиком, содержащимся в соглашении, но не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей (п. 45 Положения N 640):
- 25% годового размера субсидии в течение I квартала;
- 50% (до 65% — в части субсидий, предоставляемых на оказание государственных услуг (выполнение работ), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года) годового размера субсидии в течение I полугодия;
- 75% годового размера субсидии в течение девяти месяцев.
Перечисление субсидии в декабре текущего года осуществляется не позднее двух рабочих дней со дня представления автономным учреждением предварительного отчета об исполнении государственного задания за соответствующий финансовый год (п. 46 Положения N 640).
В целях получения субсидии на госзадание автономные учреждения могут открывать лицевой счет в территориальном ОФК (финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования)) либо счет в кредитной организации (п. 43 Положения N 640, ст. 2 Закона об автономных учреждениях ).
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Согласно новой редакции п. п. 72, 77 Инструкции N 183н операции по поступлению субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, отразятся следующими бухгалтерскими проводками:
- поступление субсидии на госзадание на лицевой счет автономного учреждения, открытый в территориальном ОФК (финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования)) в порядке, установленном законодательством РФ для осуществления платежей в целях выполнения государственного (муниципального) задания:
Бывают ли особые случаи при оформлении субсидии
Существуют особые случаи, при которых родственники нанимателя, зарегистрированные или проживающие с ним на одной жилплощади, могут подать документы на получение субсидии. Воспользоваться правом на материальную помощь со стороны государства можно в том случае, если собственник служит в армии, находится в тюрьме, признан без вести пропавшим или находится на принудительном стационарном лечении по решению суда. Смерть нанимателя помещения или объявление его умершим также дает право родственникам подать заявление на оформление субсидии.
Родственники владельца жилого помещения могут получать субсидию только при условии, что на момент подачи заявления они продолжают проживать в той же квартире. При этом свое право они должны подтвердить документально. Для этого им необходимо предоставить документ, подтверждающий причину отсутствия владельца (нанимателя). К стандартному пакету документов также прилагается справка формы 9 или 12.
В ст. 69.2 БК РФ указано, на что выделяются субсидии на основании государственного задания, — на реализацию основных направлений деятельности (оказание услуг) учреждения. Направление расходования средств указывается в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Субсидии рассчитываются как произведение цены услуги и количества пользователей. В некоторых случаях выделенная субсидия на госзадание — это единственный источник финансирования. Но для организаций не исключена и возможность частичного распределения ассигнований от государства, местного бюджета и приносящей доход деятельности. Например, перечисление родительской платы за детский сад является частью оплаты госуслуги.
Часто организация предоставляет несколько госуслуг. Расчет каждой из них определяет выделяемый объем денег, а сумма по всем госуслугам составит совокупное финансирование ГЗ.
Расчет несложен, затруднения возникают при учете расходов по каждому отдельному источнику поступления средств. Учет затрат на исполнение ГЗ — достаточно трудоемкий процесс, если предоставляется несколько услуг. Раздельный учет субсидии на выполнение государственного задания в учреждении по каждому направлению существенно упростит составление отчетов о выполнении ГЗ и ПФХД.
Закупочная деятельность
БУ вправе как оказывать госуслуги в пределах установленного ГЗ, так и проводить госзакупки по 44 ФЗ на приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для реализации целей госзадания. Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитываются с учетом планируемых затрат на закупки. Цель субсидирования прописывается в соглашении. Заказчику запрещено проводить закупки по 44 ФЗ, не соответствующие целям ГЗ, МЗ. Если у вас образовалась экономия от заказов, вы вправе перераспределить эти средства на другие закупки. Если по итогам финансового периода выявился остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания, эту сумму надлежит вернуть обратно в бюджет.
Отдельно регулируется ситуация по госзакупкам в рамках 44 ФЗ у автономных организаций. В письме Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014 указано, что если АУ субсидируются за счет средств бюджета, а целью субсидии являются капитальные вложения, то они обязаны осуществлять закупочную деятельность в соответствии с законом 44 ФЗ. Это означает, что все остальные бюджетные субсидии АУ и все виды доходов, полученные за счет осуществления предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельности, расходуются на закупки по нормам закона № 223. Такие разъяснения дал Минфин в отдельном письме от 21.03.2014 № 02-02-09/12591.
Субсидия будет возвращена в бюджет при таких обстоятельствах:
- Сокращение объема госзадания.
- Учреждение не реализовало задание за отчетный период.
Если объем задания уменьшен в текущем году, выполняются эти проводки:
- ДТ420531560 КТ440110130. Сторнирование дохода от субсидии (используется метод «Красное сторно»).
- ДТ420531560 КТ420111610. Выбытие части субсидии с расчетного счета.
Если возвращаются субсидии прошлых лет, выполняются эти проводки:
- ДТ440110130 КТ430305730. Начисление долга по возврату неиспользованной субсидии.
- ДТ430305830 КТ420111610. Выбытие части средств.
Последние проводки актуальны для тех случаев, когда не полностью реализовано поставленное задание.
Правила предоставления субсидий некоммерческим организациям в 2023 году
Финансовая помощь оказывается некоммерческим организациям в 2023 году при обязательном выполнении следующих условий:
- разработке и утверждении программы, предусматривающей проведение мероприятий для обеспечения выполнения целей, ради которых организуется субсидирование НКО, с организацией контроля исполнения этих мер;
- своевременной выплате налогов, сборов и прочих платежей, исключающих образование задолженности у НКО;
- наличия финансовых обязательств у некоммерческой организации на текущий финансовый год по оплате труда привлеченных сотрудников, распределения общехозяйственных расходов;
- отсутствия рисков для дальнейшей деятельности НКО в виде вероятности процедуры банкротства и приостановки работы;
- обеспечения полного анализа расходования средств с распределением операций по отдельным позициям.
Программа мероприятий для выполнения некоммерческой организацией целей субсидирования, предполагает включение следующих пунктов:
- описания направлений работы и поставленных задач НКО;
- перечня отдельных действий по каждому вопросу с указанием объемов средств, которые предстоит расходовать;
- количественных показателей, для оценивания результатов выполнения поставленных задач некоммерческой организацией.
Организаторами конкурса оценивается выполнение подателями заявок поставленных условий и возможность включения НКО в данный отбор.
Таким образом, еще с 2021 года упрощена процедура оформления субсидий в части сбора необходимых документов – и действует в 2023: более не потребуется справка об отсутствии задолженности. Сведения об отсутствии задолженности уполномоченные инстанции смогут запрашивать по каналам межведомственного обмена. В конечном итоге законодатели планируют прийти к модели, когда для оформления субсидии потребуется только одно заявление без дополнительных подтверждающих документов. Но пока сделан первый шаг к этой цели.
Также в 2023 году оформить субсидию по оплате услуг ЖКХ не смогут только те должники, чьи долги превышают трехлетний период – и это подтверждает судебное решение. Получается, что теперь задолженность по оплате коммунальных услуг за текущий месяц не может стать препятствием для оформления выплат.
Доведение лимитов бюджетных обязательств до учредителя
Бухгалтерские записи по доведению лимитов бюджетных обязательств до главного распорядителя средств федерального бюджета, как получателя средств федерального бюджета, на текущий финансовый год, а также порядок их отражения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (с указанием документов программы) представлены в таблице 1.
Таблица 1. Доведение ЛБО по детализированным КОСГУ
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Документ программы |
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на выполнение государственного задания автономному учреждению |
КРБ1 1 501 12 241 |
КРБ1 1 501 13 241 |
10 000,00 |
Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС |
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на иные цели бюджетному учреждению |
КРБ2 1 501 12 241 |
КРБ2 1 501 13 241 |
12 000,00 |
Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС |
Доведены ЛБО на предоставление субсидии на иные цели на возмещение расходов бюджетного учреждения |
КРБ3 1 501 12 241 |
КРБ3 1 501 13 241 |
4 000,00 |
Расходное расписание РБС с установленным флагом Доведение данных себе как ПБС» |
Начисление субсидии на госзадание на 2021 год проводки
Субсидии на исполнение заданий подразделяются на эти виды:
- Целевое субсидирование. Деньги выдаются под определенные цели.
- Средства на оказание услуг. В рамках задания у учреждения может возникнуть необходимость в оказании государственных услуг. В этом случае субсидии предоставляются именно на оказание этих услуг.
- Разовые субсидии. Деньги в данном случае направляются на финансирование мероприятий.
Вид предоставляемой субсидии зависит от конкретного задания.
Важно правильно рассчитать субсидию на выполнение задания. При определении финансирования учитываются эти направления трат:
- Непосредственно для оказания услуги.
- На общехозяйственные нужды.
- Потребление электроэнергии в объеме 10% от общих трат учреждения на оплату электроэнергии.
- Расход тепловой энергии в объеме 50% от общего размера трат на оплату отопления.
- Оплата налогов.
Деньги предоставляются на основании соглашения о порядке передачи субсидии.
Остатки субсидии на выполнение госзадания можно потратить на цели, для которых создавалось учреждение.
Финфин сообщил, что при таком расходовании остатков субсидии нужно учесть направления для расходования средств, которые предусмотрены планом финхоздеятельности.
Субсидия на выполнение госзадания: что это и как связано с закупками
В случае использование не всей выделенной суммы субсидии на реализацию задания исполнитель обязан вернуть. При расчете размера учитываются показатели готового заказа и отклонения. Данная операция отображается документально.
Внимание! Рекомендуется приложить уточнение всех затрат, где видно остаток. Так исполнитель сможет избежать вопросов со стороны проверяющих организаций.
Определены случая, когда РФ выделяет деньги свыше рассчитанной суммы и это обязывает при использовании не всех средств произвести возврат. Для этого совершаются следующие действия:
- Составить акт использования средств. Документ подготавливается после окончания работ. Он содержит сведения о размере денег, которые подлежат возврату;
- Госорганы рассматривают предоставленный акт и выносят решение о нецелесообразности остатка финансовой помощи;
- Бухгалтерия предприятия возвращает деньги на указанные реквизиты;
- Представитель учреждения обращается в госорган и представляет документы, которые подтверждают факт возврата денег.
Законодательные акты закрепляют основания, наступление которых обязывает получателя вернуть деньги:
- необходимый объем субсидии на выполнение государственного задания не достигнут;
- качественные показатели на ненадлежащем уровне.
В случае уменьшения размера денег данный факт отображается в таких проводках:
Дебет | Кредит | Наименование |
ДТ420531560 | КТ420111610 | Полная отмена первоначальной операции |
ДТ420531560 | КТ420111610 | Исключение части субсидий с РС |
Закон о регулировании бюджетных субсидий компаниям
Госдума на пленарном заседании 7 июля 2017 года приняла в третьем чтении правительственный закон, который регулирует субсидии из федерального бюджета госкорпорациям, госкомпаниям и публично-правовым компаниям и расширяет круг возможных целей таких субсидий, в частности за счет строительства или реконструкции федеральных автодорог, переданных в доверительное управление «Автодору».
Документ предусматривает, что средства госкомпаниям больше не будут выделяться в качестве имущественного взноса РФ. Это создаст условия для выделения данным организациям из бюджета средств в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой и поможет усилить контроль за их использованием, поясняет кабмин.
Закон был разработан во исполнение поручений президента включить в ФАИП объекты капстроительства, укрупненные инвестпроекты и объекты недвижимости, на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и приобретение которых выделяются из бюджета средства юрлицам, не являющимся государственными учреждениями и предприятиями.
В документе определяются виды субсидий из федерального бюджета госкорпорациям, госкомпаниям и публично-правовым компаниям, цели и условия их предоставления и порядок их возврата при нарушении условий использования.
В Бюджетный кодекс вносятся изменения, определяющие критерии выполнения государственного задания.
Госзадание является невыполнимым в случае недостижения (превышения допустимого отклонения) показателей госзадания, характеризующих объем оказываемых госуслуг и недостижения (превышения допустимого отклонения) показателей госзадания, характеризующих качество таких услуг. Госзадание формируется в соответствии с отраслевыми перечнями государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, расширяются основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без правки закона о бюджете.
Законом расширяется круг целей, на которые могут быть направлены данные субсидии. Они могут быть выделены, в том числе, на строительство или реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных в доверительное управление госкомпании «Автодор».
- Обязательным условием для предоставления субсидий станет отсутствие у их получателей на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключаются соглашения о предоставлении субсидий, задолженности по налогам, сборам и иным платежам.
- Законом предусматривается, что субсидии, предоставленные государственным и публично-правовым компаниям из бюджетных ассигнований резервных фондов, не утверждаются законом о федеральном бюджете.
- Изменения о предоставлении бюджетных инвестиций юрлицам для внесения средств в уставные капиталы дочерних обществ, в том числе в соответствии с ФАИП, могут вноситься в бюджеты, начиная с бюджетов 2018 года (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов).
- В то же время, положения о таких бюджетных инвестициях, предоставляемых в соответствии с ФАИП, не применяются к объектам капитального строительства, в отношении которых до 1 января 2017 года утверждена проектная документация и до 1 января 2018 года заключены договоры для строительства или реконструкции.
- Государственная Дума
Кто может претендовать
Особенных ограничений нет, даже иностранцы, если между страной гражданина и Россией подписано соответствующее соглашение. Такой документ у РФ подписан с Киргизией и Белоруссией. Говорится о возможности получения собственниками и арендаторами (по договору госнайма или аренды), но это право реализуется только при условии наличия постоянной прописки. Отсюда невозможность получения субсидии по арендному договору, подписанному с собственником.
Компенсационная выплата может назначаться хозяину комнаты, квартиры и дома, члену жилищного кооператива, — все это законные основания для проживания на квадратных метрах. Но ее дадут только при условии, что на каждого живущего есть не более установленной законом местного самоуправления нормы.
Представим в таблице корреспонденцию счетов по отражению операций по поступлению и расходованию субсидий, выделенных для выполнения государственного задания, используя при этом положения Инструкций N N 174н , 183н .
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||
В учете бюджетного учреждения |
В учете автономного учреждения |
|||||
Начисление субсидии, выделенной на выполнение государственного задания (п. 93 Инструкции N 174н, п. 96 Инструкции N 183н) |
4 205 81 560 | 4 401 10 180 | 4 205 80 000 | 4 401 10 180 | ||
Поступление субсидии на лицевой счет (п. 94 Инструкции N 174н, п. 97 Инструкции N 183н) |
4 201 11 510 | 4 205 81 660 | 4 201 11 000 | 4 205 80 000 | ||
Отражение расходов, осуществляемых за счет средств субсидий: |
||||||
— формирующих себестоимость работ, услуг (готовой продукции), оказываемых учреждением в рамках государственного (муниципального) задания (п. п. 60, 61, 65 Инструкций N 174н, N 183н) |
4 109 60 XXX 4 109 70 XXX 4 109 80 XXX 4 109 90 XXX |
4 302 XX 730 4 104 XX 410 4 208 XX 660 4 303 XX 730 4 105 XX 440 4 101 XX 410 |
4 109 60 XXX 4 109 70 XXX 4 109 80 XXX 4 109 90 XXX |
4 302 XX 000 4 104 XX 000 4 208 XX 000 4 303 XX 000 4 105 XX 000 4 101 XX 000 |
||
— не формирующих себестоимость работ, услуг (готовой продукции), оказываемых учреждением в рамках государственного (муниципального) задания (п. 153 Инструкции N 174н, п. 181 Инструкции N 183н) |
4 401 20 262 4 401 20 263 4 401 20 290 4 401 20 273 |
4 109 80 XXX 4 208 62 660 4 208 63 660 4 208 91 660 4 210 01 660 4 302 62 730 4 302 63 730 4 302 91 730 4 303 XX 730 |
4 401 20 262 4 401 20 263 4 401 20 273 4 401 20 290 |
4 109 80 XXX 4 208 62 000 4 208 63 000 4 208 91 000 4 210 01 000 4 302 62 000 4 302 63 000 4 302 91 000 4 303 XX 000 |
||
Вместо символа «XX» указывается соответствующий аналитический код.
Вместо символа «XXX» указывается соответствующий код КОСГУ.
Случаи изменения объемов субсидии
В Соглашении рекомендуется предусмотреть условия изменения установленного размера субсидии. Например, можно указать, что в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания, в последнее могут быть внесены соответствующие изменения. В обоснование таких изменений можно сослаться на то, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном (региональном, муниципальном) бюджете на соответствующие цели.
Кроме того, необходимо сразу предусмотреть гарантию защиты экономических прав учреждения, установив, что изменение объема субсидии, предоставленной из бюджета бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.
Стоит учесть, что в случае выполнения учреждением всех утвержденных в нем требований к объему и качеству государственных услуг (работ) сокращение объема финансового обеспечения госзадания в части уже оказанных государственных услуг, выполненных работ не допускается.
Рекомендуется закрытым перечнем зафиксировать в Соглашении основания для пересмотра объема финансового обеспечения выполнения учреждением государственного задания, например:
- увеличение или уменьшение объема ассигнований, предусмотренных на оказание соответствующих государственных услуг (выполнение работ) в федеральном (региональном, муниципальном) бюджете;
- выполнение государственного задания учреждением не в полном объеме или с качеством ниже установленного в государственном (муниципальном) задании;
- выявление необходимости оказания учреждением государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в количестве сверх установленного в государственном (муниципальном) задании;
- выявление необходимости оказания учреждением дополнительных государственных (муниципальных) услуг (работ), не установленных в государственном (муниципальном) задании;
- выявление необходимости перераспределения объемов государственного (муниципального) задания между учреждениями.
Обязательность пересмотра объема задания и размера субсидии также должна в договоре звучать четко.